Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято на заседании Утверждаю:_____________-
методического объединения Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №1»
классных руководителей Агеева Л.П
Протокол от 15.06.2015г.№6 Приказ от 16.06.15г. №49/Д
Дополнительная общеобразовательная программа
«Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»
Возраст обучающихся 7 – 11 лет
Срок реализации – 4 года
Автор – составитель программы:
Наталья Анатольевна Бабурина
р.п. Голышманово
Пояснительная записка
Бабурина Н.А.Программа кужка « Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний » предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных школ , где есть возможность более широкого ознакомления детей с организацией сельскохозяйственного труда. Форма обучения – очная.
Программа составлена в соответствии требованиям ФГОС ООО. В Тюменской области принято постановление о реализации сетевого проекта «Агропоколение»
1.Постановление Тюменской областной Думы от 19.03.2015 №2723 «Об информации правительства Тюменской области о развитии сетевого проекта «Агропоколение»
Общие положения
Сетевой проект «АГРОПОКОЛЕНИЕ» направлен на создание условий для профессионального самоопределения
обучающихся и формирования мотивации к дальнейшему трудоустройству на селе.
В основе реализации проекта лежит сетевое использование ресурсов образовательных организаций общего, среднего и высшего образования, ведущих агропредприятий, других
заинтересованных хозяйствующих субъектов, негосударственных и общественных объединений региона.
Цель: Формирование устойчивой мотивации и профессиональной ориентации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности и жизни на селе.
Задачи сетевого проекта:
1.Внедрить в массовую практику работы систему профориентационных мероприятий для обучающихся сельских школ с учетом возрастных особенностей и востребованных форматов проведения.
2.Обеспечить на постоянной основе комплексное привлечение к реализации указанных мероприятий материально
-технических, информационных, кадровых ресурсов профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, ведущих агропредприятий региона и т.п.
3.Создать условия для развития высокого уровня профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающего формирование осознанного выбора постшкольной траектории жизнеустройства в сельской местности.
Планируемые результаты и социальные эффекты
1.Высокий уровень мотивации на получение профессий агротехнологического и иного профиля с последующим закреплением на селе.
2.Снижение «кадрового голода» во всех сферах социально-экономического развития сельских муниципальных образований.
3.Внедрение механизмов широкого использования ресурсов сетевого взаимодействия всех социальных партнёров для развития социо-культурной и кадровой инфраструктуры на селе.
4.Формирование высокого уровня профессионального самоопределения молодёжи после окончания образовательных организаций всех уровней обучения.
Участники сетевого проекта
1.Департамент образования и науки Тюменской области.
2.Департамент труда и занятости населения Тюменской области.
3.Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области.
4.Администрации городских округов и муниципальных районов.
5.Общеобразовательные учреждения.
6.Профессиональные образовательные организации агропромышленного профиля.
7.Государственный аграрный университет Северного Зауралья.
8.Агропредприятия,общественные объединения и др.
Структура и содержание сетевого проекта
Сетевой проект включает в себя три этапа:
1 этап: мотивационно-подготовительный;
2 этап: профессионального ориентирования;
3 этап: профессионального самоопределения.
Каждый этап сетевого проекта содержит комплекс мероприятий.
Содержание первого этапа сетевого проекта включает в себя:-создание на базе организации профессионального образования рабочей группы из представителей образовательных организаций общего, среднего и высшего
образования, ведущих агропредприятий, других заинтересованных субъектов и объединений, расположенных на территории муниципального образования, для определения общейпрограммы деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся иформированию мотивации к закреплению на селе;
-реализация общеобразовательными учреждениями совместно с организациями профессионального образования, органами местного самоуправления, центрами занятости населения программных мероприятий профориентационной направленности со всеми обучающимися сельских школ и их родителями;
-проведение итоговых социологических опросов обучающихся по выявлению интересов и склонностей, формирование на их основе мобильных групп школьников,
закрепление педагогов
-кураторов от организаций общего и профессионального образованияи определение соответствующих форматов и траектории дальнейшей работы по
профессиональному самоопределению школьников.
Результатом завершения первого этапа сетевого проекта являются сформированные мобильные группы обучающихся
с учётом возраста (1-6, 7-9, 10-11 классы) и интересов.
Цель курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» в начальных классах – формирование активной личности, проявляющей желание трудиться, через включение ребенка в трудовую деятельность с раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
1. дать:
- знания о понятии сельского хозяйства (растениеводство, животноводство);
- знания о выращивании сельскохозяйственных растений (животных) , способах ухода за ними;
2. научить:
- выращивать сельскохозяйственные растения;
3. воспитать:
- уважительное отношение к труду на земле и потребности трудиться; выработка самоконтроля, терпения, усидчивости, сосредоточенности;
4. формировать:
- представления о важности сельскохозяйственного труда в жизни людей; желание трудиться в одиночку, в паре, группе; умения распределять трудовые задания между собой.
Наиболее актуальными и значимыми для реализации задач являются следующие принципы:
Системность и последовательность занятий : 1 раз в неделю4
Научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных накчных знаний;
Доступность: от лёгкого к трудному, от простого с сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
Наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
Деятельностный подход: использование материалов для составления индивидуальных проектов и исследовательских работ, выступления и защиты;
Формы и методы работв:
изучение источников;
экскурсии;
встречи с интересными людьми;
посещение библиотек. музеев;
Структурно программа состоит из четырех разделов: жизнь села, осенние сельхоз работы, овощеводство, весенние сельхоз работы. В третьем и четвертом классе к разделу овощеводство добавлен раздел цветоводство, так как знания и умения выращивания цветочных культур способствуют расширению и обогащению практического опыта детей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что для сельскохозяйственного уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую деятельность с самого раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.
В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий. В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должна сочетаться с определенным объемом естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень.
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о сельскохозяйственном укладе жизни, о способах выращивания овощных и цветочных культур, правилами ухода за ними.
Содержание курса включает теорию естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, понятия элементов агротехники, а также практические занятия по выращиванию, уходу за овощными и цветочными растениями (через проведение опытнической работы и наблюдений).
На изучение данной программы предусмотрено 1 часа в неделю в каждом классе.
Курс «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- сознательное участие в сельскохозяйственных работах;
-возникновение потребности и желания в выращивании овощных и цветочных растений;
- познание радости труда, в результате которого живое растение рождается, развивается, проходит полный цикл от семени до семени.
Приоритетными методами являются практические работы, наблюдения. исследование. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за овощами и цветами. Практическая деятельность при обучении курса включает в себя как освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, так и включает учащихся в игровую и практическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы представлены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации содержания программы практические работы.
Организация наблюдений за ростом и развитием растений исходит из того, что существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов.
Наблюдения условно делятся на два этапа: первый – непосредственно наблюдения за ростом и развитием растений, второй – запись результатов наблюдений
Учебные вопросы по темам курса распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.
Изучение программы курса в каждом классе целесообразно заканчивать подведением итогов (результатов, выводов) наблюдений и практических работ с целью выявления и закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
Естественным логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями, работа на садовом участке (даче) в летний период.
Тематическое планирование
Разделы и темы | Количество часов по классам |
Жизнь села | 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2 ч | 2 ч | 2 ч | 2 ч |
Осенние сельскохозяйственные работы | 7 | 7 | 7 | 7 |
Овощеводство. Овощеводство. Цветоводство | 17 | 17 | 17 | 17 |
Весенние сельскохозяйственные работы | 8 | 8 | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 |
Учебно – тематическое планирование
1 класс
№ | Тема урока. | Количество часов. | Дата по плану | Дата по факту |
| 1 четверть (9 ч) | | | |
| Жизнь села | | | |
1 | Село. | 1 | | |
2 | Жизнь сельских жителей. | 1 | | |
| Осенние сельскохозяйственные работы | | | |
3 | Сад и огород. | 1 | | |
4 | Осенние работы в саду и огороде. | 1 | | |
5 | Правила безопасного труда. | 1 | | |
6 | Осенние работы в огороде (практическая работа). | 1 | | |
7 | Сроки уборки урожая овощных культур. | 1 | | |
8 | Технология уборки урожая овощных культур. | 1 | | |
9 | Подготовка к «Празднику урожая» | 1 | | |
| 2 четверть (7 ч) | | | |
| Овощеводство | | | |
10 | Что такое овощеводство? | 1 | | |
11 | Понятие об урожае. | 1 | | |
12 | Части растений. | 1 | | |
13 | Плоды (фрукты, овощи). | 1 | | |
14 | Что мы едим (листья, корни, плоды). | 1 | | |
15 | Строение плода и корня. | 1 | | |
16 | КВН «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!» | 1 | | |
| 3 четверть (10 ч) | | | |
17 | Разнообразие семян овощных культур. | 1 | | |
18 | Овощные витамины. | 1 | | |
19 | Сорта овощей. | 1 | | |
20 | Об огурцах. | 1 | | |
21 | Помидоры. | 1 | | | |
22 | Лук и чеснок. | 1 | | | |
23 | Выгонка лука на перо. Практическая работа. | 1 | | | |
24 | Наблюдения за ростом лука на окне. | 1 | | | |
25 | Игра «Найди и назови овощи». | 1 | | | |
26 | Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». | 1 | | | |
| 4 четверть (8 ч) | | | | |
| Весенние сельскохозяйственные работы | | | | |
27 | Что такое почва? | 1 | | | |
28 | Подготовка почвы к посеву. Практическая работа. | 1 | | | |
29 | Посадка лука. Практическая работа. | 1 | | | |
30 | Уход за посадками, полив. Практическая работа | 1 | | | |
31 | Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа | 1 | | | |
32 | . Уборка зелени лука. Практическая работа. | 1 | | | |
33 | Дидактическая игра «Мы – овощеводы». | 1 | | | |
2 класс
№ | Тема урока. | Количество часов. | | |
| 1 четверть (9 ч) | | | |
| Жизнь села | | | |
1 | Что такое «сельское хозяйство»? | 1 | | |
2 | Понятие сельскохозяйственного труда. | 1 | | |
| Осенние сельскохозяйственные работы | | | |
3 | Сад, огород. | 1 | | |
4 | Осенние работы в саду, огороде. | 1 | | |
5 | Правила безопасного труда. | 1 | | |
6 | Осенние работы в огороде (практическая работа). | 1 | | |
7 | Сроки уборки урожая овощных культур. | 1 | | |
8 | Технология уборки урожая овощных культур. | 1 | | |
9 | Подготовка к участию в «Празднике урожая» | 1 | | |
| 2 четверть (7 ч) | | | |
| Овощеводство | | | |
10 | Значение овощеводства в жизни людей. | 1 | | |
11 | Профессия овощевод. | 1 | | |
12 | Части растений. | 1 | | |
13 | Разнообразие овощей. | 1 | | |
14 | Что мы едим (листья, корни, плоды, клубни). | 1 | | |
15 | Строение плода и корнеплода. | 1 | | |
16 | КВН «Мир овощей» | 1 | | |
| 3 четверть (10 ч) | | | |
17 | Разнообразие семян овощных культур. | 1 | | |
18 | Отличие семян овощных культур. | 1 | | |
19 | Дидактическая игра «Назови овощ по виду семени» | 1 | | |
20 | Об огурцах и томатах. | 1 | | |
21 | Капуста. | 1 | | |
22 | Редис. | 1 | | |
23 | Понятие о почве, земледелии. | 1 | | |
24 | Наблюдения за ростом редиса на окне. | 1 | | |
25 | Эстафета овощей. | 1 | | |
26 | Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». | 1 | | |
| 4 четверть (8 ч) | | | |
| Весенние сельскохозяйственные работы | | | |
27 | Работа овощевода весной. | 1 | | |
28 | Подготовка почвы к посеву семян редиса. Практическая работа. | 1 | | |
29 | Посев семян редиса. Практическая работа. | 1 | | |
30 | Уход за посадками, полив. Практическая работа | 1 | | |
31 | Наблюдения за ростом растений. | 1 | | |
32 | Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. | 1 | | |
33 | Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. | 1 | | |
34 | Обобщающее занятие по теме «Весенние сельхоз работы». | 1 | | |
3 класс
№ | Тема урока. | Количество часов. | | |
| 1 четверть (9 ч) | | | |
| Жизнь села | | | |
1 | Что такое «сельское хозяйство»? | 1 | | |
2 | Занятия сельских жителей. | 1 | | |
| Осенние сельскохозяйственные работы | | | |
3 | Сад, огород, цветник. | 1 | | |
4 | Осенние работы в саду, огороде, цветнике. | 1 | | |
5 | Правила безопасного труда. | 1 | | |
6 | Осенние работы в цветнике. Практическая работа. | 1 | | |
7 | Сроки уборки семян цветочных культур. | 1 | | |
8 | Сбор семян цветочных культур. Практическая работа. | 1 | | |
9 | Подготовка к участию в «Празднике урожая» | 1 | | |
| 2 четверть (7 ч) | | | |
| Овощеводство, цветоводство. | | | |
10 | Овощеводство, цветоводство. Профессии, связанные с выращиванием овощей, цветов. | 1 | | |
11 | Понятие об урожае, урожайности. | 1 | | |
12 | Почва и ее роль в жизни растений. | 1 | | |
13 | Виды почв (глинистые, чернозем) | 1 | | |
14 | Изучение внешних признаков почв. Практическая работа. | 1 | | |
15 | Необходимые условия для роста и развития растений. | 1 | | |
16 | Удобрение почвы. | 1 | | |
| 3 четверть (10 ч) | | | |
17 | Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа. | 1 | | |
18 | Подготовка почвы к посадке семян бархатцев, огурцов. | 1 | | |
19 | Правила безопасной работы. | 1 | | |
20 | Подготовка семян бархатцев, огурцов к посеву. | 1 | | |
21 | Посев семян. | 1 | | |
22 | Необходимые условия для выращивания рассады на окне. | 1 | | |
23 | Уход за рассадой, полив. Практическая работа. | 1 | | |
24 | Уход за рассадой, полив. Практическая работа. | 1 | | |
25 | Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа. | 1 | | |
26 | Пикировка рассады. Практическая работа. | 1 | | |
| 4 четверть (8 ч) | | | |
| Весенние сельскохозяйственные работы | | | |
27 | Инструменты для работы в саду, огороде, цветнике. | 1 | | |
28 | Правила безопасной работы. | 1 | | |
29 | Уход за рассадой, полив. Практическая работа. | 1 | | |
30 | Рыхление почвы. Практическая работа. | 1 | | |
31 | Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. | 1 | | |
32 | Сроки высадки рассады в открытый грунт. | 1 | | |
33 | Подготовка почвы к высадке рассады. Практическая работа. | 1 | | |
34 | Высадка рассады. | 1 | | |
4 класс
№ | Тема урока | Количество часов | | |
| 1 четверть (9 ч) | | | |
| Жизнь села | | | |
1 | Введение. Занимательно о сельском хозяйстве (ролевая игра). | 1 | | |
2 | Основные направления сельского хозяйства. | 1 | | |
| Осенние сельскохозяйственные работы | | | |
3 | Уборка урожая овощных культур. | 1 | | |
4 | Правила безопасной работы. | 1 | | |
5 | Подготовка урожая к хранению. | 1 | | |
6 | Способы осенней обработки почвы. | 1 | | |
7 | Осенняя обработка почвы. Практическая работа. | 1 | | |
8 | Подготовка почвы к зиме. | 1 | | |
9 | Подготовка к «Празднику урожая» | 1 | | |
| 2 четверть (7 ч) | | | |
| Овощеводство, цветоводство. | | | |
10 | Овощные и цветочные культуры нашего края. | 1 | | |
11 | Необходимые условия для роста и развития растений. | 1 | | |
12 | Строение почвы. | 1 | | |
13 | Виды почвы (суглинок, чернозем, супесь). | 1 | | |
14 | Распознавание видов почвы. Практическое занятие. | 1 | | |
15 | Виды удобрений почвы. | 1 | | |
16 | Подкормка растений удобрениями. | 1 | | |
| 3 четверть ( 10 ч) | | | |
17 | Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа. | 1 | | |
18 | Подготовка почвы к посадке семян томатов, астр | 1 | | |
19 | Правила безопасной работы. | 1 | | |
20 | Подготовка семян томатов, астр к посеву. | 1 | | |
21 | Посев семян. | 1 | | |
22 | Необходимые условия для выращивания рассады на окне (тепло, влага, свет). | 1 | | |
23 | Уход за рассадой, полив. Практическая работа. | 1 | | |
24 | Уход за рассадой, полив. Практическая работа. | 1 | | |
25 | Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа. | 1 | | |
26 | Пикировка рассады. Практическая работа. | 1 | | |
| 4 четверть ( 8 ч) | | | |
| Весенние сельскохозяйственные работы | | | |
27 | Весенние хлопоты на селе (ролевая игра). | 1 | | |
28 | Подготовка почвы к посеву (влагозадержание). | 1 | | |
29 | Полив и рыхление почвы. Практическая работа. | 1 | | |
30 | Подкормка рассады. | 1 | | |
31 | Наблюдения за ростом рассады. | 1 | | |
32 | Подготовка почвы к высадке рассады. | 1 | | |
33 | Инструменты для весенних работ. Правила безопасной работы. Высадка рассады. | 1 | | |
34 | Контрольная работа по курсу «Введение в основы сельскохозяйственных знаний». | 1 | | |
Примерное содержание учебной программы
1 класс
Жизнь села
Тема № 1. Село (1ч)
Что такое село?
Тема № 2. Жизнь сельских жителей (1ч)
Как живут сельские жители.
Осенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Сад и огород.(1 ч)
Что такое сад, огород.
Тема № 2. Осенние работы в саду и огороде. (1ч)
Что такое уборка урожая.
Тема № 3. Правила безопасного труда. (1ч)
Правила работы с садово – огородным инструментом (грабли).
Тема № 4. Осенние работы в огороде (практическая работа). (1ч)
Оказание помощи в уборке растительных остатков овощей.
Тема № 5.Сроки уборки урожая овощных культур.(1ч)
Почему овощи убирают в разное время.
Тема № 6. Технология уборки урожая овощных культур.(1ч)
Как правильно убрать урожай овощей.
Тема № 7. Подготовка к «Празднику урожая» (1ч)
Овощеводство
Тема № 1. Что такое овощеводство? (1ч)
Знакомство детей с понятием «овощеводство».
Тема № 2. Понятие об урожае. (1ч)
Что такое урожай.
Тема № 3. Части растений. (1ч)
Знакомство с частями растений (цветок, плод, листья, стебель, корень)
Тема № 4. Плоды (фрукты, овощи). (1ч)
Как появляются плоды.
Тема № 5. Что мы едим (листья, корни, плоды). (1ч)
Знакомство с частями растений, которые человек употребляет в пищу.
Тема № 6. Строение плода и корня. (1ч)
Отличия плода от корня.
Тема № 7. КВН «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!» (1ч)
Тема № 8. Разнообразие семян овощных культур. (1ч)
Знакомство с различными семенами овощей (огурец, помидор, лук, чеснок)
Тема № 9. Овощные витамины. (1ч)
Польза употребления овощей в пищу.
Тема № 10. Сорта овощей. (1ч)
Знакомство с многообразием овощных культур.
Тема № 11. Об огурцах. (1ч)
Отличительные особенности огурцов.
Тема № 12. Помидоры. (1ч)
Разнообразие сортов томатов.
Тема № 13. Лук и чеснок. (1ч)
Значение лука и чеснока в питании человека.
Тема № 14. Выгонка лука на перо. Практическая работа. (1ч)
Знакомство с технологией выгонки лука на перо.
Тема № 15. Наблюдения за ростом лука на окне. (1ч)
Тема № 16. Игра «Найди и назови овощи». (1ч)
Распознавание овощей по описанию.
Тема № 17. Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». (1ч)
Весенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Что такое почва? (1ч)
Знакомство с понятием «почва».
Тема № 2. Подготовка почвы к посеву. Практическая работа. (1ч)
Заполнение тары подготовленной почвой.
Тема № 3. Посев лука. Практическая работа. (1ч)
Объяснение правил посадки лука.
Тема № 4. Уход за посадками, полив. Практическая работа(1ч)
Правила, время полива.
Тема № 5. Наблюдения за ростом растений. (1ч)
Отслеживание изменений в росте растений.
Тема № 6. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. (1ч)
Тема № 7. Уборка зелени лука. Практическая работа. (1ч)
Правила, сроки уборки зелени лука.
Тема № 8. Дидактическая игра «Мы – овощеводы». (1ч)
Отличительные признаки разнообразия овощных культур.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны знать:
-названия изучаемых предметов, части предметов.
название изученных, инструментов и приспособлений, их назначение;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;
Уметь:
-называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху).
2 класс
Жизнь села
Тема № 1. Что такое «сельское хозяйство»? (1ч)
Уточнить представления детей о сельском хозяйстве.
Тема № 2. Понятие сельскохозяйственного труда. (1ч)
Что такое «сельскохозяйственный труд».
Осенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Сад, огород. (1ч)
Отличительные признаки сада, огорода.
Тема № 2. Осенние работы в саду, огороде. (1ч)
Виды работ в саду, огороде.
Тема № 3. Правила безопасного труда. (1ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём.
Тема № 4. Осенние работы в огороде (практическая работа). (1ч)
Разнообразие видов работ в осенний период.
Тема № 5. Сроки уборки урожая овощных культур. (1ч)
Почему урожай необходимо убирать в определенные сроки.
Тема № 6. Технология уборки урожая овощных культур. (1ч)
Правила уборки урожая.
Тема № 7. Подготовка к участию в «Празднике урожая» (1ч)
Овощеводство
Тема № 1. Значение овощеводства в жизни людей. (1ч)
Овощи – необходимые продукты питания как для людей, так и для животных.
Тема № 2. Профессия овощевод. (1ч)
Чем занимаются овощеводы.
Тема № 3. Части растений. (1ч)
Строение растения.
Тема № 4. Разнообразие овощей. (1ч)
Виды овощей(клубни, луковицы, корнеплоды)
Тема № 5. Что мы едим (листья, корни, плоды, клубни). (1ч)
Разнообразие овощей, употребляемых в пищу.
Тема № 6. Строение плода и корнеплода. (1ч)
Отличия плода и корнеплода.
Тема № 7. КВН «Мир овощей» (1ч)
Тема № 8. Разнообразие семян овощных культур. (1ч)
Как размножаются овощные культуры.
Тема № 9. Отличие семян овощных культур. (1ч)
Как можно отличить овощи по их семени.
Тема № 10 Дидактическая игра «Назови овощ по виду семени» (1ч)
Тема № 11. Об огурцах и томатах. (1ч)
Тема № 12. Капуста. (1ч)
Разновидности капусты огородной.
Тема № 13. Редис. (1ч)
Особенности выращивания редиса.
Тема № 14. Понятие о почве, земледелии. (1ч)
Что такое почва, земледелие.
Тема № 15. Наблюдения за ростом редиса на окне. (1ч)
Тема № 16. Эстафета овощей. (1ч)
Периоды роста овощных культур.
Тема № 17. Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». (1ч)
Весенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Работа овощевода весной. (1ч)
Работа овощевода в зависимости от сезона.
Тема № 2. Подготовка почвы к посеву семян редиса. Практическая работа. (1ч)
Заполнение тары подготовленной почвой.
Тема № 3. Посев семян редиса. Практическая работа. (1ч)
Правила посева редиса.
Тема № 4. Уход за посадками, полив. Практическая работа. (1ч)
Правила ухода за посадками редиса на окне.
Тема № 5. Наблюдения за ростом растений. (1ч)
Тема № 6. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. (1ч)
Тема № 7. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. (1ч)
Тема № 8. Обобщающее занятие по теме «Весенние сельхоз работы». (1ч)
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
название изученных, инструментов и приспособлений, их назначение;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;
Уметь:
-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- выращивать редис на окне.
3 класс
Жизнь села
Тема № 1 .Что такое «сельское хозяйство»?
Расширить знания детей о сельском хозяйстве.
Тема № 2. Занятия сельских жителей.
Показать разнообразие видов работ сельских жителей.
Осенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Сад, огород, цветник.
Отличия сада, огорода и цветника.
Тема № 2. Осенние работы в саду, огороде, цветнике.
Работы в саду, огороде и цветнике в зависимости от времени года.
Тема № 3. Правила безопасного труда.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём
Тема № 4. Осенние работы в цветнике. Практическая работа.
Виды работ в цветнике (сбор семян, укрытие растений на зиму)
Тема № 5. Сроки уборки семян цветочных культур.
Требования к сбору семян цветочных культур.
Тема № 6. Сбор семян цветочных культур. Практическая работа.
Как правильно собрать и сохранить семена цветочных культур.
Тема № 7. Подготовка к участию в «Празднике урожая»
Овощеводство, цветоводство.
Тема № 1. Овощеводство, цветоводство. Профессии, связанные с
выращиванием овощей, цветов.
Профессии овощевода, цветовода, их отличительные признаки.
Тема № 2. Понятие об урожае, урожайности.
Что такое урожай, урожайность; от чего они зависят.
Тема № 3. Почва и ее роль в жизни растений.
Влияние почвы на жизнедеятельность растений.
Тема № 4. Виды почв (глинистые, чернозем)
Что такое черноземная и глинистая почва, их достоинства, недостатки, отличительные признаки.
Тема № 5. Изучение внешних признаков почв. Практическая работа.
Отличие почв по внешним признакам.
Тема № 6. Необходимые условия для роста и развития растений.
Необходимые условия для роста и развития растений.
Тема № 7. Удобрение почвы.
Виды удобрений почвы. Значение удобрений.
Тема № 8. Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.
Виды тары, требования к ней.
Тема № 9. Подготовка почвы к посадке семян бархатцев, огурцов.
Заполнение тары почвой для посева.
Тема № 10 Правила безопасной работы.
Тема № 11. Подготовка семян бархатцев, огурцов к посеву.
Как подготовить семена к посеву?
Тема № 12. Посев семян.
Правила посева семян.
Тема № 13. Необходимые условия для выращивания рассады на окне.
Правила выращивания рассады на окне (температурный режим, освещенность)
Тема № 14. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.
Тема № 15. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.
Тема № 16 Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.
Требования к таре для пикировки.
Тема № 17. Пикировка рассады. Практическая работа.
Что такое пикировка рассады, требования к пикировке, правила.
Весенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Инструменты для работы в саду, огороде, цветнике.
Разнообразие ручного инструмента, его сходства и отличия.
Тема № 2. Правила безопасной работы.
-Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для работы в саду, огороде, цветнике.
Тема № 3. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.
Тема № 4. Рыхление почвы. Практическая работа.
Правила рыхления почвы.
Тема № 5. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа.
Тема № 6. Сроки высадки рассады в открытый грунт.
Требования к высадке рассады в грунт.
Тема № 7. Подготовка почвы к высадке рассады. Практическая работа.
Требования к почве для высадки рассады.
Тема № 8. Высадка рассады.
Условия, необходимые для высадки рассады в грунт.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов и их частей;
- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;
Уметь:
-называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- выполнять практические работы по уходу за рассадой
- на основании наблюдений как можно самостоятельнее делать практические выводы.
4 класс
Жизнь села
Тема № 1.Занимательно о сельском хозяйстве (ролевая игра).
Расширить знания о жизни сельских жителей через проигрывание игровых ситуаций.
Тема № 2. Основные направления сельского хозяйства.
Направления сельского хозяйства: овощеводство, цветоводство, растениеводство.
Осенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Уборка урожая овощных культур.
Правила уборки овощных культур.
Тема № 2. Правила безопасной работы.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём
Тема № 3. Подготовка урожая к хранению.
Способы подготовки урожая к хранению.
Тема № 4. Способы осенней обработки почвы.
Значение, способы обработки почвы осенью.
Тема № 5. Осенняя обработка почвы. Практическая работа.
Уборка растительных остатков, перекопка почвы.
Тема № 6. Подготовка почвы к зиме.
Как подготовить почву к зиме.
Тема № 7. Подготовка к «Празднику урожая»
Овощеводство, цветоводство.
Тема № 1. Овощные и цветочные культуры нашего края.
Разнообразие овощных и цветочных культур.
Тема № 2. Необходимые условия для роста и развития растений.
Условия для роста и развития растений: освещенность, подкормка.
Тема № 3. Строение почвы.
Знакомство со строением почвы.
Тема № 4. Виды почвы.
Виды почв и их отличительные признаки(суглинок, чернозем, супесь)
Тема № 5. Распознавание видов почвы. Практическое занятие.
Виды почвы,
Тема № 6. Виды удобрений почвы.
Удобрения (минеральные, органические)
Тема № 7. Подкормка растений удобрениями.
Правила подкормки растений удобрениями.
Тема № 8. Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.
Виды тары, требования к ней.
Тема № 9. Подготовка почвы к посадке семян томатов, астр
Заполнение тары подготовленной почвой.
Тема № 10. Правила безопасной работы.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе
Тема № 11. Подготовка семян томатов, астр к посеву.
Приемы подготовки семян к посеву (замачивание, прогрев)
Тема № 12. Посев семян.
Правила посева семян.
Тема № 13. Необходимые условия для выращивания рассады на окне
Условия (тепло, влага, свет).
Тема № 14. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.
Правила ухода за рассадой на окне, правильный полив.
Тема № 15. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.
Тема № 16. Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.
Требования к таре, ее виды.
Тема № 17. Пикировка рассады. Практическая работа.
Правила пикировки рассады.
Весенние сельскохозяйственные работы
Тема № 1. Весенние хлопоты на селе (ролевая игра).
Расширить знания о жизни сельских жителей через проигрывание игровых ситуаций.
Тема № 2. Подготовка почвы к посеву (влагозадержание).
Как готовят почву к посеву.
Тема № 3. Полив и рыхление почвы. Практическая работа.
Требования к поливу и рыхлению почвы.
Тема № 4. Подкормка рассады.
Виды и сроки подкормки рассады.
Тема № 5. Наблюдения за ростом рассады.
Тема № 6. Подготовка почвы к высадке рассады.
Требования к почве.
Тема № 7. Инструменты для весенних работ. Правила безопасной работы.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём.
Тема № 8. Высадка рассады.
Правила высадки рассады.
Тема № 9. Контрольная работа по курсу «Введение в основы сельскохозяйственных знаний».
Контроль знаний, умений, навыков.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов, групп предметов;
- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;
Уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- выполнять практические работы по посадке, пикировке, уходу за растениями;
- на основании наблюдений самостоятельно делать практические выводы.
Литература
Дмитриева Н.Я. Естествознание: 1 класс. Просвещение, 1994
Постникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» ВЛАДОС 2001Г.
Рабочая тетрадь Постникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» ВЛАДОС 2001Г.
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Начальная (1-3, 1-4) школа «Природа и мы» Издательство, год: XXI век, 1997
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва «Вако» 2011
Аквилева ,Г.Н. , Клепинииа ЗЛ. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988.
7.Занятия по сельскохозяйственному труду . Метод. Пособие для учителя. Под ред. А.Е. Ставровского. - М.: Просвещение, 1974
26