СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дуальное обучение – как форма подготовки квалифицированных кадров в республике казахстан

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переориентация на рыночные отношения потребовала больших изменений в системе профессионального образования. При трудоустройстве учитывается не столько знания претендентов, сколько их способность к осуществлению профессиональной деятельности.

Рынок труда в Казахстане требует пересмотра сложившегося подхода в системе профессионального образования. В определенной степени решению проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Дуальное обучение – как форма подготовки квалифицированных кадров в республике казахстан»

Е.В. Матвеев

КГКП «Электротехнический колледж» г.Семей


ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


Переориентация на рыночные отношения потребовала больших изменений в системе профессионального образования. При трудоустройстве учитывается не столько знания претендентов, сколько их способность к осуществлению профессиональной деятельности.

Рынок труда в Казахстане требует пересмотра сложившегося подхода в системе профессионального образования. В определенной степени решению проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии.

Внедрение дуального образования в условиях Казахстана повысит престиж рабочих специальностей. «Сегодня на рынке труда мы имеем недостаточное количество квалифицированных рабочих кадров, то есть акценты должны быть сделаны на развитии профессионального технического образования. В советский период работала хорошая система, потом в период независимости, к сожалению, наше образование ушло в сторону развития высшего образования, хотя современный рынок труда предъявляет очень большие требования, очень большую потребность в рабочих специальностях и одна из лучших мировых практик в этой области – это система дуального образования, которая достаточно широко распространена в европейских странах» - считает Б. Сырлыбаева, заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК. [1]

Дуальное обучение является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату.

Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60-70% учебного времени)

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон- предприятий, учащихся, государства.

Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, переучивание и адаптацию.

Для учащихся – это адаптация к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.

В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики.

Преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционной:

  • Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;

  • В механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

  • Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

  • Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

  • Учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки у других мастеров.

Со второй половины 19 века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично- заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

Анализ мирового опыта дуального обучения создает предпосылки для реализации наиболее эффективных ее сторон в систему профессионального образования стран с рыночной экономикой.

При дуальном обучении предполагается обеспечение на младших курсах общетеоретической базы, а на втором - третьем курсе – работа по индивидуальному плану, содержащему практикоориентированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. К руководству данной работой могут привлекаться специалисты практики.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты курсового или дипломного проекта по специализации, при этом большое внимание уделяется практической значимости работы.

На данный момент имеет место недостаточная заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров. В этой связи Министерством принят ряд системных мер по стимулированию предприятий. Внедряются как законодательные, так и институциональные и финансовые инструменты. Вкладываются большие деньги на то, чтобы отечественные компании обновили квалификационные требования к своим работникам.

Для стимулирования предприятий, работающих по дуальной системе, Министерством предложено

Уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5.

Установление налоговых вычетов по расходам физических лиц на обучение.

В проект Предпринимательского кодекса внесены нормы по квотированию рабочих мест для практики и трудоустройства молодых специалистов.

«Ведется работа по внедрению элементов дуального обучения в более чем 100 колледжах страны», - пояснил Премьер – Министр страны Серик Ахметов. [3]

Как отметил заместитель Председателя Правления НПП РК Нуржан Альтаев, одним из важных и актуальных вопросов является подготовка кадров с учетом их потребности на отечественных предприятиях. Для этого Национальная палата предпринимателей совместно с Министерством образования и науки разработала Дорожную карту внедрения дуального обучения, которая содержит 11 приоритетных отраслей региона, такие, как машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, сервис, транспорт, строительство и другие.

Одним из сдерживающих факторов внедрения дуального обучения является неэффективность существующей системы управления ТиПО. В отделах ТиПО в количестве 2-3 человек сосредоточена вся работа по координации деятельности учебных заведений, взаимодействия с бизнесом и другие вопросы. С учетом новых масштабов по развитию системы ТиПО , в том числе внедрения дуального обучения этого недостаточно.

В ближайшее время для развития дуального обучения планируется:

–Разработать совместно с НЭПК «Союз «Атамекен»» Национальный план регулирования рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами Республики Казахстан.

–Обеспечить участие партнеров НЭПК «Союз «Атамекен»» в формировании и размещении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов.

–Предусмотреть в рамках внедрения 12-летнего обучения получение молодежью рабочих профессий.

–Обеспечить студентов организаций ТиПО по технологическим, техническим, сельскохозяйственным специальностям обмундированием специальной рабочей одеждой.

НАО «Холдинг «Кәcіпқор»» принять комплекс мер по развитию системы ТиПО до уровня международных требований рынка труда по подготовке квалифицированных специалистов.

Обеспечить подготовку экспертов – тестологов для проведения независимой сертификации квалификаций во всех отраслях.

Разработать региональные планы регулирования рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами.

Обеспечить внедрение дуального обучения на базе субъектов предпринимательства, проработать вопрос создания органа, координирующего внедрение дуального обучения.

Содействовать повышению статуса, привлекательности, имиджа квалифицированного специалиста.

Обновление содержания образовательных программ ТиПО в том числе, по специальностям на основе профессиональных стандартов с дуальным обучением.

Расширение числа предприятий для большего охвата отраслей экономики по дуальной форме подготовки кадров ФНБ «Самрук-Казына».

Развитие межведомственной системы управления дуальным обучением с созданием координирующего органа.

Внедрение независимой оценки и сертификации квалификации специалистов на предприятиях, работающих по дуальной системе.

Развитие международного сотрудничества в сфере развития дуального обучения по обмену опытом, обучение за рубежом.

Указанные меры позволят существенно повысить качество обучения, укрепить связи с предприятиями.

«После посещения Германии я дал поручение внедрять дуальную систему образования. Сегодня по этой системе работают 60 стран мира. Я призываю все казахстанские компании немедленно заняться этим, а правительству проследить», - поручил Нурсултан Назарбаев. [1]

По словам Главы государства, в программе правительства должно быть учтено, что "любое крупное предприятие Казахстана, тем более участник государственной программы индустриализации, должно иметь квоты по обучению и трудоустройству молодежи".

«В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования». [2]

Нурсултан Назарбаев также отметил, что эта модель уже внедрена в АО "Казахмыс", Донском ГОКе, Павлодарском электролизном заводе, в Фонде "Самрук-Казына". В таких компаниях, как Павлодарский нефтехимичесий завод, "Казахтелеком", КЕГОК, "Казатомпром", Аксуский завод ферросплавов, Сайрамский машиностроительный завод, переоборудованы учебные центры для дуального обучения.

Эксперимент по дуальному обучению начался в 2012 году и показал, что рассредоточенное проведение практики и теоретического обучения (3 дня учеба в техникуме, 3 дня работа на заводе), трудоустройство на оплачиваемых рабочих местах, заключение срочного трудового договора, социальный пакет, закрепление наставников из числа опытных работников – все это способствует адаптации будущих специалистов к производственной среде, подтверждает правильность выбора профессии, дает ощущение ее значимости.

В трудовых договорах студентов с предприятием оговариваются социальные гарантии – обеспечение полисом добровольного медицинского страхования, путевками в профилакторий и прочие. Выпускникам гарантируется сохранение рабочих мест до окончания службы в рядах Вооруженных Сил.

Напрашивается вывод, что дуальная форма обучения имеет преимущества. Во – первых, позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки. Во – вторых, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций. В – третьих, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


  1. www.tengrinews.kz

  2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана 17. января 2014

  3. Казинформ от 23 января 2012 г.

  4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.

  5. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002

  6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня, №5, 2004

  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования. Народное образование № 2, 2003


5