СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы посредством художественного слова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является кратким обобщение педагогического опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание посредством художественного слова.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы посредством художественного слова»

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы посредством художественного слова

Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Литература - это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок-диалог, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия, театрализованный урок. Продуктивной формой урока может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д. Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Так, например, в школьном курсе литературы ребята знакомятся с княжескими житиями: святого благоверного князя Александра Невского (“Сказание о житии Александра Невского”), святых Петра и Февронии Муромских. Необходимо подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа: “Князей Я ставлю, священны, ибо они, и я их веду”. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления современного человека. Кто он, современный герой? Познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, подробно останавливаемся на образе Маши Мироновой. В беседе важно подчеркнуть нравственные традиции народа, приоритет православных ценностей в отношениях юношей и девушек. И здесь так уместны беседы об истинном счастье, которое невозможно без целомудрия, без чувства долга, без высших нравственных начал. На уроке внеклассного чтения при изучении повести А.Пушкина “Метель”, учитель может повести серьезный и вдумчивый разговор о святости таинства брака. Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Анализируя повесть Лескова «На часах», учащиеся вспоминают “иерархию ценностей” православного человека. Задача учителя – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка.