СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДИЗАЙН-СТИЛЬ»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использовано педагогами дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДИЗАЙН-СТИЛЬ»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА «РОДНИЧОК»

Рассмотрено и одобрено на заседании

Педагогического/методического совета ДТ «Родничок»


«Утверждаю» Директор ДТ «Родничок» «Согласовано»

__________ С.А. Сионова Начальник УО

Приказ № ___ от «__» _________2015г. ____________В. А. Ясиновская

Протокол М/С № 1 от ________ ___________________________

Руководитель _________ А.Б. Славко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДИЗАЙН-СТИЛЬ»

Направленность Художественная

Уровень Базовый

Рассчитана на детей от 4 до 15 лет

Срок реализации (720 часов) 4 года

Педагог, Гребенюк Мария Васильевна

г. Приморско-Ахтарск

2015г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Метод и манера есть у каждого художника,

а стиль может не состояться.

Искусствовед Б. Винер

Дизайн - это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом ещё и красива.

Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.

Направленность: программа «Дизайн-стиль» имеет художественную направленность и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству.

Программа была изменена с учетом требований к программам дополнительного образования детей и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.


Новизна программы в том, что ее ключевая идея – формирование у учащихся особого стиля

мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных

критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.

Актуальность

Дизайн является необходимой областью познания в современном мире и очень важен в культурной жизни общества. Практически всё, что нас окружает: реклама, одежда, предметы интерьера и экстерьера, и даже транспорт - всё это элементы, которые составляют необъятный мир дизайна. Мы живём в мире, в котором каждый день рождаются новые идеи, в котором нужно осваивать новые технологии, материалы, а также технические средства.

Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

Программа “Основы дизайна” актуальна, т.к. изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли. Программа позволяет сформировать эстетическую культуру обучающегося – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.

Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни:

- формирование современной культуры (новые подходы в организации среды,

изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых

интерьеров, мест досуга и отдыха);

- появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на

решение актуальных для молодежи проблем самоопределения;

-поддержка художественно одаренных детей;

-оформление новых областей материального производства и современных технологий,

новых актуальных профессий (дизайнер, декоратор, культуролог, проектировщик

образовательных, музейных и выставочных пространств, культурных акций и событий

и т.п.).

Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих.

Существующая в настоящее время система уроков искусства, дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере способствует формированию

потребности ребенка в творческом самовыражении, и последующем, сознательно

регулируемом самоопределении. Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека.


Цель программы:

Цель программы: формирование у детей особого стиля мышления
Задачи:
- познакомить с основами дизайнерского проектирования;

- развивать художественно – творческие способности, фантазию и зрительную память воспитанников;

- воспитывать эстетическое отношение к миру вещей;


Таким образом, дети учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна для многостороннего развития ребенка.

Начиная с первого года обучения, к учащемуся предъявляются обязательные требования. Это и знание простейших законов композиции, и навык аккуратного пользования краской, а так же готовность кропотливо трудиться. Благодаря заданиям дети должны развивать свои композиционные способности. Необходимо, чтобы изучение нового материала вызывало интерес, а не было скучным занятием. Роль преподавателя в учебном процессе велика и ответственна. Поэтому нужно уметь находить подход к каждому ребёнку индивидуально, учитывая его способности и его психологию. Необходимо направить процесс обучения в правильное русло декоративного видения, не разрушая своеобразия и непосредственности детского восприятия.

Данная программа не претендуя, на полный охват проблематики дизайна, связан с решением следующих учебно-воспитательных задач:


- Выделить новую универсальную область (проектирование и дизайн), которая

предполагает новый способ формирования и интеграции традиционных дисциплин и

дает представления о современном искусстве и материальной культуре;

- Ориентировать подростков в сфере занятости и рынка труда, где представлены новые

специальности и профессии (дизайнер, декоратор, архитектор, проектировщик

выставочных пространств, экспозиций и массовых зрелищ);

- Ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

- Ознакомить с основными методами художественного проектирования;

- Повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них

технического мышления и пространственных представлений, творческого

воображения, эстетического восприятия и вкуса, художественно-конструкторских

способностей;

- Сформировать определенные умения и навыки в художественном конструировании

(составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и

т.п.) Подробное изучение предмета развивает у учащихся способность чувствовать и передавать объём и пространство, формирует понимание свойств различных материалов и их возможностей, воспитывает умение видеть прекрасное в искусстве и окружающей действительности.

Содержание составлено таким образом, чтобы первый и второй год обучения учащиеся познакомились с основными понятиями, освоили технику и приёмы из каждого блока заданий. Вес они позволяют ребёнку более свободно выражать своё детское видение в любом задании в дальнейшем обучении. Упражнения, которые учащиеся выполняют на уроках, способствуют развитию воображения, ассоциативного мышления, логики, а также образному восприятию предметного мира, выстроены от простого к сложному.

На третий год обучения это основные приёмы декоративной композиции, изучение различных техник исполнения. Учащиеся выполняют печатные и рельефные фактуры, с помощью которых создают композиции в разных жанрах изобразительного искусства - натюрморт и пейзаж. Дети изучают взаимосвязь цвета и состояния чувств человека, работают над творческими композициями, знакомятся с иллюстрацией.

На четвертый год обучения учащийся способен мыслить образами и ассоциациями, самостоятельно находить гармонию цветов и их оттенков, а так же знакомство с техникой и технологией бумажной пластики, а так же с фирменным стилем (создание знака, логотипа, плаката, визитки, упаковки).



Отличительные особенности программы

Программа отличается тем, что в ней удачно сочетаются практика и теория.

Программа построена по принципу изучения основных приёмов декоративной композиции и различных техник исполнения. Обучающие выполняют печатные и рельефные фактуры, с помощью которых создают композиции в разных жанрах изобразительного искусства - натюрморт и пейзаж. Изучают взаимосвязь цвета и состояния чувств человека, работают над шрифтовой композицией, знакомятся с иллюстрацией.

Возраст обучающихся

Программа рассчитана на детей от 4 до 15 лет.

Первый год обучения группы по 15 человек. Второй год обучения по 10-12 человек Третий год обучения группа по 10 -12 человек. Четвертый год обучения группа по 8-10 человек.

На занятия дети приходят с разным уровнем развития, но данная программа дает возможность проявить себя в изобразительном творчестве, на конкурсах различного уровня.


Сроки реализации программы

Образовательная программа, рассчитанная на 4 года обучения, общим количеством 720 часов, для учащихся в возрасте 4-15 лет. Составлена с учётом специальных дисциплин для подготовки учащихся первого года обучения, в художественную школу. Все задания построены с учётом возрастных особенностей учащихся.

Режим занятий

  1. год - 144 часа (4 раза в неделю по 1 часу)

  2. год - 216 часов (3раза в неделю по 2 часа)

  3. год – 144 часов (2 раз в неделю по 2 часа)

  4. год - 216 часов (3 раза в неделю по 2часа)
    Продолжительность одного часа занятия – 45 минут. Перемена 10 минут


Прогнозируемые результаты и способы их проверки


Способы проверки результатов освоение программы

К числу важнейших элементов работы педагога относятся способы проверки результативности данной программы.

Возможно использование следующих методов:

  1. Педагогические наблюдения:

- мониторинг образовательной деятельности детей;

- оформление индивидуальных листов результативности.

2) Педагогический анализ результатов:

- опросов;

- активности воспитанников на занятиях.

-участие воспитанников в конкурсах.



Виды контроля занятий учащихся

Для отслеживания результативности используется:

  1. Текущий контроль (в течение всего учебного года)

- педагогическое наблюдение;

- самостоятельная работа;

2) Промежуточный контроль по результатам освоение материала проводятся раз в два месяца во время проведения выставок. В процессе просмотра выставок происходит обсуждение творческих работ воспитанников.

3) Итоговый контроль (в конце учебного года или курса)

В конце учебного года подводится итоговый контроль просмотром презентации творческих работ, определяется изменение уровня развития детей, их творческих способностей.




Формы подведения итогов

Сделать обоснованные выводы об осознанном усвоении детьми положенного объема знаний и умений поможет подведению итогов за учебный год.

-итоговая выставка лучших работ.

-участие воспитанников в краевых конкурсах

- оформление презентации творческих работ конце года.

- диагностика личностного роста (успехи и достижения).


Ожидаемые результаты (результативность):


За первый год обучения дети должны:

Познакомится с понятием и видами дизайна, основами цветоведения, графическими средствами, такими как линия, пятно, штрих, а также с понятием стилизации. В результате прохождения целого ряда заданий к концу первого года обучения каждый ребёнок самостоятельно может грамотно составить композицию, гармонично подобрать цветовые отношения, выбрать наиболее интересный сюжет.

За второй год обучения дети должны:

Продолжается изучение графических приёмов, но уже в конкретном изображении -растении или насекомом более углубленное освоение стилизации. После упражнений выполняется итоговая работа - орнамент.

Во втором полугодии задания приобретают более сложный характер. Среди упражнений - клаузура, задания на ритм, формальная композиция, трансформация объектов животного мира, а также шрифтовая композиция на образ.

В результате обучения основам графического дизайна учащиеся имеют представление об основных видах дизайна, о художественно-выразительных средствах графики, основах цветоведения и художественных материалах (гуашь, акварель, цветные карандаши, тушь, и др.).

В качестве ожидаемого результата планируется дальнейшее обучение выпускников студии «Дизайн-стиль» в образовательные учреждениях художественного профиля, в том числе по специальности «дизайн».

За третий год обучения дети должны:

Изучить основные приёмы декоративной композиции, освоить техники исполнения. Воспитанники выполняют печатные и рельефные фактуры, с помощью которых создают композиции в разных жанрах изобразительного искусства -натюрморт и пейзаж. Изучают взаимосвязь цвета и состояния чувств человека, работают над шрифтовой композицией, знакомятся с иллюстрацией.



За четвертый год обучения дети должны:

Пройдя полный курс обучения по предмету, учащийся способен мыслить образами и ассоциациями, самостоятельно находить гармонию цветов и их оттенков.

Воспитанники знакомятся промграфикой. Заданием является работа над элементами фирменного стиля - создание знака, логотипа, плаката, визитки, упаковки и др. Итоговая работа выбирается самостоятельно и должна отразить все полученные знания.

Результативность

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1. Самые

элементарные законы композиции.

2. Основы цветоведения.

3. Учащихся должны владеть цветовым вкусом, эмоциональным воздействием цвета на человека, использование этих знаний в своих работах.

4.Понятие стилизации.


  1. Грамотно составить композицию, выбрать наиболее интересный сюжет.

  2. Уметь пользоваться различными графическими техниками. Иметь навыки в
    работе с графическими приёмами композиции, такими как линия пятно.

3. Гармонично подобрать цветовые отношения.

4. Выполнять абстрактную композицию на заданное эмоциональное состояние.

5. Работать с большими массами и мелкими деталями









По окончании второго года обучения учащиеся должны:


ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1 . Определение - стилизации,

трансформации формы, знака, орнамента, силуэта (контражур). Развитие образного и ассоциативного мышления.

2. Понимать принцип композиции, оверлеппинга.

3. Учащихся должны владеть цветовым
вкусом, эмоциональным воздействием
цвета на человека, использование этих
знаний в своих работах.

4. Понятие «Клаузура» - какими приемами и материалами применяема.

5. Принцип строения фризовой композиции,

6. понятие ритма.

1. Работая на пленэре - выполнять зарисовки и этюды растений трав, насекомых, изучив их структуру – форму

2. Преображать форму от натурных
зарисовок к стилизации и трансформации
до изменения формы в знак, использовать
элементы в орнаментах.

3. Гармонично подбирать цветовые
отношения в декоративных композициях.

4. Четко графически выполнить работу

5.Выстраивать фризовую композицию.


























По окончании третьего года обучения учащиеся должны:



ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1 . Основы композиции.

2. Понимать принцип композиции, оверлеппинга.

3. Учащихся должны владеть цветовым вкусом, эмоциональным воздействием цвета на человека, использование этих знаний в своих работах

4. Понятие «Клаузура» - какими приемами и материалами применяема.

5.Приемы
декоративной композиции

6. Понятие трансформация.

1. Преображать форму от натурных
зарисовок к стилизации и трансформации до изменения формы в знак, использовать элементы в орнаментах.

2.Грамотно составить композицию, выбрать наиболее интересный сюжет.

3.Пользоваться графическими техниками,.

4.Использовать приемы
декоративной композиции.

5. Гармонично подбирать цветовые отношения.

6. Выполнять печатные и рельефные
фактуры, с помощью которых создаются
иллюстративные композиции.











По окончании четвертого года обучения учащиеся должны:


ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1. Пройдя полный курс обучения по предмету, учащийся способен мыслить образами и ассоциациями, самостоятельно находить гармонию цветов и их оттенков.

2. Понятие композиции

3.Основы,правила,средства композиции

4. Понятие промграфики и фирменного

стиля.


1. Преображать форму от натурных
зарисовок к стилизации и трансформации до изменения формы.

2.Грамотно составить композицию, выбрать наиболее интересный сюжет.

3.Пользоваться графическими техниками.

4.Использовать приемы
декоративной композиции.

5. Гармонично подбирать цветовые отношения.

Создавать иллюстративные композиции.














Основные темы выполняемых работ : «Орнамент», «Силуэт», «Стилизация» (растений, животных), «Буква-шрифт».






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первого года обучения



Тема раздела

всего

теория

практика

1 .

Введение.

2

2


-

2.

Основы цветоведения.

20

5

15

3.

Графика.

58

4

54

4.

Законы композиции.

20

4

16

5.

Стилизация

20

2

18

6.

Пленэр.

14

2

12

7.

Итоговая работа.

10

1

9

8.

Всего

144

20

124

Bторого года обучения






Время (часы)



Тема раздела

всего

теория

практика

1 .

Пленэр.

20

2

18

2.

Стилизация животных

70

6

64

3.

Стилизация растений

26

2

24

4.

Виды дизайна. Общая

характеристика

6

1

5

5.

Стилизация предметов быта

28

2

26

6.

Буква – шрифт

42

2

40

7.

Бумагопластика. Открытка

12

1

11

8.

Итоговая композиция.

12

1

11

9

Всего

216

17

199

Третьего года обучения




Время (часы)


Тема раздела

всего

теория

практика

1 .

Штрих, рисунок, текстура.

4

1

3

2.

Композиция.

36

2

34

3.

Натюрморт

24329 20

1

19

4.

Тематическая композиция

18

4

14

5.

Силуэт (контражур). Оверлеппинг.

26

2

24

6.

Клаузура.

6

1

5

7.

Творческая работа.

28

1

27

8.

Формальная композиция.

4

1

3

9.

Трансформация формы, знак, орнамент

16

2

14

10.

Бумагопластика.

14

1

13

11.

Цветоведение

18

1

17

12.

Итоговая композиция.

12

1

11

13.

Пленер

14

1

13

14

Всего

216

19

197




Четвертого года обучения



Тема раздела

всего

теория

практика

1 .

Стилизация, трансформация формы, знак, орнамент.

108

6

102

2.


Промграфика. Фирменный стиль.


90

7

83

3.

Тематическая композиция

10

1

9

4.

Итоговая работа

8

1

7

5.

Всего

216

15

201



СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Первого года обучения

1. Введение.

Дается общее понятие и основные виды дизайна. Требования к инструменту и материалам, организация рабочего стола, правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Основы цветоведения.

Работая над цветовым кругом, дети знакомятся с техникой работы гуашью, вырабатывают аккуратность, умение гармонично подбирать цветовую гамму. Выполняя выкраски, дается понятие о гармоничном сочетании цвета, основы цветоведения. знания которых являются фундаментальным заложением всего курса обучения программы.

3. Графика.

Курс графики дает возможность развития навыков в работе с графическими приёмами в композиции, а так же освоить различные графические техники черной гелевой ручкой, тушью, пером, выполняя блок графических упражнений на фактуру, достигая максимальной выразительности, используя различные средства: штрих, линия, точка, исключая элемент случайности.

4. Законы композиции.

Задачи раздела «Закон композиции» заключается в следующем: познакомить с особенностями декоративной композиции, развитие ассоциативного мышления. В результате прохождения целого ряда заданий к концу первого года обучения каждый ребёнок самостоятельно может грамотно составить композицию, гармонично подобрать цветовые отношения, выбрать наиболее интересный сюжет.

5. Стилизация.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

Введение данных заданий направлено на развитие ассоциативного и образного мышления, активизацию творческого интереса в овладении графическими приемами и графическими материалами, а так же на развитие творческого потенциала учащихся, индивидуального стиля и собственного почерка.

Особенность заданий состоит в не традиционности подачи исполнения, в поиске связующего звена от беглых зарисовок к замыслу композиции.

6. Пленэр.

Основополагающим принципом любого учебного процесса является развитие самостоятельности, творческой активности, инициативности и увлечённости обучаемого.

Работа на пленэре соединяет в себе все аспекты изобразительного творчества, здесь есть широкие возможности самовыражения, неограниченные рамки поиска новых идей и импровизации художественных приёмов.

7. Итоговая работа.

Подводится итог по пройденному материалу, за первый год обучения. Организация выставки лучших работ учащихся.





Второго года обучения

1. Пленэр.

На пленэре учащиеся выполняют зарисовки и этюды растений, трав, насекомых с целью изучение формы. Данные задания являются накоплением материала для дальнейшего их использования в темах

2. Стилизация животных.

Зарисовка животных с натуры. Умение конструктивно передать построение

изображаемого объекта. Стилизация реалистического изображения в

оригинальный образ. Декорирование формы.

3. Стилизация растений.

Зарисовка растений с натуры. Умение конструктивно передать построение

изображаемого объекта. Стилизация реалистического изображения в

оригинальный образ. Декорирование формы.

4. Виды дизайна. Общая характеристика.

Понятие термина «дизайн». Дизайн как вид искусства. Виды дизайна. Общая

характеристика.


5. Стилизация предметов быта (посуда).

Умение трансформировать объемную форму в плоскую. Пространственное

изображение объемной формы. Плоскостное изображение объемной формы.

Абстрагирование формы на основе геометрических фигур в цвете.


6. Буква – шрифт.

1)Выполнить ряд упражнений плакатными перьями. Приобретение

элементарных знаний и умений в работе с тушью и перьями.

2)Взять собственные инициалы, найти общее звено (ритм по вертикали,

горизонтали, объединяя вместе все буквы) и добиться выразительности

общего строя композиции.

7. Бумагопластика.

В данном разделе учащиеся знакомятся с объемом, с понятием «модуль». Продолжают изучать законы композиции, такие как статика и динамика, контраст формы и т.д. Выполняя определенные упражнения, у учащихся развивается моторика руки и вырабатывается аккуратность.

8. Итоговая композиция - 12 часов.

Итоговая работа приобретают более сложный характер, где учащиеся применяют изученный ранее материал. Организовывается выставка лучших работ учащихся.


Третьего года обучения

  1. Штрих, рисунок, текстура.

Изучение печатных фактур.

Знакомство и выявление характера тонально-графических форм, передающих композиционно-художественные свойства разных материалов (масляные краски, акварель, гуашь, растворитель, мыло, губка, кисти, ткань, калька, и т. д.). Учащиеся создают несколько различных фактур с помощью печатания: процарапывания, покраски, отмывки, дорисовки и с помощью штриха. Формат используется небольшой – 8х8 см.

2 . Композиция.

Работа над композицией через печатную фактуру.

Учащиеся выполняют композицию с использованием печатных фактур форматом АЗ, на тему: «Пейзаж». Используется материал аналогичный первому заданию.

Задачей темы является, создание композиции с помощью

печатания, процарапывания, покраски, отмывки, дорисовки, мармирования.

Выполнение композиции по слову-образу.

3. Натюрморт.

Работа над композицией натюрморта с применением печатной фактуры.

Учащиеся выполняют композицию с использованием печатных фактур форматом АЗ,

Задачей темы является, создание композиции натюрморта с натуры

С использованием поверхностей элементов натюрморта для закрепления методом печатания, процарапывания, покраски, отмывки, дорисовки.


4. Тематическая композиция.

Подготовка и выполнение работ, для участия в конкурсах и выставках.

5. Силуэт (контражур). Оверлепиинг.

Основной задачей в данном разделе является преображение формы в силуэт различными приемами и средствами доступные определенному возрасту учащихся.

Явление оверлеппинга в изобразительном искусстве используется как способ достижения декоративности в композиции. Оверлеппинг - частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Цель данного раздела научить использовать на практике в композиции, прием наложения формы на форму.


6. Клаузура.

Обучение учащихся различным техникам исполнения фактуры, используя нетрадиционные методы и техники различными материалами.


7. Творческая работа.

В данном разделе дается общее понятие видов иллюстраций. Выполняется композиция на тему: Иллюстрация к сказке (передача характера и эмоциональное состояние героев). Материал используется на выбор учащегося (бумага, клей ИВА. канцелярский нож, ножницы, металлическая линейка, акварель, гуашь, цветные карандаши), ранее изученной техникой.


8. Формальная композиция.

Формальная композиция является основой любой состоявшейся тематической композиции или натюрморта, где присутствуют две и более формы. Через геометрические фигуры ограниченные цветом, учащиеся познают все хитрости и тайны законов композиции.


9. Трансформация формы, знак, орнамент.

В этом разделе темы тесно связаны друг с другом, где стилизация переходит в трансформацию, и то и другое применяется в орнаментах, а трансформация в знак изобразительный или шрифтовой.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование, трансформация формы - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

10. Цветоведение.

Работая над цветовым кругом, дети знакомятся с техникой работы гуашью, вырабатывают аккуратность, умение гармонично подбирать цветовую гамму. Выполняя выкраски, дается понятие о гармоничном сочетании цвета, основы цветоведения. Выполняются выкраски 8х8 см гармония цвета.

11. Бумагопластика (объем)

Работа над объемной композицией с использованием рельефных фактур. Выполняются композиции на тему «Натюрморт» и коллаж на свободную тему

используя разнообразные рельефные фактуры, используя сочетание различных техник, материал применяется аналогично третьему разделу. Формат используется свободный


12. Итоговая композиция.

Итоговая работа приобретают более сложный характер, где учащиеся применяют изученный ранее материал. Организовывается выставка лучших работ учащихся1.

13.Пленэр.

На пленэре учащиеся выполняют зарисовки и этюды растений, трав, насекомых с целью изучение формы. Данные задания являются накоплением материала для дальнейшего их использования в темах: стилизация, трансформация, знак, орнамент.



Четвертого года обучения

1 . Стилизация, трансформация формы, знак, орнамент.

В этом разделе темы тесно связаны друг с другом, где стилизация переходит в трансформацию, и то и другое применяется в орнаментах, а трансформация в знак изобразительный или шрифтовой.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование, трансформация формы - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.


2. Промграфика. Фирменный стиль.

В этом разделе учащиеся получают общее понятие промграфики и
фирменного стиля.

В оформление проекта фирменного стиля входит: создание оригинального знака, стремясь к выразительности и простоте; выполняется макет упаковки и открытки, рекламный плакат. В данном разделе у учащихся развивается образное и ассоциативное мышление, творческого воображения, умение продуцировать неординарные идеи и образы. Воспитание эстетического вкуса, художественного стиля в создании проекта фирменного стиля.


3. Тематическая композиция.

Подготовка и выполнение работ, для участия в конкурсах и выставках.

4. Итоговая композиция.

Итоговая работа приобретают более сложный характер, где учащиеся применяют изученный материал за весь кур обучения. Организовывается выставка лучших работ учащихся.













МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Для успешного усвоения учащимися данной программы используются методические рекомендации и пособия для контроля и проверок усвоения учащимися учебного материала. В течение всего образовательного процесса используются различные виды дидактических материалов

1) схематический или символический (схемы, таблицы, шаблоны, рисунки)

2) картинный и картинно-динамический (иллюстрации, фотоматериалы, слайды)

3) естественный материал (предметы правильной геометрической формы, муляжи, керамическая посуда, скульптура малых форм в качестве натуры).

3) смешанный (видеозаписи)

4) дидактические пособие:

- книги

-карточки;

- раздаточный материал;

-шаблоны

5) тематические подборки материалов в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Дидактические материалы подбираются и систематизируются в соответствии с учебно-тематическим планом по каждой теме.

2. Формы организации занятий

- мастер-класс;

- беседа;

-самостоятельное творчество.

Формы организации занятий позволяют повысить мотивацию изучения программы.


Материально-техническое обеспечение образовательной программы


Занятия проводятся в кабинете соответствующим нормам санэпидемстанции.

В учебном кабинете находится:

- столы;

- скамейки;

- шкафы,

- стеллаж для хранения работ воспитанников и дидактических материалов.

- компьютер

-телевизор.

Для организации занятий по данной программе необходимые следующие материалы:

- простой карандаш разной мягкости;

- краски (гуашь, акварель);

- кисти;

-клеенки

- линейки,

- пастель, уголь, соус клей ПВА, пастель, уголь, соус, карандаши, кисти, картон, бумага, салфетки, фартук.

и т.п;


Качественное обеспечение средствами и материалами способствует более глубокому и осознанному усвоению воспитанниками программы.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Рунге В.Ф, Сеньковский В.В. «Основы теории и методологии дизайна». Учебное пособие – М.: МЗ-Пресс,2003,-252с.

  2. Голубева О.Л «Основы композиции» Учебное пособие – М.: Издательский дом «Искусство»,2004,-117с

  3. «Основы живописи» Издательство: Паррамон Эдисинес, Испания - СПБ.: «Весант»,1994.- 128с.

  4. Лесняк В.И. «Графический дизайн (основы профессии)» М.:IndexMarket,2011.-415с.

  5. Врубельская Н.В « Учебное издание. Начинающему художнику. Основы рисунка » - М.: Издательство Астрель, 2006.-35 с.

  6. Алехин А.Д Когда начинается художник: Книга для учащихся.- М.; Просвещение, Владос,1994. - 160с.

( Литературная база постепенно дополняется.)

  1. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

  2. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999

  3. Рачицкая Е.И. Сидоренко В.И. Моделирование и художественное

оформление одежды. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-на-

Дону: Феникс 2006.

  1. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,

живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003











ПРИЛОЖЕНИЕ


Словарь терминов с пояснениями


Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.


Клаузура - такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. 


Диза́йн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designareотмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).


Дизайн — творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн — искусство компоновки, стилистики и украшения.

Для дизайна актуально множество направлений.

Дизайн — творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.

Дизайн — неразрывная взаимообусловленная связь эстетики и технологий, в которой технология задает содержание (суть) вещи или процесса, а эстетика её форму.

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя формированию визуального ландшафта современности.

Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которая была получена по окончании работы.

Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения. Кроме того, изобразительной формы, не выраженной цветом, фактурой или светом, просто не существует.

Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Трансформация – это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.

Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и развивает основную пластическую тему (идею).

Цветовой тон – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов.

Относительная яркость – измерение производится путем сравнения данной выкраски с образцом серой шкалы.

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различия от данного цвета до ахроматического.

Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые – это спектральные цвета.

Гармония – это равновесие, симметрия сил.

Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки. Так, фактура камня или дерева в зависимости от задач автора и создаваемого художественного образа может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной.

Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — графическое начертание фирменного наименования в виде стилизованных букв и/или идеограммы.

Эмблема (англ. Emblem) происходит из греческого языка:emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи». Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д...

Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. 
Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство принадлежит сразу двум или нескольким объектам (выделение цветом, штриховкой или фактурой участков пересечения форм).