Филиал МБОУ- СОШ с. Росташи «ООШ с. Грачевка
Аркадакского района Саратовской области
Доклад
на тему: «Эффективные приёмы для организационно-мотивационного
этапа на уроке иностранного языка»
Подготовила:
Беднякова Н. А.,
учитель английского языка
2024г.
Эффективная и мотивирующая организация начала урока очень важна для успешного его проведения. Как гласит народная пословица «Хорошее начало-половина дела». Организационный этап урока входит в мотивационно -ориентировочный блок (блок мотивации учебной деятельности). Цель организационного момента на уроке английского языка - создание благоприятной рабочей иноязычной атмосферы, а это, в свою очередь, залог успешности всего урока. А, как известно из народной мудрости, с маленькой удачи начинается большой успех.
Основные правила организации этапа
Для эффективного начала урока нужно помнить о следующих правилах:
1. Организационно-мотивационный этап должен быть коротким и занимать от 3 до 5 минут.
2. Приёмы должны быть интересными.
3. Релевантность. При выборе и разработке заданий для начала урока нужно обязательно помнить о конечной цели урока и его структуре в целом. Несоответствие вводной и основной частей урока может вызвать у учеников непонимание и вопрос «Зачем мы все это делали?»
4. Аутентичность. «Being fully exposed to the authentic materials is one of key factors for language acquisition». Аутентичные материалы могут послужить повышению интереса учащихся, при условии что они выбраны в соответствии с уровнем, возрастом и интересами конкретных учащихся.
Как же сделать начало урока действительно успешным для учеников? Вот некоторые идеи для продуктивной организации начала урока, которые я реализую при обучении английскому языку.
Приём «Песня»
Перед началом урока, можно поставить песню, которая подходит под тему урока. Попробуйте включить песню до того, как придут ученики – пока они собираются и занимают свои места, у них уже будет возможность прослушать фрагмент и составить о нём своё мнение. Как только урок начнётся, обсудите, какое впечатление произвела песня, понравилась ли она, о чём в ней поётся. Прослушав песню, учащиеся должны предположить, какой теме будет посвящён урок.
Приём «Видео- или аудиоподсказка»
Использование аудио- и видеороликов на иностранном языке концентрирует внимание школьников, с первых минут включая их в работу.
Прослушав аудиозапись, ученики должны догадаться, о чём пойдёт речь на уроке. В качестве видеоматериалов можно использовать рекламу, фрагменты мультфильма или кинофильма, фрагменты телепередач и новостей, связанных с темой урока.
Изучая тему «Transport», можно послушать звуки разных транспортных средств (мотор машины, шум самолёта, гудок парохода и т.д.).
Тему «Travelling» можно начать с просмотра следующего видеоролика «At the travel agency».
Перед изучением темы «School Uniform» можно использовать аудиозапись «School Uniform Rap».
Тема «Music» может быть введена c помощью музыкальных фрагментов разных жанров.
Желательно, чтобы эти видео- или аудиоролики были задействованы и в дальнейшем на уроке. Например, на их основе можно разработать разные задания для последующих этапов, то есть одно и то же средство используется не только для стимулирования интереса к теме урока, но и для достижения других целей.
Приём «Стоп-кадр»
Показываем ученикам кадр из видео. Обсуждаем, что на нём происходит, а что случится далее. После обсуждения можно посмотреть видео до конца и поговорить о том, ожидали ли они такой концовки или нет, и почему.
Приём «Фотография»
Обсуждение изображения – это весьма распространённое задание. Фотографию выводим на стену или доску с помощью проектора.
Приём «Что общего?»
Готовим несколько фотографий на одну тему. Обсуждаем с учениками, что их объединяет. Просим по изображениям угадать тему урока.
Приём «Пословицы и поговорки»
Начинаем урок с чтения английских пословиц или поговорок, с помощью которых учащиеся определяют его тему.
Например, можно использовать следующие пословицы:
тема «School»: Knowledge is power. It is never too late to learn.
тема «My Hero»: Actions speak louder than words.
тема «Health»: An apple a day keeps the doctor away. Good health is above wealth. A sound mind in a sound body. Wealth is nothing without health.
Тема «Money, pocket money»: Never spend your money before you have it. Time is money. Money is a good servant but a bad master.
Приём «Загадка»
Готовим одну загадку, разгадав которую учащиеся назовут тему урока.
It’s a place where children learn to read and write. (School)
Можно подготовить 2-3 загадки на одну тему, обобщив отгадки, учащиеся смогут угадать и тему урока. Например, загадки по теме «Weather».
It makes trees shake.
It makes clouds run away.
It makes water frown.
It makes flowers bow.
(Wind)
I am asked to come,
I am waited for;
But I make you hide
When I knock at the door.
(Rain)
Приём «Ребус»
Предлагаем учащимся отгадать ребус и назвать тему урока или догадаться о теме урока по отгаданному слову.
Приём «Кроссворд» или «Буквенный квадрат»
Предлагаем учащимся разгадать кроссворд или найти слова в квадрате из букв. Ключевое слово и будет темой урока.
Приём «Стихотворение»
Предлагаем учащимся прочитать стихотворение и угадать по его содержанию тему урока.
We laugh and cry,
We work and play,
We help each other
Every day. The world’s a lovely
Place to be
Because we are
A ...
(Family)
Более интересными являются стихотворения, в которых первые буквы строчек складываются в тему.
Subjects are so nice and great
Classes, teachers every day.
Here life is flying by,
Only students will survive.
Open your eyes and ears,
Listen, learn and study there.
Приём «Синквейн»
В начале урока учащиеся видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырёх строк пытаются сформулировать тему синквейна, и, соответственно, урока. После этого составляются индивидуальные синквейны. Примеры предлагаемых учащимся синквейнов при изучении различных тем:
Sport
Extreme, individual.
To play, to swim, to skate
A sound mind in a sound body.
Activity
Приём «Вещественное доказательство»
Демонстрируем предметы, вещи, связанные с темой урока. Например: Let’s try to guess the topic of our lesson.
I have five things: a map, a compass, a guidebook and a camera. (тема «Travelling»);
I have five things: a pen, a notebook, a bag, a pencil and a ruler. (тема «School») и т.д.
Приём «Кластер»
На доске или экране ученики видят слова, которые объединены одним ключевым словом. По словам из группы они должны угадать ключевое слово, которое и является темой урока.
Таким образом, я привела примеры способов и приемов развития и поддержания мотивации на уроках английского языка, в зависимости от целей и задач урока, а также от возрастных и психологических особенностей, мы применяем различные методы, варьируя и адаптируя их. Конечно же, формирование положительного имиджа нового предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников и каждый увлеченный своей работой учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Как показывают наблюдения и опыт, использование таких приёмов позволяет заинтересовать учащихся, повысить эрудицию учащихся, развить навыки творческой и самостоятельной работы.