«ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР УМЕНЬШЕНИЯ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО СОЦИУМА И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
Общение необходимо для развития, воспитания, образования человека. В педагогической деятельности общение как форма взаимодействия, сотрудничества педагогов и учащихся рассматривается и как средство воспитания, формирования личности, обмена информацией, обучения, передачи знаний. Предметом педагогического общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие и воздействие в разных направлениях (учитель – ученик, учитель - учитель, учитель – родители, учитель – администрация, ученик – ученик ).
Возникновение конфликтов в школе связано, прежде всего, с конфликтогенной природой самого педагогического процесса, движущими силами которого являются противоречия. Наличие объективных противоречий в педагогическом процессе делает конфликты неизбежными, а управление ими – необходимой составляющей управления педагогическим процессом в целом.
Конфликтогенность школьного социума - совокупность факторов педагогического процесса и социального взаимодействия, способствующих возникновению конфликтов.
Внешними факторами, повышающими конфликтогенность педагогического процесса, являются социальные, экономические и психологические проблемы, что усложняет процессы и механизмы развития, воспитания и обучения. Выделяют несколько уровней развития конфликтогенности: деструктивный, непродуктивный, продуктивный.
Для школьного социума характерны конфликты между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Значительная часть этих конфликтов связана с ненадлежащим выполнением профессиональных функций педагогами в сфере учебно-воспитательного взаимодействия, управленческой сфере, сфере психолого-педагогического сопровождения.
Классный руководитель несет ответственность за профилактику организационных конфликтов на уровне урока, класса; мониторинг и управление конфликтами в коллективе класса; реализацию педагогических возможностей конфликтов.
Способность и готовность педагогов нести ответственность за уровень конфликтогенности школьного социума, связана с понятием конфликтологической компетентности.
Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, необходимо знать не только личностные характеристики человека, но и, конечно, знать понятие конфликта, признаки и причины их возникновения. Надо действительно прямо и чётко находить и реализовать наиболее эффективные способы разрешения.
Цель: определение путей социальной адаптивности учащихся к школьному социуму, определение педагогом способов предотвращения конфликтов.
Задачи: развитие коммуникативных навыков у субъектов образовательного процесса; обучение учащихся методам, позволяющим избегать конфликтные ситуации.
Проработав литературу, представленную ниже, я пришла к выводу, что:
Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликтогенность — это интегративное свойство индивидуальности, определяющее технологию управления конфликтной ситуацией, мотивацию конфликта, жизненную позицию индивидуального достижения, самореализацию через истинное человеколюбие и справедливость. Содержание этого интегративного свойства составляют конфликтогенные “зоны” основных сфер индивидуальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.
3. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005.
4. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.