СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Сложные и спорные вопросы в обществознании."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ. В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана.

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Сложные и спорные вопросы в обществознании."»

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1

от «31» ___08__ 2017 г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

9

от «4» __09__ 2017г.





Рабочая программа платных дополнительных образовательных услуг

«Сложные и спорные вопросы в обществознании»

9 класс






Составитель: Шапочкина Н.Г., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория






г. Иркутск

2017-2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Сложные и спорные вопросы в обществознании» для 9 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) № 1577 от 31.12.2015 "О внесении изменений в ФГОС основного общего образования", утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

  • Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-412;

  • Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г. № 03-413;

  • Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2016 и 2017 гг. по обществознанию;

  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию;

  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СЛОЖНЫЕ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ»

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.

В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана.

Согласно учебному плану школы курс «Избранные вопросы обществознания» на ступени основного общего образования изучается в 9 классах, рассчитан на 34 часа.


Класс

Количество часов по рабочей программе

9

34





Введение

Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017.

Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017.

Тема 1. Общество

Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль­ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способно­стей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус челове­ка. Свобода и ответственность личности.

 

Тема 3. Духовная сфера общества

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.


Тема 5. Экономическая сфера общества

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация соб­ственности. Кон­куренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и без­работица. Инфляция.

 

Тема 6. Социальная сфера общества

Социальная система. Соци­альные отношения. Социальные группы (касты, сосло­вия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. От­клоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре­мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

 

Тема 7. Политическая сфера общества

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура полити­ческой власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, ре­ферендум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Конституция РФ. Основы консти­туционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани­тельные органы. Мест­ное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

 

Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.


Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31)

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.




ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Формы организации учебного процесса:

классно-урочная;

индивидуальная;

групповая;

индивидуально-групповая;

фронтальная;

практикумы;

проектно-исследовательская.


Таблица тематического распределения часов. 9 класс

п/п

Тема

Количество часов

Рабочая программа

1.

Введение

2

2.

Тема 1. Общество

4

3.

Тема 2. Человек

4

4.

Тема 3. Духовная сфера общества

2

5.

Тема 4. Познание

3

6.

Тема 5. Экономическая сфера общества

4

7.

Тема 6. Социальная сфера общества

3

8.

Тема 7. Политическая сфера общества

4

9.

Тема 8. Правовая сфера общества

4

10.

Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25)

2

11.

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом

2

 

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Содержание (тема урока)

Примечание

Введение 2 ч.

1

 

Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Требования к ОГЭ по обществознанию.

 

 

2

 

Знакомство с демоверсией по обществознанию

Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017.

Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017.

 

 

Тема 1. Общество 4 ч.

3-4

 

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

 

 

5-6

 

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль­ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

 

 

Тема 2. Человек 4 ч.

7

 

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способно­стей.

 

 

8

 

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

 

 

9

 

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус челове­ка. Свобода и ответственность личности.

 

 

10

 

Решение тестовых заданий с кратким ответом (задания 1-25) по темам «Общество» и «Человек»

 

 

Тема 3. Духовная сфера 2 ч.

11

 

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

 

 

12

 

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

 

 

Тема 4. Познание 3 ч.

13

 

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

 

 

14

 

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

 

 

15

 

Решение тестовых заданий с кратким ответом (задания 1-25) по теме «Познание»

 

 

Тема 5. Экономическая сфера 4 ч.

16

 

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

 

 

17

 

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

 

 

18

 

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация соб­ственности. Кон­куренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

 

 

19

 

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и без­работица. Инфляция.

 

 

Тема 6. Социальная сфера 3 ч.

20

 

Социальная система. Соци­альные отношения. Социальные группы (касты, сосло­вия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. От­клоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

 

 

21

 

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

 

 

22

 

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре­мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

 

 

Тема 7. Политическая сфера 4 ч.

23

 

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

 

 

24

 

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

 

 

25

 

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

 

 

26

 

Структура полити­ческой власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, ре­ферендум. Человек в политической жизни.

 

 

Тема 8. Правовая сфера общества 4 ч.

27

 

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

 

 

28

 

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

 

 

29

 

Конституция РФ. Основы консти­туционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани­тельные органы. Мест­ное самоуправление.

 

 

30

 

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

 

 

Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25) 2 ч.

31

 

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.

 

 

32

 

Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений

 

 

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31) 2 ч.

33

 

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса.

 

 

34

 

Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана. Решение КИМов.