Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Большеуковского муниципального района Омской области
Центр развития творчества детей и юношества
Согласовано: Утверждаю:
Решением профсоюзного комитета Директор БОУ ДО ЦРТДиЮ
От «__»_______20 __г №________
___________Е.В. Соболева ____________И.Ф. Карнаухова
Дополнительная общеобразовательная программа
фотокружка «Сквозь объектива»
срок реализации: 1 год
возраст детей: 11-16 лет
Автор составитель:
педагог
дополнительного
образования
Соболева Е.В.
с. Большие Уки 2016 год
Паспорт программы деятельности фотокружка «Сквозь объектива»
Название программы | Образовательная программа фотокружка «Сквозь объектива» |
Автор программы | Педагог дополнительного образования Соболева Евгения Витальевна |
Цель, основные задачи программы | - социализация ребенка; - активизация интереса учащихся к знаниям по фото и видеосъемке; - развитие интеллектуальной инициативы учащихся; - развитие творческого подхода к собственной деятельности. |
Содержательные блоки программы | - знакомство с историей фото и видеосъемки; - основы работы с фото и видеокамерами - правила видеосъемки - оформление интервью |
Возраст детей и подростков, на которых рассчитана программа | учащиеся 9-14 лет |
Срок реализации программы | Программа, рассчитана на 1 год (144 часа в год), по 2 часа в неделю |
Место реализации программы | БОУ ДО «ЦРТДИЮ» с. Большие Уки |
Основные формы работы | Лекционные занятия, диспуты, семинары, экскурсии, конференции. Создание фотоальбомов, презентаций, фильмов. Фото и видеосъемка на занятиях и на школьных мероприятиях. Создание и оформление интервью. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе |
Теории | Практики |
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Основы работы с фото и видео камерой | 30 | 10 | 20 |
3 | Фото и видеосъемка | 90 | 20 | 70 |
4 | Выставки, конкурсы | 22 | 2 | 20 |
5 | итого | 144 | 34 | 110 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Введение. Знакомство с учащимися. Вводный инструктаж.
Основы работы с фото и видео камерой. Исторический ракурс. Устройство фото и видеокамеры. Правила фото и видеосъемки, уход за фото и видеоаппаратурой.
Фото и видеосъемка. Фоторепортажи. Беседы и интервью. Оформление полученного материала в виде стенгазет, презентаций, альбомов, фильмов, рисунков.
Выставки, конкурсы. Участие детей в различных конкурсах, выставках районных, областных, всероссийских, международных
Пояснительная записка
В современном мире техника является неотъемлемой частью жизни человека. Почти у каждого человека дома имеются фотографии, домашние и профессиональные видеосъемки. Но не все знают историю возникновения фотоаппаратов и видеокамер, и как правильно ими пользоваться. Занятия по программе «Сквозь объектива» (фото и видеосъемка) открывает для детей мир технологических возможностей, именно здесь учащиеся приобщаются к занятиям в области техники. Без них сегодня цивилизованному человеку просто не обойтись. XXI век, на пороге которого мы стоим, станет веком глобального информационного общества. Нетрудно догадаться о предстоящем в ближайшем будущем еще более интенсивном внедрении электроники в нашу жизнь. Вот почему так важно изучать технику буквально с детства, со школьной скамьи.
Данная программа должна научить детей пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом, знать устройства, правильно включать для воспроизведения записанного, работать с полученным материалом, знать особенности фото и видеосъемки в помещении и на улице, в дневное и ночное время.
Важно воспитать у учащихся осознание того, что вся работа кружка требует тщательной подготовки. Поэтому главное внимание должно уделяться практической части.
Ожидаемые результаты
В результате деятельности кружка учащиеся овладеют умениями:
Приобретут навыки:
самостоятельной работы;
продуктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе оформления материала;
творческого взаимодействия с педагогами.
Итогом работы всей программы должны стать самостоятельный выпуск одно большой презентации, фильма и видеозаписи, которые позволят частично проверить, насколько обучающиеся овладели навыками использования фото и видеокамеры.
Возраст детей 9-15 лет. На реализацию данной программы отводится 144 часа в год.
Цель программы: активизация интереса у учащихся к фото и видеосъемке, развитие творческого подхода к собственной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные | - познакомить с историей фото и видеосъемки; - обучить приемам фото и видеосъемки; - познакомить с основами работы с фото и видеокамерами; -обучить правилам фото и видеосъемки; - обучить правилам ухода за фото и видеоаппаратурой; - познакомить с правилами безопасной работы с фото и видеоаппаратурой |
Развивающие | - развивать познавательный интерес у учащихся к фото и видеосъемкам; - развивать интеллектуальную инициативу у учащихся; - развивать творческий подход к собственной деятельности; - развивать положительную самооценку |
Воспитательные | - сформировать коллективное «Я»; - сформировать эстетический вкус; - воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность |
Методическое обеспечение программы
В данной программе применяются педагогические технологии обучения на основе активизации деятельности учащихся, используются различные формы, методы и подходы педагогики.
Главная цель: ознакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Создание простейших видеосъемок и фотографий.
Формы:
Традиционные занятия
Практические занятия
Методы:
Подходы:
№ п/п | Название | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактический материал | Формы подведения итога |
Блок 1 | Введение |
1. | Знакомство с учащимися. Вводный инструктаж | Занятие - инструктаж | беседа | памятки | опрос |
Блок 2 | Основы работы с фото и видеокамерами |
1 | История фотографии | Лекционное занятие | Беседа Метод познавательной игры | Памятки, ресурсы интернета | опрос |
2 | Знакомство с устройством фотоаппарата | Занятие-игра | Метод организации познавательной деятельности | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
3 | Уход за фотоаппаратом | Лекционное занятие | Беседа, Объяснительно-иллюстративные методы | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
| | | |
4 | Правила фотосъемки | Занятие-игра | Практические занятия Метод познавательной игры | Памятки | Разыгрывание ситуации по теме |
5 | Знакомство с устройством видеокамеры | Лекционное занятие | Метод организации познавательной деятельности | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
6 | Уход за видеокамерой | Лекционное занятие | Беседа, Объяснительно-иллюстративные методы | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
7 | Правила видеосъемки | Занятие-игра | Практические занятия Метод познавательной игры | Памятки | Разыгрывание ситуации по теме |
8 | История создания цифровой технике, видеокамер, фотоаппаратов | Лекционное занятие | Беседа Метод познавательной игры | Памятки, ресурсы интернета | опрос |
9 | Уход и работа с цифровыми носителями | Лекционное занятие | Беседа практические занятия | Памятки, ресурсы интернета | Экспресс-опрос |
Блок 3. | Фото и видеосъемка |
1 | Приемы работы с фотоаппаратом | Лекционное занятие | Метод познавательной игры Создание ситуаций по теме | Памятки, ресурсы интернета | Деловая игра « Правила фотосъемки» |
2 | Первые шаги фотосъемки | Занятие-тренинг | Беседа Практические занятия Метод создания успеха | Памятки. Демонстрационный материал Ресурсы интернет | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий
|
3 | Обработка полученного материала | Деловая игра | Методы самостоятельной работы | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
4 | Фотосъемка природа, пейзаж | Экскурсия Занятие-тренинг | Метод самостоятельной работы | демонстрационный материал | Разыгрывание ситуации по теме |
5 | Фотосъемка портрет | Экскурсия Занятие-тренинг | Метод самостоятельной работы | демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
6 | Основы фотографирования детей | Занятие-конкурс | Метод самостоятельной работы | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
7 | Основы фотопортрета. С чего начинается хороший портрет | Деловая игра | Практические занятия Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
8 | Контрольная диагностика учащихся | зачет | Метод самостоятельной работы | тесты | Рейтинговая таблица |
9 | Ночная, дневная фотосъемка. Правила фотосъемки | Занятие-тренинг | Беседа Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
10 | Макросъемка. | Деловая игра | Метод познавательной игры Практические упражнения | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
11 | Приемы работы с видеокамерой | Занятие-тренинг | Беседа Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
12 | Первые шаги видеосъемки | Занятие-тренинг | Практические занятия Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
13 | Просмотр и обсуждение полученного материала | Занятие-тренинг | Беседа | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
14 | Перенос и сохранение видеосъемки на другие носители | Занятие-тренинг | Беседа Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
15 | Фоторепортаж. Знакомство с видами фоторепортажа. | Деловая игра | Практические занятия Беседа
| Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
16 | Интервью. Подготовка к интервью | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
17 | Проба интервью. Работа над ошибками | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
18 | Запись интервью с педагогами Центра творчества. | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
19 | Запись интервью с воспитанниками центра творчества | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
20 | Фотосъемка ветеранов педагогического труда | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
21 | Обработка полученного материла | Занятие-тренинг | Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
22 | Фото и видеосъемка будущих выпускников | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
23 | Обработка полученного материала | Занятие-тренинг | Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
Блок 4 | Выставки, конкурсы |
24 | Районный фото и видео конкурсы | | Подготовка и участие | | |
25 | Областные фото и видео конкурсы | | Подготовка и участие | | |
26 | Всероссийские фото и видео конкурсы | | Подготовка и участие | | |
27 | Международные фото и видео конкрсы | | Подготовка и участие | | |
Диагностический блок программы
Диагностика позволяет отслеживать результаты деятельности учащихся. Их уровень развития в соответствии с программой. При этом на каждом занятии дети сами оценивают работу друг друга. После чего делают выводы, как работала группа в целом и каждый в отдельности.
Результативность программы «Сквозь объектива» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.
Начальная диагностика проводится в начале года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.
Контрольная диагностика проводится в конце первого полугодия и позволяет проследить результат усвоения практического навыка.
Итоговая диагностика проводится в конце года обучения, позволяет проследить усвоение знаний, умений, навыков полученных по данной программе.
По итогам диагностического исследования, анализа творческой активности (участие в выставках, конкурсах, фестивалях) в конце обучения детям выдается свидетельство об окончании обучения с указанием уровня мастерства («Лучший фотограф», «Лучший оператор видеосъемки», «Мастер фото и видеосъемки»).
К концу обучения учащиеся должны:
Знать | Уметь |
Историю фото и видеосъемки Правила безопасности при работе с фото и видео аппаратурой Правила ухода за фото и видео аппаратурой Правила взаимодействия в коллективе | Организовать рабочее место Выполнить правила безопасной работы Работать со светотенью Работать с сюжетно-тематическим (смысловым) центром Подбирать гармоничные цветовые сочетания Выстраивать работу с композицией Вести портретную съемку Фотографировать детей Брать интервью Составлять репортажи Вести видеосъемку |
Список литературы
Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993,- 200с.
Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991,-160с.
Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
Интернет все источники
Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.:КУбК-а, 1997 – 288 с.
Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006 – 159 с.
Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006 – 415 с.
Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.
Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М: ACT: Мн.: Харвест, 2005 – 304 с.