Дружный класс. Секреты дружного коллектива.
Важно ли, в каком классе учится ребенок: сплоченном или недружном? Может быть, нет никакой разницы? Ведь ребенок ходит в школу получать знания. В том то и дело, что это очень важно для правильного роста и становления личности. Именно гармоничная, теплая, дружеская атмосфера способствует формированию счастливого, успешного человека.
Класс – это сообщество ребят, которые волею судьбы должны существовать, учиться, расти вместе на протяжении 9-11 лет. И хорошо, если это дружный, энергичный, инициативный коллектив.
А если класс вовсе и не коллектив, а просто разрозненные, неинтересные друг другу люди, вынужденные находиться вместе? В таком случае тяжело приходится всем.
Что можно сделать, чтобы вынужденное нахождение вместе в одном замкнутом пространстве (класс, школа) превратилось в радость?
Естественно, за один день, как по мгновению волшебной палочки, такие чудесные метаморфозы не произойдут. Это кропотливая, целенаправленная работа классного руководителя, учителей, родителей и самих ребят.
Сначала нужно понять, чем живет каждый из ребят. Что ему интересно, чем увлекается, что его притягивает. Таким образом классный руководитель может составить представление о каждом ученике своего класса. После этого можно начинать работу по сплочению ребят в единый коллектив. Что для этого можно сделать?
Объединяют совместные значимые дела. Например, экскурсии. Когда собрана информация об интересах учеников, можно подобрать такие экскурсии, которые увлекут если не всех, то большинство учащихся. Это могут быть походы в театр, кино, музеи, выставки.
Сходили и забыли? Нет, можно оформить небольшой сюжет с фотографиями, интервью. И сделать это, к примеру, в специально заведенном толстом альбоме со значимым, объединяющим названием. Только не сваливать всю работу на одного человека, а распределить ее между одноклассниками: кто-то фотографирует, кто-то интервью берет, кто-то отвечает за оформление и т.д. Все будут делать одно дело, а это сплачивает, объединяет.
Зарисовки о жизни класса лучше, конечно, оформлять не только в бумажном варианте, но и электронном, чтобы каждый участник имел доступ, мог в любую минуту посмотреть, что нового происходит в коллективе.
Очень важно создавать традиции класса. Какие? Опять же исходя из проведенной работы по исследованию интересов учеников. Если половина класса занимается бальными танцами, посещает спортивные секции – по возможности всем остальным ходить на их выступления и поддерживать. Зимой во время каникул, к примеру, договориться обязательно проводить новогоднюю лыжню, катание на санках, ватрушках, коньках и т.д. А в конце учебного года – поход по совместно выработанному маршруту или поездка.
Существуют ведь и дни рождения. В своем классе можно вывесить список дней рождений. Придумать, как их отмечать: поздравлением в виде открытки и небольшого подарочка, прикрепленного к ней, исполнения в честь именинника доброжелательной песни, стихотворения. Вариантов множество.
Часто разобщенность происходит из-за незнания ребятами друг друга. На классных часах, проходящих по расписанию каждую неделю, можно отводить по 5-10 минут, чтобы каждый мог рассказать, что нового произошло в его жизни.
Совместные мероприятия, проведенные с душой, не для галочки, создание традиций, интерес друг к другу сплачивают ребят в один дружный коллектив, в котором приятно и учиться, и учить.