СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа кружковой работы по психологии в пятых классах «Мой мир и Я»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мой мир и Я» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Кружковая деятельность строится так, чтобы ребёнок почувствовал, что учение и общение – это радость, а не долг или проблема. Занятия по психологии помогут учащимся 5 классов не только разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, но и устранить некоторые трудности в обучении за счет развития интеллектуальных способностей. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа кружковой работы по психологии в пятых классах «Мой мир и Я»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»





Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ» педагогического Совета директор СОШ №15

от «____» ____________2016 г. __________ Е.И. Иванова

Протокол №______ «____»____________2016 г.















Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Мой мир и Я»




Возраст обучающихся: 11 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель: Шевелева И.В.,

Педагог-психолог










г. Зеленодольск, 2016 г.

Пояснительная записка


Направленность программы: Социально-педагогическая

Вид деятельности «Мой мир и Я» (психологический кружок)

Программа кружка «Мой мир и Я» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, разработана на основе следующих нормативных документов:

 Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

 Конвенция о правах ребенка;

 Устав МБОУ COШ №15 ЗМР РТ


У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Центральное личностное новообразование периода отрочества — становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. У младших подростков активно развивается самостоятельность мышления, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. Развитие рефлексии — способности делать предметом своей мысли саму мысль, — дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Актуальность. Занятия с психологом призваны помочь школьнику наиболее полно реализовать свои познавательные и личностные возможности, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что необходимо для полноценного перехода к взрослости. В работе с подростками отдается предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, т.к. общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное и является ведущей деятельностью данного возраста.

Программа разработана на основе программ «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» О.В. Хухлаевой и «Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы » Н.П. Локаловой.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что групповой формат программы психологического кружка помогает определить и трансформировать неадекватные межличностные паттерны поведения и в результате учащиеся не только разрушают текущие проблемы и психологически просвещаются, но и благодаря обретенной альтернативной модели опыта и поведения избавляются от повторения деструктивных личностных признаков в будущем.

Основной целью программы является оказание психолого-педагогической помощи подросткам в формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

 обучение принятию самого себя и других людей;

 формирование умения осуществлять различные умственные действия;

 формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

Развивающие:

 осознание креативности в себе и ее развитие;

 развитие рефлексии;

 развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению.

Воспитательные:

 содействие принятию школьником на себя ответственности за свои поступки;

 формирование психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;

 формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Отличительная особенность Программа «Мой мир и Я» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Кружковая деятельность строится так, чтобы ребёнок почувствовал, что учение и общение – это радость, а не долг или проблема. Занятия по психологии помогут учащимся 5 классов не только разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, но и устранить некоторые трудности в обучении за счет развития интеллектуальных способностей.

Основные принципы программы

 Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.

 Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.

 Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний.

 Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.

Форма и режим занятий. В коллектив принимаются все желающие. Программа рассчитана для детей 11-12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Количество часов в год - 35 часов. Группа обучения комплектуется в количестве 15-16 человек. Изучение программного материала рассчитано на 1 год. Формы занятий - групповые, индивидуальные, индивидуально – групповые (3-5 человек).

Виды контроля

 Начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей (как правило – это первые занятия сентября; данная формулировка учитывается в УТП, фиксируется в журнале и есть в программе, как приложение).

 Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).

 Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения (проводится по окончании каждого полугодия).

 Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

 психологическое информирование;

 ролевые методы;

 формирования (развития) творчества;

 коммуникативные игры;

 соревновательный метод;

 терапевтические метафоры;

 тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;

 когнитивные методы;

 диагностика;

 дискуссии;

 сказкотерапевтические упражнения;

 арт-терапия.


Личностные результаты:

Развивать творческие способности детей;

Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

Ожидаемые результаты: Универсальные учебные действия

Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.

Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управлению ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные умения: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

Результативность определяется посредством:

 психолого-педагогического наблюдения;

 анализа результатов анкетирования;

 мониторинг, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося.


  1. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

I

Мир человеческой души

5

2,5

2,5

Опрос

Анкетирование

Фронтальный опрос

Беседы Взаимоконтроль

II

Феномены психики

12

6

6

Практическая проверка

Беседа

Реферат

III

Кто такой «Я»

10

5

5

Беседа

Практическая проверка

Тест

Реферат Взаимоконтроль

IV

Мир отношений

8

4

4

Обсуждение

Тест

Опрос

Проект



  1. Содержание изучаемого курса.



Раздел I. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ



Тема занятия: Что изучает самая душевная наука «психология»? Ключевые понятия.

Теория: Определение психологии в системе наук. Душа, психика как ключевое понятие.

Практика: Круглый стол «Место психологии в моей жизни».

Тема занятия: Человек – место встречи двух миров.

Теория: Физический и внутренний мир человека, их соотношение.

Практика: Дискуссия «Что отличает человека от животного?»



Тема занятия: Как познаются миры?

Теория: Познание физического мира, познание внутреннего мира.

Практика: Конкурс. «Какие науки занимаются изучением человека»



Тема занятия: Сам себе психолог.

Теория: научное и житейское познание мира.

Практика: Дискуссия. Как люди получают психологические знания?



Тема занятия: Методы душевной науки.

Теория: Раскрытие основных способов сбора фактического материала в психологии

Практика: Исследование личностных особенностей учащихся. Тесты



Раздел II. ФЕНОМЕНЫ ПСИХИКИ



Тема занятия: Восприятие. Как мы воспринимаем мир?

Теория: Определение понятия восприятия. Законы организации восприятия. Иллюзии.

Практика: Определение ведущего типа восприятия.



Тема занятия: Внимание. Фильтр окружающей действительности.

Теория: Раскрытие понятия внимания. Роль внимания в жизни человека. Как управлять вниманием. Враги внимания.

Практика: Определение индивидуальных особенностей внимания учащихся.



Тема занятия: Память. Хранилище всей информации

Теория: Раскрытие понятия памяти. Роль памяти в жизни человека. Как и где хранится информация. Возможности памяти. Методы запоминания.

Практика: Определение индивидуальных особенностей памяти учащихся.



Тема занятия: Воображение. Из чего сделаны фантазии?

Теория: Раскрытие понятия воображения. Как строятся новые образы? Как развивать воображение.

Практика: Определение индивидуальных особенностей воображения учащихся.



Тема занятия: Мышление и решение задач.

Теория: Раскрытие понятия мышление. Что такое логика. Рассмотрение процесса решения мыслительной задачи. Место интуиции в жизни человека.

Практика: Мозговой штурм.



Тема занятия: Эмоции и чувства

Теория: Зачем нужны эмоции? Основные фундаментальные эмоции: радость, интерес, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Практика: Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)


Тема занятия: Что такое настроение? От кого и от чего оно зависит?

Теория: Настроение как общий эмоциональный фон, который окрашивает окружающую действительность

Практика: Определение текущего состояния, активности, настроения.



Тема занятия: Мотивация. Причины наших поступков.

Теория: Что определяет поведение людей

Практика: Анализ эпизода художественного произведения М. Твена «Приключение Тома Сойера».



Тема занятия: Необыкновенные возможности души.

Теория: Люди-феномены.

Практика: Круглый стол. «Как объяснить необъяснимое».



Раздел III. КТО ТАКОЙ «Я»?



Тема занятия: Внешность и внутренний мир

Теория: Понятие физиогномики, графологии

Практика: Определение особенностей психики по внешнему виду, подчерку.



Тема занятия: «Левые и правые»

Теория: Раскрытие понятия лево/правополушарного развития человека. Левши и правши.

Практика: Выявление полушарного развития учащихся



Тема занятия: Темперамент, то с чем мы рождаемся.

Теория: Понятие темперамента как биологической основы психики

Практика: Определение типа темперамента.



Тема занятия: Многогранность характера

Теория: Определение характера, особенности характера

Практика: Проективный тест «Несуществующее животное»



Тема занятия: Психологические различия между девочками и мальчиками

Теория: Психика мальчиков и девочек.

Практика: Брейн-ринг



Тема занятия: Способности и одаренность

Теория: Способности – наследие предков или заслуга воспитателей?

Практика: Мои способности



Тема занятия: Жизненный путь человека

Теория: Возрастные этапы в жизни человека

Практика: Составление ландшафта жизни и задач, которые должны решаться на каждом этапе



Тема занятия: Я это я, и другого такого нет

Теория: Понятие и принятие индивидуальности. Имя

Практика: Тест на самоопределение и самооценку



Раздел IV. МИР ОТНОШЕНИЙ



Тема занятия: Человек среди людей

Теория: Потребность человеческого взаимодействия. Человек в группе. Групповые роли, нормы.

Практика: Проблема одиночества в мультфильме



Тема занятия: Грамматика общения

Теория: Роскошь человеческого общения. Правила общения. Публичное выступление

Практика: Ролевое общение.



Тема занятия: Конфликт

Теория: Что такое конфликт, типы конфликтов. Искусство переговоров. Поведение в конфликтной ситуации.

Практика: Определение степени конфликтности учащихся. Составление правил хорошей ссоры



Тема занятия: «Мы выбираем, нас выбирают…»

Теория: Законы притяжения. Самопрезентация

Практика: Самопрезентация проект



Тема занятия: «Семь Я»

Теория: Какие бывают семьи, семейные традиции. Функции семьи

Практика: Тест рисунок семьи



  1. Календарный учебный график.

№ п/п

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I



5

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ



1


Диспут

1

Что изучает самая душевная наука «психология»? Ключевые понятия.

кабинет

Опрос

2


Дискуссия

1

Человек – место встречи двух миров.

кабинет

Анкетирование

3


Круглый стол

1

Как познаются миры?

кабинет

Фронтальный опрос

4


Круглый стол

1

Сам себе психолог.

кабинет

Беседы

5


Лекция -диалог

1

Методы душевной науки.

кабинет

Взаимоконтроль

II



12

ФЕНОМЕНЫ ПСИХИКИ



6-7


Лекция-диалог

2

Восприятие. Как мы воспринимаем мир?

кабинет

Практическая проверка

8-9


Лекция-диалог

2

Внимание. Фильтр окружающей действительности.

кабинет

Практическая проверка

10-11


Лекция-диалог

2

Память. Хранилище всей информации

кабинет

Практическая проверка

12


Лекция-диалог

1

Воображение. Из чего сделаны фантазии?

кабинет

Практическая проверка

13


Лекция-диалог

1

Мышление и решение задач.

кабинет

Практическая проверка

14


Лекция-диалог

1

Эмоции и чувства

кабинет

Практическая проверка

15


Лекция-диалог

1

Что такое настроение? От кого и от чего оно зависит?

кабинет

Практическая проверка

16


Анализ конкретных ситуаций

1

Мотивация. Причины наших поступков.

кабинет

Беседа

17


Семинар

1

Необыкновенные возможности души.

кабинет

Реферат

III



10

КТО ТАКОЙ «Я»?



18


Полемика

1

Внешность и внутренний мир

кабинет

Беседа

19


Лекция-диалог

1

«Левые и правые»

кабинет

Практическая проверка

20-21


Диспут

2

Темперамент, то с чем мы рождаемся.

кабинет

Практическая проверка

22-23


Деловая игра

2

Многогранность характера

кабинет

Практическая проверка

24


Круглый стол

1

Психологические различия между девочками и мальчиками

кабинет

Тест

25


Дискуссия

1

Способности и одаренность

кабинет

Реферат

26


Лекция-диалог

1

Жизненный путь человека

кабинет

Взаимоконтроль

27


Конференция

1

Я это я, и другого такого нет

кабинет

Практическая проверка

IV



8

МИР ОТНОШЕНИЙ



28-29


Проблемная лекция

2

Человек среди людей

кабинет

Обсуждение

30-31


Деловая игра

2

Грамматика общения

кабинет

Тест

32-33


Диспут

2

Конфликт

кабинет

Опрос

34


Защита творческого проекта

1

Мы выбираем, нас выбирают…

кабинет

Проект

35


Круглый стол

1

Семь Я

кабинет

Практическая проверка



Методическое обеспечение программы Организационно-методические аспекты работы по программе «Мой мир и Я» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории. Оборудование: стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).


Материально-техническое обеспечение программы:  мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);  классное помещение;  стулья и парты по числу учащихся;  доска или стенд для крепления наглядного материала.




Список литературы.



  1. Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012.

  2. Дубровина И.В. Психология: учебное пособие для начальной школы. – М.: МПСИ, 2007.

  3. Дубровина И.В. Психология: учебное пособие для 5 класса. – М.: МПСИ, 2007.

  4. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001.

  5. Платонов К.К. Занимательная психология. – Издание 5-е, исправленное. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 288с.

  6. Рогов Е.И. Психология познания. Серия «Азбука психологии». – М.: ВЛАДОС, 2001.

  7. Рогов Е.И. Психология человека. Серия «Азбука психологии». – М.: ВЛАДОС, 1999.

  8. Рогов Е.И. Эмоции и воля. Серия «Азбука психологии». – М.: ВЛАДОС, 2001.

  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144с.

  10. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя, - М.: Народное образование, 2009.

  11. Фоппель К. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003.

  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.

  13. Шапарь В. Занимательная психология. М.: Феникс, 2006.

  14. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек.Ч.2. Архитектура души. Психологии личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия/ Ред. Коллегия: М. Аксенова, Л. Петрановская, Т. Кашина и др. – М.: Аванта+, 2005. – 640с.