СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по профилактике ДДТТ и обучению ПДД в рамках работы кружка "ЮИД" - "Дорожные науки".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Обучение детей основам ПДД играет большую роль. Процесс усвоения знаний состоит не в многократном заучивании ПДД, а в формировании познавательного интереса, направленного на понимание опасности дорожной ситуации, последствий неправильного поведения на дороге, обучении навыкам безопасного поведения, воспитании таких личностных качеств, как внимательность, дисциплинированность, наблюдательность, аккуратность, осторожность, бдительность, самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по профилактике ДДТТ и обучению ПДД в рамках работы кружка "ЮИД" - "Дорожные науки".»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах».








Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, способствующая расширению знаний о навыках безопасного нахождения на дороге

«Дорожные науки».



Номинация

«Лучший руководитель отряда юных инспекторов движения».






Целевая аудитория: 6-8 классы.

Автор-составитель:

Байков Сергей Владимирович,

преподаватель-организатор ОБЗР,

руководитель отряда ЮИД.

МОАУ «Школа №40 г. Орска».

2025 г.

  1. Пояснительная записка.


    1. Актуальность выбора темы методической разработки.

Актуальность выбора темы «Дорожные науки» обусловлена рядом факторов:

- Рост детского дорожно-транспортного травматизма. По статистике, часто причиной происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог или переходят улицу в неположенных местах. К этому приводит незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. 

- Необходимость формирования навыков безопасного поведения на дорогах. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Уже в детском саду нужно изучать с воспитанниками ПДД и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. 

- Потребность современного общества в воспитании личности, готовой вести безопасный образ жизни. Важно, чтобы дети заботились не только о своём здоровье, но и о здоровье других людей. 

Таким образом, актуальность темы «Дорожные науки по ПДД» связана с необходимостью снижения количества дорожно-транспортных происшествий и формирования культуры безопасного поведения на дорогах.


    1. Целевая аудитория – мероприятие по правилам дорожного движения рассчитано на участие детей 6-8 классов.

Ценности: безопасность, забота, окружение и обучение через внедрение различных форм и методов восприятия информации.

Недостаток знаний: опасение, что многие из ребят школьного возраста не знают правил дорожного движения и не проявляют ответственного отношения к их выполнению.

Потребности:

- необходимость обучения с использованием интерактивных, словесных, практических, наглядных и игровых методов обучения.

Доступность: разбор простых и понятных материалов.

Визуальная поддержка: использование ярких и запоминающихся образов.


    1. Роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника.

Обучение детей основам ПДД играет большую роль. Процесс усвоения знаний состоит не в многократном заучивании ПДД, а в формировании познавательного интереса, направленного на понимание опасности дорожной ситуации, последствий неправильного поведения на дороге, обучении навыкам безопасного поведения, воспитании таких личностных качеств, как внимательность, дисциплинированность, наблюдательность, аккуратность, осторожность, бдительность, самостоятельность.

2

Руководитель отряда ЮИД старается во время проведения занятий в процессе внеурочной деятельности донести до детей школьного возраста правила безопасности, которые пригодятся им впоследствии. Ребята заинтересованы в успешном освоении программы безопасности, поэтому мы провели мероприятие на заданную тематику. Велика роль работы кружкового школьного объединения «ЮИД» в формировании умения читать сигналы светофора и регулировщика, запоминания значения дорожных знаков, законов улиц и дорог, обобщения знаний об истории ПДД. Знание Правил дорожного движения становится нормой не только для взрослых, но и для обучающихся образовательных учреждений, а их соблюдение - законом.


    1. Цель мероприятия: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить навык различения сигналов светофора;

- Дать понятие о дороге и участниках движения. Осветить права и обязанности участниках дорожного движения;

- Понимать и различать сигналы регулировщика, знать назначение дорожных знаков.

Развивающие: 

- Развивать интерес к законам улиц города, поселка, а именно развивать навыки определения опасных дорожных зон и ситуаций;

- Дать понятие о различии в знаках для автомобилей и людей.

Воспитательные: 

- Развивать умение слушать взрослых, тем самым обогащая свой словарный запас;

- Воспитывать культуру общения и поведения путём вовлечения в познавательную и игровую деятельность;

- Воспитывать осознанную позицию участника дорожного движения.


    1. Форма проведения мероприятия и обоснование её выбора.

Беседа с детьми школьного возраста, рассказы сотрудника ГИБДД, руководителя отряда ЮИД, ЮИДовцев; чтение художественной литературы (лирических произведений), инсценирование, дидактические игры, прогулки к перекрестку, остановке.


    1. Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для достижения педагогических результатов.

Педагогические технологии помогли повысить эффективность образовательного процесса. Были использованы следующие виды технологий:

- игровая;

3

- информационная;

- технология сотрудничества.

Игровая технология: ребята были вовлечены в инсценирование и дидактические игры. Обучающиеся в форме игры отдыхают и вместе с тем обучаются ПДД не только в процессе данного мероприятия, но и в целом при проведении занятий кружкового школьного объединения «ЮИД».

Применение информативных технологий позволяет сделать занятие наглядным. При помощи проектора и компьютера ребята смотрят обучающие мультфильмы, ролики с ПДД, Использование анимаций и презентаций позволяет развить интерес к изучаемой теме. Новые знания закрепляются благодаря повторению теоретического материала с применением его в практических заданиях.

В процессе реализации технологии сотрудничества дети школьного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия меду собой, с педагогом и сотрудником Госавтоинспекции; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, формируются навыки учебной деятельности.

Метод сравнения. Метод сравнения помогает ребятам выполнять задания на группировку и классификацию. Например, сравниваем светофор и знаки запрещающие. Находим сходство и различия.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает школьнику практические умения применить полученные знания и развивает мышление, воображение и готовит ребят к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Например, ответь на вопрос: «Как следует вести себя вблизи проезжей части во время гололеда».

Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод. Повторение приводит к обобщению, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний. Например, руководитель отряда ЮИД просит воспитанника рассказать, как он добрался от школы до дома, а если есть такая возможность, то до учреждения дополнительного образования, в котором тот продолжает заниматься и развиваться, как личность. Иногда повествование проходит, как путешествие по городам, странам или сказкам.

1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Самый важный ресурс – люди, организаторы, которые проконтролируют мероприятие.

Время – один из главных ресурсов при планировании мероприятия

4

«Дорожные науки» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, способствующее расширению знаний о навыках безопасного нахождения на дорогах: были предусмотрены план подготовки к мероприятию и организация проведения с определёнными сроками этапов.

Следующий ресурс – материально-техническое обеспечение: площадка мероприятия – фойе первого этажа. Оборудование, которое потребуется: компьютер, проектор, мультимедийная доска, фото-видео-аудио аппаратура; специальный инвентарь: столы, стулья, кулеры, а также макеты транспортных средств, дорожных знаков, дорожных разметок и светофора жезл регулировщика и санки.

Важный инструмент для мероприятия – это информационное сопровождение: создание анонса для сайта МОАУ «Школа №40 г. Орска» и социальных сетей, объявления, приглашение на мероприятие сотрудников Главного управления ОГИБДД МУ МВД России «Орское»: старшего инспектора ДПС Вагапова Р.С., инспектора ДПС Левченко А.С., госинспектора БДД ОТН ОГИБДД МУ МВД России «Орское» Наследова А.В., а также родителей обучающихся.

Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения школьники знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также на улице, на которой обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, дорожные знаки.

В обучающем кабинете, где проходят занятия с ЮИДовцами, много настольных игр по безопасности дорожного движения, таких как: «Транспорт и дети во дворе», «Я, шагая по улице», «Час пик на дорогах города». Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Соблюдение правил дорожного движения – залог твоей безопасности», КВН «Знаки на дорогах нам в пути помогут». Много материалов художественной литературы используется на занятии: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица».

Таким образом, у обучающихся сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение безопасности нахождения на дороге, формируются ценности здорового образа жизни.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.


1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризующего БДД.

Проведённая работа по обучению детей ПДД оправдала себя: ребята

5

обобщают ранее полученные знания, включаются в дидактические и ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Методическая разработка «Дорожные науки» может быть использована в работе классного руководителя, руководителя отряда ЮИД в школе, педагога внеурочной деятельности, педагога дополнительного образования при проведение семинаров и мастер-классов  по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, а также в качестве координации работы отрядов юных инспекторов движения. Школьники учатся навыкам безопасного участия в дорожном движении и проводят пропагандистскую работу по соблюдению ПДД среди своих сверстников.


2. Основная часть.

2.1. Описание хода проведения мероприятия.

Участники: ЮИДовцы, Дорожные знаки, инспектор ГИБДД, мальчик и девочка, Дорожные «ловушки», пешеход, пассажир, водитель, Светофор, разбойники, Баба Яга, Регулировщик, руководитель отряда ЮИД.


ЮИДовец 1: В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная школа дорожных наук. Учиться там очень интересно. Как в любой сказке, желающего попасть в неё, ожидают разные препятствия. Их нужно преодолеть. Только тогда можно достичь цели.

Улица. Утром и вечером по ней беспрерывным потоком движутся трамваи, автобусы, автомобили. Чёткая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов. Поэтому Правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Вот эти – то знания и даются в школе дорожных дорог.

Кто в небо подняться мечтает,

Кто рвётся в глубины морей,

А нас привлекают нередко

На чёрном асфальте дорог,

Блеснув белизною, разметка,

Дорожный знак – важен и строг.


ЮИДовец 2: Самые старые из дорожных знаков – указатели расстояний. Для того чтобы люди не сбились с дороги, её помечали. Так, в

Древнем Риме устанавливали каменные столбы – указатели, а у здания Форума стоял позолоченный камень, от которого вёлся счёт расстояний всех главных дорог.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках, старались помочь им выбрать правильное направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали ветки, делали затёсы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни и ставили столбы. На перекрёстках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты,

6

строили часовни.

В любом городском селенье

Зажжём безопасности свет.

Известно, без правил движенья

Движения попросту нет!


ЮИДовец 3: При царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и селом Коломенское – через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом, они указывали дорогу домой. В народе их прозвали «коломенской верстой». При Петре I строительство дорог возросло. На больших дорогах стали устанавливать верстовые столбы и раскрашивали их в цвет русского флага.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстках и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. Дороги, на которых ставили столбы, стали называться столбовыми, а на второстепенных дорогах подобных указателей не было.

Шагаем со взрослыми рядом,

Стоим за дорожный порядок,

Дорожный приветствует знак.

Мы вырастим сменой достойной,

Дорожному делу верны.


ЮИДовец 4: Когда вместо саней, колясок, телег, запряжённых лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояний мало. Стало ясно, что нужны дорожные знаки.

Поначалу у каждой страны были собственные обозначения. Их изготовляли дорожные органы. Но постепенно автомобильные сообщения между странами стали осуществляться довольно часто, возникла необходимость введения дорожных знаков международного значения. Попытка ввести единые знаки была предпринята в 1909 году. В Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты 4 знака.

Эти знаки имели символы, соответствующие тем, которые применяются на современных знаках.

В 1978 году бы принят государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.


Дорожный знак:

Пять различных человечков

Вам встречаются в пути.

А какой из них позволит

Вам дорогу перейти?

Человечки разные,

7

Синие да красные,

Треугольник, круг, квадрат, –

Вот они все пять подряд.


Инспектор ГИБДД:

Прежде чем за руль садиться –

Выучите правила!

Где вам можно прокатиться?

Знаки как расставлены?


Выход дорожных знаков.

Знак «Уступи дорогу»:

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем

Уступи дорогу всем!


Знак «Въезд запрещён»:

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!


Знак «Обгон запрещён»:

Знак любителей обгона

Объявляет вне закона.

В этом месте, сразу ясно

Обгонять других опасно!


Знак «Движение запрещено»:

Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам: «Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!».


Знак «Место для разворота»:

В этом месте круглый год

Совершают разворот.


Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход.

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

8

Знак «Опасный поворот»:

Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь зигзаг

И впереди машину ждёт

Крутой, опасный поворот.


Знак «Движение прямо или направо»:

Стрелки, словно на распутье

В сказке про богатырей –

Прямо ехать, повернуть ль?

Отгадай, дружок, скорей!


Знак «Жилая зона»:

Площадка детская у дома

По правилам жилая зона.

Подскажет знак водителю:

«Во дворе будь бдителен!»

Здесь едь тихо, осторожно.


Знак «Дети»:

Возле школы сбавьте газ,

Висит, водители, для вас

Особый знак здесь «Дети» -

За них мы все в ответе.


Дорожный знак:

Припаркуйся там, где можно.

«Внимание, водители!» -

Хотим мы вам сказать,

Давайте будем вместе

Все знаки соблюдать:

Вы – знаки для водителей,

Мы – знаки для людей.

Ведь ясно без сомнения:

Нет ничего важней!


Инспектор ГИБДД: Разве это простительно, когда на дорогах нашего города, нашей области, нашей Родины гибнут люди? Разве нельзя сделать так, чтобы трагических ошибок было как можно меньше? Очень жаль тех детей, которые уже не радуют своих родителей успехами. Очень жаль мам и пап, которые не смогли уберечь своих детей от таких случаев. Очень стыдно за тех людей, которые были за рулём, и по их вине уже кто-то не может жить.

«Фликер» - друг пешехода!

9

Пусть на дороге их видят водители!


Мальчик: Но разве всегда виноваты взрослые? Все ли мы, дети, делаем всё верно? Не сами ли себя подвергаем опасностям? Каждый из нас

думает: «Со мной такого не произойдёт!».


Девочка: В школе и дома взрослые учат нас безопасности на дорогах, но всё ли, чему нас учат, мы применяем в жизни? Нет, нет, нет! А ведь Правила дорожные выполнять не сложно нам!

(Показывает книгу с дорожными ситуациями).


Инспектор ГИБДД:

Перед вами чудо-книжка.

Всем на удивление

Называется она,

«Правила движения».

В этой книге вы найдёте

Сто путей и сто дорог,

Указатели найдёте

В виде правил, в виде строк.

Мальчик:

Мы правила дорожные

Открыли как учебники,

Узнали очень многое

И вам хотим сказать:

Вблизи дорог ребята

Вы будьте осторожными,

Все правила дорожные

Умейте применять.


Девочка:

Не стойте и не прыгайте,

Там, где идёт движение,

Пытайтесь на дорогах вы

«ловушек» избежать.

Идя по переходу,

Глядите во все стороны

И не держитесь за руки,

Беседа подождёт.


Дорожная «ловушка» 1:

Стоит одна машина

10

По краю у дороги,

Ты думал безопасно

И двинулся вперёд,


А вдруг эта машина

Скрывает мотоцикл,

Который вас не видит

И точно уж сшибёт.


Дорожная «ловушка» 2:

Что же такое закрытый обзор?

Он закрывает дороги простор.

Лучше подумай, постой в стороне,

Жизни опасность грозит там вдвойне!

На остановке автобус стоит,

Он справа и слева бедою грозит.

Вы терпеливо его пропустите,

Смело без травм и ЧП проходите!


Дорожная «ловушка» 3:

На перекрёстке бежать не спеши,

Ты не спасёшься от быстрых машин.

Коль правила все ты усвоишь на «пять»,

Не будет дорога «ловушкой» пугать!

Мы на планете, дали имя ей Земля,

А на Земле без движенья жить нельзя!


Пешеход: Уж сколько раз твердили миру: автобус, троллейбус и трамвай не обходи ни спереди, ни сзади! Ты видишь, что делается на дороге, когда огибаешь транспортное средство? Нет. Только выйдя из него, понимаешь, что встречное движение не остановилось, и ты сейчас окажешься под колёсами мчащихся автомобилей. Страшно? Конечно. Идти назад? А здесь тоже машины, которые мчатся прямо на тебя.

Как-то жутковато от всего этого. Такая же ситуация складывается, если обходить общественный вид транспорта спереди. Поэтому запомни: автобус, троллейбус и трамвай не обходим никогда ни с какой стороны! Пропускаем.

Светофор не мигает, горит ровно, все машины стоят. Вот теперь можно переходить!


Пассажир:

Есть у нас ещё возможность

Новый знак изобрести:

Например: «По телефону

11

Говорить нельзя в пути!»


Перестали чтоб все дружно

По мобильному звонить!

Отключи свой телефон –

За рулём опасен он!


Посмотрите знак наш новый:

«Нет мобильным разговорам!».

Водитель:

Над дорожною проблемой

Мы работаем давно.

Много разных новых знаков

Было изобретено.


Ты, водитель, не спеши,

Правила все изучи,

Изучил – так соблюдай!


Повторять мы не забудем

Очень уж спешащим людям:

«Знак всего важней на свете –

Взрослые! Здесь ваши дети!».


ЮИДовец 1: При переходе проезжей части:

- В населённых пунктах переходите дорогу только по специальным переходам или на перекрёстках;

- Идите только на зелёный сигнал светофора;

- Выходя на проезжую часть, всё внимание уделяйте движущемуся транспорту;

- Не спешите и не бегите, переходите дорогу спокойно;

- Не выходите на проезжую часть из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу;

- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели знакомых или нужный транспорт, это опасно;

- При переходе на нерегулируемом перекрёстке нужно внимательно следить за движением транспорта;

- Даже если на дорогах мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора из переулка.


ЮИДовец 2: При посадке и высадке из транспорта:

- Садитесь в транспортное средство и выходите из него только после полной остановки;

12

- Ожидайте автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а в случае, если её нет – на тротуаре или обочине дороги;

- Будьте внимательны в зоне остановки, возможен плохой обзор дороги;

- При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, осмотрите обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направьтесь к остановившемуся трамваю;

- Посадка в транспорт производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»;

- После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть внимательным, учитывая интенсивность движения транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если есть необходимость перехода проезжей части, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы;

- На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.


ЮИДовец 3:

Прежде чем знаки учить без разбора,

Знай, для чего нам нужны светофоры.

Коль не они, был бы хаос в движении,

Водитель неправильно примет решение,

А наш добрый друг нам поможет всегда,

Уважет – стоять или ехать куда.


Первый светофор появился 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную и имел две стрелки: поднятые вверх означали сигнал «стоп», а опущенные вниз — движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зелёного цветов.

Первая автоматическая система светофоров, способная к переключению без участия человека, была разработана в 1910 году.

5 августа 1914 года в США Американская светофорная компания установила четыре электрических светофора конструкции. Они имели красный и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. 

В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, а первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года. Это были стрелочные светофоры. Они имели сходство с часами: над перекрёстком вывешивали диск, разделённый на красный, желтый и зелёный секторы, по которому двигалась стрелка.

13

Светофор:

Если вдруг в пути затор,

Вам поможет светофор.

Красный глаз всем говорит:

«Осторожно, путь закрыт!».


Жёлтый: «Подготовься в путь,

Оглянуться не забудь»,

А зелёный загорится:

«Ты иди!».


А чтобы запомнить и не забывать,

Должны мы вам сценку сейчас показать.


Разбойники исполняют песню из мультфильма

«Приключения капитана Врунгеля».


Разбойники (вместе):

Мы бандито-гангстерито,

Мы кастето-пистолето. Ое!

Мы стрелянто, убиванто,

Укроданто, то и это. Ое!

Банки бранто президенто,

Похищенто, умноменто. Ое!

И за это держим банко

Миллионно и плеванто на законно. Ое!


Баба Яга: Ба! Какие мужчины в нашем лесу, я даже и не ожидала такой встречи. Здравствуйте, разбойнички! Какими судьбами?


Разбойник 1: Здорово, Яга! От жизни совсем ты отстала. Мы теперь не бандиты, а гангстеры.


Разбойник 2: Гангстеры мы теперь, фильмы нужно американские смотреть.


Баба Яга: Слово-то какое чудное. Не слыхивала такого. Неужели стали хорошими людьми?


Разбойник 1: Ты что, с ума сошла? Никогда мы такими не станем. Гангстер – это более современно и модно звучит.


Баба Яга: Ну ладно, поганцери, так поганцери. А зачем вы на нашу лесную полянку пожаловали?

14

Разбойник 2:

Бабка, глянь-ка вот сюда!

Видишь, на столбе всегда,

Чудо чудное стоит,

Огнями разными горит.


Разбойник 1:

Это чудо мы возьмём

И сегодня украдём!

Мы брильянты и сапфиры

Продадим как сувениры!


(Разбойники снимают светофор, Баба Яга отбирает его.)


Баба Яга: Какие огонёчки! Брыльянты! Изумруды! Рубины! Давайте делить по-честному.


Разбойник 2: Гениально!


Разбойник 1: Восхитительно!


(Появляется отряд ЮИД, звучит фонограмма

на мотив песни «Чёрный кот»)


ЮИДовцы (вместе поют песню):

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят, -

Это знает любой из ребят.

Подожди, не торопись

Сигнала жёлтого, пожалуйста, дождись,

А зелёный горит – так иди,

Все открыты тебе пути.


Припев:

Говорят, не повезёт,

Кто на сигнал красный

Дорогу перейдёт,

А у нас наоборот –

На зелёный только

Наш отряд идёт.


ЮИДовец 1: Ребята, а где же светофор?


15

ЮИДовец 2 (Обращается к разбойникам): А вы случайно не знаете?


ЮИДовец 3: На этой лесной дороге недавно установили светофор, потому что очень много стало туристов.


Баба Яга: Не-е-е, никакого светофора мы не видели.


ЮИДовец 4: Да вот же он! (Забирает светофор у Бабы Яги) Как же вам не стыдно! Без светофора на этом перекрёстке может случиться авария!


Баба Яга: Мы не знали, мы думали: брыльянты, изумруды, рубины. (бандитам): Обманули! Ну я вам! (Грозит кулаком). Простите нас! (бандитам): А ну, просите прощения!


Разбойники (вместе): Мы больше не будем…


Мальчик: Хорошо. Тогда запоминайте правила.


Девочка:

Самый строгий – сигнал красный,

Если он горит, Стой!

Дороги дальше нет!

Не спеши и стой спокойно,

Слушай мой совет: Жди!

Если в светофоре

Сигнал загорелся жёлтый.

А за ним сигнал зелёный

Вспыхнет впереди.

Скажет он: - Иди вперёд,

И по сторонам смотри!


Мальчик: Я. Будущее. Безопасность. Взрослые, мы обращаемся к вам! Как известно, дети – это будущее страны. И чтобы в будущем наша страна была лучше и красивее, надо, чтобы вы, взрослые, позаботились о том, чтобы дети жили в стране, не зная горя.

Вы нас учите нас, как правильно переходить дорогу, где и как ожидать транспорт, как вести себя, если ты находишься в общественном транспорте. Не подавайте плохих примеров нам, детям, потому что мы будем повторять всё за вами.

Взрослые, помните, что все вы являетесь участниками дорожного движения – водителями за рулём, пешеходами на дороге, пассажирами в транспорте. И рядом с вами всегда находятся дети. Они нуждаются в вашем внимании и помощи, особенно на дороге. Дайте нам стать мамами, папами, учителями, врачами, инженерами… взрослыми!

16

Пассажир: Часто ли ты ездишь в общественном транспорте? Вспомни, как ведут себя люди во время поездки. Все ли ведут себя правильно?

Большинство происшествий с нами, пассажирами, в салонах автобусов связано с падением.

Чтобы этого не случилось, помните правила, которые помогут сохранить Ваше здоровье и здоровье окружающих:

- Не вбегайте и не выбегайте в закрывающиеся двери;

- Держитесь за поручни;

- Не высовывайте руки и голову из окна транспорта;

- Не вставайте с сидений до полной остановки автобуса;

- Не ходите в салоне автобуса во время движения;

- Нельзя стоять в проходах во время движения;

- Запрещается ставить сумки в проходах. В целях безопасности движения проход должен быть свободным;

- Не отвлекайте водителя во время движения;

- Полки над сиденьями предназначены только для мелкой ручной клади;

- Ведите себя уважительно к другим пассажирам, не толкайтесь, будьте вежливыми. Уступайте место пожилым и инвалидам, маленьким детям;

- Громко не кричите;

- Запрещается перевозить в салоне любого общественного транспорта бытовые приборы больших размеров, строительный инвентарь или багаж, который может нанести ущерб имуществу транспортного средства и людям, в нем находящемся;

- Пассажиры помните: вы несёте административную и уголовную ответственность, находясь во время передвижения в общественном транспорте.


Водитель: Уважаемые водители! Не нарушайте Правила дорожного движения, ведь последствия могут быть ужасными! Под колёсами вашей машины может оказаться человек! Вы можете покалечить или даже убить ребёнка! Подумайте о его несчастных родителях, об их горе, а также о том, сколько хороших дел смог бы сделать за свою жизнь этот человек.

Водители! Не стесняйтесь повторять Правила дорожного движения! А если у вас есть дети, научите и их соблюдать правила безопасного поведения на дороге.

Ведь они тоже должны быть грамотными на дороге и не допускать роковых ошибок.

Я видел немало автокатастроф: у кого заклинил руль, у кого отказали тормоза, а кто вообще заснул. Когда водитель сел за руль, он должен проверить, всё ли у него в порядке с машиной.

Каждый день в России умирают от дорожно-транспортных происшествий сотни детей по вине нетрезвых или невнимательных водителей. Я обращаюсь ко всем взрослым:

- Соблюдайте Правила дорожного движения!

17

- Не разговаривайте за рулём по сотовому телефону.

- Не садитесь за руль автомобиля в нетрезвом состоянии!

- Снижайте скорость, когда въезжаете в жилую зону!

- Пропускайте детей, переходящих дорогу по пешеходному переходу, если поблизости нет светофора.

- Всегда включайте фары в тёмное время суток.

Взрослые!

Остановитесь! Задумайтесь!

Взрослые!

Ваши дети обращаются к вам…


Инспектор ГИБДД: Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Обычное утро. Будни. Все куда-то спешат. Быстрее. Быстрее. И это молодой человек тоже. Дорога. Он думает: «Красный сигнал светофора… да всё равно пропустят!» В итоге… Всё, что ему запомнилось с этого момента – звук тормозов, крик водителей и прохожих.

К сожалению, аварии стали привычным делом. Каждый из нас, кто хоть раз слышал об этих происшествиях, думал: «Это со мной не произойдёт». Вот и результат: миллионы людей погибают в ДТП ежегодно. Вся вина, как думают пешеходы, ложится на водителей.

А сами пешеходы разве не виноваты? Поверь, что на том свете тебе будет нелегко смотреть на близких, убивающихся по тебе, на водителя, которому ты тоже навредил своим легкомысленным поступком. Подумай. Разве те 30 секунд, которые ты бы простоял в ожидании зелёного сигнала, важнее твоей жизни и твоего здоровья?

… А хотя поступай, как хочешь. Ты сам отвечаешь за свою жизнь. Если ты хочешь вписаться в миллион погибших в ДТП людей – пожалуйста…

Авария – это беда. От нас с вами тоже зависит, произойдёт на дороге авария или нет. Все мы – и водители, и пешеходы – участники дорожного движения. И поэтому должны соблюдать правила, действующие на дороге.

Чтоб дорога не кончалась

В темноте в печальный миг,

Чтоб беда не повторялась,

Нужно помнить о других.


Мальчик: Уважаемые родители, вы же тоже водители! Прослушайте, пожалуйста, и вы «Дорожный инструктаж».

- Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и самого раннего детства учить их наблюдать и ориентироваться. Необходимо учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего, родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей

18

неправильному поведению.

- Находясь с ребёнком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе, вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

- Не посылайте ребёнка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького

ребёнка надо держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это одна из причин несчастных случаев.


Девочка:

- Учите ребёнка смотреть: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях.

- Учите ребёнка замечать машину, научите его всматриваться вдаль.

- Учите ребёнка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите малыша определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

- Твёрдо усвойте сами и научите ребёнка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребёнку, почему нельзя прыгать на ходу.


Пешеход:

Отгадайте, кто идёт?

Ну конечно, пешеход!

Пешеходом станет каждый,

Кто пешком пойдёт в поход.


Пешеходу запрещается:

- Двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины.

- Задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств.

- Переходить проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги: с разделительной полосой; с общим числом полос движения шесть и более; где установлены дорожные ограждения.

- Выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Пешеходная дорожка

От машин его спасёт,

Ведь ходить по той дорожке

Может только пешеход!


19

ЮИДовец 1: Памятка пешеходу:

- Переходя проезжую часть, посмотрите налево, направо, и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта и безопасности движения, смело переходите дорогу!

- На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую

часть только при разрешающем жесте регулировщика.


ЮИДовец 2:

- При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


ЮИДовец 3:

- Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.

- Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдайте осторожность. Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно!


ЮИДовец 4:

- Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!

- При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, не начинайте переходить улицу, а если находитесь на дороге, уступите дорогу этим транспортным средствам и освободите проезжую часть.


Велосипедист:

Вот педали я кручу

И вперёд стрелой лечу.

Ух, блестя, вращаясь спицы,

Руль на солнце серебрится,

На песке оставил след –

Быстрый мой велосипед!


Памятка для велосипедистов:

- Собираясь на велопрогулку, обязательно надевай: шлем, перчатки, свето-отражающую одежду. Наушники и плеер лучше оставь дома!

- Ездить на велосипедах по тротуарам, пешеходным и велосипедным

20

дорожкам, а также в пределах пешеходных зон разрешается детям от 7 до 14 лет.

- Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет допускается по правому краю проезжей части, а также по обочине, в случае отсутствия велосипедной и пешеходной дорожек, по полосе для велосипедистов.

- Крепко держи руль велосипеда двумя руками. Езда «без рук» приводит к травмам.

- В тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь светоотражатели.

- Передвигаясь на велосипеде, вы не должны создавать помех другим участникам дорожного движения!

- Пересекать проезжую часть велосипедисты могут только пешком!

- Велосипедисты должны жестами заранее предупреждать о своих манёврах других участников дорожного движения: при повороте налево поднять в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку, при повороте направо поднять в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку, перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.

- Велосипедистам запрещается перевозить груз, мешающий управлению.

- На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

- Внимательно следи за дорогой и соблюдай правила дорожного движения!


Регулировщик:

Полосатой палочкой

Взмахивает ловко

И тормозят водители,

Все знают – остановка!


Трамваи и троллейбусы,

Фургоны, самосвалы

Поедут в ту лишь сторону,

Куда им показал он.


Ведь знают даже дети:

Регулировщик это!


А сигналы мои таковы,

Вы запомнить их должны!


- Если руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены, то можно переходить дорогу справа и слева от регулировщика.


- Если правая рука вытянута вперёд, то можно переходить дорогу за спиной

21

регулировщика.

- Рука поднята вверх – дорогу переходить запрещено!


Инспектор ГИБДД:

Мороз, сугробы, гололёд…

Зима идёт!

Помните: скользкая дорога чрезвычайно опасна!


- В снегопады быть осторожным. В это время ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта.

- В морозную погоду не торопись переходить улицу перед близко идущим автомобилем. Подожди, пока пройдёт весь транспорт, и только после этого переходи улицу.

-  В гололёд будь осторожным. На скользкой дороге машину остановить трудно.

- Не скатывайся с горки в сторону проезжей части! Помни, зимой тормозной путь у автомобилей увеличивается!

- Играть в снежки рядом с проезжей частью опасно! Снежок, попавший в лобовое стекло движущегося автомобиля может стать причиной ДТП!

- Катайся на лыжах и санках вдали от дороги! Ни в коем случае не переходи проезжую часть на лыжах! Перед переходом необходимо отстегнуть крепления и нести лыжи в руках.

- В оттепель при переходе через проезжую часть подожди, пока не будет проезжающих машин. Переходи шагом и будь внимательным.

- Не стой рядом с буксующей машиной. Из-под колёс могут вылететь куски льда и камни, а главное — машина может вырваться из снега и поехать.  


ЮИДовец 5:

Вступай в ЮИДовский отряд

И ты не пожалеешь!


ЮИДовец 6:

Здесь многому научишься,

Здесь многое сумеешь.


ЮИДовец 7:

Узнаешь, как и чем живёт

Сегодня в Орске наш народ.


ЮИДовцы (вместе):

Мы правила движения

Все вместе изучаем!


22

ЮИДовец 5:

Знаешь правила, тогда

На дорогах – не беда!


ЮИДовец 6:

И ЮИДовцы готовы

В этом вам помочь всегда!


ЮИДовец 7:

На дорогах не играй,

Жизнь свою оберегай!


ЮИДовцы (вместе):

Знать правила движения –

Большое достижение!


Руководитель отряда ЮИД:

Правила дорожные

Очень важно знать

И неоднократно

Их в жизни применять.


Где б не отдыхал ты,

Куда б не ехал ты,

Правила дорожные

В памяти храни!


(Все участники мероприятия поют финальную песню.)


Чтоб на дороге без помех

Движенье было правильным

Научим всех горожан

Простым и важным правилам.

ЮИД – пусть с гордостью звучит!

ЮИД – пусть каждый повторит!

ЮИД – отважные сердца!

Тебе верны мы до конца!


2.2. Методические советы по организации, проведению и подведению

итогов мероприятия.

В качестве подведения итога мероприятия, можно включить в его содержание выступление инспектора ОГИБДД. В конце мероприятия, обязательно подытожить знания ПДД и вручить участникам «Сертификат

23

участника дорожного движения».

Ожидаемый результат:

Ребенок школьного возраста, сможет применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного и безопасного поведения.

Образовательный:

- Овладение правилами поведения на дороге;

- Готовность обучающихся решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе нахождения на дороге;

- Привитие навыков безопасного поведения в дорожной ситуации.

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.


2.3. Список использованной литературы.

1. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. пособие. М.: Издательство «АСТ-ЛД»., 1997.

2. Каникулы, каникулы – весёлая пора! Методическое пособие в помощь организаторам каникул в работе с детьми по безопасности дорожного движения., 2003.

3. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы., 1986.

4. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Волгоград. Издательство «Учитель»., 2007.

5. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе., 2004.

6. Мультимедийная учебно-методическая программа «Азбука дорожной науки». Производственное объединение ООО «Зарница». г. Москва 2014.

7. Основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие./ Л.П. Оривенко, Н.Б. Кондратенко, Оренбург., 2001 г.

8. Сальникова Л.П., Зубкова Г.Л. Изучаем ПДД на уроках, часах общения и занятиях ЮИД. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Оренбургской области. Министерство образования Оренбургской области., 2010.

9. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идём по улице. Сборник материалов и метод. рекомендаций к изучению правил безопасного движения., 1997.



24

10. Сосунова Е.М., Форштат M.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-

методическое пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. – СПб.: ИД «МиМ». -1997.

11. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети – дорога – дети». - Ставрополь., 1995.

12. Хавилов В.А., Калинина И.И. Методические рекомендации для образовательных учреждений Оренбургской области. Основы профилактики

детского дорожно-транспортного травматизма., Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Оренбургской области. Главное управление образования Оренбургской области. - Оренбург, 2001.

13. Школа светофорных наук. г. Киров., 2000.


  1. Цифровой след реализации методической разработки.

Методическая разработка «Дорожные науки», разработанная в качестве профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и способствующая расширению знаний о навыках безопасного нахождения на дороге была реализована на сайтах ООО «Инфоурок» и на образовательной площадке для учителей «Мультиурок».



















25