г. Благовещенск, 2019
1. Пояснительная записка......................................................................................3
2. Цель программы.................................................................................................4
3. Задачи програмы................................................................................................5
4. Предполагаемые результаты.............................................................................6
5. Общая характеристика курса............................................................................7
6. Календарно-тематический план……………………………………………...7
7. Материально-техническое обеспечение…………………………………….10
8. Тематический план……………………………………………………………11
9. Список использованной литературы………………………………………..26
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Следовательно, кружок направлен, в том числе, на развитие познавательной деятельности детей в целом.
В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими видами деятельности:
- поделки из бросового материала и т.д.
В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, вата и др.)
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.
Раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 3-4 лет путём интеграции художественно-эстетического и умственного воспитания. Программа нацелена на создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
-развивать различные формы мышления (наглядно-действенного,наглядно-образного,вербально-логического);
-развивать творческо-речевую деятельность, формировать устойчивый интерес к художественному слову, эстетическому восприятию литературы.
-познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, методом тычка, ватными палочками и тд.)
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, ватой.
-формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
-воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.
Программа кружка разработана для детей 3-4 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 20 минут. Количество детей: 10-12 человек.
-практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование).
1. У детей сформировались навыки самообслуживания: могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма;
2. Повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами;
3. Дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
4. Дети называют диких и домашних животных;
5. Называют времена года, и взаимосвязь между ними;
6. Дети знают и называют овощи, фрукты, ягоды.
Учебно-тематическое планирование.
• Первичное диагностирование детей.
Программа рассчитана на 1 год обучения- 62 часа. Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) .Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 20 минут.
4. различные виды бумаги;
5. бросовый и природный материал;
6. фигурки животных и их картинки;
7. солёное тесто;
8. ватные палочки;
9. поролоновые печатки;
10. пластилин;
11. коктейльные трубочки;
12. формочки для выпечки;
13. тесьма для петелек;
14. бумажные салфетки;
15. матерчатые салфетки;
16. муляжи овощей и их картинки;
17. стаканы для воды;
18. подставки под кисти;
19. кисти и др.
20. наглядные пособия, схемы;
21. бусины;
22. семена семечек, фасоли;
23. муляжи ягод и их картинки;
24. зубочистки;
25. прищепки;
26. картон цветной и белый;
27. ножницы с закруглёнными концами;
28. клей;
29. персонажи настольного театра;
30. катушки;
31. цветные нитки;
32. фигуры квадрата, треугольника, шара, прямоугольника;
33. тазики;
35. игрушки;
36. спички;
37. сетка;
38. музыкальные инструменты.
Месяц | № | Тема | Коли-чество часов | Характеристика деятельности |
Октябрь | 1 | Весёлый мухомор | 2 | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; учить детей высказывать своё мнение; учить совмещать один вид деятельности с другим(аппликация с элементами рисования);развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность, усидчивость. Оборудование: цветной картон (для фона),сухие листья, вырезанные ножки гриба из белой бумаги, гуашь, клей ПВА, клей-карандаш, цветная бумага красного цвета. |
2 | Ветка рябины | 1 | Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; учить различать и называть цвета; развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Оборудование: лист бумаги формата А4,нарисованная ветка рябины без ягод, гуашь, стакан, салфетка. |
3 | Осеннее дерево(аппликация) | 1 | Показать приёмы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева; учить различать и называть цвета; развивать представления детей об осени; развивать мелкую моторику, творческие способности; воспитывать аккуратность. Оборудование: лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага, клей, салфетка. |
4 | Морковка для зайчика | 1 | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования-отпечаток ладошкой. Обогащать представление детей об овощах; закрепить знания цветов; развивать мелкую моторику; творческие способности; сенсорное восприятие; воспитывать аккуратность. Оборудование: игрушка зайчик, морковка муляж, эскиз морковки, широкие мисочки с разведённой водой гуашью зелёного цвета. |
5 | Фрукты на тарелочке (рисование) | 1 | Учить рисовать фрукты(апельсин, яблоко, груша)округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику. Оборудование: кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования. |
6 | Дорожка из камешков (мозаика на пластилиновой основе) | 1 | Развивать умение закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина; развивать мелкую моторику пальцев; развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение. |
7 | Кораблик (моделирование из скорлупы грецкого ореха) | 1 | Учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость, аккуратность; воспитывать интерес к занятиям. |
| | | |
Ноябрь | 8 | Красивый браслет | 1 | Научить нанизывать на нитку бусины из цветных макарон; развивать мелкую моторику рук; творческую фантазию, воображение; воспитывать интерес к занятиям. Оборудование: цветные макароны, нитки. |
9 | Весёлые рыбки (отпечаток ладошки) –коллектив-ная работа | 1 | Продолжить знакомить с новым способом изобразительной техники-отпечаток ладошкой; учить детей делать отпечатки, дорисовывать их до определённого образа; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук; воспитывать аккуратность, усидчивость. Оборудование: картина с рыбками, эскиз аквариума, мисочки с разведённой водой гуашью красного ,жёлтого, зелёного цвета, кисточки, салфетки, стаканчик с водой. |
10 | Опыты с водой | 1 | Знакомство со свойствами воды. Рассказать детям о пользе воды, формировать представления о физическом явлении воды, приучать детей принимать активное участие в занятии, быть уверенными, развивать внимание, память; воспитывать усидчивость. |
11 | Домашние животные | 1 | Расширять представления о домашних животных и их детенышах; учить находить их на картине и называть их; развивать образное мышление, внимание; воспитывать интерес к занятиям; закреплять знания цветов. Оборудование: фигурки домашних животных, вата, клей, трафарет барашка. |
12 | Грибы, грибочки | 1 | Научить детей изготавливать аппликацию из разных видов круп; развивать мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе; развивать творческие способности. Оборудование: гречка, манка, картон, клей, кисточки. |
13 | Лепка «Ёжик» | 1 | Научить детей лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения; развивать мелкую моторику пальцев; наглядно-образное мышление, творческое воображение. Оборудование: пластилин, цветная бумага, фломастеры, клеёнка, салфетки. |
14 | Угощение | 2 | Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, соединяя их друг с другом; развитие мелкой моторики рук, внимания, творческого воображения. Оборудование: солёное тесто, гуашь ,кисточки |
Декабрь | 15 | Солнышко (аппликация) | 1 | Развивать наглядно0образное мышление, творческое воображение; учить различать и закреплять цвета; учить соотносить реальные образы с изображёнными на картинке; развивать навыки аппликации. Оборудование: корзинка, картон, макароны, клей, кисти. |
16 | Выпал первый снег | 1 | Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации-с помощью ваты; обогащать представления детей о времени года-зима; вызвать интерес к созданию образа снегопада ,развивать композиционное умение равномерно располагать комочки по всему рисунку; воспитывать интерес к аппликации, любознательность. Оборудование: иллюстрация с пейзажем зимы, лист бумаги А4,эскиз дерева, кисточки, клей, комочки ваты. |
17 | Снежок пархает (рисование ватными палочками) | 1 | Продолжаем знакомить с рисованием ватными палочками. Формировать чувство композиции; закреплять знания цветов: расширять знания детей о явлениях природы; развивать мелкую моторику, мышление; воспитывать интерес к изучению природы. Оборудование: снежинки, вырезанные из бумаги по кол-ву детей, гуашь белого цвета, ватные палочки, листы снег картона, на которых схематично изображены снежинки, стаканчики с водой. |
18 | Ёлочные шары | 1 | Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, тактильное восприятие, воображение; воспитывать эстетический вкус и культуру труда. Оборудование: картина с ёлочкой, украшенная шарами, вырезанная из картона елочка, бумажные салфетки разных цветов. |
19 | Снегурочка | 1 | Закрепить навыки наклеивания кусочков ваты на картон; развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук. Оборудование: нарисованная снегурочка на картоне, гуашь, кисти, клей, вата. |
20 | Лепка «Ёлочка» | 1 | Учить детей изготавливать ёлочку из трёх шариков, соединённых в центре; развивать фантазию в украшении ёлочек бисером; развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, тактильное восприятие, воображение. Оборудование: пластилин зелёного цвета, бисер, доска для пластилина, картон. |
21 | Новогодняя игрушка | 1 | Вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником Новый год, пробуждать и развивать чувство формы и цвета; аккуратно и осторожно пользоваться кистью, клеем, салфеткой; участвовать в совместной деятельности, воспитывать желание трудиться. Оборудование: клей, кисти, цветная бумага, салфетки, шерстяные нитки. |
22 | Волшебный сапожок (аппликация) | 1 | Продолжать вызывать у детей приятное воспоминание связанное с праздником, воспитывать отзывчивость, доброту, закреплять приёмы наклеивания, учить составлять узор; развивать мелкую моторику, внимание, воображение; воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. Оборудование: трафарет сапожка, вата, клей, бисер. |
Январь | 23 | Обезьянка | 1 | Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия; быть внимательным и аккуратным; развивать мелкую моторику ,внимание, мышление; воспитывать интерес к занятиям, усидчивость. Оборудование: шаблоны с изображением обезьяны, крупа гречневая, манная, клей ПВА, кисти. |
24 | Подсолнух | 1 | Знакомство детей с техникой пластилинографии; учить закреплять кусочки пластилина на картон способом сплющивания, закреплять семена подсолнуха на основе из пластилина; развивать мелкую моторику рук и образное восприятие; воспитывать интерес к новым методам лепки. Оборудование: эскиз подсолнуха на картоне, пластилин черного цвета, доска. |
25 | Петушок-золотой гребешок (рисование с элементами аппликации) | 1 | Формировать понятие «домашние птицы»; вводить в словарь «перья, клюв, крылья»; учить узнавать и называть знакомых птиц на картине; развивать слуховое восприятие, дикцию, артикуляцию; мелкую моторику, воображение. Оборудование: шаблон петуха, краски, кисти, перья, клей ПВА |
26 | Сова | 1 | Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику Оборудование: шишки, пластилин. |
27 | Наливное яблочко | 1 | Закрепить навыки рисования кистью, повторить названия фруктов, развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев. Оборудование: бумага А4,краски.кисти. |
28 | Соберём матрёшку | 1 | Формировать у детей представление о народной игрушке-матрёшке; учить в правильном порядке собирать матрёшку(от маленького к большому);развивать мышление, воображение; воспитывать любовь к народному искусству. Оборудование: матрёшки. |
| 29 | Цыплёнок | 1 | Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы; развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, зрительное восприятие. Оборудование: бумага формата А4,нарисованный цыплёнок, бумага желтого, зелёного цветов. |
Февраль | 30 | Заюшкина избушка(аппликация) | 1 | Учить детей нетрадиционным способом выполнять аппликацию; внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия; быть внимательным и аккуратным; рузвивать внимание, воображение, мелкую моторику. Оборудование: фасоль, пластилин, картон цветной. |
31 | Лоскутное одеяло – коллектив ная работа(аппликация из фантиков) | 1 | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции ;освоение понятия «часть» и «целое». Развивать воображение, мышление, творческие способности. Оборудование: картон белого цвета, фантики из под конфет, клей, кисти. |
32 | Цветик-семицветик | 1 | Продолжаем развивать фантазию детей, учить аккуратно выполнять свою работу; пополняем словарный запас, развиваем творчество, мелкую моторику, Оборудование: цветная бумага, белая бумага, клей ПВА, салфетки. |
33 | Колобок покатился по лесной дорожке(аппликация с элементами рисования) | 1 | Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером ; развитие восприятия; сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к занятиям. Оборудование: ватные диски, клей, кисточки, гуашь. |
34 | Танчики (лепка) | 1 | Закрепить названия военной техники; развивать мелкую моторику пальцев, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Оборудование: пластилин зелёного цвета, доска для лепки, картинки с изображением военной техники. |
35 | Свитер для папы (аппликация из крупы) | 1 | Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы; развитие воображения, мышления, мелкой моторики, Оборудование: шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти. |
36 | Гусеница | 1 | Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу; развивать творческие способности, воображение, мышление, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные салфетки, картон, шаблон гусеницы. |
37 | Мимоза | 1 | Продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать их в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать творческие способности, воображение, мышление, мелкую моторику. Оборудование: цветные салфетки, вырезанные воспитателем зелёные листочки, клей, кисти. |
Март | 38 | Эксперимент с мукой | 1 | Познакомить детей со свойствами муки, развивать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, мелкую моторику; внимание, память, интерес к экспериментальной деятельности. Оборудование: мука, палочки деревянные, вода. |
39 | Цветы для мамы | 1 | Познакомить детей с частями цветов, закрепить название; закрепить технику наклеивания, поиск различий и сходств; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к близким. Оборудование: ватные диски, салфетка, клей ПВА, цветная бумага, разноцветный бисер. |
40 | Светофор (рисование оттисков печатками из картофеля) | 1 | Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля; учить правильно называть цвет; напоминать правила дорожного движения, вспомнить что такое светофор; развивать мелкую моторику рук и пальцев, воспитывать отзывчивость и доброту; воспитывать культуру поведения детей на дорогах. Оборудование: макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью желтого, зелёного и красного цветов. |
41 | Собачка | 1 | Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитками, передавая эффект «пушистой шерстки»; развивать технические навыки, мелкую моторику рук и пальцев, внимание, образное мышление. Оборудование: вырезанный из картона силуэт собаки, ножницы, шерстяные нитки, кисти, клей ПВА. |
42 | Весёлые черепашки (лепка) | 1 | Учить создавать объёмные поделки, используя в качестве каркаса бросовый материал; развивать мелкую моторику рук, образное мышление, внимание; воспитывать усидчивость, терпение, интерес к окружающему миру. Оборудование: игрушка черепаха, заготовки из пластилина черепах, красная фасоль. |
43 | Блинчики на масленицу | 1 | Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; включаться в игру, проявлять положительные эмоции в процессе игры; различать предметы круглой формы; учить узнавать желтый цвет, приемы работы с пластилином, сезонные изменения в природе. Оборудование: блины, сюжетные картинки по теме «Масленица», пластилин желтого цвета, дощечка для лепки, стеки, салфетки. |
44 | Знакомство с оригами | 1 | Познакомить детей с понятием «Оригами»; дать возможность самим сложить простую поделку из бумаги; закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Оборудование: бумага А4,ножницы. |
45 | Оригами «Лисичка сестричка» | 1 | Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного(лисицу);учить четко выполнять инструкции педагога; закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях. Оборудование: цветная бумага, ножницы. |
Апрель | 46 | Весёлая полянка (лепка) | 1 | Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. оборудование: кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки, стеки. |
47 | Верба | 1 | Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение; развивать эстетическое восприятие, образное мышление, мелкую моторику. Оборудование: веточка вербы, нарисованная на картоне голубого цвета, семена тыквы, кисти, клей ПВА. |
48 | Праздничный торт (пластиллинография) | 1 | Учить выполнять работу в технике пластилинографии; развивать воображение, аккуратность ,усидчивость и мелкую моторику рук; воспитывать желание творить. Оборудование: фотографии детей на празднике, тортики нарисованные на картоне разного цвета, пластилин. |
49 | Цыплёнок(аппликация из салфетных шариков) | 1 | Учить детей выполнять аппликацию, используя нарезанные салфетки, мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания; развивать мелкую и общую моторику, творческие способности. Оборудование: игрушка цыплёнок, жёлтые салфетки, клей ПВА, эскиз цыплёнка на каждого ребёнка. |
50 | Ручейки весенние зазвенели весело | 1 | Расширить представление детей о временах года, их приметах, состоянии воды; учить устанавливать причинно-следственную связь между явлениями природы; приучать к активному диалогу со взрослым; развивать слуховое и тембровое восприятие. Оборудование: гуашь, кисти, бумага А4, картинки с изображением весны. |
51 | Солнышко и дождик (лепка) | 1 | Учить детей создавать изображение приёмом размазывания одного элемента к другому; развивать мелкую моторику, воображение, снятие мышечного напряжения; воспитывать усидчивость, аккуратность. Оборудование: лист картона, пластилин, лист картона с эскизом солнышка и тучки с дождиком, доска. |
52 | Букашка (лепка из солёного теста) | 2 | Закрепить названия насекомых; закрепить навыки лепки; развивать мелкую моторику, внимание, память, воображение, творческие способности. Оборудование: солёное тесто, доска для лепки. |
Май | 53 | Поляна весенних цветов (рисование) | 1 | Рисование жесткой полусухой кистью. Закрепить умение пользоваться методом « тычка»; развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение; воспитывать внимание, аккуратность, творческую самореализацию. Оборудование: гуашь, лист А4,бумажные салфетки, картинки с изображением солнца, тучи с дождём, радуги, магнитная доска. |
54 | Открытка ( аппликация) | 2 | Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером; равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание; воспитывать нацеленность на успешный результат. Оборудование: картон цветной, бисер, клей. |
55 | Солнышко (отпечатки ладошек) коллективная работа | 1 | Учить детей творить ,фантазировать, видеть образ солнышка; развивать мелкую моторику пальцев и рук; воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству. Оборудование: изображение солнышка, лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом. |
56 | Чудесное окошко(аппликация из ткани) | 1 | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения; развивать творческую фантазию, умение составлять экспозиции. Оборудование: кусочки ткани, кисти, клей, нарисованное окно на картоне. |
57 | Дерево (пластилинография) | 1 | Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону. Оборудование: картон белого цвета, пластилин. |
58 | Черёмушки (апплика ция) | 1 | Учить детей нетрадиционным способам аппликации; учить ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения. Оборудование: цветной картон, салфетки белые, клей, цветная бумага. |
59 | Дети-цветы жизни (коллективная аппликация) | 1 | Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана. Оборудование: ватман, ножницы, цветная бумага, клей, шаблоны цветов, фото детей. |
1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).
2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.
3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика- Синтез», 2004г.
4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».
5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.
6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.
7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.
8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.