Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
детского театрального кружка
«На чердаке»
Пакиной Ирины Владимировны,
педагог дополнительного образования
для детей 10-14 лет
Программа рассчитана на 2 года обучения
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.
2017 - 2018 учебный год
г. Саратов
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа детского театрального кружка «На чердаке» (далее – программа) имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе концепции программы «Актерская грамота», автора А.П. Ершовой и В.М. Букатова, рекомендованной к использованию Министерством образования Р. Ф. в театральных студиях (кружках) общеобразовательных учреждениях.
Программа рассчитана для детей 10-14 лет и направлена на развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства.
Развитие творческого потенциала ребенка, формирование способности выходить за рамки сложившихся представлений и стереотипов является мировоззренческой установкой современного образования. Остаются актуальными задачи формирования у учащихся духовно-нравственных основ личности, повышения их общекультурного уровня, формирования эстетического вкуса, способности откликаться на прекрасное в жизни и искусстве.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр как форма дополнительного образования. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Данная программа направлена на развитие личностных качеств, духовности, творческих способностей ребенка, формирование умения видеть и творить прекрасное средствами театрального искусства, предполагает тесную взаимосвязь с другими видами искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, танец).
Занятия театральным искусством способствуют:
развитию образного восприятия окружающего мира и освоению способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
развитию способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
подготовке учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной, а в дальнейшем и профессиональной траектории.
Актуальность и новизна программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возрастными особенностями детей: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы - формирование театральной культуры детей как неотъемлемой части их духовной культуры, развитие их личностных качеств средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта его восприятия и опыта художественно-творческой деятельности.
Данная цель достигается решением следующих задач:
включение обучающихся в систему «человек-образ-спектакль» предполагающей погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения, формирование интереса к театральному искусству;
развитие творческих способностей, воображения, фантазии, стремления к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы;
расширение знания в области театрального искусства: драматургии, сценографии, достижений современной театральной режиссуры и актерского мастерства.
овладение системой театральных навыков, знаний и умений необходимых для применения в практической деятельности (элементы театральной школы в практических знаниях по актёрскому мастерству, сценической речи, пластике тела);
овладение искусством художественного слова, осмысленной, интонационно выразительной речью и чтением, превратить эти навыки в норму общения;
общеэстетическое развитие учащихся.
Ведущей задачей театральных занятий является научить ученика самостоятельной работе над собой, разбудить потребность к постоянному совершенствованию, творчеству, способствовать раскрепощению личности.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, обучению и развитию ребенка средствами театра, т.е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а позже пробует себя в роли художника, музыкального оформителя спектакля, режиссера. В программы делается акцент, как на личностное развитие, успешную социализацию, так и физическое совершенствование детей. С этой целью в программу включено сценическое движение, предусматривающее освоение детьми элементов ритмики, пластики, пантомимы. Особенностью программы является так же активное включение в процесс развития детей других смежных театру искусств (музыка, изобразительное искусство, литература).
Программа рассчитана на детей 10-14 лет. Занятия проводятся в группах по 12-15 человек два раза в неделю по два часа (всего 4 часа в неделю). (Первый год-144 часа, второй год- 144 часа, всего 288 часов).
Процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, освоение элементов внутренней техники, это долгий и сложный путь, от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, который требует более индивидуального подхода к каждому ребенку, где творческий контакт между учащимся и педагогом наиболее тесный и доверительный. Поэтому программа предполагает индивидуальные занятия, на которые отводится 0,5 часа в неделю ( всего 18 часов в год).
Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, которые отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства:
«Мастерство актера», включающий подразделы «Сценическая речь» и «Сценическое движение»;
«Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом» (работа над ролью, постановочно-репетиционная работа);
«Общеэстетическое развитие и творческая этика».
Предлагаемый в программе материал должен быть освоен учащимися в данном объеме за счет системно-комплексного планирования уроков, т.е. содержание каждого занятия строится из элементов нескольких разделов. Тема занятия определяется доминантой изучаемого материал.
Раздел «Мастерство актера» предполагает освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера. Внешняя техника, представленная разделами «Сценическая речь» и «Сценическое движение», органично сочетается с элементами внутренней техники. Освоение элементов внутренней техники предполагает тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью, внутренним видением и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности.
Раздел «Сценическое движение» - это сумма знаний и умений в области внешнего физического сценического действия. Комплекс упражнений развивает и тренирует внимание, силу, выносливость, ловкость, гибкость тела, координацию движения, быстроту реакции. «Сценическая речь» представляет собой комплекс упражнений на развитие техники речи, формирует осмысленное и ценностное отношение ребенка к слову.
Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного игра, постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивания логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики и т.д.
Общеэстетическое развитие предполагает формирование общих представлений об искусстве театра, истории его развития, знакомство с лучшими его образцами через просмотр и обсуждение спектаклей, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека.