Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15
с углубленным изучением отдельных предметов
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ» педагогического Совета директор СОШ №15
от «____» ____________2016 г. __________ Е.И. Иванова
Протокол №______ «____»____________2016 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Мой мир и Я»
Возраст обучающихся: 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Шевелева И.В.,
Педагог-психолог
г. Зеленодольск, 2016 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: Социально-педагогическая
Вид деятельности «Мой мир и Я» (психологический кружок)
Программа кружка «Мой мир и Я» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Конвенция о правах ребенка;
Устав МБОУ COШ №15 ЗМР РТ
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Центральное личностное новообразование периода отрочества — становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. У младших подростков активно развивается самостоятельность мышления, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. Развитие рефлексии — способности делать предметом своей мысли саму мысль, — дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.
Актуальность. Занятия с психологом призваны помочь школьнику наиболее полно реализовать свои познавательные и личностные возможности, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что необходимо для полноценного перехода к взрослости. В работе с подростками отдается предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, т.к. общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное и является ведущей деятельностью данного возраста.
Программа разработана на основе программ «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» О.В. Хухлаевой и «Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы » Н.П. Локаловой.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что групповой формат программы психологического кружка помогает определить и трансформировать неадекватные межличностные паттерны поведения и в результате учащиеся не только разрушают текущие проблемы и психологически просвещаются, но и благодаря обретенной альтернативной модели опыта и поведения избавляются от повторения деструктивных личностных признаков в будущем.
Основной целью программы является оказание психолого-педагогической помощи подросткам в формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
обучение принятию самого себя и других людей;
формирование умения осуществлять различные умственные действия;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
Развивающие:
осознание креативности в себе и ее развитие;
развитие рефлексии;
развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению.
Воспитательные:
содействие принятию школьником на себя ответственности за свои поступки;
формирование психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;
формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Отличительная особенность Программа «Мой мир и Я» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Кружковая деятельность строится так, чтобы ребёнок почувствовал, что учение и общение – это радость, а не долг или проблема. Занятия по психологии помогут учащимся 5 классов не только разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, но и устранить некоторые трудности в обучении за счет развития интеллектуальных способностей.
Основные принципы программы
Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний.
Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.
Форма и режим занятий. В коллектив принимаются все желающие. Программа рассчитана для детей 11-12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Количество часов в год - 35 часов. Группа обучения комплектуется в количестве 15-16 человек. Изучение программного материала рассчитано на 1 год. Формы занятий - групповые, индивидуальные, индивидуально – групповые (3-5 человек).
Виды контроля
Начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей (как правило – это первые занятия сентября; данная формулировка учитывается в УТП, фиксируется в журнале и есть в программе, как приложение).
Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).
Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения (проводится по окончании каждого полугодия).
Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
психологическое информирование;
ролевые методы;
формирования (развития) творчества;
коммуникативные игры;
соревновательный метод;
терапевтические метафоры;
тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;
когнитивные методы;
диагностика;
дискуссии;
сказкотерапевтические упражнения;
арт-терапия.
Личностные результаты:
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Ожидаемые результаты: Универсальные учебные действия
Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.
Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управлению ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.
Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Коммуникативные умения: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
Результативность определяется посредством:
психолого-педагогического наблюдения;
анализа результатов анкетирования;
мониторинг, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
I | Мир человеческой души | 5 | 2,5 | 2,5 | Опрос Анкетирование Фронтальный опрос Беседы Взаимоконтроль |
II | Феномены психики | 12 | 6 | 6 | Практическая проверка Беседа Реферат |
III | Кто такой «Я» | 10 | 5 | 5 | Беседа Практическая проверка Тест Реферат Взаимоконтроль |
IV | Мир отношений | 8 | 4 | 4 | Обсуждение Тест Опрос Проект |
Содержание изучаемого курса.
Раздел I. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Тема занятия: Что изучает самая душевная наука «психология»? Ключевые понятия.
Теория: Определение психологии в системе наук. Душа, психика как ключевое понятие.
Практика: Круглый стол «Место психологии в моей жизни».
Тема занятия: Человек – место встречи двух миров.
Теория: Физический и внутренний мир человека, их соотношение.
Практика: Дискуссия «Что отличает человека от животного?»
Тема занятия: Как познаются миры?
Теория: Познание физического мира, познание внутреннего мира.
Практика: Конкурс. «Какие науки занимаются изучением человека»
Тема занятия: Сам себе психолог.
Теория: научное и житейское познание мира.
Практика: Дискуссия. Как люди получают психологические знания?
Тема занятия: Методы душевной науки.
Теория: Раскрытие основных способов сбора фактического материала в психологии
Практика: Исследование личностных особенностей учащихся. Тесты
Раздел II. ФЕНОМЕНЫ ПСИХИКИ
Тема занятия: Восприятие. Как мы воспринимаем мир?
Теория: Определение понятия восприятия. Законы организации восприятия. Иллюзии.
Практика: Определение ведущего типа восприятия.
Тема занятия: Внимание. Фильтр окружающей действительности.
Теория: Раскрытие понятия внимания. Роль внимания в жизни человека. Как управлять вниманием. Враги внимания.
Практика: Определение индивидуальных особенностей внимания учащихся.
Тема занятия: Память. Хранилище всей информации
Теория: Раскрытие понятия памяти. Роль памяти в жизни человека. Как и где хранится информация. Возможности памяти. Методы запоминания.
Практика: Определение индивидуальных особенностей памяти учащихся.
Тема занятия: Воображение. Из чего сделаны фантазии?
Теория: Раскрытие понятия воображения. Как строятся новые образы? Как развивать воображение.
Практика: Определение индивидуальных особенностей воображения учащихся.
Тема занятия: Мышление и решение задач.
Теория: Раскрытие понятия мышление. Что такое логика. Рассмотрение процесса решения мыслительной задачи. Место интуиции в жизни человека.
Практика: Мозговой штурм.
Тема занятия: Эмоции и чувства
Теория: Зачем нужны эмоции? Основные фундаментальные эмоции: радость, интерес, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Практика: Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Тема занятия: Что такое настроение? От кого и от чего оно зависит?
Теория: Настроение как общий эмоциональный фон, который окрашивает окружающую действительность
Практика: Определение текущего состояния, активности, настроения.
Тема занятия: Мотивация. Причины наших поступков.
Теория: Что определяет поведение людей
Практика: Анализ эпизода художественного произведения М. Твена «Приключение Тома Сойера».
Тема занятия: Необыкновенные возможности души.
Теория: Люди-феномены.
Практика: Круглый стол. «Как объяснить необъяснимое».
Раздел III. КТО ТАКОЙ «Я»?
Тема занятия: Внешность и внутренний мир
Теория: Понятие физиогномики, графологии
Практика: Определение особенностей психики по внешнему виду, подчерку.
Тема занятия: «Левые и правые»
Теория: Раскрытие понятия лево/правополушарного развития человека. Левши и правши.
Практика: Выявление полушарного развития учащихся
Тема занятия: Темперамент, то с чем мы рождаемся.
Теория: Понятие темперамента как биологической основы психики
Практика: Определение типа темперамента.
Тема занятия: Многогранность характера
Теория: Определение характера, особенности характера
Практика: Проективный тест «Несуществующее животное»
Тема занятия: Психологические различия между девочками и мальчиками
Теория: Психика мальчиков и девочек.
Практика: Брейн-ринг
Тема занятия: Способности и одаренность
Теория: Способности – наследие предков или заслуга воспитателей?
Практика: Мои способности
Тема занятия: Жизненный путь человека
Теория: Возрастные этапы в жизни человека
Практика: Составление ландшафта жизни и задач, которые должны решаться на каждом этапе
Тема занятия: Я это я, и другого такого нет
Теория: Понятие и принятие индивидуальности. Имя
Практика: Тест на самоопределение и самооценку
Раздел IV. МИР ОТНОШЕНИЙ
Тема занятия: Человек среди людей
Теория: Потребность человеческого взаимодействия. Человек в группе. Групповые роли, нормы.
Практика: Проблема одиночества в мультфильме
Тема занятия: Грамматика общения
Теория: Роскошь человеческого общения. Правила общения. Публичное выступление
Практика: Ролевое общение.
Тема занятия: Конфликт
Теория: Что такое конфликт, типы конфликтов. Искусство переговоров. Поведение в конфликтной ситуации.
Практика: Определение степени конфликтности учащихся. Составление правил хорошей ссоры
Тема занятия: «Мы выбираем, нас выбирают…»
Теория: Законы притяжения. Самопрезентация
Практика: Самопрезентация проект
Тема занятия: «Семь Я»
Теория: Какие бывают семьи, семейные традиции. Функции семьи
Практика: Тест рисунок семьи
Календарный учебный график.
№ п/п | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I | | | 5 | МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ | | |
1 | | Диспут | 1 | Что изучает самая душевная наука «психология»? Ключевые понятия. | кабинет | Опрос |
2 | | Дискуссия | 1 | Человек – место встречи двух миров. | кабинет | Анкетирование |
3 | | Круглый стол | 1 | Как познаются миры? | кабинет | Фронтальный опрос |
4 | | Круглый стол | 1 | Сам себе психолог. | кабинет | Беседы |
5 | | Лекция -диалог | 1 | Методы душевной науки. | кабинет | Взаимоконтроль |
II | | | 12 | ФЕНОМЕНЫ ПСИХИКИ | | |
6-7 | | Лекция-диалог | 2 | Восприятие. Как мы воспринимаем мир? | кабинет | Практическая проверка |
8-9 | | Лекция-диалог | 2 | Внимание. Фильтр окружающей действительности. | кабинет | Практическая проверка |
10-11 | | Лекция-диалог | 2 | Память. Хранилище всей информации | кабинет | Практическая проверка |
12 | | Лекция-диалог | 1 | Воображение. Из чего сделаны фантазии? | кабинет | Практическая проверка |
13 | | Лекция-диалог | 1 | Мышление и решение задач. | кабинет | Практическая проверка |
14 | | Лекция-диалог | 1 | Эмоции и чувства | кабинет | Практическая проверка |
15 | | Лекция-диалог | 1 | Что такое настроение? От кого и от чего оно зависит? | кабинет | Практическая проверка |
16 | | Анализ конкретных ситуаций | 1 | Мотивация. Причины наших поступков. | кабинет | Беседа |
17 | | Семинар | 1 | Необыкновенные возможности души. | кабинет | Реферат |
III | | | 10 | КТО ТАКОЙ «Я»? | | |
18 | | Полемика | 1 | Внешность и внутренний мир | кабинет | Беседа |
19 | | Лекция-диалог | 1 | «Левые и правые» | кабинет | Практическая проверка |
20-21 | | Диспут | 2 | Темперамент, то с чем мы рождаемся. | кабинет | Практическая проверка |
22-23 | | Деловая игра | 2 | Многогранность характера | кабинет | Практическая проверка |
24 | | Круглый стол | 1 | Психологические различия между девочками и мальчиками | кабинет | Тест |
25 | | Дискуссия | 1 | Способности и одаренность | кабинет | Реферат |
26 | | Лекция-диалог | 1 | Жизненный путь человека | кабинет | Взаимоконтроль |
27 | | Конференция | 1 | Я это я, и другого такого нет | кабинет | Практическая проверка |
IV | | | 8 | МИР ОТНОШЕНИЙ | | |
28-29 | | Проблемная лекция | 2 | Человек среди людей | кабинет | Обсуждение |
30-31 | | Деловая игра | 2 | Грамматика общения | кабинет | Тест |
32-33 | | Диспут | 2 | Конфликт | кабинет | Опрос |
34 | | Защита творческого проекта | 1 | Мы выбираем, нас выбирают… | кабинет | Проект |
35 | | Круглый стол | 1 | Семь Я | кабинет | Практическая проверка |
Методическое обеспечение программы Организационно-методические аспекты работы по программе «Мой мир и Я» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории. Оборудование: стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).
Материально-техническое обеспечение программы: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); классное помещение; стулья и парты по числу учащихся; доска или стенд для крепления наглядного материала.
Список литературы.
Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012.
Дубровина И.В. Психология: учебное пособие для начальной школы. – М.: МПСИ, 2007.
Дубровина И.В. Психология: учебное пособие для 5 класса. – М.: МПСИ, 2007.
Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
Платонов К.К. Занимательная психология. – Издание 5-е, исправленное. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 288с.
Рогов Е.И. Психология познания. Серия «Азбука психологии». – М.: ВЛАДОС, 2001.
Рогов Е.И. Психология человека. Серия «Азбука психологии». – М.: ВЛАДОС, 1999.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. Серия «Азбука психологии». – М.: ВЛАДОС, 2001.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144с.
Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя, - М.: Народное образование, 2009.
Фоппель К. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.
Шапарь В. Занимательная психология. М.: Феникс, 2006.
Энциклопедия для детей. Т.18. Человек.Ч.2. Архитектура души. Психологии личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия/ Ред. Коллегия: М. Аксенова, Л. Петрановская, Т. Кашина и др. – М.: Аванта+, 2005. – 640с.