СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!


Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Одним из основных направлений развития воспитания стратегии является

обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и современной образовательной системы. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного посёлка, района, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

В усло­ви­ях со­вре­мен­но­го об­ще­ствен­но­го кри­зи­са Рос­сии, ко­то­рый определя­ет­ся, пре­жде всего, кри­зи­сом ду­хов­ных и нрав­ствен­ных цен­но­стей и по­это­му сопро­вож­да­ет­ся та­ки­ми раз­ру­ши­тель­ны­ми яв­ле­ни­я­ми, как рост детской беспризор­но­сти, дет­ской и под­рост­ко­вой пре­ступ­но­сти, курения и нар­ко­ма­нии, осо­бое значе­ние имеет воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­он­ной для на­ше­го Оте­че­ства систе­ме нравствен­ных цен­но­стей.

По­ни­мая, что в об­ще­стве про­изо­шло сни­же­ние вос­пи­та­тель­но­го воздействия на­ци­о­наль­но­го фак­то­ра на фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­но­сти и патриотизма, необ­ходи­мо воз­рож­дать пат­ри­о­тизм и нрав­ствен­ность в наших детях.

Глав­ной за­да­чей школы яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти, про­ник­ну­той духом род­ной куль­ту­ры. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Под ду­хов­но-нрав­ствен­ным вос­пи­та­ни­ем по­ни­ма­ет­ся пе­ре­да­ча детям тех зна­ний, ко­то­рые фор­ми­ру­ют их нрав­ствен­ность на ос­но­ве тра­ди­ци­он­ной для Отече­ства ду­хов­но­сти, фор­ми­ро­ва­ние опыта по­ве­де­ния и жиз­не­де­я­тель­но­сти на базе ду­хов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей, вы­ра­бо­тан­ных хри­сти­ан­ской куль­ту­рой в те­че­ние двух ты­ся­че­ле­тий.

Ду­хов­но-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние, бу­дучи стерж­нем фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ной лич­но­сти, граж­да­ни­на и пат­ри­о­та Рос­сии, яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью об­ще­го учеб­но-вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са. Тра­ди­ци­он­ная педагогика счи­та­ет необ­хо­ди­мым це­ле­на­прав­лен­ное раз­ви­тие у че­ло­ве­ка проявлений ду­хов­но­сти, а точ­нее – ее свет­лой сто­ро­ны, ори­ен­ти­ро­ван­ной на добро­ту, лю­бовь, ис­ти­ну, ува­же­ние к дру­гим людям, со­стра­да­ние, со­чув­ствие, что со­от­вет­ству­ет пра­во­слав­ным цен­ност­ным ори­ен­та­ци­ям, опре­де­ля­ю­щим смысл жизни че­ло­ве­ка как непре­рыв­ное ду­хов­но-нрав­ствен­ное его со­вер­шен­ство­ва­ние.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Социальное развитие нашего общества в XXI веке может успешно проходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. В настоящее время назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития современному ребенку чувства патриотизма, гордости за свою Родину, а также за малую Родину.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народ, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриарх Алексий II говорил: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. (видео)

Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

К сожалению современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни вспоминают редко или вообще не вспоминают. Кто из нас не слышал фразу родителей: «Ударили – дай сдачи! Бей первым, чтобы не били тебя!» Вот оно – воспитание нравственности, доброты и любви к ближнему. Где же те устои, корни семьи, которые в будущем помогут заблудшему ребенку вернуться в семью, почитать мать и отца, любить стариков, братьев и сестер?

В современном мире дети порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают адрес школы, их не особенно заботят бездомные животные, отношения родителей к другим взрослым. Так кто же в этом виноват? Кризис, общество, страна или же все-таки семья? Ответьте каждый себе на этот вопрос. Для меня это очевидно – конечно же, семья! Семья, забывшая свои корни, культуру своего народа, ушедшая от духовности и нравственности, а помнящая только о хлебе насущном и материальных благах – чему она может научить ребенка?

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

С 1 сентября 2022 года во всех школах России воспитание патриотических чувств к своей стране начинается с исполнения гимна и поднятия государственного флага. В нашей образовательной организации поднятия государственного флага мы внедрили уже в конце учебного года, а гимн на всех линейках поем не первый год. В рамках внеурочной деятельности ввели урок «Разговоры о важном». На нем классные руководители рассказывают школьникам «об основных текущих событиях».

Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание социальной ответственности и компетентности;

  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

      Традиционные ключевые дела, сформировавшиеся за многие годы работы, принятые и педагогами, и родителями, и учащимися события учебного года, которые стали определяющими в патриотическом и духовно - нравственном плане жизни школы и стали традиционными. День Знаний, День здоровья, День учителя, Последний звонок, конкурс смотра строя и песни и другие.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Бу­ду­щее любой стра­ны, любой нации – это под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние. В за­ви­си­мо­сти от того, как вос­пи­ты­вать детей, как го­то­вить их к взрос­лой жизни, за­ви­сит судь­ба го­су­дар­ства и всех в нем жи­ву­щих.