СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа детского театрального кружка «На чердаке»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная   общеобразовательная (общеразвивающая) программа

детского театрального кружка

«На чердаке»

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  детского театрального кружка «На чердаке» (далее – программа) имеет художественно-эстетическую  направленность и   разработана  на основе концепции программы «Актерская грамота», автора А.П. Ершовой и В.М. Букатова, рекомендованной к использованию Министерством образования Р. Ф. в театральных студиях (кружках) общеобразовательных учреждениях.

         Программа рассчитана для детей 10-14 лет и направлена на развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа детского театрального кружка «На чердаке»»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

детского театрального кружка

«На чердаке»


Пакиной Ирины Владимировны,

педагог дополнительного образования


для детей 10-14 лет

Программа рассчитана на 2 года обучения







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.






2017 - 2018 учебный год

г. Саратов


Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа детского театрального кружка «На чердаке» (далее – программа) имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе концепции программы «Актерская грамота», автора А.П. Ершовой и В.М. Букатова, рекомендованной к использованию Министерством образования Р. Ф. в театральных студиях (кружках) общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана для детей 10-14 лет и направлена на развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства.

Развитие творческого потенциала ребенка, формирование способности выходить за рамки сложившихся представлений и стереотипов является мировоззренческой установкой современного образования. Остаются актуальными задачи формирования у учащихся духовно-нравственных основ личности, повышения их общекультурного уровня, формирования эстетического вкуса, способности откликаться на прекрасное в жизни и искусстве.

Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр как форма дополнительного образования. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

Данная программа направлена на развитие личностных качеств, духовности, творческих способностей ребенка, формирование умения видеть и творить прекрасное средствами театрального искусства, предполагает тесную взаимосвязь с другими видами искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, танец).

Занятия театральным искусством способствуют:

  • развитию образного восприятия окружающего мира и освоению способов художественного, творческого самовыражения личности;

  • гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

  • развитию способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

  • подготовке учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной, а в дальнейшем и профессиональной траектории.

Актуальность и новизна программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возрастными особенностями детей: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель программы - формирование театральной культуры детей как неотъемлемой части их духовной культуры, развитие их личностных качеств средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта его восприятия и опыта художественно-творческой деятельности.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  • включение обучающихся в систему «человек-образ-спектакль» предполагающей погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения, формирование интереса к театральному искусству;

  • развитие творческих способностей, воображения, фантазии, стремления к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы;

  • расширение знания в области театрального искусства: драматургии, сценографии, достижений современной театральной режиссуры и актерского мастерства.

  • овладение системой театральных навыков, знаний и умений необходимых для применения в практической деятельности (элементы театральной школы в практических знаниях по актёрскому мастерству, сценической речи, пластике тела);

  • овладение искусством художественного слова, осмысленной, интонационно выразительной речью и чтением, превратить эти навыки в норму общения;

  • общеэстетическое развитие учащихся.


Ведущей задачей театральных занятий является научить ученика самостоятельной работе над собой, разбудить потребность к постоянному совершенствованию, творчеству, способствовать раскрепощению личности.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, обучению и развитию ребенка средствами театра, т.е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а позже пробует себя в роли художника, музыкального оформителя спектакля, режиссера. В программы делается акцент, как на личностное развитие, успешную социализацию, так и физическое совершенствование детей. С этой целью в программу включено сценическое движение, предусматривающее освоение детьми элементов ритмики, пластики, пантомимы. Особенностью программы является так же активное включение в процесс развития детей других смежных театру искусств (музыка, изобразительное искусство, литература).

Программа рассчитана на детей 10-14 лет. Занятия проводятся в группах по 12-15 человек два раза в неделю по два часа (всего 4 часа в неделю). (Первый год-144 часа, второй год- 144 часа, всего 288 часов).

Процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, освоение элементов внутренней техники, это долгий и сложный путь, от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, который требует более индивидуального подхода к каждому ребенку, где творческий контакт между учащимся и педагогом наиболее тесный и доверительный. Поэтому программа предполагает индивидуальные занятия, на которые отводится 0,5 часа в неделю ( всего 18 часов в год).

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, которые отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства:

«Мастерство актера», включающий подразделы «Сценическая речь» и «Сценическое движение»;

«Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом» (работа над ролью, постановочно-репетиционная работа);

«Общеэстетическое развитие и творческая этика».

Предлагаемый в программе материал должен быть освоен учащимися в данном объеме за счет системно-комплексного планирования уроков, т.е. содержание каждого занятия строится из элементов нескольких разделов. Тема занятия определяется доминантой изучаемого материал.

Раздел «Мастерство актера» предполагает освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера. Внешняя техника, представленная разделами «Сценическая речь» и «Сценическое движение», органично сочетается с элементами внутренней техники. Освоение элементов внутренней техники предполагает тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью, внутренним видением и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности.

Раздел «Сценическое движение» - это сумма знаний и умений в области внешнего физического сценического действия. Комплекс упражнений развивает и тренирует внимание, силу, выносливость, ловкость, гибкость тела, координацию движения, быстроту реакции. «Сценическая речь» представляет собой комплекс упражнений на развитие техники речи, формирует осмысленное и ценностное отношение ребенка к слову.

Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного игра, постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивания логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики и т.д.

Общеэстетическое развитие предполагает формирование общих представлений об искусстве театра, истории его развития, знакомство с лучшими его образцами через просмотр и обсуждение спектаклей, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека.