СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа Фольклорный ансамбль «Балаганчик» Срок реализации 3 года

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы в том и состоит, что основополагающую роль в художественно – эстетическом, творческом  и  патриотическом развитии подрастающего поколения  играет традиционное культурное наследие. На основе изучения   детского  народного фольклора  у детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к народной музыки, к песенному наследию предков,  к истории  русской земли.     Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т.к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно – эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа Фольклорный ансамбль «Балаганчик» Срок реализации 3 года»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования для детей

«Дом детского творчества»


Согласовано: Утверждено:

Метод объединением Директором МОУ ДОД ДДТ

МОУ ДОД ДДТ г. Байкальска

г. Байкальска __________ В.О. Войтюкова

протокол № _____ «____»________ 2009 г.

«____»________ 2009 г.





Дополнительная общеразвивающая программа

Фольклорный ансамбль «Балаганчик»

Срок реализации 3 года

Младший и средний школьный возраст.









Разработана педагогом

Дополнительного образования

Орловой Тамарой Геннадьевной











г. Байкальск









ВВЕДЕНИЕ

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Такую связь рождает знание фольклорного наследия своего народа. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа, его эстетика, быт, история и объективные законы природы. Жизнь человека развивается циклично – рождение, детство, отрочество, юность, свадьба, рождение ребёнка, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времён года и соответственно - сезонных сельскохозяйственных работах. Каждое значительное событие или новый цикл жизни человека и окружающей его природы вызывало необходимость действий, которое совершались в привычном вековом обычае и традиционном обрядовом порядке. Каждое обрядовое действие сопровождалось своим фольклорным произведением и являлось органической частью жизнедеятельности человека. Старые русские народные бытовые обряды были весьма разнообразными: календарные (аграрные, религиозные); семейные (родины - крестины, свадьба, рекрутчина, смерть); бытовые – случайные (строительство нового дома, рытьё колодца, эпидемия, засуха). Обряды могли исполняться индивидуально, отдельными представителями какой – то родственной, социальной, возрастной или профессиональной группы или коллективно. Индивидуальные обряды совершались чаще скрытно (гадание, заклинание) и не сопровождались песнями (исключение составляли только колыбельные), а групповые и коллективные обряды наоборот были переполнены ими. Народные фольклорные песни – это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителя к детям, из поколения в поколение, через целые столетия несут они народную любовь к своей земле, к родному краю, удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простату и задушевность. Часто песни сопровождали игрища и игры. Они до сих пор украшают многие старинные игры, способствуют быстрому запоминанию, придают ритмическую слаженность («Гори – гори ясно», «Каравай», «Пирог», «Кострома», «Две тетери»).

Назначение фольклора никогда не ограничивалось только обрядовой деятельностью. Он был исторической памятью народа. Время всегда оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях и фактах, в камнях и руинах, в сердцах и памяти народной. История отражается в жизни людей, в облике городов и сёл, в красках художника, в резцах скульптора, в рифмах поэтов, в слове писателя – она в песне народного творца, в летописи времени. В русских былинах народ сохранил вспоминание о времени Киевской Руси, о тверском восстании 1327 года, о движении Степана Разина, об Отечественной войне против Наполеона. Каждый, кто хочет знать будущее, понимать настоящее должен знать прошлое своего народа. Не случайно с древних времён наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения и главное – учили, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались, создавая культурное наследие, фольклорное богатство народа. Их смело можно рассматривать как средство эстетического воспитания чувства прекрасного, чувства формы, ритма, языка. В русском фольклоре отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Он пронизан стремлением к добру, миру, вдохновлён высокими прогрессивными идеями. Основная национальная русская идея – служение высокому и прекрасному во всех его проявлениях. Другая существенная глубинная идея русского национального сознания – идея семьи как частицы единого рода.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу образа жизни, мышления и поведения. Счастье заменяется суррогатами внешнего благополучия, зависимостью от одобряемых стандартных ценностей. Политические, социально – экономические проблемы, резкий отказ от старого незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и мнимые ценности, помогают осознать многие актуальные проблемы развития с совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. И почему народная мудрость жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богатству и власти. Знакомство и постижение окружающего мира, а также формирование опыта социальных навыков поведения ребёнка начинается с устного народного творчества, с народной сказки. Русские народные сказки всегда имеют нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость и тд. Слушая сказки, ребёнок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание сказочных уроков начиналось с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, а театрализация сказки помогает выразить своё отношение к добру и злу. Фольклорные сказки это особый пласт национальной культуры, который испокон веков имеет большое воспитательное и назидательное значение для подрастающего поколения. В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса. Народные песни, сказки, игры, обряды, праздники являются прекрасным материалом для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Развитие культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения.

Рабочая программа дополнительного образования «Фольклорный ансамбль « Балаганчик »» призвана решать поставленную проблему через изучение русского народного фольклора. Срок реализации разработки – 3 года, рассчитана на детей младших и средних классов. Объём часов в год составляет: 1 год обучения – 144 часа; 2 – 3 года обучения – 216 часов. В группе 1 года обучения занимаются 12человек, 2 года обучения 10 – 12 , 3 года обучения 8 – 10 человек. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа дающая возможность общего и личностного самовыражения воспитанников. Расписание строится из расчета 2 – 3 занятия в неделю согласно часовой нагрузке. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Так как данная разработка интегрирует несколько видов творческой деятельности (народная песня, танец, театр) то предусматривается наличие нескольких профильных педагогов. Педагоги, работающие в ансамбле, проводят набор детей, составляют расписание, реализуют разработку, организуют спектакли и концертные выступления.

Цель: - развитие творческой активности школьников в различных видах деятельности на основе изучения фольклорного материала. Основным средством достижения поставленной цели выступает театрализация народной сказки с элементами музыкального фольклора.

Задачи: - активизировать творческое мышление ребенка;

- развить интерес и любовь к творчеству своего народа;

- приобщить к ценностям народной культуры;

- привить бережное отношение к культурным традициям как своего,

так и других народов;

- дать знания о традициях и обычаях русского народа;

- развить нравственные и патриотические чувства;

- совершенствовать творческо-исполнительские навыки воспитанников;

- воспитать коллективное действие и взаимодействие;

- воспитать культуру поведения на сценической площадке;

- овладение ребёнком навыков импровизации в играх, песнях, танцах, театрализации сказок.

Актуальность данной разработки в том и состоит, что основополагающую роль в художественно – эстетическом, творческом и патриотическом развитии подрастающего поколения играет традиционное культурное наследие. На основе изучения детского народного фольклора у детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к народной музыки, к песенному наследию предков, к истории русской земли. Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т.к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно – эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления. Данная разработка позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия народного творчества, развить полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности.

Разработка составлена на основе интеграции таких видов народного творчества как народный (кукольный) театр, песня, танец, шумовые инструменты. Программная деятельность разработки направлена на театрализацию обрядовых праздников, постановку спектаклей с песенным, танцевальным и народно – шумовым сопровождением на основе русского фольклора.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНАТИЙ

Методологическими приёмами на занятиях являются: наглядный (наглядно – слуховой, наглядно – зрительный), словесный, практический и импровизационный. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую (словесную методику) с демонстрацией репродукций, посещением выставок, музеев, просмотром спектаклей, слушание музыки (наглядный метод), а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокальной работы, знакомство с народными танцами, занятий по сценической речи, репетиции спектакля (практический и импровизационный метод). Освоение детского песенного фольклорного материала формирует представление воспитанников о народном музыкально – поэтическом языке, его образно смысловом строе, естественность и органичность звуковой палитры народных попевок даёт возможность наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно – поэтических текстов развивает голос, повышают речевую, певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передавать и в конечном счёте освоит национальный характер самовыражения. Изучение народных сказок оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, помогая постичь знания о законах развития мира, о единстве человека и природы, о человеческой душе, о добре и зле. Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Основная задача при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание условий для развития. Игры позволяют помериться силами и умениями, удалью и скоростью, способствует самовыражению личности. Это касается самих занятий в целом и предлагаемых народных игр. Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни – игры, песни – хороводы, сценки, театрализации – сочетаются с элементами художественной деятельности. Чувства театра присуще самой природе детской психики и жизнедеятельности, оно кроется в «перевоплощении», эмоциональной и мышечной раскрепощенности, свободе самовыражения. Театрализованная деятельность, строящаяся на фольклорном материале, является средством активизации творческого мышления ребёнка, формирует и развивает исполнительско – творческие навыки.

Таким образом, на занятиях воспитанники приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр, музыкально – театрально – танцевально – образовательной деятельности.

Содержание занятий включает в себя:

- упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задание на развитие речевой, интонационной выразительности;

- упражнения на развитие выразительности мимики, жеста, пластики;

- театральные этюды;

- работа с куклой;

- чтение и прослушивание сказок;

- репетиция спектакля или обрядового действия;

- знакомство и изучение обрядов, обычаев и народных традиций;

- занятия по ритмическому движению;

- освоение элементов народной хореографии;

- танцевальные этюды;

- музыкально – игровые упражнения;

- слушание музыки;

- изучение песенного материала;

- пение различных упражнений, песенок – попевок;

- разучивание народных (обрядовых) песен;

- знакомство и освоение шумовых инструментов;

- соединение изучаемых танцевальных элементов с народными песнями, шумовыми инструментами и театральным действием.

Все формы занятий по данному предмету должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление самостоятельно сделать что – то новое, своё, лучшее. На занятии необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Во время занятий необходимо:

- дать возможность детям свободно высказываться о музыкальном, танцевальном и театральном фольклоре;

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- вводить элементы игры;

- поощрять желания детей проявлять инициативу, импровизировать, искать самостоятельные пути решения возникшей проблемы;

- при знакомстве детей с куклами используемых в спектакле, выделять время на то, чтобы они могли свободно поиграть (импровизировать) с ними;

- в заключение занятия различными способами вызывать у детей радость и позитивный настрой на следующее занятие.

ДИАГНОСТИКА

Для того чтобы влиять на развитие исполнительско – творческих способностей воспитанников, необходимо прослеживать рост этих способностей. Для этого необходима диагностика, которая фиксируется по результативной деятельности:

-постановка спектакля с элементами фольклора;

- театрализация фольклорных обрядов и традиционных народных праздников;

- проведение концертов.

Диагностика проводится 2 – 3 раза в год (октябрь, январь, май).


Для раскрытия творческих способностей детей и реализации программных целей и задач необходимо:

-помещение для репетиции и представление сценического фольклорного материала, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям;

- ширма, набор театральных кукол;

- костюмы и декорации;

- магнитофон, кассеты, диски, проигрыватель;

- музыкальные инструменты (баян, шумовые и ударные инструменты – ложки, трещотки, погремушка, бубен, треугольник, свистульки, колокольчик).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 года обучения

За период первого года обучения дети должны знать несколько народных игр, песен, поговорок, пословиц, потешек.

Получить общие основы знаний о народной культуре и фольклоре.

Получить общие знания о народном, кукольном театре, об основных праздниках народного календаря.

Дети должны освоить компоненты составляющие процесс сценического общения: жест, мимика, слово и интонационная выразительность.

Познакомиться с основами композиционного построения народных сказок.

Уметь выразительно петь простейшие песенки.

Уметь выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты.

Уметь рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиции народного календаря.

В течение года должен обогатиться и активизироваться словарный запас детей. Освоить диалогическую и монологическую речь.

К концу года у детей должен развиться устойчивый интерес и положительная мотивация к изучению русского фольклора через театрально – игровую деятельность.

Усовершенствоваться технику кукловождения, а также исполнительское умение детей в создании художественного образа.

Ребёнок должен научиться оценивать свои и чужие поступки, а также поступки персонажей спектакля.

К концу года у ребёнка должно сформироваться представление о честности, справедливости, добре. А также развиться стремление быть отзывчивым и проявлять внимание к друзьям. Должно сложиться отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2 года обучения.

За второй год обучения у детей должно расшириться знания о русском народном фольклорном творчестве.

Знать этические нормы поведения в коллективе.

Знать основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки – прибаутки, небылицы, скороговорки.

Уметь исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты мелодии (импровизация) .

Знать основные элементы народного танца (хоровод).

Уметь выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски.

Ребёнок должен знать основы сценического движения, актёрского мастерства.

Должен быть заметен рост развития творческих способностей ребёнка, развить потребность в творческой самостоятельности при создании художественного образа.

В течение года техника речи должна развиваться особенно выразительное декламирование.

Уметь играть на простейших народных инструментах.

К концу года ребёнок должен уметь анализировать содержание народного текста и характер героя, рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.

Уметь сочинять сказки, рифмовать слова.

В течении год должен постоянно поддерживаться и развиваться интерес к дальнейшему изучению русского фольклора, бережное отношение к русскому культурному народному наследию.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 года обучения

К концу 3 года обучения ребёнок должен уметь исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующими движениями.

В случай необходимость должен владеть простейшим инструментально – шумовым сопровождением.

Усовершенствовать навыки актёрского мастерства.

Самостоятельно подбирать необходимые актёрские выразительные средства при создании сценического образа.

Самостоятельно подбирать и применять пословицы, поговорки, считалки, загадки, прибаутки.

Уметь сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам.

Освоить технику кукловождения.

Освоить композиционное построение сказок путём сочинения своих.

Знать народные календарно – обрядовые праздники.

Знать и владеть нравственно – этическими нормами.

Уметь моделировать ситуацию и не бояться эспериментировать на сценической площадке.

Быть социально – адаптированной личностью.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Цель - адаптация детей к новым условиям, формирование творческой активности воспитанников в исполнительской деятельности на основе знакомства с фольклорным материалом.

Задачи – дать детям начальное представление о фольклоре как источники народной мудрости.

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

- познакомить детей с устным и музыкальным народным творчеством.

- познакомить детей с основными календарно – обрядовыми действиями русского народа.

- на фольклорной основе развивать творческие навыки и умения каждого ученика.

- создание и укрепление коллектива.

На первом году формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мере игр, песен, сказок, загадок. При этом каждый ребёнок не теряя свой индивидуальности, учится действовать соответственно коллективным правилам. В детях закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительско – творческие навыки. Занятия начинаются с изучения народных примет, с народной характеристики каждого месяца, с разучивания песенок – игр, пословиц, поговорок, небольших хороводов, с изучения народных сказок. Воспитанники знакомятся с основами актёрского мастерства, сценической речи, народными песенными и танцевальными основами. Для выработки хорошей речевой, вокальной и интонационной выразительности, дети осваивают тренинг по речи и упражнения по дыханию. Освоение фольклорного материала происходит на основе театрализованного действия, а именно над сценической постановкой русской народной сказки. Для этого подбирается народная сказка, которая соответствует данной возрастной категории детей. При постановки спектакля используется как групповая форма работы, так и индивидуальная. Работа с куклой играет немаловажную роль, а для этого необходим пальчиковый тренинг. В спектакль вводятся разнообразные игровые моменты, песенные и танцевальные эпизоды, основанные на русском фольклоре. Происходит знакомство с основными календарно – обрядовыми действиями русского народа.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель - активизация творческого потенциала воспитанников в исполнительской деятельности на основе изучения фольклорного материала.

Задачи – развивать в детях бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов.

- дать знания о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.

- об основных календарных осенних, зимних и весенних праздниках

- научить детей самостоятельно подбирать и исполнять народные фольклорные номера.

- научить детей самостоятельно подбирать актёрские выразительные средства для создания сценического образа.

- научит играть на простейших инструментах.

- научить основам народного танца.

-воспитывать чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину.

На втором году обучения происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Выявляются самые общие признаки песенных вариантов. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий в процессе работы над сценическим воплощением народных сказок и театрализации, народных календарно - обрядовых праздников. Продолжается работа над постановкой дыхания, над выразительностью речевой и певческой исполнительской техникой в тренингах и игровых упражнениях. Усовершенствуется элементы танцевальных пластических движений. Работа направлена на развитие эмоционально – чувственной сферы, на художественно – образное и ассоциативное мышление ребёнка его фантазию. Воспитанники продолжаю осваивать технику кукловождения и актёрское мастерство, формировать и развивать исполнительско – творческие навыки и умения на основе фольклорного материала, который должен быть доступен для освоения в детском возрасте. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.



ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель – развитие потребностей и способностей ребёнка к творческому самовыражению на основе изучения фольклорного материала.


Задачи – научит детей простейшим инструментально – шумовым сопровождениям.

- развить в детях стремление самостоятельно подбирать актёрские выразительные средства, игровые и хороводные движения, элементы пляски для создания сценического образа.

- повысить технику кукловождения.

- закрепить знания пройденного фольклорного материала.

- развить патриотические чувства воспитанников.

- научить детей взаимовыручке, чувству товарищества, сопереживанию при работе в коллективе.


На занятиях третьего года особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, танца и инструментально – шумовой музыки, находящему свое отражение в эмоционально – чувственном строе осваиваемого материала. Продолжается работа над выразительным, чётким, эмоциональным произнесением и пропеванием народно – поэтических текстов. Повышается речевая и певческая культура, формируется культура чувств. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности детей. Большое внимание уделяется самостоятельности в исполнительско – творческой деятельности воспитанников.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 года обучения


№ пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

1.1.

1.2.

1.3.

Народный календарь.

Введение: Русская культура как часть мировой культуры.

Знакомство с календарными праздниками и обрядами.

Подготовка и проведение Рождества, Пасхи.

30 ч.

2

2.1.


2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Постановка народной сказки

Русская народная сказка – одно из самых древних явлений.

Выбор сказки. Застольный период работы.

Практическая работа на площадке.

Подготовка к публичному выступлению.

Показ.

80 ч.

3

3.1.


3.2.

3.3.

Музыкально – песенный фольклор.

Знакомство с ударно – шумовыми музыкальными инструментами.

Вокально – хоровое народное пение.

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

30 ч.

4

4.1.

4.2.

Народная хореография.

Основные положения рук, ног. Русский поклон. Виды шагов. Приветствие гостей хлебом – солью.

Фигуры хоровода. Соединение с плясовыми песнями.



ИТОГО:

4 ч.






144ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 года обучения


№ пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

1.1.

1.2.

Народный календарь.

Народные календарные праздники и обряды.

Подготовка и проведение фольклорного осеннего праздника Осенины.

40 ч.

2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Постановка народной сказки.

Выбор пьесы. Застольный период работы.

Практическая работа на площадке.

Работа с куклой. Техника кукловождения.

Репетиция спектакля.

Показ.

132 ч.

3

3.1.

3.2.

3.3.

Музыкально – песенный фольклор.

Работа на ударно – шумовых инструментах.

Вокально – хоровое народное пение.

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров.

36 ч.

4

4.1.

4.2.

Народная хореография.

Хороводы.

Плясовые.


ИТОГО:

8 ч.




216 ч.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 года обучения


№ пп

Наименование разделов и тем.

Всего часов.

1

1.1.

1.2.

Народный календарь.

Народные календарные праздники и обряды.

Подготовка и проведение фольклорного весеннего праздника «Весняночки»

40 ч.

2


2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Постановка кукольного спектакля с элементами фольклора.

Выбор пьесы. Застольная репетиция.

Практическая работа на площадке.

Работа с куклой. Техника кукловождения.

Репетиция спектакля.

Показ.

132 ч.

3

3.1.

3.2.

3.3.

Музыкально – песенный фольклор.

Ударно – шумовое сопровождение.

Вокально – хоровое народное пение.

Индивидуальная работа по вокалу.

36 ч.

4

4.1.

4.2.

Народная хореография.

Соединение отдельных элементов-движений в танцевальную композицию.

Соединение танца с пением. Развитие танцевальной координации.



ИТОГО:

8 ч.






216 ч.

четвёртый год обучения.

Цель – активизация творческого самовыражения воспитанников на основе народного театра и устного народного творчества.

Задачи

Образовательные - расширение знания в области литературы и театрального искусства.

- знакомство с театральной терминологией;

- освоение этапов подготовки и организации театрального спектакля;

Развивающие - овладение техникой сценической речи;

- развитие основ сценического движения и актерского мастерства, техники кукловождени.

- дать общие навыки изготовления кукол различных типов, первичные навыки оформления ширмы, сценического пространства и зрительного зала, развить навыки ручного труда.

- развивать стремление и умение анализировать, и оценивать литературные и жизненные события, а так же принимать правильное, адекватное решение в трудных ситуациях;

- развивать инициативу в отборе средств актёрской выразительности при создании сценического образа;

Воспитательные - закрепить этические нормы поведения в театральном коллективе;

- воспитание готовности к сотворчеству, отзывчивости, стремлению помочь.


На занятиях четвёртого года особое внимание органичному единству слова, напева, танца, находящему свое отражение в эмоционально – чувственном строе осваиваемого материала. Продолжается работа над выразительным, чётким, эмоциональным произнесением народно – поэтических текстов. Повышается речевая культура и техника кукловождения, продолжается формирование культуры чувств. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности детей. Большое внимание уделяется самостоятельности в исполнительской творческой деятельности воспитанников.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4 года обучения

К концу 4 года обучения ребёнок должен знать этапы построения спектакля.

Расширить представление о театральном искусстве и театральной терминологию.

Знать значение музыке в спектакле.

Усовершенствовать навыки актёрского мастерства.

Повысить технику кукловождения.

Знать технику изготовления куклу любой системы

Самостоятельно подбирать необходимые актёрские выразительные средства при создании сценического образа.

Знать и владеть нравственно – этическими нормами.

Уметь моделировать ситуацию и не бояться эспериментировать на сценической площадке.

Уметь анализировать поступки и оценивать поступки героев, а так же литературные и жизненные события, принимать правильное, адекватное решение в трудных ситуациях;

Быть социально – адаптированной личностью.


Календарно – учебно – тематический план 4 года обучения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1 Раздел: Введение. Настольный театр. Т.1.1.Правила поведения в коллективе. Техника безопасности. Значение настольного театра

Т. 1.2. Особенности простых видов кукольного театра.


2 Раздел: Народный театр. Театральная кукла.

Т.2.1. Скоморохи. Театр Петрушки.

Т. 2.2. Техника кукловождения гапитной и перчаточной куклой.

3 Раздел: Работа с пьесой.

Т. 3.1. Требования к пьесе кукольного театра. Чтение. Выбор пьесы. Определение темы.

Т. 3.2. Застольная репетиция. Беседа по содержанию.

Т. 3.3. Распределение ролей. Проба. Отбор кукол.


4 Раздел: Работа на площадке.

Т.4.1. Этюды на события происходящие в пьесе.

Т.4.2. Упражнения и этюды по актёрскому мастерству.


5 Раздел: Постановка спектакля.

Т. 5.1. Мизансценирование 1 части спектакля. Образ. Речь. Техника кукловождения.

Т. 5.2. Мизансценирование 2 части спектакля Образ. Речь. Техника кукловождения.


6 Раздел: декорация и художественное

оформление.

Т.6.1. Значение художественного оформления в кукольном спектакле Разработка изобразительного решения спектакля.

Т. 6.2. Изготовление реквизита и элементов декорации.


7 Раздел: Музыкальное оформление.

Т.7.1. Значение музыки в кукольном спектакле. Прослушивание музыки к сказкам.

Т. 7.2 Музыкально – шумовая партитура. Запись фонограммы.


8 Раздел: Репетиция.

Т. 8.1. Репетиция с фонограммой в выгородках.

Т. 8.2. сводные репетиции. Отработка переходов и перестановок.

Т. 8.3. Репетиция. Художественная целостность спектакля.


3 ч.


3 ч.



3 ч.

3 ч.




3 ч.


9 ч.

3 ч.



9 ч.

9 ч.



3ч.


3 ч.





3 ч.

3 ч.



6 ч.


3ч.



3ч.

12 ч.


12 ч.




Наименование разделов и тем

Кол-во часов

9 Раздел: Спектакль.

Т. 9.1. Черновой и генеральный прогон.

Т.9.2. Премьера – публичное выступление.


10 раздел: Сказка.

Т. 10.1. Классификация и композиционный каркас сказки.

Способы сочинение сказок.

Т. 10.2. «Мы сказку сами сочиняем и к слову рифму подбираем».


11 Раздел: Работа с пьесой.

Т.11.1. Выбор пьесы. Чтение. Определение темы.

Т. 11.2. Застольная репетиция. Беседа по содержанию.

Т.11.3. Распределение ролей. Проба. Отбор кукол.


12 Раздел: Работа на площадке.

Т.12.1. Этюды на события происходящие в пьесе.

Т.12.3. Упражнения и этюды по актерскому мастерству.


13 Раздел: Постановка спектакля.

Т. 13.1. Мизансценирование 1 части спектакля. Образ. Речь. Техника кукловождения.

Т. 13.2. Мизансценирование 2 части спектакля. Образ. Речь, Техника кукловождения.


14 раздел: Художественное оформление

спектакля.

Т. 14.1. Разработка изобразительного решения спектакля.

Т. 14.2. Изготовление реквизита и элементов декорации.


15 Раздел: Музыкально оформление.

Т. 15.1 Значение музыки в спектакле. Прослушивание музыки к сказкам.

Т.15.2. Музыкально – шумовая партитура.


16 Раздел: Репетиция.

Т. 16.1. Репетиция с фонограммой.

Т.16.2. Сводная репетиция. Отработка переходов и перестановок.

Т. 16.3. Работа над трудными отрывками и номерами.

Т. 16.4. Репетиция. Художественная целостность спектакля.



3 ч.

3 ч.



3 ч.


6 ч.




3 ч.

3 ч.

3 ч.



6 ч.

6 ч.




12 ч.


12 ч.



3 ч.

3 ч.




3 ч.

3 ч.



12 ч.


12 ч.

6 ч.

15 ч.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

17 Раздел: Спектакль.

Т. 17.1. Черновой и генеральный прогон.

Т.17.2. Премьера – публичное выступление.



Итого:


3 ч.

3 ч.



216 ч.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Круглов Ю.Г. «Русские обрядовые песни» М. Высшая школа 1982 г.

  2. Костамаров Н.И. «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа» М. Экономика 1993 г.

  3. Забылин М. «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» М. АВТОР 1992 г.

  4. Чисто К. и Чистова Б. «Русская народная поэзия» Ленинград Художественная литература 1984 г.

  5. Ворошилова О.В. «Русские фольклорные традиции» Волгоград Учитель 2006 г.

  6. Соколова Г.Т. «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль Академия развития 2001 г.

  7. Ткаченко Т. «Народный танец» М. Искусство 1967 г.

  8. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры» М. детская литература 1990



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел 1. Народный календарь.

Тема 1.1. Введение: русская культура как часть мировой культуры. Взаимосвязь русского народа и русской культуры с народами всего мира. Народное искусство и его особенности.

Тема 1.2. Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Какие обрядовые праздники называются календарными. Отличительные черты календарных от других обрядовых праздников. Приметы цикличности природы (осени, зимы, весны, лета) и её влияние на жизнь человека. Природные особенности каждого месяца, их влияние на жизнедеятельность человека. Происхождение праздников. Подобрать пословицы, поговорки, загадки, считалки, песенки – игры к каждому месяцу, которые могли бы его охарактеризовать. Летосчисление нашей эры начинается с Рождества Христова. Вопросы детям: Что это за событие? В каком месяце произошло это событие? Приметы января? Рождественский пост, ёлка, Вифлеемская звезда. Рождественские праздники: колядки, ряженые, песнопения, игры, вертеп, уличные гуляния.

Тема 1.3. Подготовка и проведение Рождества, Пасхи. а)Знакомство с библейским сюжетом о рождении Иисуса. История возникновения вертепа. Чтение сценария на данную тему, обсуждение, распределение ролей. Практическая работа на площадке над рождественским представлением. Техника кукловождения. Актерское мастерство, работа над речью (интонационная выразительность, образность, мелодичность). Генеральный прогон. Показ. б) Знакомство с библейским сюжетом Пасхи. Традиционный обычай подготовки к празднику: пост, окрашивание яиц, выпекание кулича, приготовление творожной пасхи. Праздничные гуляния, поздравления, народные игры, представления. Чтение сценария на данную тему, обсуждение, распределение ролей. Практическая работа на площадке. Актёрское мастерство, работа над речью (интонационная выразительность, образность, мелодичность). Генеральный прогон. Показ.



Раздел 2. Постановка народной сказки.

Тема 2.1. Русская народная сказка – одна из самых древних явлений.Значение народных сказок в жизни человека. Разновидности русских сказок. Композиционное построение и сказочные формулы (сравнение, эпитеты, синонимы, загадки, поговорки, пословицы, значение числа три).

Тема 2.2. Выбор сказки. Застольный период работы. Чтение сказки и её обсуждение. Вопросы детям: Что происходит? В чём состоит проблема? Как она решается? Расстановка сил? Распределение ролей. Характеристика героев. Выстраивание событийного ряда. Событие – это то, что происходит, происходило или произойдет. Событие определяется глаголом. Работа над речью, поиск интонационной характеристики героев.

Тема 2.3. Практическая работа на площадке. Этюды на события, происходящие в сказке. Упражнения по актёрскому мастерству. Репетиция на площадке. Техника кукловождения, поиск выразительности куклы. Работа над образом (речь, пластика). Закрепление мизансцен.

Тема 2.4. Подготовка к публичному выступлению. Репетиция с музыкой. Сведение в единое целое всех сцен и концертных номеров. Репетиция на площадке с декорацией, реквизитом и музыкально – шумовой партитуры. Отработка переходов и перестановок. Черновой и генеральный прогон.

Тема 2.5. Показ. Подготовка сценической площадки к спектаклю. Подготовка детей: переодевание, гримирование. Публичное выступление. Обсуждение выступления, настрой коллектива на позитивный лад для дальнейшей работы.

Раздел 3 Музыкально – песенный фольклор.

Тема 3.1. Знакомство с ударно – шумовыми музыкальными инструментами.Разновидности ударно – шумовых инструментов. Значение темпо – ритма для народных ударно – шумовых инструментов. Практическая работа на инструментах. Соединение пения с работой на ударно – шумовых инструментах.

Тема 3.2. Вокально-хоровое народное пение. Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением. Малообъёмные песни: песни – игры, веснянки, потешки – в 1 – 2 звука. Знакомство с вокально-хоровыми приёмами пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование звука открытого, лёгкого, звонкого. Пение в унисон: а) умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качество звучания; б) формирование осознанной пульсации в песне; в) работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведения. Изучение песенного материала: частушки, лирические, плясовые.

Тема 3.3. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистами.Развитие голосовых данных: распевки, умение владеть голосовым аппаратом. Работа над эмоционально – выразительным исполнением песенных номеров.


Раздел 4 Народная хореография.

Тема 4.1. Основные положения рук, ног. Русский поклон. Виды шагов. Приветствие гостей хлебом – солью.Освоение движений. Основные положения рук: подбоченившись, калачиком, полочкой. Основные положения ног: третья, шестая позиции. Виды шагов: простой с притопом, с проскальзыванием каблука, притопы на сильные и слабые доли, шаг с носка, шаг с каблука, шаркающий. Русский поклон: поясной, грудной. Отработка и закреплении на приветствии гостей хлебом – солью.

Тема 4.2. Фигуры хоровода. Соединение с плясовыми песнями. Фигуры в хороводе: круг, круг в круге, стенка, вынос каблука с «фасоном». Соединение рук в хороводе. Соединение изучаемых элементов с хороводными песнями.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Народный календарь

Тема 1.1. Народные календарные праздники и обряды. Мир фольклора – мир народной мудрости. Природная цикличность года и её влияние на жизнь, и трудовую деятельность человека. Русские традиционные календарные обряды возникли на почве земледельческого быта. Они делили год на определённые отрезки времени и отмечали переход от одного периода к другому. а) «Осень – перемен восемь». Наблюдения за природными и погодными особенностями осенних месяцев: сентябрь – румянец осень; октябрь – листопад, грязник; ноябрь – листогной, ворота зимы осенние приметы. Приметы осенних месяцев. Загадки, пословицы, поговорки, игры. Сказки, где отражена осень. б) «Здравствую, гостья Зима». Наблюдения за природными и погодными особенностями зимних месяцев: декабрь – стужайло, хмурень, шапка зимы; январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме – серёдка; февраль – лютый, снежень. Приметы зимы, зимние заклички. Загадки. Пословицы, поговорки, игры. Зимние народные сказки. в) «Весна – красна нам добра принесла». Наблюдения за погодными и природными особенностями весенних месяцев: март – протальник, предвесенье; апрель – снегогон, водолей, первоцвет; май – травень, цветень. Приметы весенних месяцев. Пословицы, поговорки, заклички. Песни, игры. Докучная сказка.

Тема 1.2. Подготовка и проведение осеннего праздника Осенины. Знакомство с обрядовыми традициями русского народа при проведении праздника. Обряд Осенины проводился по окончанию жатвы, убрав последнюю копну с поля, дети собирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Они пели осенние песенки, желая хозяевам добра и сытости, призывая осень с её щедрыми богатыми дарами. Последний снятый с нивы сноп наряжали в сарафан, украшали лентами и бусами, а вокруг него водили хоровод, пели песни, говорили заклички, прославляя землю - матушку и хлеб – батюшку. В конце прощались «…до нового лета, до нового хлеба». Песенки – осенинки. Чтение сценария, обсуждение, распределение ролей. Репетиция на площадке. Работа над ролями; песни, хороводы, пляски, заклички. Подготовка бутафории и реквизита, декорации: листья, колоски, снопы, серпы, костюмы. Сводные репетиции, прогоны. Показ.



Раздел 2. Постановка народной сказки.

Тема 2.1. Выбор пьесы. Застольный период работы. Чтение сказки. Беседа по сказке. Вопросы детям: Что происходит? О чём данная сказка? Сколько героев? Расстановка сил? Чем заканчивается? Какие у героев характеры? Определение событийного ряда. Распределение ролей. Поиск интонационной выразительности. Задание нарисовать рисунок на тему: «Как я вижу сказку».

Тема 2.2. Практическая работа на площадке.Этюды на события, происходящие в сказке. Репетиция сказки по частям. Актёрское мастерство и образ, сценическая речь и интонационная выразительность. Поиск пространственного положения артиста на сцене. Разбивка картин по форме работы: куклами или в «живую».

Тема 2.3. Работа с куклой. Техника кукловождения. Тренинг по техники кукловождения. Поиск выразительности куклы. Работа с куклой на ширме.

Тема 2.4. Репетиция спектакля. Работа на сцене по задачам. Мизансценирование. Репетиция на площадке с декорацией, музыкой. Работа над художественными номерами. Темпо – ритм сценического действия. Репетиция перестановок и переходов. Черновой и генеральный прогон.

Тема 2.5. Показ.Подготовка сцены к спектаклю. Разминка артистов перед выступлением. Переодевание, гримирование. Показ. Обсуждение. Настрой коллектива на позитивный лад для дальнейшей работы.



Раздел 3. Музыкально – песенный фольклор.

Тема 3.1. Работа на ударно – шумовых инструментах.Практическая работа на ударных и шумовых инструментах для приобретения навыков владения ими. Песенное сопровождение.

Тема 3.2. Вокально-хоровое народное пение.Изучение песенного материала. Песни обрядовые, частушки, хороводные, плясовые, протяжные. Расширение диапазона песенного материала, попевочного букваря. Пение без сопровождения инструмента. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка.

Тема 3.4. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовке сольных номеров.Развитие голосовых данных: распевки соответствующие голосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом. Работа над эмоциональным исполнением номеров, работа над артикуляцией, дыханием, ритмом. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.



Раздел 4 Народная хореография.

Тема 4.1.Хороводы.Фигуры в хороводе: восьмёрка, колонна, два круга рядом, змейка. Работа с платочком в русском танце. Плавный перевод рук из подготовительного во все основные положения. Усложнение упражнений с некоторым ускорением исполнения отдельных движений, фигур хоровода.

Тема 4.2. Плясовые.Соединение рук в парах для участия в пляске. Плясовые движения – полуприсядка, хлопушка, дробовая дорожка, переменный шаг. Исполнение движений в разном темпе: среднем, с переходом на быстрый. Приглашение к танцу. Выход – движение, окрашенное яркой индивидуальностью исполнителя, как зачин, зазыв на пляску. Отработка отдельных элементов. Плясовой этюд.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Народный календарь.

Тема 1.1. Народные календарные праздники и обряды.Основные народные календарные праздники. Признаки осени. Осенние трудовые праздники. Семейные бытовые праздники – свадьбы. Свадебные игры с куклами, пословицы, поговорки, игры, песни, заклички. Осенние посиделки. Признаки зимы. Зимние праздники: Святки, Рождество, Христославы. Шутки – прибаутки, загадки, песни – игры, заклички, народные игры. Масленицей зиму провожают, а весну встречают. Признаки весны. Народная мудрость о весне, о труде. Весенние праздники: Вербное воскресенье, Пасха, Закликание весны – Весняночки.



Тема 1.2. Подготовка и проведение фольклорного праздника Весняночки.Знакомство с обрядовыми традициями русского народа при проведении праздника. Долго длится зимняя пора в России, надоело людям слушать завывания вьюг и метелей, все мечтают о тёплой весне, которая прогонит, лютую стужу. Наступает весна, но так робко и неуверенно, что очень хочется её приблизить. И вот чтобы помочь быстрому приходу весны, молодые люди придумали обряд – закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, её посвящали хороводные гуляния, призывая её поскорее растопить зимний снег. Хозяйки пекли хлеб из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики, и затем каждый день выбрасывали по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья и убраться восвояси. Люди пели песенки – заклички призывая жаворонков, заклички для весны. Чтение сценария, обсуждение, распределение ролей. Репетиция на площадке. Работа над ролями; песни, хороводы, пляски, заклички. Подготовка бутафории и реквизита, декорации: листья, колоски, снопы, серпы, костюмы. Сводные репетиции, прогоны. Показ.



Раздел 2. Постановка кукольного спектакля с элементами фольклора.

Тема 2.1. Выбор пьесы. Застольная репетиция.Чтение сказок. Выбор пьесы – чтобы всем нравилась, была яркой, зрелищной. Обсуждение выбранной пьесы: определение темы – о чём пьеса? Что происходит? Какие герои представлены? Чего они хотят? Как этого добиваются? Расстановка сил? Распределение ролей. Характеристика героев. Определение событийного ряда.

Тема 2.2. Практическая работа на площадке.Этюды на события, происходящие в сказке. Репетиция сказки по частям. Актёрское мастерство и образ, сценическая речь и интонационная выразительность. Поиск пространственного положения артиста на сцене. Разбивка картин по форме работы: куклами или в «живую».

Тема 2.3. Работа с куклой. Техника кукловождения.Тренинг по техники кукловождения. Поиск выразительности куклы. Работа с куклой на ширме.

Тема 2.4. Репетиция спектакля. Работа на сцене по задачам. Мизансценирование. Репетиция на площадке с декорацией, музыкой. Работа над художественными номерами. Темпо – ритм сценического действия. Репетиция перестановок и переходов. Черновой и генеральный прогон.

Тема 2.5. Показ.Подготовка сцены к спектаклю. Разминка артистов перед выступлением. Переодевание, гримирование. Показ. Обсуждение. Настрой коллектива на позитивный лад для дальнейшей работы.



Раздел 3. Музыкально – песенный фольклор.

Тема 3.1. Ударно – шумовое сопровождение.Работа над техникой владения шумовыми музыкальными инструментами. Темпо – ритм. Самостоятельное ударно – шумовое сопровождение песенно-танцевальных номеров.

Тема 3.2. Вокально-хоровое народное пение. Дальнейшее знакомство с частушками, обрядовыми песнями, с песнями хороводными, плясовыми, лирическими, протяжными, трудовыми. Тренировочные упражнения и распевки в пределах октавы. Расширение певческих навыков. Развитие профессиональных навыков пение в хоре, в ансамбле.

Тема 3.3. Индивидуальная работа по вокалу.Развитие индивидуальных голосовых данных. Песня и эмоциональность исполнителя. Дальнейшая работа над голосовым аппаратом, артикуляцией, дыханием. Расширение исполнительского репертуара.

Раздел 4. Народная хореография

Тема 4.1. Соединение отдельных элементов-движений в танцевальную композицию.

Работа над техникой исполнения отдельных танцевальных элементов-движений: верёвочка, моталочка, ковырялочка, дроби, дробный шаг Фигуры плясок: « звёздочка», «карусель», «качели». Выход, проходка – индивидуальное движение- импровизация в различных народных танцах. Составление танцевальных композиций на основе изученных танцевальных элементов.


Тема 4.2. Соединение танца с песней. Развитие танцевальной координации.

Практическая работа над соединением танца с песней. Согласование движений рук, ног, головы (координация) в пляске. Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основываясь на своей рабочей педагогической рабочей разработке «Фольклорный ансамбль «Балаганчик»» предлагаю данный учебно – тематический план на четвёртый год обучения.

Цель – активизация творческого самовыражения воспитанников на основе народного театра и устного народного творчества.

Задачи

Образовательные - расширение знания в области литературы и театрального искусства.

- знакомство с театральной терминологией;

- освоение этапов подготовки и организации театрального спектакля;

Развивающие - овладение техникой сценической речи;

- развитие основ сценического движения и актерского мастерства, техники кукловождени.

- дать общие навыки изготовления кукол различных типов, первичные навыки оформления ширмы, сценического пространства и зрительного зала, развить навыки ручного труда.

- развивать стремление и умение анализировать, и оценивать литературные и жизненные события, а так же принимать правильное, адекватное решение в трудных ситуациях;

- развивать инициативу в отборе средств актёрской выразительности при создании сценического образа;

Воспитательные - закрепить этические нормы поведения в театральном коллективе;

- воспитание готовности к сотворчеству, отзывчивости, стремлению помочь.

На занятиях четвёртого года особое внимание органичному единству слова, напева, танца, находящему свое отражение в эмоционально – чувственном строе осваиваемого материала. Продолжается работа над выразительным, чётким, эмоциональным произнесением народно – поэтических текстов. Повышается речевая культура и техника кукловождения, продолжается формирование культуры чувств. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности детей. Большое внимание уделяется самостоятельности в исполнительской творческой деятельности воспитанников.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4 года обучения

К концу 4 года обучения ребёнок должен знать этапы построения спектакля.

Расширить представление о театральном искусстве и театральной терминологиию

Знать значение музыке в спектакле.

Усовершенствовать навыки актёрского мастерства.

Повысить технику кукловождения.

Знать технику изготовления куклу любой системы

Самостоятельно подбирать необходимые актёрские выразительные средства при создании сценического образа.

Знать и владеть нравственно – этическими нормами.

Уметь моделировать ситуацию и не бояться эспериментировать на сценической площадке.

Уметь анализировать поступки и оценивать поступки героев, а так же литературные и жизненные события, принимать правильное, адекватное решение в трудных ситуациях;

Быть социально – адаптированной личностью.

Календарно – учебно – тематический план 4 года обучения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1 Раздел: Введение. Настольный театр. Т.1.1.Правила поведения в коллективе. Техника безопасности. Значение настольного театра

Т. 1.2. Особенности простых видов кукольного театра.


2 Раздел: Народный театр. Театральная кукла.

Т.2.1. Скоморохи. Театр Петрушки.

Т. 2.2. Техника кукловождения гапитной и перчаточной куклой.

3 Раздел: Работа с пьесой.

Т. 3.1. Требования к пьесе кукольного театра. Чтение. Выбор пьесы. Определение темы.

Т. 3.2. Застольная репетиция. Беседа по содержанию.

Т. 3.3. Распределение ролей. Проба. Отбор кукол.


4 Раздел: Работа на площадке.

Т.4.1. Этюды на события происходящие в пьесе.

Т.4.2. Упражнения и этюды по актёрскому мастерству.


5 Раздел: Постановка спектакля.

Т. 5.1. Мизансценирование 1 части спектакля. Образ. Речь. Техника кукловождения.

Т. 5.2. Мизансценирование 2 части спектакля Образ. Речь. Техника кукловождения.


6 Раздел: декорация и художественное

оформление.

Т.6.1. Значение художественного оформления в кукольном спектакле Разработка изобразительного решения спектакля.

Т. 6.2. Изготовление реквизита и элементов декорации.


7 Раздел: Музыкальное оформление.

Т.7.1. Значение музыки в кукольном спектакле. Прослушивание музыки к сказкам.

Т. 7.2 Музыкально – шумовая партитура. Запись фонограммы.


8 Раздел: Репетиция.

Т. 8.1. Репетиция с фонограммой в выгородках.

Т. 8.2. сводные репетиции. Отработка переходов и перестановок.

Т. 8.3. Репетиция. Художественная целостность спектакля.


3 ч.


3 ч.



3 ч.

3 ч.



3 ч.


9 ч.

3 ч.



9 ч.

9 ч.



3ч.


3 ч.





3 ч.

3 ч.



6 ч.


3ч.



3ч.

12 ч.


12 ч.



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

9 Раздел: Спектакль.

Т. 9.1. Черновой и генеральный прогон.

Т.9.2. Премьера – публичное выступление.


10 раздел: Сказка.

Т. 10.1. Классификация и композиционный каркас сказки.

Способы сочинение сказок.

Т. 10.2. «Мы сказку сами сочиняем и к слову рифму подбираем».


11 Раздел: Работа с пьесой.

Т.11.1. Выбор пьесы. Чтение. Определение темы.

Т. 11.2. Застольная репетиция. Беседа по содержанию.

Т.11.3. Распределение ролей. Проба. Отбор кукол.


12 Раздел: Работа на площадке.

Т.12.1. Этюды на события происходящие в пьесе.

Т.12.3. Упражнения и этюды по актерскому мастерству.


13 Раздел: Постановка спектакля.

Т. 13.1. Мизансценирование 1 части спектакля. Образ. Речь. Техника кукловождения.

Т. 13.2. Мизансценирование 2 части спектакля. Образ. Речь, Техника кукловождения.


14 раздел: Художественное оформление

спектакля.

Т. 14.1. Разработка изобразительного решения спектакля.

Т. 14.2. Изготовление реквизита и элементов декорации.


15 Раздел: Музыкально оформление.

Т. 15.1 Значение музыки в спектакле. Прослушивание музыки к сказкам.

Т.15.2. Музыкально – шумовая партитура.


16 Раздел: Репетиция.

Т. 16.1. Репетиция с фонограммой.

Т.16.2. Сводная репетиция. Отработка переходов и перестановок.

Т. 16.3. Работа над трудными отрывками и номерами.

Т. 16.4. Репетиция. Художественная целостность спектакля.



3 ч.

3 ч.



3 ч.


6 ч.




3 ч.

3 ч.

3 ч.



6 ч.

6 ч.




12 ч.


12 ч.



3 ч.

3 ч.




3 ч.

3 ч.



12 ч.


12 ч.

6 ч.

15 ч.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

17 Раздел: Спектакль.

Т. 17.1. Черновой и генеральный прогон.

Т.17.2. Премьера – публичное выступление.



Итого:


3 ч.

3 ч.



216 ч.



РЕПЕРТУАР НАРОДНЫХ СКАЗОК

  1. «Каша из топора».

  2. «Репка».

  3. «По щучьему веленью».

  4. «Зайкина избушка».

  5. «Царевна – лягушка».

  6. «Теремок».

  7. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

  8. «Колобок».

  9. «Волк и семеро козлят».

  10. « Гуси – лебеди».

  11. «Кот, петух и лиса».

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

  1. «Медведь»

  2. «А мы просто сели»

  3. «Золотая гора»

  4. «Пеки, пеки солнышко»

  5. «Перетяжки»

  6. «Лавочка - стуковаточка»

  7. «Змейка»

  8. «Звонари»

  9. «Потолкушки»

  10. «Волк и свинка»

  11. «Холсты»

  12. «Мурашки»

  13. «Волк и зайцы»

  14. «Репка»



СЛУШАНИЕ МУЗЫКЕ

  1. С.Козловский «Пряха».

  2. Ф.Шаляпин «Дубинушка».

  3. Хор им.Пятницкого:

- «Калинушка с малинушкой».

- «По небу синему».

- «Былина о Добрыне».

  1. Оркестр русских народов инструментов.

  2. Сюита «Песни народа»:

- «Во – кузнице».

- «Рябинушка».

- «Плясовая».

- «Голосочек мой певучий».

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

  1. «Сидит медведь на колоде»

  2. «Ох, и сеяла Алёнушка ленок»

  3. «Как у бабушки козел»

  4. «Светит месяц»

  5. «Не летай соловей»

  6. «Как под горкой, под горкой»

  7. «Коровушка»

  8. «Перед весной»

  9. «Как пошли наши подружки»

  10. «Я на камушке сижу»

  11. «Во – кузнице»

  12. «Ой, на дворе дождь».