Администрация Шарангского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Роженцовская средняя школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением педсовета Директор МБОУ Роженцовская СШ
Протокол № _11_от 22 августа_ 2017г._ _______________ И.Ю. Лаптева
Приказ № 116 от _22 августа_2017г._
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хозяюшка»
Возраст обучающихся с 10 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель:
Желонкина Галина Аркадьевна,
учитель технологии
первой квалификационной категории
с. Роженцово
2017 год
Введение
Декоративно – прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека.
Еще в древности люди умели делать своими руками многие нужные им вещи: шили, вышивали, вязали, плели из лозы и бересты, лепили из глины, украшали узорами предметы, сделанные из разных материалов.
На уроках технологии, к сожалению, нет возможности охватить все виды декоративно – прикладного искусства, поэтому уже на протяжении ряда лет на базе школы работает кружок «Хозяюшка», где учащиеся продолжают изучать на практике декоративно – прикладное искусство. На занятиях кружка школьники сочетают знания технических приемов с художественной фантазией, начинают ощущать себя творческими личностями. Изделия, созданные руками учащихся, служат украшением интерьера дома, могут быть подарены близким людям, вызывая у их созидателей законную гордость за свой труд. Также кружковцы могут успешно принимать участие в различных конкурсах по рукоделию.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Хозяюшка» предполагает ознакомление детей с разными видами декоративно - прикладного творчества. А так же обеспечивает практическую деятельность обучающихся: приобщает обучающихся к ручному труду, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хозяюшка» разработана на основе:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№
273-ФЗ от 29.12.2012)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41)
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
5.Устав МБОУ Роженцовская СШ
6.Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Данная программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Новизна программы состоит в специфике подачи учебного материала с применением современных образовательных технологий и дизайнерских находок (интеграция разных видов творчества).
Актуальность программы обусловлена тем, что изготовление своими руками красивых и нужных вещей приносит удовлетворение результатами труда, вызывает повышенный интерес к работе, пробуждает желание к последующей деятельности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что при применении современных образовательных технологий обучающиеся овладевают навыками поиска необходимой информации, учатся анализу полученной информации, созданию собственного продукта. Получают углублённые знания по вышивке, шитью, кройке и т.п., происходит расширение кругозора обучающихся, что в свою очередь способствует повышению мотивации к обучению.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей учащихся через занятия декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Возраст детей. В объединении «Хозяюшка» занимаются учащиеся разного возраста с 10 лет. Количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с Уставом Учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду и соответствует в первый год и второй год обучения — 12-15 человек. Набор детей свободный, по желанию. В группы первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не проводится. В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Формы и режимы занятий. Данная программа рассчитана 2 года обучения, 36 часов в год, по 1 часу в неделю.
Занятия проводятся в кабинете технологи МБОУ Роженцовской средней школы. Для проведения занятий в кружке есть необходимое оборудование.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, изготовлением подарка.
В первый год обучения учащиеся занимаются вышивкой, во второй – изготавливают мягкую игрушку.
Работа в кружке «Хозяюшка» направлена на трудовое, эстетическое воспитание учащихся, способствует развитию творческой активности и художественных способностей кружковцев. Школьники приобретают навыки художественного творчества, получают представление о пропорциях, выразительности форм, отделки, декоративных свойствах материалов.
В кружке школьники выполняют изделия декоративно – прикладного характера. Занятия состоят из теоретической и практической частей, но больше времени занимает практическая часть. Теоретическая часть включает беседы по изучению народного и декоративно – прикладного искусства, истории развития основных художественных центров вышивки, о народных мастерах, работающих в области декоративно – прикладного искусства. Практическая часть работы состоит из трех основных разделов: основы построения общей композиции, работа над композицией изделия, выполнение изделия в материале.
Основные направления содержания деятельности
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно – прикладного искусства в младших и средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки, истории, черчении и др.
На занятиях в кружке используются различные методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);
- практические (упражнение, учебно-производительный труд);
- работа с книгой;
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.
В течение всего года обучаемые делают записи в дневники-тетради.
В них они записывают наиболее важные термины, правила и понятия; здесь же выполняются таблицы цветовых сочетаний, цветового круга, эскизы и рисунки будущих работ.
С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.
В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке и в школе.
На занятиях в кружке «Хозяюшка» дети могут работать и по книгам. Большое разнообразие учебной и методической литературы позволяет ребенку выбрать работу, которую он хотел бы сделать своими руками. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык работы с книгой. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев, развивает у них способность думать о способах исполнения изделия в том, или ином материале, помогает в решении поставленной задачи.
Иногда на занятиях демонстрируется готовое изделие-образец. С детьми обсуждается технология его изготовления, различные варианты материал. Затем предлагается изготовить его самим, но при этом педагог стремится вызвать у детей желание творить самому, изменять и усовершенствовать, а не выполнять точную копию изделия.
Больше всего проходит в кружке «Хозяюшка» творческих занятий. Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал. Вместе решают, в какой технологии, из какого материала будет создаваться эта композиция.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный и обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных изделий (выставка). Выставка может быть кратковременная и длительная. Коллективные просмотры выполненных изделий, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.
Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него может развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать изделию положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.
В целях расширения кругозора кружковцев и профессиональной ориентации во время каникул проводятся экскурсии на выставки декоративно – прикладного искусства, в музеи.
По итогам года проводится заключительная выставка, на которой представляются лучшие работы кружковцев. Наиболее интересные работы награждаются грамотами.
Ожидаемые результаты
За те 2 года, которые девочки проводят в школьном кружке «Хозяюшка», они взрослеют, меняются внешне и внутренне, их навыки шить и вышивать становятся достаточно профессиональными, интерес устойчивым. Они становятся интересными личностями, с активной жизненной позицией, разбираются в художественном творчестве, трудолюбивые помощницы своим мамам и бабушкам, они не боятся сложной, кропотливой работы, умеют доводить дело до конца, у них развито чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах, они уважают труд и не боятся его. Некоторые девочки продолжают посещать мастерскую и после окончания.
Требования к знаниям и умениям
1-й год обучения:
Дети должны знать:
- общие сведения из истории старинной народной вышивки;
- последовательность технологических процессов вышивки;
-правила ухода за изделиями с вышивкой;
-правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;
-техника безопасности при работе с инструментами;
Дети должны уметь:
- подбирать из журналов мод и составлять рисунки для вышивки;
-переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, закреплять рабочую нитку на ткани без узла;
-заправлять ткань в пяльцы для работы;
-выполнять простейшие ручные швы;
-выполнять окончательную обработку изделия с вышивкой.
2-й год обучения:
Дети должны знать:
- сведения о видах современного декоративно - прикладного искусства;
-возможности лоскутной пластики;
-основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
-технику безопасности;
-умение планировать и самостоятельно контролировать свою деятельность;
Дети должны уметь:
-подготавливать материалы лоскутной пластики к работе;
-подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре;
-пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами;
-соединять детали лоскутной пластики между собой;
- нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий;
- создание новых композиций из освоенных старых видов прикладного творчества.
Способы определения результативности
Средства контроля позволяют выявить результат усвоения образовательной программы. Для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хозяюшка» разработана система контроля и оценки. Проводиться промежуточная и итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация, как и итоговая - проводится в конце года, по каждому разделу программы.
Формами проведения является: тестовые задания, выставка творческих работ. По результатам диагностики проводиться оценивание по трех бальной шкале, которая является критериями оценки.
Критериями оценки для выставки творческих работ является трёх бальная система, со следующими критериями:
1 балл - низкий уровень. Обещающийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
2 балла - средний уровень. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
3 балла – высокий уровень. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Тематический план
Разделы, темы | Всего | Теория | Практика |
1 – й год обучения |
Вышивка | | | |
1. Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. Изготовление салфетки | 16 | 6 | 10 |
3.Изготовление декоративного панно | 16 | 3 | 13 |
4.Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 |
Итого | 36 | 12 | 24 |
2 – й год обучения |
Мягкая игрушка | | | |
1. Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. Изготовление клоуна | 16 | 3 | 13 |
3. Изготовление зайчика, собаки, медвежонка | 16 | 3 | 13 |
4. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 |
Итого | 36 | 9 | 27 |
Содержание тем
1 – й год обучения
№ п/п | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Вводное занятие: 2 ч |
| Задачи и план работы кружка ручной художественной вышивки. Правила поведения кружковцев. Оборудование кабинета, рабочего места. Необходимые принадлежности и материалы для вышивки. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками. | |
2. | Изготовление салфетки: 16 ч |
| Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Вышивка «Простейшие швы». Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом. Зарисовка в альбом простейших швов (швы вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный). | Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки. |
3. | Изготовление декоративного панно: 16 ч |
| Тематика владимирской вышивки. Характерные особенности построения орнамента данного района. Плоскостное решение тематических сюжетов. Подбор ткани для панно. | Раскрой панно, перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив и оформление изделия (пришивание подкладки, оформление верхней части панно, прикрепление шнура и т.д.). |
4. | Итоговое занятие: 2ч |
| Организация выставки лучших работ кружковцев, обсуждение их и анализ. Подведение работы за год. | |
2 – й год обучения
№ п/п | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Вводное занятие: 2ч |
| План и задачи кружка. Просмотр игрушек, выполненных кружковцами. Правила поведения в кружке. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасности труда. | |
2. | Изготовление клоуна: 16ч |
| Художественные традиции старинного крестьянского творчества – лоскутные покрывала. Особенности выполнения лоскутной мозаики. Подбор тканей по цвету и рисунку. | Заготовка основы игрушки. Зарисовка модели и запись последовательности выполнения игрушки. Раскрой деталей модели из ткани. Работа с клеем. Сшивание деталей. Соединение сторон игрушки при помощи тесьмы. Оформление модели. Просмотр и оценка работы. |
3. | Изготовление зайчика, собаки, медвежонка: 16ч |
| Применение декоративных игрушек в современном интерьере. Закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек из ткани и меха. Самостоятельное выполнение задания. Сравнительный анализ моделей. Вводный инструктаж. | Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек – лекал. Чертеж. Запись последовательности выполнения задания. Заготовка прокладки из поролона. Раскрой ткани и меха. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и оценка выполненной работы. |
4. | Итоговое занятие: 2ч |
| Организация выставки лучших работ кружковцев, обсуждение их и анализ. Подведение работы за год. | |
Календарно – тематическое планирование
1 – й год обучения
№ п/п | Теоретическая часть | Практическая часть |
Вводное занятие - 2 |
1. | Вводное занятие | |
2. | Вводное занятие | |
Изготовление салфетки - 16 |
3. | Понятие об орнаменте, цвете, композиции | |
4. | Понятие об орнаменте, цвете, композиции | |
5. | | Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом |
6. | | Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом |
7. | | Подготовка ткани к вышивке |
8. | | Перевод рисунка на ткань |
9. | Вышивка «простейшие швы» | |
10. | Вышивка «простейшие швы» | |
11. | | Выполнение узора вышивки |
12. | | Выполнение узора вышивки |
13. | | Выполнение узора вышивки |
14. | | Выполнение узора вышивки |
15. | | Выполнение узора вышивки |
16. | | Выполнение узора вышивки |
17. | | Обработка и заделка краев салфетки |
18. | | Стирка и утюжка вышитой салфетки |
Изготовление декоративного панно - 16 |
19. | Тематика владимирской вышивки | |
20. | Характерные особенности построения орнамента | |
21. | | Подбор ткани для панно |
22. | | Раскрой панно, перевод рисунка на ткань |
23. | | Выполнение узора вышивки |
24. | | Выполнение узора вышивки |
25. | | Выполнение узора вышивки |
26. | | Выполнение узора вышивки |
27. | | Выполнение узора вышивки |
28. | | Выполнение узора вышивки |
29. | | Выполнение узора вышивки |
30. | | Выполнение узора вышивки |
31. | | Выполнение узора вышивки |
32. | | Выполнение узора вышивки |
33. | | Утюжка выполненной вышивки |
34. | | Пошив и оформление изделия |
Итоговое занятие - 2 |
35. | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | |
36. | | Итоговое занятие |
2 – й год обучения
№ п/п | Теоретическая часть | Практическая часть |
Вводное занятие - 2 |
1. | Вводное занятие | |
2. | Вводное занятие | |
Изготовление клоуна - 16 |
3. | История народной игрушки | |
4. | Особенности выполнения лоскутной мозаики | |
5. | | Заготовка основы игрушки |
6. | Подбор тканей по цвету и рисункам | |
7. | | Зарисовка модели и запись последовательности выполнения игрушки |
8. | | Раскрой деталей модели из ткани |
9. | | Работа с клеем |
10. | | Сшивание деталей |
11. | | Сшивание деталей |
12. | | Сшивание деталей |
13. | | Сшивание деталей |
14. | | Соединение сторон игрушки при помощи тесьмы |
15. | | Соединение сторон игрушки при помощи тесьмы |
16. | | Оформление модели |
17. | | Оформление модели |
18. | | Просмотр и оценка работы |
Изготовление зайчика, собаки, медвежонка - 16 |
19. | Применение декоративных игрушек в современном интерьере | |
20. | | Зарисовка игрушки |
21. | Сравнительный анализ моделей | |
22. | | Выполнение выкроек – лекал |
23. | | Чертеж |
24. | | Запись последовательности выполнения задания |
25. | | Запись последовательности выполнения задания |
26. | Закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек из ткани, меха | |
27. | | Заготовка прокладки из поролона |
28. | | Заготовка прокладки из поролона |
29. | | Раскрой ткани и меха |
30. | | Пошив и оформление игрушки |
31. | | Пошив и оформление игрушки |
32. | | Пошив и оформление игрушки |
33. | | Пошив и оформление игрушки |
34. | | Просмотр и оценка выполненной работы |
Итоговое занятие - 2 |
35. | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | |
36. | | Итоговое занятие |
Условия реализации программы
Информационно - методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).
Материал для изготовления поделок.
Швейная машина.
Нитки, иголки, ножницы.
Внедрение в практику личностно - ориентированного подхода.
Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы.
Творческое отношение к образовательному процессу.
Помещение, рассчитанное на 15 человек. Большее количество детей связано с нарушением техники безопасности.
Разнообразие природного материала, бросового и различных материалов и инструментов для освоения некоторых видов декоративно-прикладного творчества.
Заинтересованность педагога, любовь к своему делу, эрудированность.
Финансирование.
ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Промежуточная аттестация
1 год обучения
Тестовые задания
Вопросы для проверки знаний
Какие виды простейших швов вы знаете?
Какие швы применяются для вышивки по контуру рисунка?
Какие швы применяются для вышивки стебельков?
Какую ткань применяют для вышивки счетными швами?
Что представляет собой схема для вышивки?
Как называется шов для вышивки, когда в клеточке расположен один наклонный стежок?
Какие виды счетных швов вы знаете?
Какие иглы применяются для вышивки?
Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать?
Что такое композиция?
Что такое орнамент?
Почему счетные швы получили такое название?
Какую ткань используют для вышивки счетных швов?
Тест №1
1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
а) батик;
б) мережка;
в) ришелье;
г) простой крест;
д) владимирская гладь.
2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.
а) координатной сетки;
б) ксерокса;
в) линейки и циркуля.
3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
а) завязать узелок;
б) спрятать нить под стежками;
в) закрепить нить в петлю.
4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
а) карандаш;
б) копировальная бумага;
в) фломастер;
г) ножницы;
д) эскиз рисунка.
5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
а) пяльцы;
б) нитки мулине;
в) нитки х/б;
г) напёрсток;
д) крючок.
Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.
6. Установите соответствие
1. Композиция | А. Повторяющаяся часть рисунка, узора на ткани, вышивке и т.п. |
2. Орнамент | Б. Чередование элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой |
3. Ритм | В. Строение, соотношение и взаимное расположение частей |
4. Раппорт | Г. Узор из последовательного повторения геометрических, растительных или животных элементов |
Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3 – Б, 4 – А
Тест №2 "Выполнение простейших ручных швов"
Выбери правильный ответ
1.Стежок –
А) это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Б) это ряд повторяющихся стежков на ткани.
В) это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Г) это ниточное соединение деталей.
Д) расстояние от среза детали до строчки.
2.Строчка –
А) это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Б) это ряд повторяющихся стежков на ткани.
В) это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Г) это ниточное соединение деталей.
Д) расстояние от среза детали до строчки.
3.Длина стежка –
А) это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Б) это ряд повторяющихся стежков на ткани.
В) это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Г) это ниточное соединение деталей.
Д) расстояние от среза детали до строчки.
4.Шов –
А) это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Б) это ряд повторяющихся стежков на ткани.
В) это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Г) это ниточное соединение деталей.
Д) расстояние от среза детали до строчки.
5.Ширина шва –
А) это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Б) это ряд повторяющихся стежков на ткани.
В) это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Г) это ниточное соединение деталей.
Д) расстояние от среза детали до строчки.
6.Шов "строчка"–
А) это непрерывная линия стежков за иголку
Б) выполняется в два приема – вперед и назад – так чтобы стежки 2 приема заполняли промежутки между стежками 1 приема
В) это прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет
Г) это самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево
Д) используется и в картинах, и на скатертях, и для украшения одежды
7.Шов "вперед иголку"–
А) это непрерывная линия стежков за иголку
Б) выполняется в два приема – вперед и назад – так чтобы стежки 2 приема заполняли промежутки между стежками 1 приема
В) это прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет
Г) это самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево
Д) используется и в картинах, и на скатертях, и для украшения одежды
8.Шов "назад иголку"–
А) это непрерывная линия стежков за иголку
Б) выполняется в два приема – вперед и назад – так чтобы стежки 2 приема заполняли промежутки между стежками 1 приема
В) это прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет
Г) это самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево
Д) это ряд непрерывных стежков одинаковой длины, напоминающих машинную строчку.
9.Шов "диагональная строчка"–
А) это непрерывная линия стежков за иголку
Б) выполняется в два приема – вперед и назад – так чтобы стежки 2 приема заполняли промежутки между стежками 1 приема
В) это прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет
Г) это самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево
Д) используется и в картинах, и на скатертях, и для украшения одежды
10.Шов "за иголку"–
А) это непрерывная линия стежков за иголку
Б) выполняется в два приема – вперед и назад – так чтобы стежки 2 приема заполняли промежутки между стежками 1 приема
В) это прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет
Г) это самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево
Д) используется и в картинах, и на скатертях, и для украшения одежды
11.Шов "простой крест"–
А) это непрерывная линия стежков за иголку
Б) выполняется в два приема – вперед и назад – так чтобы стежки 2 приема заполняли промежутки между стежками 1 приема
В) это прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет
Г) это самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево
Д) используется и в картинах, и на скатертях, и для украшения одежды
12.Выберите инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ:
а) ручные иглы;
б) ножницы;
в) напёрсток;
г) булавки;
д) портновские мелки;
е) манекен;
ж) пяльцы
з) канва
и) все перечисленные.
Промежуточная аттестация
2 год обучения
Тестовые задания
Тест №1 "Мягкая игрушка (для 2 года обучения)"
Задание №1:
Какой шов используют для зашивания набивочных отверстий и сборки игрушки?
___________________________________________
Задание №2: Что такое сборка?
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание №3: Назовите вид шва
Задание №4: Перечислите этапы изготовления мягкой игрушки
1_____________________________________
2_____________________________________
3_____________________________________
4_____________________________________
5_____________________________________
6_____________________________________
7_____________________________________
8_____________________________________
Задание №5
Перечислите 5 названий ткани, используемых для изготовления мягкой игрушки. ______________________________________
______________________________________
______________________________________
Задание №6
Что такое оформление игрушки?
____________________________________
____________________________________
___________________________________
____________________________________
____________________________________
Тест №2 « Этапы изготовления мягкой игрушки»
Задание: расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления мягкой игрушки:
1) Сшивание деталей;
2) Оформление;
3) Подбор материала;
4) Раскрой;
5) Набивка;
6) Сборка изделия;
Тест №3 «Основы цветоведения»
1) Что такое цветоведение?
а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски;
2) Сколько цветов радуги?
а) 12; б) 7; в) 9;
3) Как называются цвета: синий, голубой, фиолетовый?
а) водные; б) холодные; в) ледяные;
4) Как называют цвета: красный, оранжевый, жёлтый?
а) тёплые; б) горячие; в) солнечные;
5) Какой цвет можно получить при смешивании красок синей и жёлтой?
а) фиолетовый; б) зелёный; в) бирюзовый;
6) Какой цвет можно получить при смешивании красок красной и жёлтой?
а) фиолетовый; б) зелёный; в) оранжевый;
Тест№ 4 Игрушка-конус.
1.Какая геометрическая фигура является основой игрушки:
а) шар; б) конус; в) квадрат.
2. Из какого материала изготовлен конус:
а) картон; б) бумага; в) пенопласт.
3. Какой шов использовали при сшивании деталей головы:
а) потайной; б) строчка; в) через край.
4. Каким инструментом пользовались при работе с картоном:
а) иглой; б) ножницами; в) ножом.
5. С какой стороны ткани выполняется раскрой ткани:
а) лицевая; б) изнаночная;
Тест №5 «Лостутное изделие».
(Ученица отвечает на вопрос в форме «да» «нет» и ставит Х или О в клеточку таблицы по номеру вопроса.)
1. Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
2. Для девочек на юбке вышивали символы огня и солнца.
3. Гармоничные цвета на цветовом круге: красный-зелёный; оранжевый- синий; жёлтый - фиолетовый.
4. Виды декоративно-прикладного искусства в нашем регионе: резьба по дереву, изразцовое производство, плетение кружев, ткачество, гончарное дело.
5. В русском народном искусстве конь – знак земли, красный цвет – символ солнца, белый – символ жизни.
6. Хохломская роспись – это черная, красная краска по золотистому фону. Элементы хохломы – травяные узоры, красные сочные ягоды рябины, земляники, цветы и ветки, встречаются птицы, рыбы, звери.
7. Виды рукоделия – лоскутное шитьё.
8. Спираль. Карусель, лабиринт, крейзи – название видов название видов декоративно-прикладного искусства.
9. Лоскутки узора «спираль» нашивают на основу-отрез тонкой светлой ткани. 10.Лоскутные изделия украшают аппликацией для создания красивой выпуклой поверхности, выстёгивают.
11.Чтобы изделие получилось аккуратным, детали кроят с помощью линейки. 12.Соединение деталей кроя:
А. Сложить две детали лицевой стороной внутрь.
Б. Стачать детали.
В. Заутюжить припуски на швы.
Г. Стачать последовательно все детали лоскутной части изделия.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Х - да; О – нет. 1. Х 2. О 3. Х 4. Х 5. О 6. Х 7. Х 8. О 9. Х 10. Х 11. О 12. Х
Литература
Для учителя
Статьи:
1. Батакина Л.В. Материалы для лоскутного шитья//Школа и производство. 2000, №3, с.40.
2. Васильева Л.П. Орнаментальная композиция из уголков.// Школа и производство. 2002, №1, с.44.
3. Демидова Н.Г. Рукотворная кукла // Школа и производство. 2000, №4, с.38.
4. Лоскутная мозаика России – 2001. Иванова Ю.Б.//Школа и производство. 2002, №1, с.42.
5. Мартынова А.С. Строгановское шитье.// Школа и производство. 2002, №2, с.43.
6. Мартынова А.С. Строгановское шитье.// Школа и производство. 2002, №2, с.43.
7. Тарасова Е.П. Традиции золотого шитья.//Школа и производство. 2002, №2, с.41.
Книги для учащихся:
1. Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. - М.: Издательство Эксмо; СПб: Валерии СПД, 2003.
2. Грин М.Э. Шитье из лоскутков. Книга для учащихся. Перевод с англ. Л.Н.Белой; Предисл. И.С.Сороко. – М.: Просвещение, 1981.
3. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: игрушки – сувениры. – М: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004.
4. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 1998.
5. Вышивка по полотну и батисту. / Ред. Е.Лютвинская – М.: Московская правда, 2000.
6.Павлова М.Б, Сасова И.А., Гуревич М.И. Технология 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ под ред. И.А.Сасовой. –2-е изд., перераб. – М.: Вентана Граф, 2007. – 224 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=kgELY70sK8w
http://megapoisk.com/kak-vyshivat-gladju-master-klass-dlja-nachinajuschih
http://stitchy.ru/vladimirskaya-glad-istoriya-tehnika-shemy/
http://vyshivka.mirtesen.ru/blog/43794567976/Vladimirskaya-glad
https://mylitta.ru/1991-vladimirskaya-glad.html
http://sdelala-sama.ru/1820-kak-vyshivat-vladimirskuyu-glad.html
План мероприятий
работы кружка «Хозяюшка»
Цель: создать условия для всестороннего развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.
Задачи:
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для пробуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции;
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями. Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины
Сформировать потребность в здоровом образе жизни
Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно – воспитательного процесса
Продолжить создавать условия для самореализации личности каждого ребенка через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования
№ п/п | Мероприятие | Задачи | Форма проведения | Срок проведения |
1 | Презентация на тему ПДД «Запрещающие знаки» | Учить детей заботиться о своей жизни и здоровье | Беседа | сентябрь |
2 | Выставка декоративно – прикладного творчества на День пожилого человека | Создавать условия для самореализации личности каждого ребенка | Выставка | октябрь |
3 | Некоторые правила хорошего тона | Учить детей хорошим манерам | Беседа | ноябрь |
4 | Подарки на Рождество. Традиции разных стран | Способствовать развитию у детей познавательного интереса к традициям и обрядам встречи Рождества в разных странах | Творческая работа | декабрь |
5 | Гадания на Святки? | Знакомить с древней русской традицией | Беседа | январь |
6 | «День Святого Валентина» | Воспитывать желание проявлять творческую инициативу, предоставив для этого равные возможности всем детям | Беседа, игра | февраль |
7 | Без труда нет добра | Воспитывать положительное отношение к труду | Конкурсная программа | март |
8 | Экологическая игра «Мир вокруг нас» | Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем. | Игра | апрель |
9 | Экскурсии на выставки декоративно – прикладного искусства, в музей. | Прививать интерес и любовь к декоративно–прикладному творчеству | | май |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел Тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса | Методические и дидактические материалы | Техническое оснащение занятий, материалы и инструменты | Форма подведения итогов |
1 год обучения |
1 | Вводное занятие | Коллективная | Знакомство Беседа Инструктаж | Памятки по ТБ, виды работ | Компьютер, экран, проектор | Беседа с элементами игры |
2 | Понятие об орнаменте, цвете, композиции | Коллективная, индивидуальная | Беседа, объяснение, демонстрация | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Готовое изделие |
3 | Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Решение кроссвордов, итоговая беседа |
4 | Подготовка ткани к вышивке | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Технологическая карта | Компьютер, экран, проектор | Решение кроссвордов, итоговая беседа |
5 | Перевод рисунка на ткань | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Технологическая карта | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
6 | Вышивка «простейшие швы» | Индивидуальная коллективная | Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
7 | Выполнение узора вышивки | Индивидуальная | Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по схеме, самоанализ |
8 | Обработка и заделка краев салфетки | Индивидуальная | Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
9 | Стирка и утюжка вышитой салфетки | Индивидуальная коллективная | Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
10 | Тематика владимирской вышивки | Коллективная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
11 | Характерные особенности построения орнамента | Коллективная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
12 | Подбор ткани для панно | Индивидуальная коллективная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
13 | Раскрой панно, перевод рисунка на ткань | Индивидуальная коллективная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
14 | Выполнение узора вышивки | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по схеме, самоанализ |
15 | Утюжка выполненной вышивки | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Учебно-трудовые упражнения |
16 | Пошив и оформление изделия | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
17 | Итоговое занятие. Выставка работ | Коллективная Индивидуальная | Рассказ, беседа, практические задания | Выставочные экспонаты | Компьютер, экран, проектор, фотоаппарат | Участие в выставке, самоанализ |
18 | Аттестация промежуточная | Коллективная Индивидуальная | Рассказ, беседа, практические задания | Тесты, ребусы, кроссворды | Компьютер, экран, проектор | |
2 год обучения |
1 | Вводное занятие | Коллективная | Знакомство Беседа Инструктаж | Памятки по ТБ, виды работ | Компьютер, экран, проектор | Беседа с элементами игры |
2 | История народной игрушки | Коллективная, индивидуальная | Учебно-трудовые упражнения, объяснение, рассказ, частично-поисковый метод, показ | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
3 | Особенности выполнения лоскутной мозаики | Коллективная, индивидуальная | Беседа, объяснение, демонстрация | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
4 | Заготовка основы игрушки | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
5 | Подбор тканей по цвету и рисункам | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
6 | Зарисовка модели и запись последовательности выполнения игрушки | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
7 | Раскрой деталей модели из ткани | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
8 | Работа с клеем | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Инструкции по технике безопасности | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
9 | Сшивание деталей | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Сменный стенд «Сегодня на занятии» | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
10 | Соединение сторон игрушки при помощи тесьмы | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Учебно-трудовые упражнения |
11 | Оформление модели | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация Учебно-трудовые упражнения | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
12 | Просмотр и оценка работы | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Учебная литература, набор иллюстраций, технологические карты, схемы | Компьютер, экран, проектор | Учебно-трудовые упражнения |
13 | Применение декоративных игрушек в современном интерьере | Коллективная, индивидуальная | Учебно-трудовые упражнения, объяснение, рассказ, частично-поисковый метод, показ | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
14 | Зарисовка игрушки | | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
15 | Сравнительный анализ моделей | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Изготовление по технологической карте, самоанализ |
16 | Выполнение выкроек – лекал | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Учебно-трудовые упражнения |
17 | Чертеж | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Учебно-трудовые упражнения |
18 | Запись последовательности выполнения задания | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Учебно-трудовые упражнения |
19 | Закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек из ткани, меха | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
20 | Заготовка прокладки из поролона | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
21 | Раскрой ткани и меха | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература , технологические карты | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
22 | Пошив и оформление игрушки | Индивидуальная | Объяснение, демонстрация | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература , технологические карты | Компьютер, экран, проектор | Самостоятельное изготовление поделки |
23 | Просмотр и оценка выполненной работы | Коллективная, индивидуальная, групповая | Рассказ, беседа, практические задания | Таблицы, схемы, сменный стенд «Сегодня на занятии», учебная литература , технологические карты | Компьютер, экран, проектор | Решение кроссвордов, итоговая беседа |
24 | Итоговое занятие. Выставка работ | Коллективная , индивидуальная | Рассказ, беседа, практические задания | Выставочные экспонаты | Компьютер, экран, проектор, фотоаппарат | Участие в выставке, самоанализ |
25 | Аттестация промежуточная | Коллективная , индивидуальная | Рассказ, беседа, практические задания | Тесты, ребусы, кроссворды | Компьютер, экран, проектор | |