СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР __________М.Л.Казыкина «____»____________2017___г. | УТВЕРЖДАЮ:____________ Директор МБОУ «СОШ № 42» г.Чебоксары Э.С.Анисимова Приказ №___от__________2017___г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Чебоксары
Дополнительная
общеобразовательная программа
по курсу «Трудные вопросы русского языка»
Сроки реализации: 2017-2018 уч.г.
| Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей Протокол №___ от ________г. |
Руководитель ______________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Программа разработана на основе
- Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
- Учебно-методического пособия/ Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2018. Н.А.Сенина
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является углублённое изучение русского языка и преодоление трудностей в изучении данного предмета.
Задачи:
технологии;
(сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и схем;
самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом,
их анализ, выводы);
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
проведение деловых игр и практикумов;
работа с пакетами КИМов;
написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны
УМЕТЬ:
соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
дать понятие о нормах языка;
рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в
которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему
упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую
корректировку следующих умений учащихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
умение определять основные способы образования слов;
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Культура речи
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
II.
ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
III.
ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | | Знакомство с содержанием курса «Трудные вопросы русского языка». Инструктаж по ТБ. Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование Н ормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения | 1 |
2. | | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы. Тестовая работа | 1 |
3. | | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа | 1 |
4. | | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания | 1 |
5. | | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа | 1 |
6. | | Правописание корней. Сложные вопросы современной русской орфографии | 2 |
7. | | Правописание корней. Тестовая работа |
8. | | Правописание приставок. Сложные вопросы современной русской орфографии | 2 |
9 | | Правописание приставок. Тестовая работа |
10. | | Правописание суффиксов. Сложные вопросы современной русской орфографии. Тестовая работа | 1 |
11. | | Словосочетание. Синтаксические нормы. Сложные вопросы грамматического управления в современном русском языке | 1 |
12 | | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Грамматические нормы. Тестовая работа | 1 |
13 | | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа | 1 |
14 | | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 |
15 | | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа | 1 |
16 | | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 |
17 | | Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа | 1 |
18 | | Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа | 1 |
19 | | Сложные предложения с разными видами связи. Тестовая работа | 1 |
20 | | Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ | 1 |
21 | | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 1 |
22 | | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте | 1 |
23 | | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические | 1 |
24 | | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 |
25 | | Извлечение информации из различных источников Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) | 1 |
26 | | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения Алгоритм написания сочинения – рассуждения Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | 1 |
27 | | Сочинение-рассуждение. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
28 | | Тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи | 1 |
29 | | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 |
30 | | Написание сочинения-рассуждения. 15.2 | |
31 | | Написание сочинения-рассуждения . 15.3 | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:
1.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
2. Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Рекомендуется практиковать проведение занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант».
Материалы, размещенные на сайте ФИПИ:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2018 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2018 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988.
Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004.
Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005.
Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989.
Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996.
Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - № 5
Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.
Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.
Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.