СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Основные главы математики. Подготовка к ОГЭ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа разработана для педагогов дополнительного образования по математике.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Основные главы математики. Подготовка к ОГЭ"»


МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «ЭРУДИТ» г. о. Нальчик




Рассмотрена и одобрена

научно-методическим советом

МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»

Протокол № ______

от «___» _____________ 2015 год

«Утверждаю»

Директор

МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»

___________И. А. Куашева

«___» _____________ 2015 год






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ПРОГРАММА



«ОСНОВНЫЕ ГЛАВЫ МАТЕМАТИКИ»

(подготовка к ГИА)




Объединение: Математика

Срок реализации: 1 год

Возраст: 15 лет

Авторы: Шаваева Мадина Исмаиловна









г.о. Нальчик

2015

Пояснительная записка


Данная дополнительная образовательная программа «Основные главы математики» рассчитана на обучение обучающихся 15 лет. Изучаемый курс направлен на обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования, успешной сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА). Программа рассчитана на 1 год.

Дополнительное изучение математики предполагает наполнение курса материалом на более высоком уровне с привлечением заданий из части В. При наличии разноуровневого контингента обучающихся, учитывается дифференцированный подход, который ориентирован на усвоение слабой группой обучающихся основного материала, способствующего реализации возможностей каждого из них.

Поэтому основной задачей дополнительной программы «Основные главы математики» является подготовка к ГИА. Программа рассчитана на 1 год, на 144 часа (36 учебных недель) в группах по 10-15 человек.

Особенностью работы является использование различных дополнительных учебных пособий, привлечение подборок из задачников «Итоговая аттестация», «Математика в школе», пособий по подготовке к сдаче ГИА.

Изучение программы направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике:


  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;


  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;


  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.


В ходе изучения курса обучающиеся повторяют навыки вычислений с рациональными числами, тождественные преобразования, уравнения и системы уравнений, неравенства, функции и их свойства.

Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

Основные цели и задачи


Цель программы: Формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.


Задачи программы:

  • дать целостное представление о математике и отдельных её разделах;

  • отработать и совершенствовать математические навыки, необходимые для решения теоретических и практических задач;

  • уточнить и углубить знания по отдельным разделам (входящих в задания итоговой аттестации);

  • развить логическое и пространственное мышление на примерах текстовых и геометрических задач;

  • расширить общий математический кругозор, поиск;

  • научить систематизировать, анализировать и классифицировать информации, использовать разнообразные информационные источники, пользоваться современной информационной технологией.

  • оказать помощь в подготовке к итоговой аттестации;

  • развить у воспитанников систему математических знаний и умений, для их применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • воспитать культуру личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • сформировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.


Ожидаемый результат

В результате изучения данного курса обучающиеся должны:

  • научиться выделять и понимать главное в изученном материале, так как умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала, который изучался на занятиях;

  • уметь решать математические задания, входящие в государственную итоговую аттестацию;

  • знать основные теоремы и формулы, алгоритмы выполнения заданий.


Основные формы работы:

  • лекционная;

  • практическая;

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • коллективная.




Режим и форма занятий



Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю (36 учебных недель) по утвержденному расписанию. Срок реализации данной программы 1 учебный год и составляет 144 часа. Длительность одного занятия 45 минут, перерыв на отдых 5 минут. Группа комплектуется по количеству от 10 до 15 воспитанников.




Формы подведения итогов


  • собеседования;

  • самостоятельная работа;

  • тестирование;

  • викторины;

  • олимпиады.




Учебно-тематический план

/15 лет/


Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Числа. Целые числа.

4

1

3

2

Действительные числа

2

1

1

3

Взаимное расположение чисел на прямой

4

-

4

4

Десятичная форма записи числа

4

1

3

5

Стандартный вид числа.

2

-

2

6

Единицы измерения

2

-

2

7

Арифметический корень

2

1

1

8

Свойства арифметического корня

6

2

4

9

Проценты

4

1

3

10

Буквенные выражения

6

2

4

11

Преобразования алгебраических выражений

6

2

4

12

Уравнения и системы уравнений

4

1

3

13

Решение систем уравнений различными способами

4

-

4

14

Неравенства

4

1

3

15

Системы неравенств

4

1

3

16

Последовательности

2

2

-

17

Арифметическая прогрессия

6

2

4

18

Геометрическая прогрессия

6

2

4

19

Функции и их свойства

6

2

4

20

Квадратичный трехчлен

4

1

3

21

Основные тригонометрические понятия: синус, косинус, тангенс, котангенс

4

2

2

22

Свойства синуса, косинуса.

4

1

3

23

Соотношения между тригонометрическими функциями.

6

2

4

24

Применение основных тригонометрических формул.

6

-

6

25

Многоугольники: прямоугольник, квадрат, параллелограмм.

8

3

5

26

Ромб, треугольник, трапеция.

8

3

5

27

Площади многоугольников.

8

4

4

28

Повторение

18

-

18


Итого:


144

38

106


Содержание изучаемого курса



Числа. Целые числа. Действительные числа. Взаимное расположение чисел на координатной прямой. Стандартный вид числа. Десятичная форма записи числа, единицы измерения. Арифметический корень, свойства арифметического корня. Проценты. Буквенные выражения. Преобразование алгебраических выражений.

Уравнения и системы. Неравенства и системы неравенств.

Последовательности и прогрессии: последовательности, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия. Функции и их графики: свойства функций, квадратичный трехчлен, квадратичная функция, графики функций, область определения функции, наибольшее и наименьшее значение функции.

Текстовые задачи, задачи с параметрами. Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Радианная мера угла. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения, формулы двойных углов.

Планиметрия. Многоугольники: прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, треугольник, трапеция их свойства. Площади многоугольников.









Методическое обеспечение

/15 лет/


Тема

Формы занятий

Методы

Оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Числа. Целые числа.

групповые

индивидуальные

беседа

дидактический материал

собеседование

2.

Действительные числа

коллективные

лекция

дидактический материал

самостоятельная работа

3.

Взаимное расположение чисел на прямой

индивидуальные

групповые

практика

дидактический материал

тест по теме

4.

Десятичная форма записи числа

индивидуальные

групповые

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

5.

Стандартный вид числа.

групповые

индивидуальные

лекция

дидактический материал

тест по теме

6.

Единицы измерения

индивидуальные

групповые

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

7.

Арифметический корень

коллективные

индивидуальные

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

8.

Свойства арифметического корня

индивидуальные

групповые


практика

дидактический материал

тест по теме

9.

Проценты

коллективные

индивидуальные

лекция

дидактический материал

самостоятельная работа

10.

Буквенные выражения

коллективные

индивидуальные

лекция

дидактический материал

собеседование

11.

Преобразования алгебраических выражений

групповые

индивидуальные


дискуссия

дидактический материал

собеседование

12

Уравнения и системы уравнений

групповые

индивидуальные

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

13

Решение систем уравнений различными способами

групповые

индивидуальные

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

14

Неравенства

групповые

индивидуальные

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

15

Системы неравенств

индивидуальные

групповые

практика

дидактический материал

тест по теме

16

Последовательности

индивидуальные

групповые

практика

дидактический материал

тест по теме

17

Арифметическая прогрессия

групповые

индивидуальные

лекция

дидактический материал

тест по теме

18

Геометрическая прогрессия

групповые

индивидуальные

лекция

дидактическийматериал

тест по теме

19

Функции и их свойства

коллективные

индивидуальные

лекция

дидактический материал

самостоятельная работа

20

Квадратичный трехчлен

коллективные

индивидуальные

лекция

дидактический материал

собеседование

21

Основные тригонометрические понятия: синус, косинус, тангенс, котангенс

групповые

индивидуальные

лекция

дидактический материал

собеседование

22

Свойства синуса, косинуса.

групповые

индивидуальные

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

23

Соотношения между тригонометрическими функциями.

групповые

индивидуальные

практика

дидактический материал


24

Применение основных тригонометрических формул.

групповые

индивидуальные

практика

дидактический материал

самостоятельная работа

25

Многоугольники: прямоугольник, квадрат, параллелограмм.

индивидуальные

групповые


практика

дидактический материал

тест по теме

26

Ромб, треугольник, трапеция.

индивидуальные

групповые


практика

дидактический материал

тест по теме

27

Площади многоугольников.

индивидуальные

групповые


лекц практика

дидактический материал

тест по теме

28

Повторение

индивидуальные

групповые


лекц практика

сборники ГИА

тест по теме





Охрана жизни и здоровья обучающихся:



Данная инструкция обязательна для всех обучающихся. Обучающиеся должны знать основные правила техники безопасности на рабочем месте.

Прежде всего, это выполнение санитарно - гигиенических правил:

  • режим проветривания;

  • влажная уборка помещения;

  • соответствующая нормам освещенность;

  • соблюдение норм физических и умственных нагрузок.

Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины занятия. Этот момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятельности.

Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше воспринимается, если задействованы различные каналы (кинетический, визуальный, аудиальный). Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного 20%, от увиденного 30%; от того, что слышим и видим 50%, от того, что используем в своей практической деятельности 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.

К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния обучающихся. Это помощь обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет человеку находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении задания, незнанием учебного материала.











Рекомендуемая литература

для педагогов:


  1. Дорофеев В. Г. и др., Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математики. – М. Дрофа. 2014г.


  1. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. – М. Дрофа. 2014г.


  1. Левитас Г.Г., «Математические диктанты» 7-11 классы.


  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Бутузов С.Ф., Кадомцев С.Б., «Геометрия» 7-9 классы, Москва «Просвещение» 2014 год.


  1. Лысенко Ф.Ф., Неймарк А.Б., Давыдов Б.Е., «Подготовка к ЕГЭ- 2008г. по математике»- тесты. Задачи, решения, г. Ростов-на-Дону, «Приазовский Край».


  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приказ МО РФ от 30.06.99 №56).




















Рекомендуемая литература

для обучающихся:



  1. Лысенко Ф.Ф. и др. Алгебра, учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации – 2014г. Ростов-на-Дону: Легион, 2014г.


  1. Лаппо С.А. и др. Алгебра. Итоговая аттестация. М. 2014г.



  1. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,

«Геометрия» 7-9 классы, Москва, «Просвещение», 2013 г.


11