СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусское государство при Святославе и Владимире

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятие христианства при князе Владимире для социально- политического развития государства.

Просмотр содержимого документа
«Древнерусское государство при Святославе и Владимире»

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: история

Класс: 10

Тема: Древнерусское государство при Святославе и Владимире

Тип урока: комбинированный

УМК: УМК по истории под ред. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.



Цель урока: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятие христианства при князе Владимире для социально- политического развития государства.

План урока:

1.Правление Святослава

2. Правление Владимира.

  1. Крещение Руси.

  2. Значение крещения Руси.

Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.

Важнейшие даты: 988 г. - принятие христианства на Руси.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь. IX—XII вв.»

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания

        1. Фронтальный опрос по учебнику

        2. Проверка таблицы

        3. Работа с понятиями

II. Изучение нового материала

    1. Укрепление Древнерусского государства при Святославе.

    2. Причины первой усобицы на Руси:

Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разде­лил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - Ярополка - посадил в Киеве, второго - Олег а - в Древлянской земле, а младшего - Владимира - в Новго­роде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.

Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.

    1. Правление Владимира.

    2. Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием - крещением Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок. В течение урока вы будете заполнять опорный конспект, схема его в дополнительных материалах.

    3. Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.

    4. 4. Крещение Руси.

    5. Постановка проблемного задания

    6. В дополнительных материалах вы найдете высказывания историков о князе Владимире:

    7. «Владимир имел широкую душу, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

    8. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным воином, кровожадным и – всего ужаснее – братоубийцею…» Н.М. Карамзин

    9. «Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные». Н.М. Карамзин.

    10. - Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым? На этот вопрос вы должны ответить в конце урока.

    11. Русь со всех сторон окружали страны, уже принявшие монотеистические религии. Русь, оставаясь языческой, сильно проигрывала в политическом и культурном плане. Но христианство уже проникло на Русь достаточно широко, и Владимир тоже задумался о выборе веры (Сообщение № 1).

    12. Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами. Прочитав текст учебника стр. 60-61, попытайтесь выделить причины принятия христианства на Руси.

    13. Задание для работы с текстом учебника стр. 60 - 61

  • разделить его на части;

  • найти границы между ними;

  • выделить главные мысли;

  • выписать предпосылки и причины принятия христианства.

    1. Записи в тетрадях:

    2. Предпосылки крещения Руси:

    3. 1. Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;

    4. 2. Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;

    5. 3. Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного от­ношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;

    6. 4. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменно­сти, духовной жизни страны;

    7. 5. Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

    8. Причины принятия христианства:

  1. Язычество не регулировало отношения с властью, а толкало на противостояние;

  2. В язычестве жрецы обладали большей властью, чем князья и дружна. А это в свою очередь мешало становлению единой княжеской власти;

  3. К язычникам отрицательно относились в европейских странах, с которыми Русь вела дипломатические отношения;

  4. Для создания государства необходима была единая объединяющая идея, которая соединила бы разрозненные племена славян;

  5. Необходима была религия, обосновывающая единую власть князя в государстве.

    1. III. Закрепление

    2. Работа с учебником: на основе материала учебник записать важнейшие последствия крещения Руси:

    3. 1) Политические:

    4. а) Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной дру­гим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

    5. б) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и цер­ковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

    6. в) Династическое родство с византийскими императорами.

    7. 2) Культурные:

    8. а) Создание церкви как института и церковной организации по византий­скому образцу.

    9. б) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д.

    10. в) Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.

    11. г) Введение кириллической азбуки и начало литературы.

    12. Запишите основные понятия в тетрадь:

    13. Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм, пра­вославие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские веро­исповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

    14. Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

    15. IV. Итог урока

    16. Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола – первокрестителя и объявила его святым. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.

    17. Домашнее задание: § 4,5 повторить термины и записи в тетрадях.