СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фольклорный коллектив «Все краски Ямала»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

    

Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.

     Литература, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. На занятиях дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, ориентироваться в народных праздниках, знакомятся с другими жанрами фольклора разных национальностей и народов.

Цель программы: развить художественно-эстетическое восприятие и творческие способности на основе  народного музыкального творчества.

Основными задачами являются:

  1. Воспитание художественного вкуса и эстетических представлений через лучшие образцы детского фольклора.
  2. Способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребенка.
  3. Развитие музыкальных способностей: голос, слух, ритм, память.
  4. Формирование в игровой форме таких навыков как: правильное дыхание, дикция,  и др.
  5. Освоение основных элементов народной хореографии через традиционный бытовой танец, игры.
  6. Расширение этнокультурного кругозора детей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фольклорный коллектив «Все краски Ямала»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВУАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(МАУДО «Центр детского творчества»)



Рассмотрено на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

директор МАУДО

от «24» мая 2019г.

«Центр детского творчества»

протокол № 4

__________________/С.А. Ясевич/


приказ от «29» августа 2019г. № 99










Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Фольклорный коллектив «Все краски Ямала»



Возраст обучающихся 6-17 лет

Срок реализации 144 часа




















Составитель:

Голосовская Татьяна Евгеньевна,

педагог дополнительного образования















г. Муравленко

2019





Пояснительная записка


Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.

Литература, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. На занятиях дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, ориентироваться в народных праздниках, знакомятся с другими жанрами фольклора разных национальностей и народов.

Для данной программы были выбраны следующие приоритеты:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

  • Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.

  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

  • Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.


Цель программы: развить художественно-эстетическое восприятие и творческие способности на основе народного музыкального творчества.

Основными задачами являются:

  1. Воспитание художественного вкуса и эстетических представлений через лучшие образцы детского фольклора.

  2. Способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребенка.

  3. Развитие музыкальных способностей: голос, слух, ритм, память.

  4. Формирование в игровой форме таких навыков как: правильное дыхание, дикция, и др.

  5. Освоение основных элементов народной хореографии через традиционный бытовой танец, игры.

  6. Расширение этнокультурного кругозора детей.


При комплексном воздействии различных видов искусства (поэтического слова, песни, живописи), а также наблюдений за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.

Важной составляющей программы является организация постоянного наблюдения за природой в разное время года. Эти наблюдения помогают понять смысл календарно-обрядовой поэзии, обожествляющей солнце, небо, ветер, дождь, землю, проследить историю возникновения народной игрушки – свистульки, рожки, дудочки, разобраться в орнаменте костюма, предметов домашнего обихода, посуды, олицетворяющем образы птиц, животных, цветов – символов счастья, благополучия.

Программа предназначена для изучения фольклорных обрядов, традиций, игр разных народов, детьми от 6-х до 17-и лет с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством.








УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела (модуля)

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/итогового контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Обряды, традиции, игры разных народов.

144

33

111

наблюдение,

творческое задание

Всего

144

33

111




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование модуля, темы

В том числе:

Всего

часов

Теория

Практика

Обряды, традиции, игры разных народов.

Обычаи и традиции народов России

4

1

3

Работа над сочинительским творчеством (сказки)

4

1

3

Бурятские народные игры. Разучивание игр: «Волк и ягнята», «Рукавицу гнать».

4

1

3

Дагестанские народные игры. Разучивание игр: «Палочка-стукалочка», «Подними платок».

4

1

3

Работа над умением строить композицию по заданному сюжету с партнером.

4

1

3

Предоставление самостоятельности в поиске творческих решений.

4

1

3

Работа над выразительностью движений в обряде, игре

4

1

3

Русские народные игры. Разучивание игр: «Лапта», «Ручеёк».

4

1

3

Марийские народные игры. Разучивание игр: «Катание мяча», «Биляша».

4

1

3

Работа над достижением непринужденных, плавных движений рук.

4

1

3

Освоение исполнительского мастерства.

4

1

3

Работа над передачей образа, включая в образное движение «все тело».

4

1

3

Празднование Нового года в России. Разучивание игр вокруг ёлки. Русские народные игры.

4

1

3

Разучивание игр: «Игра в фанты», «Свечки», «Вышибалы».

4

1

3

Башкирские народные игры. Разучивание игр: Липкие пеньки», «Стрелок».

4

1

3

Работа над умением передавать в движении веселый, задорный, характер музыки.

4

1

3

Упражнения на развитие ориентации.

4

1

3

Татарские народные игры. Разучивание игр: «Хлопушки», «Ловишки».

4

1

3

Рождество. Коляда

4

1

3

Работа над умением передавать акценты в музыке.

4

1

3

Работа над умением детей правильно исполнять танцевальные движения.

4

1

3

Работа над умением изменять характер исполнения с изменением силы звучания музыки.

4

1

3

Народный праздник -Масленница.

4

1

3

Удмуртские народные игры. Разучивание игр: «Стой», «Игра с платочком», «Догонялки».

4

1

3

Башкирские обычаи, традиции и праздники"

«Кукушкин чай»

8

1

7

Якутские народные игры. Разучивание игр: «Угадай, где средний палец», «Соколиный бой».

4

1

3

Работа над исполнением сюжетных композиций.

4

1

3

Работа над выразительными движениями в танцах.

4

1

3

Элементы народного танца.

4

1

3

Мордовские народные игры. Разучивание игр: «Салки», «Мяч в узкую стенку».

4

1

3

Северо-Осетинские народные игры. Разучивание игры: «Жмурки».

4

1

3

Отработка постановочных композиций.

9

1

8

Закрепление пройденного материала.

4

1

3

Отчетный концерт.

3


3


Итого

144

33

111



Календарно учебный график


№ п.п.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1 Актерское мастерство

1.1.

Сентябрь


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание

4


4



4





4

-Обычаи и традиции народов России

-Работа над сочинительским творчеством (сказки)

-Бурятские народные игры. Разучивание игр: «Волк и ягнята», «Рукавицу гнать».

-Дагестанские народные игры. Разучивание игр: «Палочка-стукалочка», «Подними платок».

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение.

Контроль исполняемого детьми действия.


1.2.

Октябрь


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание

4





4




4




4

-Работа над умением строить композицию по заданному сюжету с партнером.

-Предоставление самостоятельности в поиске творческих решений.

-Работа над выразительностью движений в обряде, игре

-Русские народные игры. Разучивание игр: «Лапта», «Ручеёк».

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.3.

Ноябрь


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание

4




4




4



4

-Марийские народные игры. Разучивание игр: «Катание мяча», «Биляша».

-Работа над достижением непринужденных, плавных движений рук.

-Освоение исполнительского мастерства.

-Работа над передачей образа, включая в образное движение «все тело».

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.4..

Декабрь


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание

4





4




4




4

-Празднование Нового года в России. Разучивание игр вокруг ёлки. Русские народные игры.

-Разучивание игр: «Игра в фанты», «Свечки», «Вышибалы».

-Башкирские народные игры. Разучивание игр: Липкие пеньки», «Стрелок».

-Работа над умением передавать в движении веселый, задорный, характер музыки.

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.5.

Январь


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание




4


4




4

4

-Упражнения на развитие ориентации.

-Татарские народные игры. Разучивание игр: «Хлопушки», «Ловишки».

-Рождество. Коляда

-Работа над умением передавать акценты в музыке.

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.6

Февраль


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание

4





4





4


4


-Работа над умением детей правильно исполнять танцевальные движения.

-Работа над умением изменять характер исполнения с изменением силы звучания музыки.

-Народный праздник -Масленница.

-Удмуртские народные игры. Разучивание игр: «Стой», «Игра с платочком», «Догонялки».

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.7

Март


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание



4


4


4




4

-Башкирские обычаи, традиции и праздники"

-«Кукушкин чай»

-Якутские народные игры. Разучивание игр: «Угадай, где средний палец», «Соколиный бой».

-Работа над исполнением сюжетных композиций.

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.8.

Апрель


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание

4


4





4




4

-Элементы народного танца.

-Мордовские народные игры. Разучивание игр: «Салки», «Мяч в узкую стенку».

-Северо-Осетинские народные игры. Разучивание игры: «Жмурки».

-Отработка постановочных композиций.

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Контроль исполняемого детьми действия

1.9

Май


Четверг 17.00-19.20

Суббота 13.45-16.05


объяснение, творческое задание








5


4


3

-Отработка постановочных композиций.

-Закрепление пройденного материала.

- Отчетный концерт.

Многопрофильный лицей , спортивный зал

МАУДО «Центр детского творчества», каб. № 215

Наблюдение Отчетный концерт



Содержание занятий


Основы народной хореографии

В процессе обучения дети изучают основные виды русского народного танца. Музыкальное сопровождение – народные песни и танцевальные мелодии. Танец и народная песня неотделимы друг от друга. Во всех народных обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоничное соединение.

Танец развивает чувство ритма, пластичность, координацию, помогает эмоционально выразить содержание песни.


Слушание

Прослушивание и обсуждение сказок, небылиц, пословиц и поговорок, инструментальной музыки. Помогает развить воображение, ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.


Фольклорные игры

Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. В условиях игры ребенок становится активнее, вступает в общение с окружающим миром.


Знакомство с Башкирскими обычаями, традициями и праздниками -«Кукушкин чай»


познакомиться с традициями башкирского народа; узнать, какие башкирские праздники существуют;

изучить обряд- традицию «Кукушкин чай»


Основы народной хореографии:

хоровод, круг, линия, «ковырялочка», притопы, шаги с притопом, «пружинка», наклоны, топотушки.


Скороговорки:

«Ехал Грека», «Барашеньки- крутороженьки», «Андрей-воробей», «От топота копыт», «Бык-тупогуб», «В огороде рос горох».


Слушание:

сказки, небылицы, пословицы, поговорки, инструментальная музыка.


Фольклорные игры:

-Марийские народные игры. Разучивание игр: «Катание мяча», «Биляша».

-Русские народные игры. Разучивание игр: «Лапта», «Ручеёк».

-Бурятские народные игры. Разучивание игр: «Волк и ягнята», «Рукавицу гнать».

-Дагестанские народные игры. Разучивание игр: «Палочка-стукалочка», «Подними платок».

-Разучивание игр вокруг ёлки. Русские народные игры.

-Разучивание игр: «Игра в фанты», «Свечки», «Вышибалы».

-Башкирские народные игры. Разучивание игр: Липкие пеньки», «Стрелок».

-Удмуртские народные игры. Разучивание игр: «Стой», «Игра с платочком», «Догонялки».

-Татарские народные игры. Разучивание игр: «Хлопушки», «Ловишки».

-Якутские народные игры. Разучивание игр: «Угадай, где средний палец», «Соколиный бой».

-Мордовские народные игры. Разучивание игр: «Салки», «Мяч в узкую стенку».

-Северо-Осетинские народные игры. Разучивание игры: «Жмурки».



Прогнозируемый результат

По окончании обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. - передавать интонацией голоса различные чувства: гнев, страх, радость, грусть;

  2. - знать 10 игр и уметь объяснить правила игры;

  3. - освоить основные начальные элементы народной хореографии:

а) держать круг и линию;

б) двигаться простым, переменным и приставным шагом;

-научиться работать в коллективе и развивать:

а) лидерские качества;

б) умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;

4. - точно следовать определенным правилам игры.

5. - изучить и уметь отобразить обряд-традицию башкирского народа «Кукушкин чай» на региональном фестивале народного творчества «Все краски Ямала» и на отчетном концерте.


Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

Задачи музыкально-образовательной деятельности – дать элементарные музыкально-теоретические сведения, способствовать проявлению музыкального вкуса.

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.

Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер.


«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - отмечал Л.С. Выготский.


Список литературы

  1. «Музыкально-певческий фольклор», сост. А. Каргин. (сборник статей), М.: 2012.

  2. «Школа русского фольклора», М. Картавцева, М.: 1994.

  3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб.: 2010.

  4. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

  5. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Фольклорные посиделки. ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.