СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании

методического совета Директор ГБУДО «ДОНРЭНЦ»

от "31" августа 2023г. _______________Д.С. Безумов

Протокол № 3 Приказ № 59 от 31.08.2023г








Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»

возраст обучающихся – 6-10 лет

срок реализации 3 года





Автор-составитель:

Трембовецкая Анна Юрьевна,

педагог дополнительного образования



















ДОНЕЦК-2023

Содержание


Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………...........3

1.1.1. Направленность программы………………...……………………………………….3

1.1.2. Актуальность программы……………………………………………………………3

1.1.3. Отличительные особенности программы…………………………………………..4

1.1.4. Новизна программы………………………………………………………………….4

1.1.5. Адресат программы…………………………………………………………………..4

1.1.6. Сроки реализации программы……………………………………………………….5

1.1.7. Уровень программы…………………………………………………………………..5

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса…………………………….5

1.1.9. Форма обучения и режим занятий…………………………………………………..5

1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………………...5

1.3. Содержание программы………………………………………………………………..6

1.3.1. Учебный план первого года обучения………… …….……………………….6

1.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения...……………………..……...6

1.3.3. Учебный план второго года обучения…………………….………………………...9

1.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения................................................9

1.3.5. Учебный план третьего года обучения………… …….………………………11

1.3.6. Содержание учебного плана третьего года обучения.............................................12

1.4. Планируемые результаты……………………………… ..………...............................15


Раздел 2. КОМЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Календарный учебный график………………………………...………………...…...15

2.2. Условия реализации программы…………………………………..…………………15

2.3. Формы аттестации……………………………………………..………………….......16

2.4. Оценочные материалы………………………………...……………..…………….....17

2.5. Методические материалы……………………...…………………………..…………17

2.6. Программа воспитания……………………………………………………………….18

2.6.1. Календарный план воспитательной работы………………………….……..……..23

2.7.Список литературы……………………………………..…………..…………...……..24

2.7.1. Использованные источники………………………………………………………..24

2.7.2. Рекомендуемые источники для педагогов………………………………………...24

2.7.3. Рекомендуемые источники для обучающихся и родителей……………………..25

Приложение. Инструментарий оценивания результативности Программы…..….......26



Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» (далее - Программа) направлена на формирование экологического воспитания и просвещения путем активизации познавательной деятельности.

Программа составлена согласно следующим нормативным документам:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018  №  196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №  467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

8. Устав Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (в новой редакции) от 18.02.2022 г.

9. Договор о сотрудничестве с образовательной организацией.

Автор Программы основывался на первостепенных положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Принципы реализации Программы соответствуют Конвенции о правах ребенка, а также другим федеральным законам и нормативным актам Российской Федерации. Дополнительная общеразвивающая Программа предназначена для обучающихся младшего и среднего школьного возраста (6-10 лет).


      1. Направленность Программы - естественнонаучная.


1.1.2. Актуальность Программы

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная Программа предусматривает работу с учащимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

1.1.3 Отличительная особенность Программы

Программа объединяет экологический, биологический, психологический и творческий подход к изучению природных объектов, предполагает использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности. Материал, предлагаемый Программой, не повторяет учебных программ общего образования, а дополняет и расширяет знания детей о природе. Также, работа по данной программе предполагает доступность используемых материалов; одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления, математических представлений; возможность выполнения работы в несколько этапов; уникальность итогового результата; возможность изменить замысел в процессе работы; возможность исправлять и корректировать свои работы; воспитание трудолюбия; возможность сотворчества ребенка и педагога; формирование сенсорного восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса.


1.1.4 Новизна Программы

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество.

 Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовление поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.

 Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. В общем, работа с природным материалом является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.

Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно.  


      1. Адресат Программы:

Предпочтительным возрастом вхождения в программу является начальный и средний школьный возраст. Именно в этот возрастной период, по мнению психологов у обучающихся сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой.

Она включает:

 эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения;

 деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);

 интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, творчестве, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Программа ориентирована на обучающихся 6-10 лет.

В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний


      1. Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 академических часа в год.


      1. Уровень Программы –1 год обучения - стартовый; 2 год обучения – базовый, 3 год – продвинутый.


      1. Особенности организации образовательного процесса

Реализация дополнительной общеобразовательной Программы возможна с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий.


      1. Форма обучения и режим занятий

Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Одно занятие длится 45 минут, между занятиями перерыв 10 минут.


    1. Цели и задачи Программы

Цель Программы – активизация познавательной деятельности, развитие эстетических чувств, формирование экологического мышления и поведения у подрастающего поколения.


Задачи программы:

образовательные:

  •  расширять представления детей об окружающем мире;

  • пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

  • познакомить с особенностями разных видов природного материала;

  • сформировать знания, умения и навыки, необходимые для работы с природным материалом;

  • обучить детей основным правилам и приёмам работы с природным и дополнительными материалами (бумагой, опилками, солёным тестом, пластилином и др.).

развивающие:

  • способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

  • развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию, художественно-творческие способности детей, эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности, эмоционально - чувственное отношение к природе;

  • развивать мелкую моторику пальцев, память и глазомер;

  • развивать мышление, воображение, память;

  • развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к природе;

  • развивать и формировать трудовые навыки

воспитательные:

  • содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно–нравственных качеств;

  • воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, чувство коллективизма, аккуратность, экономность.

  • формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к русской культуре и традициям;

  • прививать навыки культуры здорового образа жизни


1.3 Содержание Программы


1.3.1. учебно-ТЕМАТИЧеский ПЛАН

первого года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Введение

8

7

1

Беседа, опрос, тестирование

2

Наша Родина – Россия

56

27

29

Практика, викторина,

самоанализ

3

Секреты неживой природы

28

13

15

Опрос, практика,

тестирование

4

Разнообразие живой природы

36

17

19

Викторина, тестирование, практическая работа

5

Охрана природы

12

5

7

Анкетирование, практика, беседа

6

Итоговые занятия

4

-

4

Викторина,

тестирование

Всего часов:

144

69

75



1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

первого года обучения

Введение (8 часов)

Теория (7 ч.) (Практика 1 ч.)

    1. Знакомство с планом, целью и задачами работы кружка. Разговор о важном «День знаний» (теория 2 часа).

    2. Знакомство с деятельностью центра ГБУДО «ДОНРЭНЦ». Воспитательная работа «Порядок действий при обнаружении подозрительных предметов» (теория 2 часа).

    3. Знакомство с материалами и инструментами (теория 2 часа).

    4. Путешествие в королевство безопасности (теория 1 час). Входной контроль (практика 1 час).


  1. Наша Родина – Россия (56 часов)

Теория (27 ч.) Практика (29 ч.)

    1. Родина моя – бескрайняя Россия (теория 1 час). Беседа. Рисунок (практика 1 час).

час).

    1. Главный город нашей страны (теория 1 час). Беседа, опрос, рисунок (практика 1 час).

    2. Что значит быть гражданином России? (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    3. Государственные символы нашей страны (теория 1 час). Игра «Узнай наш флаг» (практика 1 час).

    4. Многонациональная родина (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    5. Знаменитые россияне (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    6. Знаменитые спортсмены (теория 1 час). Опрос «Мой любимый вид спорта» (практика 1 час).

    7. «Родина» в творчестве поэтов и художников (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    8. Долина гейзеров (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    9. Русская береза (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    10. Семь чудес России (теория 1 час). Беседа. Рисунок (практика 1 час).

    11. Истоки русской народной культуры (теория 1 час). Опрос, практическая работа (практика 1 час).

    12. Русский быт и традиции (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    13. Праздники (теория 1 час). Беседа, практическая работа (практика 1 час).

    14. Народные игры (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    15. Русские народные промыслы (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    16. Культурное наследие нашей страны (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    17. Голубые реки России (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    18. Морские просторы нашей страны (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    19. Самые крупные озера России (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    20. Символы России (теория 1 час). Работа по задания (практика 1 час).

    21. Русский лес - чудесный лес! (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    22. Природные богатства России (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    23. Самые уникальные места нашей России (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    24. Любимые места нашего города (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    25. Знаменитые земляки (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    26. Природные богатства нашего края (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    27. Контроль знаний – викторина по теме «Наша родина Россия» (практика 2 часа).


  1. Секреты неживой природы (28 часов)

Теория (13 ч.) Практика (15 ч.)

    1. Чем отличается живая природа от неживой (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Звёзды, созвездия, планеты (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    3. Значение воздуха для живых организмов (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    4. Путешествие за капелькой воды (теория 1 час). Опрос, творческая работа (практика 1 час).

    5. Сезонные изменения (теория 1 час). Опрос, беседа (практика 1 час).

    6. Изучаем водоемы нашей местности (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    7. Значение воды для живых организмов (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    8. Лаборатория природы – песок и камни (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    9. Горные породы (теория 1 час). Опрос, беседа (практика 1 час).

    10. Что такое минералы, их свойства (теория 1 час). Викторина, творческая работа (практика 1 час).

    11. Самые известные горы России (теория 1 час). Беседа, викторина (практика 1 час).

    12. Пещеры, как они образуются (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    13. Полезные ископаемые нашего региона (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    14. Контроль знаний – тест на тему «Секреты неживой природы» (практика 2 часа).


  1. Разнообразие живой природы (36 часов)

Теория (17 ч.) Практика (19 ч.)

    1. Что относится к живой природе? (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Многообразие растительного мира (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    3. Растения вокруг нас (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    4. О чем шепчут деревья (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    5. С какого дерева листок? (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    6. Комнатные растения (теория 1 час). Беседа, викторина (практика 1 час).

    7. Оранжерея на окне (теория 1 час). Опрос, творческая работа (практика 1 час).

    8. Самые уникальные растения мира (теория 1 час). Беседа, викторина (практика 1 час).

    9. Загадки животного мира (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    10. Условия, необходимые для жизни животных (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    11. Птицы - наши друзья (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    12. Перелётные и оседлые птицы (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    13. Домашние животные (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    14. Животные – санитары (теория 1 час). Беседа, викторина (практика 1 час).

    15. Кто где живет и почему (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    16. Насекомые (теория 1 час). Беседа, викторина (практика 1 час).

    17. Многообразие подводного мира (теория 1 час). Загадки, творческая работа (практика 1 час).

    18. Контроль знаний – викторина по теме «Разнообразие живой природы» (практика 2 часа).


  1. Охрана природы (12 часов).

Теория (5 ч.) Практика (7 ч.)

    1. Что угрожает живой природе (теория 0,5 часа). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Знакомство с растениями Красной книги Донбасса (теория 1 час). Беседа, рисунок (практика 1 час).

    3. Животные Красной книги нашего региона (теория 1 час). Опрос, беседа (практика 1 час).

    4. Заповедники и заказники нашей страны (теория 1 час). Беседа, викторина (практика 1 час).

    5. Национальные парки, памятники всемирного природного наследия и природные парки (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    6. Контроль знаний по теме «Охрана природы» (практика 2 часа).


  1. Итоговые занятия (4 часа)

Практика (4 час)

    1. Выходной контроль знаний (практика 1 час)

    2. Беседа «Самые яркие моменты года» (практика 1 час)

    3. Награждение обучающихся (практика 1 час)

    4. Беседа «Безопасное лето» (практика 1 час)


1.3.3. учебно-ТЕМАТИЧеский ПЛАН

второго года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводные занятия.

4

2

2

Беседа, опрос, тестирование

2

В гости к Осени

50

24

26

Викторина, практика,

тестирование

3

Волшебница Зима

32

15

17

Беседа, опрос, практика

4

Красавица Весна

54

23

31

Опрос, викторина, практика

5

Итоговые занятия

4

-

4

Тестирование

Всего часов:

144

64

80



1.3.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

второго года обучения

  1. Вводные занятия (4 часа).

Теория (2 ч.) Практика (2 ч.)

    1. Знакомство с планом работы объединения по интересам на второй учебный год (теория 1 час). Входной контроль (практика 1 час).

    2. Техника безопасности на занятиях объединения (теория 1 час). Тест (практика 1 час).


  1. В гости к Осени (50 часов)

(Теория 24 ч.) (Практика 26 ч.)

    1. Осенняя пора в творчестве поэтов и художников (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    2. Осенний парк (теория 1 час). Беседа. Творческая работа (практика 1 час).

    3. Цветы осени (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    4. Осенние праздники (теория 1 час). Поделка ко дню учителя из природных и дополнительных материалов (практика 1 час).

    5. Сухоцветы (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    6. Сезонные явления в жизни растений (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    7. Причины изменения окраски листьев и листопада (теория 1 час). Творческая работа «Кленовый лист» (практика 1 час).

    8. Как составить образы из целых листьев или их частей (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    9. Дары осени (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    10. Семена и плоды (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    11. Сезонные изменения в жизни животных (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    12. Подкормка птиц (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    13. Природный и дополнительный материал (шишки, каштаны, желуди)+пластилин (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    14. Знакомство с культурными растениями нашего города (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    15. Знакомство дикорастущими растениями нашего региона (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    16. Особенности создания композиций из семян (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    17. Развиваем воображение (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    18. Осенний вернисаж (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    19. Синичкин день (теория 1 час). Акция покорми птицу (практика 1 час).

    20. Перелётные и оседлые птицы (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    21. Как защитится в непогоду (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    22. Витамины в осенний период (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    23. Осенние фрукты и овощи (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    24. Укрепляем здоровье (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    25. Контроль знаний – викторина «В гости к осени» (практика 2 часа).


  1. Волшебница Зима (32 часа)

(Теория 15 ч.) (Практика 17 ч.)

    1. Знакомство зимними явлениями (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Народные приметы о зиме (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    3. Первый снег (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    4. Животные в зимний период (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    5. Как помочь зимующим птицам? (теория 1 час). Поделка «Съедобная кормушка» (практика 1 час).

    6. Зимний пейзаж (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    7. Символы нового года (теория 0,5 часа). Беседа. Работа по заданиям (практика 0,5 часа).

    8. История создания новогодних игрушек (теория 1 час). Беседа. Работа по заданиям (практика 1 час).

    9. Поздравительные открытки к новогодним праздникам (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    10. Новогодний огонёк. Занятие-игра (практика 1 час).

    11. Рождественские истории (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    12. Зачем нужно подкармливать птиц зимой? (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    13. Влияние комнатных растений на человека (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    14. День защитника Отечества (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    15. Сувенир к празднику (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    16. Контроль знаний по теме «Волшебница Зима». Опрос (практика 2 часа).

  1. Красавица Весна (54 часа)

(Теория 23 ч.) (Практика 31 ч.)

    1. Пробуждение природы (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Весенние праздники (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    3. Первоцветы (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    4. Многообразие видов цветковых растений (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    5. Самые необыкновенные растения мира (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    6. Сады мира (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    7. Клумбы города весной (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    8. Легенды о цветах (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    9. Деревья и кустарники весной (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    10. Редкие и охраняемые растения нашего региона (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    11. Весенний лес (теория 1 час). Рисунок (практика 1 час).

    12. Праздник Пасхи (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    13. Чудесные краски природы (теория 1 час). Рисунки по теме (практика 1 час).

    14. Техника оригами (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    15. Весенний букет (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    16. Рисуем природу родного края (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    17. Загадки природы (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    18. Животные весной (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    19. Здоровье человека весной (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    20. Жемчужина Донецка весной (теория 1 час). Обсуждение презентации о Донецком ботаническом саде (практика 1 час).

    21. Нетрадиционные техники создания рисунков (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    22. Рисунок полевых цветов в технике паунтилизм (практика 2 часа).

    23. Панно на весеннюю тематику (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    24. Искусство топиариев (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    25. Топиарий по собственному замыслу (практика 2 часа).

    26. Творческая работа по собственному замыслу (практика 2 часа).

    27. Контроль знаний по теме «Красавица Весна», викторина (практика 2 часа).


5. Итоги года (4 часа)

(Практика 4 ч.)

5.1. Выходной контроль (практика 1 час).

5.2. Беседа. Подведение итогов года (практика 1 час).

5.3. Награждение обучающихся (практика 1 час).

5.4. Беседа «Безопасное лето» (практика 1 час).


1.3.5. учебно-ТЕМАТИЧеский ПЛАН

третьего года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия.

2

1

1

Беседа, тестирование

2.

Мир своими руками

14

7

7

Опрос, практика

3.

Как устроен человек

30

14

16

Викторина, практика

4.

Что я знаю о себе

10

4

6

Беседа, практика

5.

Общение в семье и обществе

12

6

6

Тестирование, беседа, опрос

6

Земля, планета на которой мы живем

28

12

16

Практика, беседа, опрос, викторина

7.

Мой родной край

34

16

18

Викторина, практика

8.

Безопасное поведение

10

4

6

Беседа, опрос

9.

Итоговые занятия

4

-

4

Тестирование

Всего часов:

144

64

80



1.3.6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

третьего года обучения

1. Введение (2 часа)

(Теория 1 ч.) (Практика 1 ч.)

    1. Ознакомление с планом работы кружка (теория 1 час). Техника безопасности на занятиях творческого объединения. Входной контроль (практика 1 час).



  1. Мир своими руками (14 часов)

(Теория 7 ч.) (Практика 7 ч.)

    1. Как изменялась жизнь человека с развитием цивилизации (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    2. Откуда берется электричество? (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    3. Как изменялось жилище человека, его одежда (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    4. Как появилась шариковая ручка (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    5. Производство бумаги (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    6. Изучение временных показателей: год, месяц, дни недели (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    7. Правила охраны окружающей среды (теория 1 час). Контроль знаний по теме –викторина «Мир своими руками» (практика 1 час).


  1. Как устроен человек (30 часов).

(Теория 14 ч.) (Практика 16 ч.)

    1. Знакомство с эволюцией человечества (теория 1 час). Тестовые задания (практика 1 час).

    2. Компоненты здоровья (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    3. Изучение внешнего строения человека (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    4. Функции, которые выполняют разные части тела (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    5. Здоровый образ жизни (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    6. Полезные и вредные привычки (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    7. Значение физических упражнений для растущего организма ребенка (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    8. Правила гигиены тела (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    9. Режим дня (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    10. Секреты здоровья (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    11. Правила здорового питания (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    12. Витамины и их роль в жизни человека (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    13. Профилактика заболеваний (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    14. Как защитится в непогоду (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    15. Контроль знаний – викторина по теме «Как устроен человек» (практика 2 часа).


  1. Что я знаю о себе (10 часов)

(Теория 4 ч.) (Практика 6 ч.)

    1. Кто я? Мои чувства (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    2. Мои умения и поступки (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    3. Черты характера (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    4. Мой организм (теория 1 час). Гимнастика (практика 1 час).

    5. Контроль знаний – беседа по теме «Что я знаю о себе» (практика 2 часа).

  1. Общение в семье и обществе (12 часов)

Теория (6 ч.) Практика (6 ч.)

    1. Влияние общения на здоровье человека (теория 1 час). Ролевая игра «Мой стиль общения» (практика 1 час).

    2. Уважение к старшему поколению (теория 1 час). Акция «Помоги ветерану» (практика 1 час).

    3. Правила этикета (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    4. Микроклимат в семье (теория 1 час). Рисунок (практика 1 час).

    5. Влияние эмоций на коммуникабельность (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    6. Общение со сверстниками (теория 1 час). Тестирование по теме «Общение в семье и обществе» (практика 1 час).


  1. Земля, планета на которой мы живем (28 часов).

Теория (12 ч.) Практика (16 ч.)

    1. Большое космическое путешествие (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Планеты солнечной системы (теория 1 час). Игра «Путешествие друзей по солнечной системе» (практика 1 час).

    3. Солнце - источник жизни на Земле (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    4. Луна – спутник нашей планеты (теория 1 час). Обсуждение мультфильма «Незнайка на луне» (практика 1 час).

    5. Созвездия (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    6. Голубая планета – Земля (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    7. Путешествие по морям (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    8. Значение морских обитателей в природе и для человека (теория 1 час). Беседа (практика 1 час).

    9. Материки нашей планеты (теория 1 час). Беседа (практика 1 час).

    10. Особенности географического положения, климат (теория 1 час). Беседа (практика 1 час).

    11. Климатические условия разных материков (теория 1 час). Опрос (практика 1 час).

    12. Рисунок «Материки-океаны» (практика 1 час).

    13. Творческая работа на тему «На каком виде транспорта я бы хотел путешествовать» (практика 2 часа).

    14. Контроль знаний – беседа по теме «Земля, планета на которой мы живем» (практика 2 часа).


  1. Мой родной край (34 часа)

Теория (16 ч.) Практика (18 ч.)

    1. Природа Донбасса (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    2. Водные ресурсы нашего края (теория 1 час). Беседа, творческая работа (практика 1 час).

    3. Ихтиофауна нашего региона (теория 1 час). Беседа (практика 1 час).

    4. Легенды о растениях (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    5. Цветы Донбасса (теория 1 час). Рисунки по теме (практика 1 час).

    6. Город миллиона роз – лучшее место на свете! (теория 1 час). Беседа (практика 1 час).

    7. Цветочно-декоративны растения нашего региона (теория 1 час). Творческая работа (практика 1 час).

    8. Деревья и кустарники моего края (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    9. Знакомство с фауной Донбасса (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    10. Птицы нашего региона (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    11. Охрана природы на Донбассе (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    12. Экологические проблемы Донбасса (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    13. Лекарственные растения нашего края (теория 1 час). Викторина (практика 1 час).

    14. Правила сбора, сортировки и хранения лекарственных растений (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    15. Чудеса на подоконнике (теория 1 час). Беседа, практическая работа (практика 1 час).

    16. Осторожно! Ядовитые растения! (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    17. Контроль знаний – викторина по теме «Мой родной край» (практика 2 часа).



  1. Безопасное поведение (10 часов)

Теория (4 ч.) Практика (6 ч.)

    1. Правила поведения на дороге и в транспорте (теория 1 час). Беседа, опрос (практика 1 час).

    2. Поведение при пожаре (теория 1 час). Рисунки «Спички детям - не игрушка!» (практика 1 час).

    3. Правила поведения на природе (теория 1 час). Работа по карточкам (практика 1 час).

    4. Что делать при обнаружении подозрительного предмета и артобстреле? (теория 1 час). Работа по заданиям (практика 1 час).

    5. Беседа о правилах безопасного поведения. Итоговое тестирование по теме «Безопасное поведение» (практика 2 часа)


  1. Итоги года (4 часа)

(Практика 4 ч.)

9.1. Выходной контроль. Подведение итогов года (практика 2 часа).

9.3. Награждение обучающихся. Вручение сертификатов о успешном завершении обучения по программе «Мир вокруг нас». Беседа «Безопасное лето» (практика 2 часа).




1.4. Планируемые результаты

В процессе освоения программы планируется достижение обучающимися результатов личностного, предметного и метапредметного характера.


Личностные результаты:

- активное включение в общение со сверстниками, педагогом на принципах равноправного сотрудничества;

-осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-развитие логического мышления, способности мыслить нестандартно, творчески;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

-воспитание бережного отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, установления аналогий и причинно- следственных связей;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

- освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

-овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в содержании программы;

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение);

- дизайнерское проектирование творческих работ, подбор инструментов и оборудования.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график


п/п

Год обучения

Объем

учебных

часов

Всего

учебных

недель

Количество

учебных дней

Режим работы

1

1 год обучения

144

36

72

2 занятия в неделю

по 2 часа

2

2 год обучения

144

36

72

2 занятия в неделю

по 2 часа

3

3 год обучения

144

36

72

2 занятия в неделю

по 2 часа


2.2. Условия реализации Программы

Основным условием реализации Программы является создание атмосферы эмоциональной включенности ребенка в мир природы. Это достигается за счет организации экскурсий по бульварам и паркам нашего города; выполнения обучающимися во время учебных занятий проблемно-игровых заданий, включение в образовательный процесс ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу обучающихся; подбор личностно-значимых учебных ситуаций; реализация природоохранных, социально-значимых проектов и экологических инициатив.

Важнейшим условием успешной реализации программы является интенсивная разработка и применение методов дифференцированно-групповой работы, ориентированных на развитие индивидуальности ребенка, его внутреннего духовно-нравственного мира, потребности делать добро, преодоления в характере обучающегося потребительского отношения к природе.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходим кабинет, оснащенный стульями и столами, игровое место, место для проведения физических упражнений. Шкаф для хранения методических и дидактических материалов. Помещение для проведения занятий должно быть хорошо проветриваемым и с хорошей освещённостью.


Информационное обеспечение

Дидактический материал:

- демонстрационный материал к изучаемым темам;

- компьютерная база медиа ресурсов;

- методическая продукция (разработки игр, бесед, практических занятий, экскурсий, конкурсов, викторин, и т.д.);

- раздаточный материал (карточки-задания, технологические схемы и т.д.);

- аудиозаписи музыкальных произведений для проведения физкультминуток;

- учебные фильмы.

Электронные ресурсы

В настоящее время становится возможным получение знаний обучающимся с помощью современных информационных технологий в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у обучающихся, занятия становятся более зрелищными и эффективными.

В учреждении имеется официальный сайт, содержащий справочную информацию об учреждении; информацию о педагогическом составе.

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленной Программы в полном объеме.

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональную подготовку


2.3.Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

В процессе образовательной деятельности предусматриваются различные виды контроля образовательной деятельности (см. приложение):

1. Уровень освоения обучающимися содержания программы:

а) Вводный контроль. Цель – выявление знаний обучающихся, готовность к данному этапу обучения (сентябрь);

б) Промежуточный контроль. Цель – оценка успешности продвижения обучающихся в образовательной деятельности, творческая активность (проводится в мае 1 и 2 года обучения);

в) Итоговый контроль. Цель - демонстрация знаний, умений и навыков. Итоговый контроль проводится после завершения обучения по образовательной Программе в форме тестирования, (в конце мая на 3 год обучения).

2.4.Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения Программы используются методики Л.Н. Буйловой, а также согласно разработанным тестам промежуточного и итогового контроля знаний (см. приложение).

2.5. Методические материалы

Принципы:

  • принцип доступности - четкое установление степени сложности и глубины освещения учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • принцип наглядности - привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них различных умений и навыков;

  • принцип сознательности и активности - предусматривает понимание обучающимися целей и задач, стоящих перед ними в учебной работе, стремление к их выполнению, а отсюда сознательное и активное отношение к учению;

  • принцип вариативности - предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • принцип связи теории с практикой - осознанное усвоение обучающимися знаний, формирование умений и навыков их применения в практической деятельности;

  • принцип последовательности, систематичности - изучаемый материал четко планируется, делится на законченные разделы, в каждой учебной теме устанавливаются идейные центры, главные понятия;

  • принцип прочности усвоения знаний - предполагает закрепление объясненного и осмысленного материала в памяти обучающихся, прочность усвоения учебного материала зависит от содержания материала, его структуры, методов обучения и др.

Методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

  • наглядный (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов и др.);

  • практический (дидактические игры, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – обучающиеся выполняют действия по примеру педагога;

  • частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы воспитания:

метод упражнения - система организации обучающего процесса, позволяющая обучающимся получить опыт правильного поведения, самостоятельного решения задач;

метод примера - целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров;

метод побуждения - важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения, формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого;

метод поощрения - механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности;

метод убеждения – воздействие педагога на разумную сферу сознания обучающихся, создаются условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.

Педагогические технологии:

  • игровая технология - использование дидактических игр, заданий, сюжетных ситуаций;

  • технология дифференцированного обучения, где большое внимание уделяется

содержанию и форме заданий в соответствии с уровнем интеллектуального развития

обучающихся и с учетом принципа возрастания трудности и сложности:

  • 1 уровень - работа по образцу (карточки, инструкционные карты по разделам программы);

  • 2 уровень - работа по алгоритму (схемы, планы выполнения задания);

  • 3 уровень - творческое применение знаний по разделам Программы для самостоятельной организации деятельности;

  • информационно-коммуникационные технологии для создания фильмов и презентаций к занятиям и для поиска информации;

  • здоровьесберегающие технологии - направлены на поддержание физически здорового состояния и на снижение риска развития хронических заболеваний и травматизма.



2.6. Программа воспитания

Пояснительная записка

Программа воспитания творческого объединения направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным и культурным ценностям, воспитание гражданственности и патриотизма, а также решение задач социализации детей.

Актуальность

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п.2, ст.14 Закона РФ «Об образовании»). 

Цели и задачи воспитания

Цель воспитательной работы в творческого объединения - создание условий для формирования социально активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, стремящейся к постоянному духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики личностного развития обучающихся, выражающейся в следующих направлениях:

  1. освоении социально значимых знаний и норм и приобретении опыта социального взаимодействия;

  2. формировании опыта самоопределения (личного или профессионального) в различных сферах жизни;

  3. формировании современных компетентностей, соответствующих стратегиям социально-экономического развития Российской Федерации, актуальным вызовам будущего.

Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить следующие задачи:

1) использовать в воспитании обучающихся возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источника поддержки и развития интереса детей к познанию и творчеству;

  1. организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с обучающимися детских творческих объединений;

  2. реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся;

  3. реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основы взаимодействия представителей разных поколений, мотиватора к саморазвитию и самореализации и др.

К приоритетным направлениям деятельности относятся:

  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической, информационной культуры;

  • духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

  • поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

  • экономическое воспитание, направленное на развитие функциональной грамотности, основ экономической культуры личности;

  • воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

  • эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

  • воспитание психологической культуры, направленной на развитие и саморазвитие личности, формирование психологической устойчивости;

  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости здоровья как ценности, формирование навыков здорового образа жизни, физическое совершенствование;

  • экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности;

  • семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей;

  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Виды, формы и содержание деятельности

Целью воспитания является способствование воспитанию гармонично развитой личности, гражданина с активной жизненной позицией, патриота родного края и Великой России, человека, стремящегося к личностному росту, постоянному самосовершенствованию и реализации своего потенциала на благо общества.

Практическая реализация целей и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ГБУДО «ДОНРЭНЦ» в соответствующих модулях воспитания и реализуется посредством выполнения на каждый учебный год.

Практическая реализация целей и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

- Воспитание на учебном занятии

- Ключевые культурно-образовательные события

- Профориентационная работа

- Профилактическая работа

- Работа с родителями

- Медиасопровождение воспитательной деятельности.

Модуль «Воспитание на учебном занятии»

Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров).

Целевые ориентиры учебных занятий в объединениях:

  • включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, получают опыт участия в общественно полезных делах (занятие проекта «Эколята- молодые защитники природы» на тему «Школа юнната»)

  • реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения – занятие проекта «Эколята- молодые защитники природы» на тему «Кодекс здоровья»; просмотр фильмов из проекта «Киноуроки в школах России»

  • формирование и развитие творческих способностей (участие в конкурсах, подготовка открыток к праздникам «День освобождения Донбасса», «День защитников отечества», «Международный женский день», «9 мая»);

  • поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив (награждение обучающихся за активное учасия в деятельности оьбединения сертификатами, грамотами и дипломами).

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»

Культурно-образовательные события в ГБУДО «ДОНРЭНЦ» позволяют организовать коллективные творческие дела, способствующие воспитанию обучающихся. Такие мероприятия помогают создать условия, которые максимально повышают вероятность появления новых знаний, нового опыта, а также находят эмоциональный отклик:

  • участие в праздниках («Всемирный день защиты животных», «День учителя», «День Государственного флага Донецкой Народной Республики», «День матери России», Святой Николай в гости к нам спешит…» и др.); выставки творческих работ «ЭкоЕлочка», «Первоцветы», акции «Подкорми птицу», «С днем защитника Отечества», «Письмо ветерану» и др., которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся, в том числе с участием родителей;

  • церемонии награждения обучающихся – победителей и призеров конкурсов, олимпиад, а также ребят, активно участвующих в жизни ГБУДО «ДОНРЭНЦ».

Модуль «Наставничество и тьюторство»

В творческих объединениях обучаются дети с разным уровнем образовательных возможностей и потребностей, обучающиеся с высокой мотивацией к освоению дополнительных общеобразовательных программ.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися индивидуальных образовательных результатов, становится наставничество и тьюторство. Для реализации данного направления ребята 2-го и 3-го года обучения, которые успешно освоили материал, будут приглашены на занятия обучающихся 1-го года, для помощи с изучением нового материала.

Модуль «Профориентационная работа»

Профориентационная работа в объединении нацелена на формирование у обучающихся универсальных качеств, внутренней потребности и готовности к сознательному и самостоятельному профессиональному выбору, ответственности за свой выбор, социальной мобильности. Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профессиональное самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации.

К целевым ориентирам относятся:

  • формирование у обучающихся позитивного взгляда на трудовую деятельность, понимание уникальности индивидуальной профессиональной карьеры, создание круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей (рисунки на тему «Охрана труда глазами детей» Всемирный день охраны труда, беседа на тему «День экологического образования», «Всемирный день окружающей среды. День эколога»; «День открытых дверей ГБУДО «ДОНРЭНЦ» и др.);

  • поддержка инициативности обучающихся и поощрение их успешности в профориентационных мероприятиях различного уровня через разработку и реализацию индивидуальных и групповых планов и программ успешной самореализации.

Формы и виды деятельности обучающихся:

  • участие во Всероссийских проектах: олимпиада «Эколята – молодые защитники природы», «Экологический диктант», «Новогодняя Эко-мастерская» т.д.;

  • знакомство с всероссийскими профориентационными проектами «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.onlme/), «Навигатум» (https://navigatum.ru/), созданными в сети интернет;

  • изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий (http://www.мой-ориентир.рф), веб-квеста «Построй свою траекторию поступления в вуз» (https://postupi.online/service/service-vo/quest/) и др.

Модуль «Профилактическая работа»

Приоритетными задачами профилактической воспитательной работы в творческого объединения являются: содействие формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни. В обеспечение системного подхода к профилактической деятельности вовлечены все участники образовательно-воспитательного процесса.

Профилактическая воспитательная работа направлена на:

- формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде (тест или опрос по технике безопасности в течении года);

- обучение правилам безопасности в условиях военных действий (беседы на темы «День солидарности в борьбе с терроризмом»; «Правила действия при нахождении подозрительных предметов», «Что делать при артобстреле» и др.)

- знакомство с Правилами противопожарной безопасности, Правилами дорожного движения, игры и тесты на знание правил, участие в онлайн олимпиаде https://dorogi.uchi.ru/;

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценности духовного и нравственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями (беседа на тему «На зарядку становись!» Всемирный день здоровья, рисунки, игры на тему «Международный день защиты детей», «День семьи, любви и верности»).

Модуль «Работа с родителями»

Для более эффективного достижения цели воспитания необходима работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

Работа с родителями направлена на:

  • привлечение родителей к участию в мероприятиях, организации насыщенного семейного досуга;

- развитие диалога поколений.

Этому способствует проведение тематических праздников, экскурсий, выставок творческих работ, благотворительных ярмарок, а также родительских собраний, индивидуальных консультаций с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Модуль «Медиасопровождение воспитательной деятельности»

Реализация данного модуля направлена на подготовку детей и родителей к продуктивному осуществлению всех видов информационной деятельности, грамотную самореализацию в условиях информационного общества.

Главные задачи:

- обучение ориентации в сложном информационном пространстве;

- воспитание критического отношения к информации, избирательности её восприятия;

– привитие обучающимся основ правовой культуры в области использования информации;

- обучение поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет, необходимой для выполнения заданий;

- обучение культуре диалогической формы коммуникации и т.д.

Медиасопровождение воспитательной работы осуществляется с помощью размещения информации на следующих информационных ресурсах:

- Телеграм-канал ГБУДО «ДОНРЭНЦ»: https://t.me/RRC_DONRENC;

- социальная сеть «ВКонтакте»: https://vk.com/donrencc, группы и сообщества;

- официальный сайт ГБУДО «ДОНРЭНЦ»: https://donrenc.my1.ru;

-группы ВК «Мир вокруг нас» https://vk.com/public199315148

- посредством информационно-коммуникационной платформы «Сферум»: проведение онлайн-конференций, сессий, мастер-классов и т.д.


2.6.1. Календарный план воспитательной работы

Дата

Наименование мероприятия

Форма проведения

сентябрь 2023

День солидарности в борьбе с терроризмом

дистанционная

сентябрь 2023

Твоим освободителям, Донбасс!

дистанционная

октябрь 2023

Памятная акция «Звонок для ангелов Донбасса»

беседа

октябрь 2023

День учителя

поздравления

октябрь 2023

День флага ДНР

беседа, викторина

ноябрь 2023

День народного единства и герба России

видеоролик

беседа

ноябрь 2023

Синичкин День

беседа

ноябрь 2023

День матери России

беседа

декабрь 2023

День героев Отечества

беседа

декабрь 2023

Святой Николай в гости к нам спешит…»


воспитательный час

декабрь 2023

«Новогодняя Эко-мастерская»

изготовление сувениров

январь 2024

От Рождества до Крещения

беседа, викторина

январь 2024

Всемирный день «Спасибо»

беседа

февраль 2024

День безопасного Интернета

беседа

февраль 2024

Акция – «С Днем защитника Отечества»

подготовка открыток

март 2024

«С праздником, любимые!»

подготовка открыток

март 2024

День Земли

викторина

апрель 2024

Всемирный день здоровья

квест «Здоровый образ жизни»

апрель 2024

День подснежника

воспитательный час

апрель 2024

Всемирный день охраны труда.

«Охрана труда глазами детей»

конкурс рисунков

май 2024

Акция «Письмо ветерану»,

«Подарок ветерану»

беседа, изготовление открыток

май 2024

День экологического образования

воспитательный час

май 2024

День Республики

беседа


2.7. Список литературы

2.7.1. Использованные источники

  1. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2011. - №2. - 36с.

  2. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС. 2004. – 239 с.

  3. Давыдов, В. В. «Проблемы развивающего обучения» Москва, «Просвещение», 2011 г. – 350 с.

  4. Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера/ [сост.Е.А.Каминская]. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 256 с.

  5. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996. - 208с.

  6. Зайцева А. Природные материалы: уроки создания поделок для начинающих / Анна Зайцева, Анастасия Дубасова. – М. : Эксмо,2013. – 64 с.

  7. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 233 c.

  8. Немешаева, Е.А. Фантазии из природных материалов / Екатерина Немешаева. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 112с.

  9. Новикова, И.В. Аппликация из природных материалов / И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 c.

  10. Поделки из природных материалов/авт.-сост. О.В. Белякова.-М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010.-316Джонс, С. Детское рукоделие. Развиваем творческие способности / С. Джонс. – М.: Эксмо, 2012. – 298 c.

  11. Преображенская, Н. Ваши творческие способности / Н. Преображенская. – М.: У-Фактория, 2004. – 288 c.

  12. Романовская, А.Л. «Забавные поделки»/А.Л. Романовская, Е.М.Чезлов Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г. – 96 с.


2.7.2. Рекомендуемые источники для педагогов

  1. Бондарева, Н. А. «Конструирование современного урока на основе педагогической техники».- Армавир, 2001. – 102 с.

  2. Гришечкина, Н. В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. – М.: Академия развития, 2009. – 192 c.

  3. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для СПО / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 315 с. – (Серия: Профессиональное образование).

  4. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово - учебник, 2013. – 193 c.

  5. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 675 c.

  6. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. – М.: Лада, 2011. – 160 с.

  7. Материалы интернет-сайтов на тему «Природа и фантазия» [Электронный ресурс]: https://uk.wikipedia.org; https://www.youtube.com


2.7.3. Рекомендуемые источники для обучающихся и родителей

  1. Голубева, М. В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / М.В. Голубева. - М.: Амфора, 2015. – 606 с.

  2. Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2006. – 496 c.

  3. Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. – М.: Речь, 2011. – 739 c.

  4. Трясорукова, Т.П. Вместе с мамой развиваем творческие способности / Т.П. Трясорукова. – М.: Феникс, 2011. – 540 c.

  5. Материалы интернет-сайтов на тему «Природа и фантазия» [Электронный ресурс]: https://uk.wikipedia.org; https://www.youtube.com.










Приложение

Инструментарий оценивания результативности Программы


Таблица 1

Критериальная система

оценивания результатов реализации Программы


Измеряемые параметры

Критерии оценивания

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Результативность обучения

результативность тестирования

Не всегда верно понимает учебное задание, при сравнении тестов в начале и в конце года не видно положительной динамики

Хорошо ориентируется в терминах, иногда допускает ошибки, при сравнивании результатов тестирования в начале и в конце года заметна положительная динамика

Свободно ориентируется в терминах, может самостоятельно их объяснить другим обучающимся, применить знания на практике, количество неверных ответов по результатам тестирования в конце учебного года не более 1-2

результативность участия в творческих конкурсах

Участия в конкурсах не принимает

Принимает участие в конкурсах, но не проявляет активной заинтересованности, быстро теряет интерес к выполнению работы

Активно принимает участие в конкурсах, занимает призовые места, старательно выполняет конкурсные работы.

активность при работе в группе

Недостаточно активно участвует в деятельности группы; избегает ответственности в совместной деятельности

Достаточно активно принимает участие в отдельных видах работы; иногда направляет деятельность группы

Активно участвует во всех видах работы, высказывает свое мнение, организует и направляет деятельность группы

оригинальность творческих работ

Повторяет работу по готовому шаблону, не всегда проявляет заинтересованность в качественном выполнении работы, нуждается в помощи взрослого

Выполняет работу по готовому шаблону аккуратно и старательно, иногда вносит изменения, выполняет работу преимущественно самостоятельно

Выполняет работу аккуратно и старательно, может самостоятельно внести изменения в первоначальный шаблон и реализовать их . Работает преимуществен-но самостоятельно

самостоятельность исследовательской деятельности

Выполняет работу несистематично и невнимательно,

Нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого

Способен аккуратно и систематически выполнять отдельные виды работы, нуждается в помощи и контроле взрослого

Аккуратно, систематически и самостоятельно выполняет работу по инструкции, изредка прибегает к помощи взрослого, может планировать отдельные виды исследовательской деятельности



Таблица 2

Мониторинг индивидуальной результативности обучающихся





№№

п/п




Фамилия,

имя

обучающегося

Измеряемые параметры

Результативность

тестирования

Результативность участия в творческих конкурсах

Активность при работе в группе

Оригинальность творческих работ

Оригинальность творческих работ

Самостоятельность исследовательской деятельности

Уровень результативности обучения по программе ИТОГО

1









2





















Дата_______________

Образец тестовой работы


Ф.И.О. обучающегося

входного/выходного контроля знаний (промежуточной аттестации) обучающихся 1-го года по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»


под руководством педагога дополнительного образования


Список вопросов теста

(необходимо обвести кружком букву с правильным вариантом ответа, при дистанционном обучении тестирование допустимо проводить через Google форму, где необходимо выбрать один из вариантов ответа)


1. Правила безопасной работы с инструментами и природными материалами необходимо соблюдать для того, чтобы:

а) не получать травму

б) развивать глазомер

в) приобретать навыки


2. Какую травму можно получить колющими инструментами:

а) вывих

б) ушиб

в) прокол


3. Природа это:

а) книги

б) музыка

в) все что нас окружает

г) нет правильного ответа


4. Что относится к живой природе?

а) солнечный луч

б) гора

в) дерево

г) лед на пруду


5. Какое растение относится к цветковым?

а) мох; б) морская капуста

в) кедр; г) тюльпан


6. Наклеивание листьев растений на основу называется:

а) декупаж; б) рисунок; в) аппликации


7. Природными материалами являются:

а) листва деревьев, семена, цветы, кора

б) бумага, клей, ножницы, скрепки

в) мел, карандаши, лак, пластик

8. Бросовыми материалами являются:

а) шишки, семена, пух

б) пластиковые бутылки, втулки

в) нет правильного ответа


9. Как правильно передавать ножницы:

а) лезвием вперед

б) не имеет значения.

в) кольцами вперед


10. Когда лучше собирать цветы и листья:

а) ранним утром

б) пасмурным днем

в) солнечным днем


11. На экскурсии по парку будет правильным:

а) шуметь, срывать листву, ломать верви деревьев, сорить

б) слушать рассказ учителя, любоваться красотой природы, спрашивать о незнакомых видах растений

в) нет правильного ответа






Педагог дополнительного образования

Подпись инициалы, фамилия

Дата_______________

Образец тестовой работы


Ф.И.О. обучающегося

входного/выходного контроля знаний (промежуточной аттестации) обучающихся 2-го года по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»


под руководством педагога дополнительного образования


Список вопросов теста

(необходимо обвести кружком букву с правильным вариантом ответа, при дистанционном обучении тестирование допустимо проводить через Google форму, где необходимо выбрать один из вариантов ответа)

1. Правила безопасной работы с инструментами и природными материалами необходимо соблюдать для того, чтобы:

а) приобретать навыки, б) не получать травму, в) развивать умения.


2.Один из приемов при наблюдении за сушкой растений это:

а) сортировка, б) хранение,

в) перекладывание.


3. Какую травму можно получить режущими инструментами, при несоблюдении безопасных условий труда: а) порез, б) прокол, в) ушиб.


4. На экскурсии по парку будет правильным:

а) шуметь, срывать листву, ломать верви деревьев, сорить

б) слушать рассказ учителя, любоваться красотой природы, спрашивать о незнакомых видах растений

в) нет правильного ответа


5. Наклеивание деталей одинаковых по форме для создания изображения называется… аппликацией:

а) силуэтной, б) мозаичной (модульной), в) сюжетной; г) объёмной.


6. К полевым цветам относится:

а) роза, б) василек, в) георгин.


7. Бросовыми материалами являются:

а) бумага, клей, ножницы, скрепки

б) листва деревьев, семена, цветы, кора

в) пластиковые бутылки, втулки, баночки из-под детского питания.


8. Основа для аппликации называется:

а) фоном, б) формой. в) эскизом


9. Декупаж – это:

а) техника декорирования предметов,

б) искусство составления буке¬тов,

в) аппликация высушенными растениями.


10. Как засушить растения для композиций в технике «икебана»:

а) в старом журнале,

б) в сыпучем материале,

в) в вазе с водой.


11. Какие цветочно-декоративные растения произрастают в нашей местности:

а) тюльпан, ирис, роза, ландыш

б) лотос, стапелия, раффлезия,

в) нет правильного ответа







Педагог дополнительного образования

Подпись инициалы, фамилия

Дата_______________

Образец тестовой работы


Ф.И.О. обучающегося

для входного контроля (промежуточной аттестации) обучающихся 3-го года по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»


под руководством педагога дополнительного образования


Список вопросов теста

(необходимо обвести кружком букву с правильным вариантом ответа, при дистанционном обучении тестирование допустимо проводить через Google форму, где необходимо выбрать один из вариантов ответа)


1. Правила безопасной работы с инструментами и материалами необходимо соблюдать для того, чтобы:

а) не получать травму

б) развивать глазомер

в) приобретать навыки


2. Карандашный набросок на бумаге это:

а) рисунок. б) эскиз, в) чертеж.


3. Как правильно передавать ножницы:

а) лезвием вперед

б) не имеет значения.

в) кольцами вперед


4. Коллекция собранных и засушенных растений называется:

а) флористика, б) гербарий, в) мозаика.


5.Один из приемов при наблюдении за сушкой растений это:

а) сортировка, б) перекладывание,

в) хранение.


6. Какой клей безопаснее использовать для работы с природными материалами:

а) ПВА, б) «момент», в) канцелярский.



7. Когда лучше собирать цветы и листья:

а) ранним утром

б) пасмурным днем

в) солнечным днем


8. Наклеивание деталей из природного материала по краю изображения называется… аппликацией:

а) сплошной, б) контурной, в) сюжетной.


9. Декупаж – это:

а) техника декорирования предметов,

б) искусство составления букетов,

в) аппликация высушенными растениями.


10.Как засушить цветок для композиций в технике «ошибана»:

а) в сыпучем материале, б) в старом журнале, в) в вазе.


11. Какие цветочно-декоративные растения произрастают в нашей местности:

а) тюльпан, ирис, роза, ландыш

б) лотос, стапелия, раффлезия,

в) нет правильного ответа


12. Искусство складывания фигурок из бумаги называется:

а) квиллинг; б) икебана; в) оригами





Педагог дополнительного образования

Подпись инициалы, фамилия

Дата_______________

Образец тестовой работы


Ф.И.О. обучающегося

для выходного контроля знаний (итоговой аттестации) обучающихся 3-го года по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»


под руководством педагога дополнительного образования


Список вопросов теста

(необходимо обвести кружком букву с правильным вариантом ответа, при дистанционном обучении тестирование допустимо проводить через Google форму, где необходимо выбрать один из вариантов ответа)


1. Правила безопасной работы с инструментами и материалами необходимо соблюдать для того, чтобы:

а) не получать травму

б) развивать глазомер

в) приобретать навыки


2. Как правильно передавать ножницы:

а) лезвием вперед

б) не имеет значения.

в) кольцами вперед


3. Карандашный набросок на бумаге это:

а) рисунок. б) эскиз, в) чертеж.


4. Природа это:

а) музыка б) книги

в) все что нас окружает

г) нет правильного ответа


5.Один из приемов при наблюдении за сушкой растений это:

а) сортировка, б) перекладывание,

в) хранение.


6. Коллекция собранных и засушенных растений называется:

а) флористика, б) гербарий, в) мозаика.


7. Какой клей безопаснее использовать для работы с природными материалами:

а) ПВА, б) «момент», в) канцелярский.


8. Когда лучше собирать цветы и листья:

а) ранним утром

б) пасмурным днем

в) солнечным днем


9. Наклеивание деталей из природного материала по краю изображения называется… аппликацией:

а) сплошной, б) контурной, в) сюжетной.


10. Декупаж – это:

а) техника декорирования предметов,

б) искусство составления буке¬тов,

в) аппликация высушенными растениями.


11. На экскурсии по парку будет правильным:

а) шуметь, срывать листву, ломать верви деревьев, сорить

б) слушать рассказ учителя, любоваться красотой природы, спрашивать о незнакомых видах растений

в) нет правильного ответа


12. Как называется дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки?

а) сосна; б) пихта; в) лиственница

13.Как засушить цветок для композиций в технике «ошибана»:

а) в сыпучем материале, б) в старом журнале, в) в вазе.

14. Какие цветочно-декоративные растения произрастают в нашей местности:

а) тюльпан, ирис, роза, ландыш

б) лотос, стапелия, раффлезия,

в) нет правильного ответа


15. Наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой называется:

а) ботаника; б) экология; в) зоология; г) геология


16. Природными материалами являются:

а) листва деревьев, семена, цветы, кора

б) бумага, клей, ножницы, скрепки

в) мел, карандаши, лак, пластик


17. Список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов занесен в:

а) Оранжевую книгу

б) Книгу учета

в) Черную книгу

г) Красную книгу


18. Техники создания рисунков с помощью ватных палочек, мятой бумаги, кофе является:

а) традиционными

б) нетрадиционными

в) нет правильного варианта



19. Как в народе называют цветок «календулы»?

а) василёк;

б) ромашка;

г) ноготок


20. Бросовыми материалами являются:

а) бумага, клей, ножницы, скрепки

б) листва деревьев, семена, цветы, кора

в) пластиковые бутылки, втулки, баночки из-под детского питания.


21. Композиция это:

а) составление целого из частей

б) техника вырезания ажурного изображения

в) изготовление и оформление семейных или личных фотоальбомов


22. Искусство складывания фигурок из бумаги называется:

а) квиллинг

б) икебана

в) оригами


23. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа называется:

а) портрет

б) пейзаж

в) натюрморт


24. В садах и парках нашего города произрастают такие деревья:

а) каштан, береза, тополь, клен

б) драконово дерево, сейба

г) акация, баобаб, платан



Педагог дополнительного образования

Подпись инициалы, фамилия






Ответы на тестовую работу для входного/выходного контроля знаний (промежуточной аттестации) обучающихся 1-го года обучения программы «Мир вокруг нас»:

1-а, 2-в, 3-в, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-в, 11-б.


Ответы на тестовую работу для входного/выходного контроля знаний (промежуточной аттестации) обучающихся 2-го года обучения программы «Мир вокруг нас»:

1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б, 11-а.


Ответы на тестовую работу для входного контроля знаний (промежуточной аттестации) обучающихся 3-го года обучения программы «Мир вокруг нас»

1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-а, 10-б, 11-а, 12-в


Ответы для тестовой работы для выходного контроля (итоговой аттестации) обучающихся 3-го года обучения программы

«Мир вокруг нас»:

1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б, 10-а, 11-б, 12-в, 13-б,

14-а, 15-б, 16-а, 17-г, 18-б, 19-г, 20-в, 21-а, 22-в, 23-б, 24-а.


Критерии оценивания:

90-100% - отлично

75-89% - хорошо

55-74% -удовлетворительно

До 55% - тест не сдан