СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БОС-ЗДОРОВЬЕ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высока частота проявления у соматически здоровых детей признаков переутомления, напряжённости, беспокойства, чувства страха.

Возникла необходимость в создании программы для профилактики заболеваний, в которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы — гнев, страх, депрессия, агрессия и т.д.

Биологическая обратная связь (БОС) может выступать в качестве средства помощи детям и подросткам, имеющим вышеназванные проблемы.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БОС-ЗДОРОВЬЕ»»

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр помощи детям»




Утверждено

методическим советом

протокол № _____

«____»___________ 2015 г.

Председатель методического совета

Директор ГБУ ДО «Центр помощи детям»

____________ Саможена Е.И.













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«БОС-ЗДОРОВЬЕ»





Составители программы:

Назарова Е.Л., педагог-психолог

ГБУ ДО «Центр помощи детям»















Курган


2015



Рецензенты:

Федорова Наталья Павловна, заведующая Центром ранней комплексной помощи ГБУ ДО «Центр помощи детям»








Рассмотрена на методическом совете ГБУ ДО «Центр помощи детям»,

протокол №___ от «____» ________ 2015 г.

Председатель методического совета

____________ Саможена Е.И.








































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование

программы

«БОС-здоровье»

Составители программы

Назарова Елена Леонидовна

Учреждения, где планируется реализация программы

ГБУ ДО «Центр помощи детям», образовательные организации Курганской области


Тип программы

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа


Направленность программы

Психолого-педагогическая


Срок обучения


1 год

Возраст учащихся


6 - 7 лет

Цель программы

Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи.


Задачи программы

1. Обучение приёмам саморегуляции, выработка навыков релаксации и умения применения их в стрессовых ситуациях;

2. Выработка гибкости поведения путём снижения уровня тревожности, напряжения, апатии;

3. Снятие переутомление, повышение работоспособности  детей  и подростков;

4. Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;

5. Использование способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;

6. Регулировка гармоничности работы сердечнососудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

7. Сформированность стойкого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.


Приёмы работы

компьютерные комплексы  БОС 

Форма организации деятельности

Индивидуальная

С какого года планируется реализация программы

По запросу



СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы……………………………………………………..5

1.2. Теоретическое обоснование………………………………………..………..5

1.3. Цель и задачи программы……………………………………………………6

1.4. Этапы реализации………………………………….………………………….

1.5. Структура занятий…………………………………………………………15

1.6. Тематическое планирование теоретических занятий …………..15

1.9. Ограничения и противопоказания………………………………………...16

1.11. Прогнозируемый результат………………………………………………17

1.12. Оценка эффективности программы……………………………………...17

2. Тематический план……………………………………………………………..21

3. Содержание программы…………………………………………………..........23

4. Список литературы……………………………………………………………..33








































Пояснительная записка


В настоящее время растёт количество дошкольников и обучающихся, подверженых стресс – зависимым состояниям и поведению, физическому и психическому стрессам, страдающих от чувства отчуждения, низкой самооценки, а в некоторых случаях и потери смысла жизни.

В ГБУ ДО «Центр помощи детям» всё более частыми становятся обращения родителей и законных представителей детей с проблемами в обучении, причинами которых являются различные проявления минимальной мозговой дисфункции, астеноневротический синдром, синдром гипервозбудимости, гиперактивности и дефицита внимания, неврозы и неврозоподобные состояния (мигательные и двигательные тики, заикание), различные формы невротического нарушения поведения. Высока частота проявления у соматически здоровых детей признаков переутомления, напряжённости, беспокойства, чувства страха.

Возникла необходимость в создании программы для профилактики заболеваний, в которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы — гнев, страх, депрессия, агрессия и т.д.

Биологическая обратная связь (БОС) может выступать в качестве средства помощи детям и подросткам, имеющим вышеназванные проблемы.

. Реализовываться данная программа будет на базе ГБУ ДО «Центр помощи детям».


Актуальность программы

Методологической основой программы «БОС-здоровье» является технология

биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления

механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина,

ученого-физиолога кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.

Программа коррекции психоэмоционального состояния ориентирована на комплексный подход к работе, включающий последовательную или попеременную работу с разными видами сигналов биологической обратной связи.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера.

Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на

компьютере. В ходе сеанса специальные приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у пациента физиологические показатели (параметры) работы какой - либо функциональной системы организма и отображают полученную информацию в доступной форме в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи с использованием следующих сюжетов:

«Столбик»,

«Слайды»,

«Мозаика»,

«Видео»,

«Звуковая обратная связь».

Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.

Таким образом, прибор Биологической обратной связи позволяет ребёнку не только «видеть и слышать» как функционирует организм, но и, используя специальные

методические приёмы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и

саморегуляции.



Теоретическое обоснование

В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о ценностных началах здорового образа жизни и путях его стимулирования (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, Н. Беникот, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, В.В.Ким, Ф.З.Меерсон, Д. Уайнер, Д .Харрисон). Возникло особое направление в педагогике – педагогика оздоровления, в основе которой лежат представления о здоровье как практически достижимой норме развития ребенка. Методологической основой представленной программы является: общая теория систем и системный подход (Р.Ф.Абдеев, Л.Анциферова, В.Г. Афанасьев); гуманистическая психология и педагогика (В.В.Давыдов, А. Маслоу, К. Роджерс); содержание потребностей и мотиваций к деятельности (Б.Д. Эльконин); сознательное управление механизмами здоровья, в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи (А.А. Сметанкин).


Цели, задачи программы, ее специфика

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей и подростков путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи (БОС).


Задачи:

1. Обучение приёмам саморегуляции, выработка навыков релаксации и умения применения их в стрессовых ситуациях;

2. Выработка гибкости поведения путём снижения уровня тревожности, напряжения, апатии;

3. Снятие переутомление, повышение работоспособности  детей  и подростков;

4. Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;

5. Использование способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;

6. Регулировка гармоничности работы сердечнососудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

7. Сформированность стойкого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.



Перспективное планирование оздоровительно-коррекционных занятий на тренажере БОС включает в себя несколько этапов:


Этапы реализации.

Первый этап - Подготовительный.

Знакомство с ребёнком, ознакомление родителей с методом биологической обратной связи (БОС), психологическая диагностика несовершеннолетнего, создание карточки, регистрация физиологических параметров (ЧСС, ЧД).

Сроки: 1 занятие

Второй этап – Основной работы

Проводятся индивидуальные занятия

- Формирование навыка диафрагмально - релаксационного дыхания. Создание индивидуального шаблона занятий в соответствии с возрастом и состоянием ребёнка.

Сроки: 2 занятия

- Выработка навыка воспроизведения максимальной индивидуальной дыхательной аритмии сердца (ДАС) с использованием приборов биологической обратной связи (БОС). Синхронизация работы дыхательной и сердечнососудистой систем с применением метода БОС.

Сроки: 10 занятий

 

Третий этап - Заключительный.

Заключительное диагностическое занятие. Подведение итогов.

Закрепление навыка диафрагмально – релаксационного дыхания и обучение его применению в обыденной жизни.

Сроки: 3 занятия
Среднее количество всех занятий: 16 занятий


Противопоказания: шизофрения, тяжёлые органические нарушения, киста головного мозга, опухоль, грыжи, бронхиальная астма, обострение хронических заболеваний.

5. Используемые методы и формы:
Формы:

- индивидуальные занятия.

Основной метод – метод биологической обратной связи

 

Организация занятий

Место проведения занятий: оборудованное помещение БОС-кабинет;

Количество занятий: 10

Продолжительность: 20 - 40 минут;

Частота встреч: 2 раз в неделю;


Данная методика предполагает три этапа в занятии:


этапы

содержание

1 этап-предварительный

  • На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия;

  • Далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.

  • Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку;

  • Педагог включает прибор «ПБС»;

2 этап- собственно оздоровительный

Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).:

  • Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета «БОС – Здоровье» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).

  • Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут).

  • Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья

3 этап - итоговый

  • Подведение итогов работы ребенка на занятии.


Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях.


Тематическое планирование теоретических занятий.


Тема

Цель и задачи

1.Что такое воздух.

*Зачем мы дышим

* Как дышит человек

1.1Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

1.2.Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ;

2. Что такое сердце.

*Сердце и легкие- друзья

*Дыхание животом


2.1.Показать взаимосвязь работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем человека.

2.2.Обучение технике дыхания животом.

2.3.Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

2.4.Показать связь частоты дыхания и величины пульса;

2.5.Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;

2.6.Обучение технике расслабления;

3. Знакомство с прибором ПБС.

3.1.Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС)

3.2.Формирование понятий «измерение», «прибор».

3.3.Объяснить назначение прибора БОС и его датчиков;

3.4.Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС;

4. Паспорт Здоровья.

*Кто сколько живет

*Полезное питание

*Двигательная активность

*Закаливание, режим дня


4.1.Сформировать понятие «паспорт здоровья».

4.2.Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте);

4.3.Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»;

4.4.Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек ( напряжение, стресс, предболезнь, болезнь);

4.5.Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях;

5. Да здравствует хорошее настроение.

*Коварный стресс

*Давайте жить дружно


5.1.Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

5.2.Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

5.3.Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

5.4.Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;

6. Умеем управлять собой.

6.1.Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

6.2.Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

6.3.Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;

7. Что мы узнали?

7.1.Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков.

7.2.Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

7.3.Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

7.4.Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

7.5.Закрепление навыка дыхания животом;

К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРД могут быть достигнуты следующие результаты:

  • Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;

  • Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;

  • улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна.

Форма контроля.

1-ЭТАП

Освоение основных навыков самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.

2-ЭТАП

Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повышение уровеня здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.

Планируемые результаты освоения детьми навыков работы по  программе «БОС-здоровье» за год обучения.

Должен уметь

Должен знать

1.Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.

2. Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

1.Основные понятия о здоровом образе жизни.

2.Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

3.Активизировать и систематизировать диафрагмально – релаксационное дыхание.

3.О диафрагмально-релаксационном дыхании.

4. Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.

4.Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально-релаксационного дыхания.



Условия реализации программы.

1.Заключение договора с родителями ( согласие на проведение занятий «БОС-Здоровья» с их детьми);

2. Тихое помещение;

3.Наличие компьютеров, приборов и программного обеспечения БОС;

4.Желание ребенка;

5. Удобная и свободная одежда на ребенке;

6.Занятия проводятся либо до приема пищи, либо после приема пищи через 40минут ;


Информационно-методическое обеспечение:

Технические пособия: комплекс «БОС-здоровье» с установочными программами: «Модуль-дыхание», «Модуль – здоровое дыхание», «Рабочее место учителя», программный комплекс; СD диски с дополнительными программами обучения «Окружающий мир» и «Здоровый окружающий мир»; мультимедийная установка.

Методико-дидактические материалы:

  1. Руководство пользователя «БОС-здоровье;

  2. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье» под ред. А.А.Сметанкина. - НОУ «Институт биологической обратной связи», 2002.

  3. Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии // Висцеральное обучение в клинике. Вып 2.4.1. -СПб., 1993.

  4. Интернет ресурсы.




Занятие №1

Тема: Что такое воздух? Зачем я дышу и как я дышу, узнаю об этом и всем расскажу.

Задачи: Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ.

Ход занятия:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 
Дыхание 
Тихо-тихо мы подышим, 
Как мы дышим, мы услышим.  
1 – медленный вдох через нос, животик надувается как шарик – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек; 
2 – плавный выдох через рот. Надуваем парус.
Психолог: Сейчас ты хорошо слышал свое дыхание. А я сегодня хочу рассказать все о дыхании человека: как мы дышим, зачем мы дышим, какие органы участвуют в дыхании, что полезно и что вредно для нашего дыхания Послушайте короткий стих: 
Без дыханья жизни нет, 
Без дыханья меркнет свет. 
Дышат птицы и цветы 
Дышим он, и я, и ты. 
Из этого четверостишья мы можем понять то, зачем мы дышим. Итак, зачем же мы дышим? (ответ ребенка). Действительно, мы дышим, чтобы жить, а живем потому, что дышим. 
А что мы вдыхаем и выдыхаем? (воздух). 
Психолог: Значит, воздух нам необходим всегда – каждый день, каждый час, каждую минуту. Обратите внимание и задумайтесь над этим: в течение дня человек принимает пищу 2-3 раза, но не дышать долго он не может, без воздуха человек не обходится даже минуту, дышит он постоянно. 
Давайте проведем эксперимент. Зажмите двумя пальцами одной руки нос, ладонью другой руки прикройте рот, задержите дыхание и попробуйте не дышать. Как вы себя чувствуете? (ответы детей) Что вы можете сказать о том, когда не дышите? (выслушиваю индивидуальные ответы 2-3 детей). 
Правильно без воздуха, без дыхания невозможна жизнь. Все живое на земле дышит: и человек, и животные, и насекомые, и птицы и даже растения. 
Так вот, самый главный орган, управляющий нашим дыханием, называется легкие. Глазам нашим он невидим, но он есть. Это внутренний орган нашего организма. Вот как он выглядит. (слайд№5). Состоит из 2-х частей – правой и левой и соответственно называется правое легкое и левое легкое. А защищены они ребрами. 
А теперь ответим на вопрос, где находятся легкие, в какой части тела? (обращаю внимание детей на слайд, выслушиваю ответы детей, подтверждаю правильные). 
Легкие расположены в области груди, между шеей и животом. Это грудная клетка. Сейчас встаньте со стульев и покажите расположение легких на своем теле. Правую и левую руки приложите туда, где, как вы предполагаете, находятся ваши легкие. Хорошо, и с этим вопросом мы разобрались. Ну а где же ваша грудная клетка? Отведите плечики назад и слегка прогните спину – вот она грудная клетка (дети проводят руками сверху вниз по грудной клетке, предлагаю сесть). 
Нам еще необходимо уяснить, как воздух поступает в легкие. Проследим путь движения воздуха в легкие и познакомимся еще и с другими органами нашего организма, которые также участвуют в дыхании человека. Вдыхаем мы воздух, в котором очень много газа? А называется он - кислород. Он является питанием для каждой клеточки нашего организма. Без питания ничто не может жить, расти и развиваться. Итак, что является питанием для каждой клетки организма человека? (ответы детей: кислород). Как вы думаете, откуда начинается путешествие этого газа по нашему организму? (делаю демонстрационный вдох). 
Дети: С носа. 
Инструктор: Совершенно верно Сначала вдыхаемый воздух поступает через нос в носовую полость. Здесь он согревается, увлажняется и очищается от пыли. Поэтому очень важно дышать носом, а не ртом. Это главное правило дыхания. 
Проведем еще один эксперимент, чтобы убедиться, почему важно дышать носом: поднесите ладонь ко рту, тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь. Вопрос: «Какой воздух выходит из нас - теплый иди холодный?» (ответы детей). Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, если дышать через рот, можно простыть, получить насморк. Особенно это опасно зимой. Чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать через нос. Итак, запомним, почему необходимо дышать носом? 
Дети: Чтобы не простыть. Потому что в носу воздух очищается, а холодный воздух согревается. 
ИНСТРУКТОР: Воздух свой путь начинает с носа (слайд№6). Его путешествие продолжается по следующему пути. Очищенный, согретый воздух переходит в носоглотку и гортань. Продолжением гортани служит дыхательное горло-трахея, которая представляет собой трубку длиной примерно 12 см. (показываю размер на пальцах). Трахея разделяется на две трубки - бронхи, идущие к обоим легким. Бронхи разветвляются в легких на более мелкие трубочки (слайд№7), их очень много и заканчиваются эти мелкие трубочки пузырьками, а называются они альвеолами (слайд№8). Их очень много. В эти пузырьки (альвеолы) доставляется кислород. Все эти органы, начиная с носа и заканчивая альвеолами, называются дыхательной системой. 
Кто запомнил органы дыхания? (возвращаю слайд№6, с помощью лазерного луча медленно «прохожу» по всем органам дыхания, останавливаясь на каждом, выслушиваю ответы детей, поощряю правильные). 
ИНСТРУКТОР: А теперь о самом главном в нашем дыхании - что происходит с кислородом в легких, а точнее в пузырьках – альвеолах? (слайд№8) 
Оказывается, через тонкие стенки альвеол (пузырьков) кислород попадает в кровь (слайд№9). Кровь течёт по большим кровеносным сосудам, которые очень похожи на дерево. От сердца кровь попадает в артерии (это красная дорога), разносит кислород и питательные вещества по всему телу в каждую клеточку нашего организма. Когда кислород израсходован, кровь попадает в вены (это синяя дорога) и возвращается к сердцу, а оттуда к лёгким, чтобы вновь набрать кислород и удалить из организма ненужный, даже вредный углекислый газ. Он удаляется из организма при выдохе. На этом слайде (слайд№10) можно увидеть, что вдыхаем мы через нос кислород (он изображен красной стрелкой), а выдыхаем через рот углекислый газ (он изображен синей стрелкой). 
А как мы можем узнать, что с легкими что-то случилось? (слайд№11) 
(ответы детей: если человек кашляет). Все это говорит о том, что человек болен. Самые известные болезни дыхательной системы – это бронхит, пневмония - воспаление легких, которые приводят к высокой температуре, человек не работоспособен, сильно и громко кашляет, возможно, и тяжело дышит. В этом случае непременно нужна помощь доктора и правильное лечение. Как вы думаете, что может привести к такой болезни? (ответы детей: дыхание ртом в холодную погоду, одеты не соответственно погоде). 
Игровое упражнение. 
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в дыхание по образцу, которое я буду показывать вам с помощью своих ладоней. Мы с вами определим, какие виды дыхания могут быть. При разведении мной ладоней вы будете делать вдох, когда я буду сближать ладони – делайте выдох. Чем шире я буду разводить ладони, тем больше вы должны вдохнуть воздуха, тоесть глубже вдохнуть. При небольшом разведении ладоней вы берете небольшое количество воздуха. Так же следите и за быстротой движения моих ладоней. Нужно будет делать вдохи быстрее и медленнее. Приготовились! Начали… (развожу ладони широко и сужаю, развожу не небольшое расстояние и сужаю, развожу и сужаю быстро, развожу и сужаю медленнее). 
В каких видах дыхания мы сейчас упражнялись? Как мы дышали? (ответы детей: быстро, медленно, глубоко и неглубоко и т.д.) Да, мы упражнялись в быстром и медленном дыхании. Еще такое дыхание можно назвать дыхание равномерное и учащенное. Посмотрите, я еще раз покажу вам эти виды дыхания (демонстрирую учащенное и ровное дыхание). Как видите, ровное дыхание даже незаметно нашему взору. А как вы думаете, в каком случае человек дышит равномерно? А когда дыхание может быть учащенным? Это зависит от того, что мы делаем, какие движения выполняем. Ответим на этот вопрос с помощью игры, но без слов. 
Игровое упражнение по картинкам на слайдах. 
Ваша задача: вставать со стульчиков, если считаете, что на картинке человек дышит учащенно, садиться, если человек дышит ровно. Будьте внимательны, сначала подумайте, а потом выполняйте движение (слайд№12). 
Наше здоровье зависит от состояния наших легких. Если человек занимается физкультурой, хорошо двигается, выполняет дыхательные упражнения, его легкие разрабатываются, они легко расширяются и сжимаются. Это хорошо тренированные легкие. А человек мало подвижный, сутулый, не следящий за состоянием своей осанки, со сведенными вперед плечами дышит неправильно, его легкие всегда сжаты, сдавлены, поэтому он не получает необходимого количества кислорода, а значит его организм голодает, постепенно слабеет и человек становится больным. 
Демонстрация с воздушными шарами. 
Перед вами два шарика разных размеров. Вы хорошо представляете, что внутри шаров находится воздух. В каком из них больше воздуха? (ответ детей: в большом). Представим, что эти шарики наши легкие. Легкие, в которые больше входит воздуха - больше расширяются, а, значит, они более тренированные, легкие, которые меньше расширяются - меньше получают воздуха и, следовательно, слабые. Такой человек не правильно дышит, его дыхание поверхностное, частое, не глубокое. Человек со слабыми легкими – не здоровый человек. Правильное дыхание - спокойное, равномерное, умеренно глубокое. Очень глубокий вдох мы делаем тогда, когда в этом есть необходимость. Наш организм сам подсказывает нам, когда ему нужна большая порция воздуха, и мы непроизвольно делаем глубокий вдох. А еще глубокий вдох мы делаем, выполняя дыхательную гимнастику. В этом случае мы делаем специальный глубокий вдох. 
Ну а теперь осталось нам подвести итог нашему занятию и обозначить правила здоровых легких (слады№13-21). 
Занятие наше называлось «Зачем я дышу и как я дышу, узнаю об этом и всем расскажу». Что сегодня вы узнали нового на занятии? О чем вам хотелось бы рассказать своим мамам и папам? (ответы детей). А я желаю вам всегда быть здоровыми и в хорошем настроении! (слайд№22). Занятие закончено. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!