МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВУАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(МАУДО «Центр детского творчества»)
Рассмотрено на заседании | Утверждаю: |
педагогического совета | директор МАУДО |
от «24» мая 2019г. | «Центр детского творчества» |
протокол № 4 | __________________/С.А. Ясевич/ |
| приказ от «29» августа 2019г. № 99 |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фольклорный коллектив «Все краски Ямала»
Возраст обучающихся 6-17 лет
Срок реализации 144 часа
Составитель: |
Голосовская Татьяна Евгеньевна, |
педагог дополнительного образования |
г. Муравленко
2019
Пояснительная записка
Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.
Литература, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. На занятиях дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, ориентироваться в народных праздниках, знакомятся с другими жанрами фольклора разных национальностей и народов.
Для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Цель программы: развить художественно-эстетическое восприятие и творческие способности на основе народного музыкального творчества.
Основными задачами являются:
Воспитание художественного вкуса и эстетических представлений через лучшие образцы детского фольклора.
Способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребенка.
Развитие музыкальных способностей: голос, слух, ритм, память.
Формирование в игровой форме таких навыков как: правильное дыхание, дикция, и др.
Освоение основных элементов народной хореографии через традиционный бытовой танец, игры.
Расширение этнокультурного кругозора детей.
При комплексном воздействии различных видов искусства (поэтического слова, песни, живописи), а также наблюдений за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.
Важной составляющей программы является организация постоянного наблюдения за природой в разное время года. Эти наблюдения помогают понять смысл календарно-обрядовой поэзии, обожествляющей солнце, небо, ветер, дождь, землю, проследить историю возникновения народной игрушки – свистульки, рожки, дудочки, разобраться в орнаменте костюма, предметов домашнего обихода, посуды, олицетворяющем образы птиц, животных, цветов – символов счастья, благополучия.
Программа предназначена для изучения фольклорных обрядов, традиций, игр разных народов, детьми от 6-х до 17-и лет с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела (модуля) | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/итогового контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Обряды, традиции, игры разных народов. | 144 | 33 | 111 | наблюдение, творческое задание |
Всего | 144 | 33 | 111 | |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модуля, темы | В том числе: |
Всего часов | Теория | Практика |
Обряды, традиции, игры разных народов. |
| Обычаи и традиции народов России | 4 | 1 | 3 |
| Работа над сочинительским творчеством (сказки) | 4 | 1 | 3 |
| Бурятские народные игры. Разучивание игр: «Волк и ягнята», «Рукавицу гнать». | 4 | 1 | 3 |
| Дагестанские народные игры. Разучивание игр: «Палочка-стукалочка», «Подними платок». | 4 | 1 | 3 |
| Работа над умением строить композицию по заданному сюжету с партнером. | 4 | 1 | 3 |
| Предоставление самостоятельности в поиске творческих решений. | 4 | 1 | 3 |
| Работа над выразительностью движений в обряде, игре | 4 | 1 | 3 |
| Русские народные игры. Разучивание игр: «Лапта», «Ручеёк». | 4 | 1 | 3 |
| Марийские народные игры. Разучивание игр: «Катание мяча», «Биляша». | 4 | 1 | 3 |
| Работа над достижением непринужденных, плавных движений рук. | 4 | 1 | 3 |
| Освоение исполнительского мастерства. | 4 | 1 | 3 |
| Работа над передачей образа, включая в образное движение «все тело». | 4 | 1 | 3 |
| Празднование Нового года в России. Разучивание игр вокруг ёлки. Русские народные игры. | 4 | 1 | 3 |
| Разучивание игр: «Игра в фанты», «Свечки», «Вышибалы». | 4 | 1 | 3 |
| Башкирские народные игры. Разучивание игр: Липкие пеньки», «Стрелок». | 4 | 1 | 3 |
| Работа над умением передавать в движении веселый, задорный, характер музыки. | 4 | 1 | 3 |
| Упражнения на развитие ориентации. | 4 | 1 | 3 |
| Татарские народные игры. Разучивание игр: «Хлопушки», «Ловишки». | 4 | 1 | 3 |
| Рождество. Коляда | 4 | 1 | 3 |
| Работа над умением передавать акценты в музыке. | 4 | 1 | 3 |
| Работа над умением детей правильно исполнять танцевальные движения. | 4 | 1 | 3 |
| Работа над умением изменять характер исполнения с изменением силы звучания музыки. | 4 | 1 | 3 |
| Народный праздник -Масленница. | 4 | 1 | 3 |
| Удмуртские народные игры. Разучивание игр: «Стой», «Игра с платочком», «Догонялки». | 4 | 1 | 3 |
| Башкирские обычаи, традиции и праздники" «Кукушкин чай» | 8 | 1 | 7 |
| Якутские народные игры. Разучивание игр: «Угадай, где средний палец», «Соколиный бой». | 4 | 1 | 3 |
| Работа над исполнением сюжетных композиций. | 4 | 1 | 3 |
| Работа над выразительными движениями в танцах. | 4 | 1 | 3 |
| Элементы народного танца. | 4 | 1 | 3 |
| Мордовские народные игры. Разучивание игр: «Салки», «Мяч в узкую стенку». | 4 | 1 | 3 |
| Северо-Осетинские народные игры. Разучивание игры: «Жмурки». | 4 | 1 | 3 |
| Отработка постановочных композиций. | 9 | 1 | 8 |
| Закрепление пройденного материала. | 4 | 1 | 3 |
| Отчетный концерт. | 3 | | 3 |
| Итого | 144 | 33 | 111 |
Календарно учебный график
№ п.п. | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1 Актерское мастерство |
1.1. | Сентябрь | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Обычаи и традиции народов России -Работа над сочинительским творчеством (сказки) -Бурятские народные игры. Разучивание игр: «Волк и ягнята», «Рукавицу гнать». -Дагестанские народные игры. Разучивание игр: «Палочка-стукалочка», «Подними платок». | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение. Контроль исполняемого детьми действия. |
1.2. | Октябрь | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Работа над умением строить композицию по заданному сюжету с партнером. -Предоставление самостоятельности в поиске творческих решений. -Работа над выразительностью движений в обряде, игре -Русские народные игры. Разучивание игр: «Лапта», «Ручеёк». | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.3. | Ноябрь | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Марийские народные игры. Разучивание игр: «Катание мяча», «Биляша». -Работа над достижением непринужденных, плавных движений рук. -Освоение исполнительского мастерства. -Работа над передачей образа, включая в образное движение «все тело». | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.4.. | Декабрь | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Празднование Нового года в России. Разучивание игр вокруг ёлки. Русские народные игры. -Разучивание игр: «Игра в фанты», «Свечки», «Вышибалы». -Башкирские народные игры. Разучивание игр: Липкие пеньки», «Стрелок». -Работа над умением передавать в движении веселый, задорный, характер музыки. | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.5. | Январь | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Упражнения на развитие ориентации. -Татарские народные игры. Разучивание игр: «Хлопушки», «Ловишки». -Рождество. Коляда -Работа над умением передавать акценты в музыке. | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.6 | Февраль | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Работа над умением детей правильно исполнять танцевальные движения. -Работа над умением изменять характер исполнения с изменением силы звучания музыки. -Народный праздник -Масленница. -Удмуртские народные игры. Разучивание игр: «Стой», «Игра с платочком», «Догонялки». | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.7 | Март | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Башкирские обычаи, традиции и праздники" -«Кукушкин чай» -Якутские народные игры. Разучивание игр: «Угадай, где средний палец», «Соколиный бой». -Работа над исполнением сюжетных композиций. | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.8. | Апрель | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 4 4 4 4 | -Элементы народного танца. -Мордовские народные игры. Разучивание игр: «Салки», «Мяч в узкую стенку». -Северо-Осетинские народные игры. Разучивание игры: «Жмурки». -Отработка постановочных композиций. | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия |
1.9 | Май | | Четверг 17.00-19.20 Суббота 13.45-16.05 | объяснение, творческое задание | 5 4 3 | -Отработка постановочных композиций. -Закрепление пройденного материала. - Отчетный концерт. | Многопрофильный лицей , спортивный зал МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215 | Наблюдение Отчетный концерт |
Содержание занятий
Основы народной хореографии
В процессе обучения дети изучают основные виды русского народного танца. Музыкальное сопровождение – народные песни и танцевальные мелодии. Танец и народная песня неотделимы друг от друга. Во всех народных обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоничное соединение.
Танец развивает чувство ритма, пластичность, координацию, помогает эмоционально выразить содержание песни.
Слушание
Прослушивание и обсуждение сказок, небылиц, пословиц и поговорок, инструментальной музыки. Помогает развить воображение, ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Фольклорные игры
Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. В условиях игры ребенок становится активнее, вступает в общение с окружающим миром.
Знакомство с Башкирскими обычаями, традициями и праздниками -«Кукушкин чай»
познакомиться с традициями башкирского народа; узнать, какие башкирские праздники существуют;
изучить обряд- традицию «Кукушкин чай»
Основы народной хореографии:
хоровод, круг, линия, «ковырялочка», притопы, шаги с притопом, «пружинка», наклоны, топотушки.
Скороговорки:
«Ехал Грека», «Барашеньки- крутороженьки», «Андрей-воробей», «От топота копыт», «Бык-тупогуб», «В огороде рос горох».
Слушание:
сказки, небылицы, пословицы, поговорки, инструментальная музыка.
Фольклорные игры:
-Марийские народные игры. Разучивание игр: «Катание мяча», «Биляша».
-Русские народные игры. Разучивание игр: «Лапта», «Ручеёк».
-Бурятские народные игры. Разучивание игр: «Волк и ягнята», «Рукавицу гнать».
-Дагестанские народные игры. Разучивание игр: «Палочка-стукалочка», «Подними платок».
-Разучивание игр вокруг ёлки. Русские народные игры.
-Разучивание игр: «Игра в фанты», «Свечки», «Вышибалы».
-Башкирские народные игры. Разучивание игр: Липкие пеньки», «Стрелок».
-Удмуртские народные игры. Разучивание игр: «Стой», «Игра с платочком», «Догонялки».
-Татарские народные игры. Разучивание игр: «Хлопушки», «Ловишки».
-Якутские народные игры. Разучивание игр: «Угадай, где средний палец», «Соколиный бой».
-Мордовские народные игры. Разучивание игр: «Салки», «Мяч в узкую стенку».
-Северо-Осетинские народные игры. Разучивание игры: «Жмурки».
Прогнозируемый результат
По окончании обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- передавать интонацией голоса различные чувства: гнев, страх, радость, грусть;
- знать 10 игр и уметь объяснить правила игры;
- освоить основные начальные элементы народной хореографии:
а) держать круг и линию;
б) двигаться простым, переменным и приставным шагом;
-научиться работать в коллективе и развивать:
а) лидерские качества;
б) умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;
4. - точно следовать определенным правилам игры.
5. - изучить и уметь отобразить обряд-традицию башкирского народа «Кукушкин чай» на региональном фестивале народного творчества «Все краски Ямала» и на отчетном концерте.
Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.
Задачи музыкально-образовательной деятельности – дать элементарные музыкально-теоретические сведения, способствовать проявлению музыкального вкуса.
Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.
Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер.
«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - отмечал Л.С. Выготский.
Список литературы
«Музыкально-певческий фольклор», сост. А. Каргин. (сборник статей), М.: 2012.
«Школа русского фольклора», М. Картавцева, М.: 1994.
«Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб.: 2010.
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
Фольклорные посиделки. ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.