Мастер-класс: «Эффективные техники запоминания английских слов»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта использования техник запоминания английских слов.
Задачи:
– передача своего опыта использования техник запоминания лексических единиц путем прямого и комментированного показа;
– совместная отработка представленных техник запоминания.
План мастер-класса:
Вступление: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению — гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Д. Ушинский
В рамках мастер-класса представлен опыт работы и демонстрируются эффективные техники запоминания английских слов, которые будут актуальны и интересны в разных возрастных категориях, учащихся.
Но для начала, я немного уйду от темы мастер-класса, чтобы продемонстрировать, как я работаю с возражениями своих учеников. Дети часто говорят: «Что учить английский сложно, слова и правила плохо запоминаются и выучить его в школе, без дополнительной подготовки просто невозможно». Я привожу им в пример нашего известного земляка Александра Аркадьевича Бегака, который известен как практикующий инженер-конструктор с множеством патентов (создал более 30 транспортных средств, том числе и космических аппаратов) и парашютист, совершивший порядка 2000 прыжков. Вполне весомые достижения, чтобы посчитать их невозможными, однако всё это реально. В чем учащиеся неоднократно убеждались в рамках профориентационных поездок в лабораторию «Авиационно-космических разработок «БЕГАК».
После такого воодушевляющего примера АЯ уже не представляется таким сложным. И кажущиеся сложными лексика и грамматика подвергаются краудсорсингу (деление большой высокоуровневой задачи, на множество типовых подзадач).
Все учителя сталкиваются практически ежеурочно с тем, что нужно презентовать и активизировать большой объем новых лексических единиц. Здесь будут представлены техники для их наиболее успешного закрепления и запоминания тех слов, которые плохо поддаются запоминанию традиционными способами.
2. Теоретическая часть
Вам будут продемонстрированы техники, которые нравятся мне и увлекательны для учащихся. Но для начала хотелось бы обсудить, какие именно слова требуют изучения в обязательном порядке. Для этого обратимся к трудам Ноама Хомского профессора Массачусетского технологического института, нобелевского лауреата в области лингвистики. Особенность метода Хомского заключается в том, что он представил грамматику естественного языка в виде механизма, который способен породить бесконечное число грамматически правильных предложений при наличии изначально ограниченных языковых ресурсов. Однако его целью было не только выявить математически точную грамматическую систему, но также объяснить творческое использование языка людьми и механизмы усвоения языка детьми.
Идея универсальной грамматики возникла на базе целого комплекса исследований, посвященных теме связи языка и мышления, в частности на тексте Выготского («Мышление и речь», 1934), а также основана на взглядах Декарта относительно врожденного характера мышления.
Взгляды Ноама Хомского неоднократно претерпевали изменения, но его фундаментальная посылка оставалась неизменной – способность к языку является врожденной. Однако, что именно является врожденным? Ученый считает, что универсальная грамматика как общий набор синтаксических правил встроена в мозг. Таким образом, логика, согласно которой мы выстраиваем предложения, оперируем языковыми конструкциями, продиктована самой природой, биологическими особенностями нашего мозга, и это является одним из условий, согласно которым существует универсальная грамматика.
Под ограниченными языковыми ресурсами здесь понимается семантическое ядро языка, согласно исследованиям которого представляется, что 800 слов покрывает около 95 % языка. Это общие сведения о различных языках. Что же касается конкретно английского языка, то 400 наиболее часто употребляемых слов составляют 75 % его семантического ядра. И это совсем небольшой объем, если учитывать, что введение новых лексических единиц происходит на большей части школьных уроков.
(Краткое описание практического исследования. На испытуемых из разных слоев общества закрепляли диктофоны, с которыми они ходили неделю. Затем записи с диктофонов анализировались. Таким образом, после интерпретации результатов, было получено семантическое ядро языка.)
Ещё одним известным ученным, который был озадачен рациональным подходом при изучении иностранных языков, был итальянец Вильфредо Фриц Парето, его в настоящее время знают все, по открытому им «Закону Парето – 20/80». Часто его относят к экономике, предпринимательской деятельности и менеджменту (20% работников предприятия приносят 80 % дохода). Однако, мало кто знает, что Парето помимо, того что был экономистом инженером, социологом также был лингвистом, и открытием закона обязан своим языковым наблюдениям.
(Краткое описание практического исследования. Ученный взял несколько газетных статей и с помощью корректора закрасил 10 % слов. Его гипотеза о том, что восприятие смысла текста испытуемыми составит 90 % - не подтвердилась. Усвоение уменьшенного в объёме текста составило 100 %. Опытным путем он доказал, что восприятие информации составляет 100 %, только до уменьшения текста более чем на 20 %. Если удалить из него 21 % слов, система адекватного восприятия дает сбой и текст становится не вполне понятным для испытуемых).
Правило Паретто применяется для оптимизации результатов деятельности при анализе её эффективности. Верно определив минимальное количество наиболее значимых действий, можно получить значительную часть результата.
Филологом, который соотнёс эти два исследования, был наш современник Юрий Дружбинский (писатель, преподаватель, филолог и профессиональный переводчик). Он сделал гениально простую вещь, и вы сами можете догадаться о чём идёт речь Ответы аудитории.
Совершенно верно, чтобы нормально функционировать в обществе требуется минимум 200-300 слов. Но есть необходимость знать их, и применять очень быстро и уметь строить правильные предложения. Для этого обязательно владеть английской грамматикой, структуру которой, заметно упростил и разъяснил для русскоязычных студентов Юрий Дружбинский.
Прежде чем начинать описывать различные техники запоминания слов, я сделаю акцент на том, что традиционное введение новой лексики применяется на большинстве моих уроков, а представленные здесь, в рамках мастер-класса используются в качестве дополнительных, если у учащихся не получается запоминать слова, как обычно.
Традиционный метод отлично зарекомендовал себя на занятиях не только в школах, но и в ВУЗах. В том числе он применяется в Военном институте иностранных языков ВС США в г. Монтерее. Что же он из себя представляет? Это знакомое нам всем заучивание слов списками. Сначала слова/словосочетания записывают. Лучше, если они будут употреблены в рамках контекста и с акцентом на смысл, разъяснение концептов. После этого начинается работа с текстом: прослушивание, чтение, перевод, пересказ с записью на диктофон или видео. С анализом на каждом из промежуточных этапов и на заключительном.
Представляю вашему вниманию первую технику – «Интеллект-карты» (с английского mind map – карта ума) – это метод записи информации для эффективного способа запоминания и наиболее полного её воспроизведения, в данном случае новых лексических единиц. По сути, любой язык – это одна большая интеллект-карта, ведь все без исключения понятия наиболее полно пронизаны всевозможными ассоциативными связями. Значительную долю информации мы улавливаем визуально, а интеллект-карта служит хорошей основой для быстрого запоминания и наглядного усвоения данного материала, так как карта помогает чётко отображать ассоциативные связи в мозге человека. Интеллект-карты можно построить таким образом, чтобы они соответствовали изучаемой теме по английскому языку. Это демонстрирует преимущество интеллект-карт в ряду других методов подачи информации, так как они могут использоваться на любом уроке с обучающимися разного возраста. Применение данного метода позволяет сделать возможным визуализацию учебной деятельности, а также структурировать мысли и идеи ученика. Ученик, прежде всего, может систематизировать собственные знания или использовать как план своего выступления.
Вторая техника запоминания слов – это «Мнемотехника» или просто ассоциации. Ещё Аристотель определил четыре фундаментальных закона для построения ассоциаций: 1) сходство; 2) контраст; 3) соотнесенность в пространстве; 4) соотнесенность во времени. Мудрецы древности охотно пользовались ассоциациями и, по всей видимости, весьма успешно. В пользу этого метода говорит тот факт, что он до сих пор не забыт и занимает в современных учебниках по психологии подобающее ему место. Основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. Эта техника позволяет запоминать слова в 10 раз быстрее традиционного заучивания наизусть. Чаще всего при изучении незнакомых слов используют ассоциации с ощущениями или фонетические ассоциации. Чтобы запомнить слово нужно произнести его вслух, найти созвучное слово на своём языке, представить образ, связать его с переводом слова (лучше если картинка получится смешной или даже нелепой), проговорить звучание английского слова вслух и представить еще раз получившуюся картинку. Техника более эффективна при составлении индивидуальных ассоциаций учащимся и их системном повторении. Более высокий уровень мнемотехники – естественные ассоциации английского языка, где каждое слово имеет свою собственную «расшифровку».
Следующая техника – это «Рифмовки и стихи». Она заключается во включении в легко запоминающиеся рифмовки или стихотворения английских слов. Например: Удочку закинешь лишь и поймаешь сразу fish. Помимо того, такие рифмовки можно использовать в качестве загадок, при изучении новых слов.
Далее следует необычная интеллектуальная игра «Пустая доска». Читали ли вы когда-нибудь по пустой доске? Ответы.
Эта техника увлекательна для учащихся любого возраста. Принцип этой техники так же прост. Берем список новых ЛЕ и записываем его на доску (слова можно сопровождать порядковым номером). Учащиеся хором произносят слова. Учитель стирает с доски по одному слову, пока доска не останется совершенно пустой. И тут все понимают, что читают по пустой доске. ЛЕ произносятся многократно. Их произнесение можно сопровождать переводом на русский язык. Количество слов для запоминания можно подбирать по правилу 7 ± 2. Это – закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, который окончил гарвардский университет и является членом академии наук «Магическое число семь плюс-минус два» («кошелёк Миллера»).
Сразу же после Второй мировой войны в США началось бурное развитие вычислительной техники. Но в системе «ЭВМ-оператор» человеческий фактор отрицать было совершенно невозможно, поэтому ведущие разработчики компьютеров начали нанимать на работу психологов. Одним из таких специалистов был профессор психологии Джордж Миллер, которого пригласили поработать в Bell Laboratories — крупный исследовательский центр компьютерных систем.
Наблюдая за работой персонала, Миллер довольно быстро подметил, что операторы при работе с большими массивами информации начинают медленнее работать, а то и вовсе вводят в ЭВМ неверные данные. Будучи психологом, Джордж смекнул, что, возможно, все дело в ограниченном объеме кратковременной памяти человека. Предположение требовало проверки, и ученый начал тестирование.
Профессор показывал подопытным людям различные списки, состоящие из цифр и простых слов различной длины, а потом, спустя короткий промежуток времени, просил их воспроизвести показанный список. И вот, что интересно – пока в списке было не больше 6 пунктов, испытуемым удавалось его воспроизводить практически безошибочно. Вполне удовлетворительные результаты были и при 7 элементах. Но серьезные проблемы у участников эксперимента внезапно начали возникать, когда требовалось воспроизвести список из 8-9 элементов. А при наличии в списке 10 и более элементов практически в каждой попытке повторить список память подопытных начинала выдавать ошибки, а счет верных результатов шел на единицы.
По результатам эксперимента Миллеру удалось выяснить, что обычный человек в состоянии хранить в памяти одновременно 5 односложных слов, 8 десятичных цифр, 9 двоичных цифр и 7 букв алфавита. Так выяснилось, что люди (в большинстве) могут запомнить и некоторое время удерживать в памяти 7±2 простых элемента. Результаты своих исследований Миллер представил в монографии «Магическое число, семь плюс-минус два», его статья увидела свет в 1956 году, будучи напечатанной в журнале Psychological Review. С той поры эта работа является одной из самых цитируемых в психологической науке.
Как отмечают психологи, кратковременную память человека можно уподобить кошельку, который вмещает 7±2 монеты, причем совершенно неважно, какого номинала – в копейку или в десять рублей они окажутся.
Но в памяти может сохраняться и больше элементов, просто мозг постарается разбить их на группы, имеющие некие общие свойства – так, чтобы количество полученных групп было примерно 7.
Похожее исследование было проведено и с животными. Например, муравьи способны запоминать 7 бит информации.
Еще одна интересная интерактивная техника Word Cloud (облако слов). Есть ресурсы, позволяющие создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме. Необходимо ввести в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа сгенерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом. Работать с сервисами совсем не сложно.
Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов. С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для доклада или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.
Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Яркие картинки будут привлекать внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, можно составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл. На этапе тренировки использования новых лексических единиц моим ученикам очень нравится следующая игра - найти в облаке слова по какой-либо теме. Например, для учащихся 7 класса я составляла облако слов из двух тем «Green issues» и «Shopping time», а затем просила их распределить наиболее часто встречающиеся (выделенные крупным шрифтом слова) по выбранным темам.
На слайде представлено облако слов нашего сегодняшнего мастер-класса, а на уроках я использую облака слов по изучаемым темам или разделам.
Предлагаю опробовать все вышеупомянутые техники запоминания при активизации новых ЛЕ.
3. ПРАКТИКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. «Интеллект-карты»
Рассмотрим интеллект-карту «House». Главная тема имеет равнозначные ответвления, от которых в свою очередь тоже отходят ассоциации с подтемами (названиями комнат). Такое разветвление можно продолжать столько, сколько необходимо. Например, если какая-то подтема («My bedroom» требует углубленного изучения, её можно записать в виде отдельной интеллект-карты, для детального рассмотрения ЛЕ по этой теме. Этот метод эффективно используется для запоминания учащимися времен года и месяцев. Особенно если предложить им самим составить собственную схему.
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Seasons
(времена года)
Достигнуть лучших результатов в запоминании слов поможет сочетание нескольких техник в изучении одной и той же темы. Поэтому сейчас мы используем свои собственные ассоциации для каждого месяца года. Попрошу участников мастер-класса взять цветные карандаши (фломастеры) и нарисовать или написать над каждым месяцем то, что приходит вам в голову. Поделитесь своими результатами.
3. 2. «Мнемотехника»
Какие ассоциации у вас возникают с английским словом «eye»? Ответы. Восклицание «Ай» обычно звучит, при попадании чего-то в глаз, поэтому оно вполне ассоциируется с запоминаемым словом.
– Какие фонетические ассоциации возникают у вас со словом «puddle»? (лужа). Ответы. Это слово созвучно русскому глаголу «падал». «Ear» – ухо, у ослика Иа длинные уши. Слово «sleep» – спать ассоциируется со словосочетанием «слипаются глаза». У всех у нас свои ассоциации, и даже если они кому-то покажутся очень странными, а для вас это работает, давайте будем странными!
Эта техника, сама по себе не плоха, но имеет один минус – для того, чтобы вспомнить слово нужно пройти по длинной цепочке ассоциаций на русском языке, чтобы переключиться на английское слово, что занимает определённое время. Есть более быстрый, и по моему мнению более разумный способ – ассоциации в английском языке. Например, английское слово «neighbor» легко разделить на два слова, обозначающих «ржание» и «округ», т.е. сосед – это тот человек, ржание лошади которого вы слышите. Так же и в русском языке слово «со/сед» делится на два и расшифровывается, как сидящий рядом.
Это была вторая техника запоминания слов – мнемотехника.
3.3. «Рифмовки и стихи»
Так, например, во втором классе будет уместно следующее стихотворение:
Прибежала к Айболиту
Мышка маленькая, little.
"Сделай, – говорит, – чтоб в миг,
Стала я большою, big."
А в 7 классе, когда учащиеся сталкиваются с задачей выучить наизусть фразовые глаголы, поможет следующее стихотворение:
Мы с врагами fight-fought-fought,(сражаемся)
Их в ловушку catch-caught-caught. (ловим)
День удачу bring-brought-brought,(приносит)
Мы награду get-got-got.(получаем)
Также приветствуются рифмовки на АЯ, подкрепленные аудио- или видеоматериалом, направленные на пассивное запоминание или активное повторение (этот способ имеет преимущество). Например, на уроках я часто использую “The cat song” для запоминания неправильных глаголов.
3. 4. «Пустая доска»
Лексика по теме “Greetings”.
Hello! [хэ'лоу]: Здравствуйте!
Hi! ['хай]: Привет!
Good morning! ['гуд 'мо:нин]: Доброе утро!
Good afternoon! ['гуд а:фтэ'ну:н]: Добрый день!
Good evening! ['гуд 'и:внин]: Добрый вечер!
3.5 Распределить слова из «Облака слов» по темам:
1.«Времена года» и 2.«Приветствие».
3.6 Онлайн на сайте worldwall.net в разделе “Group sort” выбрать тему: “Seasons and months” и рассортировать месяцы по нужным временам года. Произвести проверку.
4. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь, я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
Я попробую…
Мне захотелось…
Литература
«О природе и языке» Ноам Хомский, Москва, 2023 г.
«Принцип 80/20» Ричард Кох, Изд.: Бомбора, 2021 г.
«200 увлекательных игр и заданий по английскому языку» Светлана Воскресенская, Изд. Clever, 2019 г.
«Как подружиться с грамматикой раз и навсегда» Юрий дружбинский, Изд.:Феникс,2022 г.
« How to speak чтобы вас поняли» Юрий Дружбинский, Изд.: Феникс,2022 г.
«Интеллект-карты от А до Я» Рената Кириллина, Сергей Кириллин. Электронный учебник, 2019 г.
Учебник «Spotlight 7» Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Москва, Изд. Просвещение, 2022 г.
Учебник «Spotlight 5» Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Москва, Изд. Просвещение, 2021 г.
«Английский для новичков» С.А Матвеев, Москва, Изд.: АСТ, 2023.
Приложение 1
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
Winter | Spring | Summer | Autumn |
December | March | June | September |
January | April | July | October |
February | May | August | November |
№ | Seasons Времена года | № | Greetings Приветствия |
1 | | 1 | |
2 | | 2 | |
3 | | 3 | |
4 | | 4 | |
5 | | 5 | |
6 | | 6 | |
7 | | Как тебе эта тема? Обведи смайлик. |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
Сегодня я узнал ______________________________________________________
Было интересно _______________________________________________________
Я понял, что _________________________________________________________
Теперь, я могу ________________________________________________________
Я почувствовал, что ___________________________________________________
Я приобрёл __________________________________________________________
Я научился __________________________________________________________
Я попробую _________________________________________________________
Мне захотелось ______________________________________________________