СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно нравственное воспитание  учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья раскрывает методы  работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся учреждений среднего профессионального образования, проживающих в общежитии.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации»

Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей.  Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания. Так и друг к другу, что бывает крайне сложно.

     Сельская школа – это, как правило, маленькая школа, как маленькая семья, со своими семейными традициями. Там знают и любят каждого ученика. Попадая в городские условия, на начальном этапе, такие ученики теряются в огромной массе детей.

Главная задача воспитателей общежития социализировать и адаптировать первокурсников к новым для них условиям.

Одним из важных направлений процесса социализации является духовно-нравственное воспитание.

     Целью данной деятельности является формирование личности учащегося, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремлённость, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно – нравственным и патриотическим традициям.

     Другими словами, работая с молодежью, проживающей в общежитии необходимо создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.

     Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся проживающему в общежитии. Нравственный  воспитатель, через уклад жизни в общежитии вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность молодому человеку или девушке предлагается  самому, через собственную деятельность.

     В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное _ совесть, нравственное осознание.

     Явление нравственного составляет главную задачу воспитания в общежитии. Основополагающим любого воспитательного мероприятия в общежитии КГБ ПОУ № 11  является упор на нравственное начало.

Воспитатели общежития в системе наблюдают за ростом учеников. Ведь очень важно именно на ранних этапах выявить отклонения от нравственных норм.

          Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

     Обеспечение прав детей и молодежи на  полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы воспитателей с детьми.

Решая эту задачу, педагогический коллектив общежития создает условия  для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности.

     Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы, которую планирует и организует воспитатель общежития.

     Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние

     Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие  методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.

     Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведенческого типа; грубость с взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим.

     Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.

     Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития.   Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях

          На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А.В. Ясмана,  возможно применение  психологической диагностики, способствующей выявлению причин  асоциального поведения учащихся, воспитательных возможностей педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное  в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.

     Первый этап диагностики проводится в  форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития  и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.

     Информация разделена на 4 раздела:

1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса

2 Работа с коллективом учащихся.

3 Управление воспитательным процессом

4 Работа с родителями.

     Первый блок включает в себя:

  • Педагогическое наблюдения за учащимися, проживающими в общежитии;

  • Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений

  • Осмысление и внесение корректив;

  • Циклограмма работы воспитателя на учебный год;

Работая над вторым разделом заполняю социальный паспорт, анализируя данные которого можно сказать в какой семье проживает подросток по типу воспитания и какой статус занимает данная семья

     После сбора и анализа данных необходимо  изучение причин асоциального поведения. Здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:

  • Что  искажено в духовном мире подростка и под влиянием каких причин;

  • Какие неблагоприятные условия существуют на данный момент;

  • С какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи, воспитательной системы.

  • Были ли допущены педагогические  ошибки и как их исправить.

На данном этапе психологом проводится подробное исследование каждого учащегося, затем выдаются подробные характеристики на каждого с личными рекомендациями по коррекции поведения.

     Далее проводится исследование уровня воспитанности учащихся. Такое исследование проводится  два  раза в год - в начале года для выявления проблем и в конце года для отслеживание динамики  уровня воспитанности.

Профилактические занятия  по снижению уровня агрессии

     Еще одним важным составляющим в профилактике правонарушений является создание условий для самоуправления в общежитии.

     Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, повысить или сформировать уровень собственной организованности, и как следствие научиться брать под контроль свои эмоции. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения учащиеся, совершающие преступления,  это в основном лидеры, которые не знают, как правильно реализовать свои способности. Неумение педагога направить данные качества в нужном направлении, не умение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.

Считаю правильным включать таких учащихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств

     На сегодняшний день  ученическое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:

  • Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении

  • Стать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью

  • Стать средством социально - правовой защиты.

Самоуправление в общежитии имеет свою структуру, принципы. Важным критерием качества самоуправления является объективная самооценка обучающимся собственных успехов, наличие у них устойчивой  жизненной  позиции, степень развития социальных контактов учащихся друг с другом

     Одним из главных критериев выбора в органы самоуправления является добровольность. По результатам наблюдения за проживающими в общежитии в период с 2004 по 2011 год выявлено, что  учащиеся не желают быть зрителями воспитательного процесса, навязываемого педагогами, а испытывают стремление активно учувствовать в постановке  и решении проблем самостоятельно. Поэтому я расширила сферу деятельности самоуправления, чтобы каждый желающий мог реализовать свои возможности.

     Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления.

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Список членов самоуправления

Организатор

Инициатор

Исполнитель

Творец

Пассивный

Иванов






Петров






Ежедневно работая с учащимися сфере самоуправления, отслеживаю рост лидерского потенциала, чтобы затем правильно распределить должности (т.н. портфели). Причем роли могут меняться в зависимости от того какую позицию в таблице на данный момент занимает член самоуправления. Таким образом, каждый учащийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.

    Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы учащиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел использую в своей работе методику «13 шагов», разработанную ДОЦ «Орленок»  

     Данная методика позволяет получить, во-первых, несколько  практически готовых коллективных дел, для дальнейшей реализации их в общежитии. Причем эти мероприятия разрабатывают сами обучающиеся, а значит они интересны им,  и пройдут более эффективно.

Во-вторых, подростки учатся словесно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно, слушать оппонента.

     Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слушать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию учащихся

          Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости, а если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами, как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью  преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает  значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория учащихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу не сформированности понятия ценности жизни, агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться

     Задача воспитателя показать наиболее  безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – Подготовка и участие  в интеллектуальных викторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.

  • ТРУДОВАЯ – Участие в рудовых делах, санитарных днях,

  • ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»

  • СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ – педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы. план создан совместно учащиеся и педагогами.

          Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с учащимися, проживающими в общежитии профессионального училища, по профилактике преступлений и правонарушений педагогический коллектив общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений среди учащихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности самого педагога и его профессионализма.