СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Русский мир - русская речь" в номинации "Духовно - нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную программу можно использовать на классных часазх и внеурочной деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Русский мир - русская речь" в номинации "Духовно - нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей"»

Российская Федерация

Московская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(МБОУ Школа № 8)






Дополнительная общеразвивающая программа

в номинации «духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей» на 2023-2025гг.



Автор программы

Социальный педагог, Танас Е.И.


Наименование организации:

МБОУ Школа№8


Целевая аудитория :

5-11 классы


Актуальность программы:

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в увлекательное путешествие по Русскому миру и русской речи, ознакомить с красотой и разнообразием России изнутри, ее культурно-исторической, географической и этнической уникальностью; с изяществом и красотой русской речи. Уроки «Разговоры о важном» подтвердили ограниченность знаний ребят о нашей стране, о нашей культуре, истории, о выдающихся российских личностях, научно-технических достижениях. Недавняя возможность выезда родителей с детьми за границу способствовали расхвалению всего иностранного и дискредитированию своего Российского. Социально-политические и общественные изменения изменили приоритеты и ценности страны, когда-то читающей, стоящей в очереди за книгами у книжных магазинов. Отсутствие детской пионерской и комсомольской организаций породило общество детей-потребителей, эгоистов, не знающие своей Родины, далекие от понятий: патриотизм, честь, вера, долг, милосердие, трудолюбие. Книга все больше воспринимается как архаизм, а современные школьники читают, в основном, мессенжер и сомнительные социальные сети. Кругозор и общая осведомленность о Русском мире низкая, а культура речи отсутствует. Коммуникативная целесообразность современного школьника и школьника с ОВЗ оставляет желать лучшего. Современные социальные сети предоставляют возможности для проявления коммуникативных способностей. Однако, мониторинг школьных социальных сетей обучающихся, общение подростков ,их субкультура ,как правило, подтверждают низкую общую и речевую культуру. Сквернословие, крайне бедный словарный запас, междометия и смайлики заслонили приличную ,нормативную, развернутую русскую речь.

Многие школьники и дети с ОВЗ, лишены возможности слышать грамотную речь в семье. Косноязычные, малообразованные, малоимущие родители, отсутствие культурной среды обитания ,отсутствие культуры семейного чтения, непосещение культурных заведений усугубляют процесс освоения нормативным русским языком.

Что же делать в данных условиях нам учителям? Как донести до учеников красоту своей страны, гордость за Отчизну , изящество родной речи?

Данная программа является попыткой воспитать патриота, научить детей видеть и слышать слово, о своей Отчизне, расширить представления о могуществе нашей Родины, восхититься ее богатырями, красотой и богатством, гордиться лучшими достижениями ; обогатить словарный запас, строить свою речь грамотно, интересно, развернуто и этично.

Важным фактором реализации данной программы является стремление воспитать патриотов, гордящихся тем, что мы-русские ,что русский мир и русская речь- это символ справедливости, признание многополярности и многообразия, это вековая культура героизма и патриотизма..


Цели и задачи:

Реализация данной рабочей программы «Русский мир-русская речь » направлена на достижение следующих целей:

Цели программы – создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мировоззрением, развитие системы патриотического воспитания ; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих принципов; учить вежливой речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, научить вести диалог, отстаивая свою точку зрения, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

-формирование российской идентичности

-создать условия для эффективного патриотического воспитания

-формировать такие качества личности как : верность Отечеству и польза людям

-воспитание уважения к своей истории и культуре

-обновление содержания образования с переносом акцента с образования на воспитание

- формирование умения слышать свою речь и корректировать ее

- формирование умения правильно и культурно общаться

-создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений, киноуроков, культурно-массовых патриотических мероприятий

Особенность программы состоит в том, что программа носит практический характер, где центральное место в уроке занимают информирование и выработка Я-суждение по предлагаемой теме с помощью организации социального взаимодействия, т.е установление коммуникативных связей между участниками процесса. Ведущая используемая технология развивающего метода- развитие с помощью социального взаимодействия. Актуализируем принцип общей и социальной психологии « внутреннее через внешнее», согласно которому внутреннее развитие детерминировано внешней средой.

Так как традиционные уроки менее эффективны, необходимо пересмотреть форму проведения уроков по данной программе. Наиболее результативными оказались следующие : урок-дебаты, урок-ситуативный час, урок-диспут, урок-брейнринг, урок-турнир, урок-коллективно творческое дело, урок-иммерсивный театр,урок-экскурсия. Многие уроки запланированы с выездом, уроки-экскурсии, поэтому урок в расписании стоит последний. Ключевой аспект уроков заключается в том, что деятельность ученика продумывается таким образом, что в усвоении темы включены все анализаторы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический и дигитический.


Планируемые результаты:

1.В сфере патриотического воспитания:


Осознание Российской гражданской идентичности в поликультуроном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родной речи, истории, культуре; ценностное отношение к достижениям своей Родины-России, науке, искусству, трудовым и боевым подвигам ,уважению к традициям и русскому наследию.

2.В сфере духовно-нравственного воспитания:

1.Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора-готовность оценивать свое поведение и поступки, поступки других с позиции нормы и права .

3.В сфере эстетического воспитания:

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.


Технология диагностики: анкетирование, интервьюирование, публикации в социальных сетях, включенное педагогическое наблюдение.


Содержание образовательной практики.

Тематическое планирование занятий « Русский мир-русская речь»

5-7,8-9 (1час в неделю)

Тема

Основное содержание

Деятельность ученика

Моя Родина-Россия

Презентация «Широка страна моя родная»

Словарная работа.

Участие в ситуационной дискуссии (Я –суждение )

«Мы русские-какой восторг»

А.В.Суворов

Великая русская речь

Русские писатели и мыслители о красоте русской речи.

Словарная работа

Диспут

«Скажи мне что-нибудь,чтобы я понял действительно ты красив» Сократ.

Все взявшие меч, от меча и погибнет

Легендарные русские полководцы-презентация

Словарная работа

Минипроект «Мой полководец- кумир»

Вставай страна огромная!

Презентация о ВОВ.

Прослушивание: голос Левитана. Изготовление

диорамы «Дети войны»

Семь чудес России.

Презентация.

Словарная работа

Изготовление макета из цветного картона «Чудеса России»

Секреты общения.

Риторические приемы.

Конкурс риторов.

Битвы на века.

Презентация.

Словарная работа.

Изготовление диорамы сражения или панорамы боя из пластилина.

Великие русские мореплаватели.

Презентация

Словарная работа.

Брейн-ринг .

Спор русских народных символов.

Знакомство с текстом.

Разучивание ролей.

Театрализация произведения.

Русские театры. Великие русские балерины.

Презентация.


Просмотр балета «Щелкунчик»

Десерт «Анна Павлова»

Русская симфоническая музыка. Знаменитые русские музыканты.

Презентация.

Прослушивание.

Правила эффективного общения.

Знакомство с приемами общения.

Работа в парах по заданной теме. «Русския язык вобрал в себя великолепие испанского,живость французского,крепость немецкого,нежность итальянского.»М.В.Ломоносов

Флора и фауна моей страны.

Презентация.

Работа с картой.

Изготовление из пластилина растений и животных . Рисование песком.

Города-герои.

Презентация.Обсуждение.

Защита минипроекта «Город, моего восхищения»

Города-Сателлиты.

Пущино,Протвино,Обнинск,Дубна.

Экскурсия в Пущинскую астрономическую обсерваторию.

Моя малая Родина.

Презентация «Серпухов-город древний,город современный»

Экскурсия в историческую часть города.

Приокско-террасный заповедник

Презентация.

Экскурсия в Приокско-террасный заповедник.

Из истории слов.

Этимология некоторых русских слов и фразеологизмов.

Индивидуальная работа со словарями русского языка.



Русский язык-язык межнационального общения 190 народов России.»

Презентация « Союз вековой»

Исследовательская работа с текстом. « На каких языках говорят в России»

История русского милосердия.

Презентация.

Акция « Доброшкола»

Военные и трудовые династии.

Презентация

Встреча с приглашенными династиями.

Правила и законы.

Презентация « Кому нужны правила и законы»

Дебаты.

Военные операции: Афганистан,Чечня,Сирия .

Презентация. Обсуждение.

Встреча с членами «Боевое братство»

СВО

Презентация « Герои нашего времени»

Письмо солдату. Открытка солдату.

Жить в мире с непохожими на себя.

Мигранты. Языковые и культурные барьеры. Инофоны.

Тренинг

Секреты общения.

Приемы эффективного делового общения.

Ситуативный час .

Невербальное общение.

Слово учителя.

Конкурс мимов.

Структура диалога.

Презентация.

Конкурс на лучший тематический диалог « Мой интернет»

Временные рамки коммуникаций.

Слово учителя.

Работа с учебником « Школьная риторика»

Лексикон: бранные слова, паразиты,слова –агрессоры»

Слово учителя.

Отредактировать предложенный текст

«Стань редактором»

Слова-психологические поглаживания:слова-поддержка,слова-позитив-чувства, эмоции,волшебные слова.

Презентация

Иммерсивный театр « Вежливое слово»,

Крымская весна.

«Авиарейс Домодедово-Симферополь»

Изготовление канапе из экзотических фруктов Крымского полуострова.

Песни в военной шинели (май)

Презентация

Работа в группах Инсценировка песен

Бессмертный полк (май)

Бессмертный полк. Изготовление штендера « Бессмертный герой нашей семьи»

Участие в шествии


Методические материалы реализуемой программы.


В процессе анализа реализуемой практики использовались общенаучные методы теоретического исследования, такие как обобщение, и систематизация, метод сравнения и эмпирического исследования, метод включенного педагогического наблюдения.


Описание материально – технического обеспечения



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1

Технические средства обучения

1.1

Компьютер

1

1.2

Проектор

1

1.3

Принтер

1

2

Учебно-методическая литература

2.1

Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988

Богданова И.А. Мы патриоты! Классные часы 1-11 классы.

Тюляева Т.И.Гражданское образование в российской щколе.

Клиентов А.Е. Города России.

Рябченко В.С. С чего начинается Родина.

Андрианова Н. Россия для детей.

Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск : ТетраСистемс, 2006.

Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.

Ладыженская Т.А. Детская риторика. 1-11классы.

1


Интернет-ресурсы


Российская версия международного проекта Сеть творческих

учителей www.it-n.ru



Журнал «Гуманитарные науки»: gpa cfuv.ru. Журнал ВАК.