Просмотр содержимого документа
«Эффективные задания для развития читательской грамотности в рамках реализации ФГОС третьего поколения»
Эффективные задания для развития читательской грамотности в рамках реализации ФГОС третьего поколения
Ризаева Светлана Михайловна , учитель начальных классов МОУ «Рождественская СОШ »
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Что это?
2
4к - компетенции
Что важно для учеников сейчас?
- уметь быстро «обозревать текст»
- выделять самое главное
- находить взаимосвязь
- работать с источником
- формулировать одну и ту же мысль
разными словами
Что делать?
1. Предлагать задания «от задачи к способу», которые отличает
- неопределённость в способах действий (нет явных и скрытых указаний на способ
действий, нужен «перевод» с обыденного языка на язык предмета, допустимы
альтернативные подходы и решения),
- проблемные задания во внеучебном контексте (необходимо принять осознанное
решение, сделать выбор; проблема поставлена ВНЕ предметной области,
ситуация близка и понятна школьникам, затрагивает их личностно)
2.Создавать ситуации, требующие использования знаний
3. Использовать практики развивающего обучения:
• поисковая активность,
учение в общении, учебное или позиционное сотрудничество,
• Самостоятельная оценочная деятельность учащихся
Как включать в урок?
отработка ЗУН
новая тема
расширение темы
групповая и парная работа
- определяемся с целью
- анализируем сильные и слабые
стороны класса
- определяемся с типом чтения
- подбираем задания
Какие активности могут быть включены:
- структура, логика
- поиск ответа в тексте
- работа с источником
- работа с лексикой
- работа с разными типами данных
Универсальные задания
- работа с ключевыми словами
ТЕХНИКИ И ПРИЁМЫ
Читательская грамотность и креативное мышление в рамках урока – это возможно
Работа с информацией
Рассмотри репродукцию картины Михаила Александровича Врубеля «Царевна – Лебедь» (1900). Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. Как ты считаешь, это превращение царевны в волшебную птицу или птицы в царевну?
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
РИСУЙТЕ!
ИСПОЛЬЗУЙТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И АССОЦИАЦИИ
СВЯЗЫВАЙТЕ МЫСЛИ
Осмысленное
ПРИЁМ «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
чтение
РУССКИЙ ЯЗЫК: СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Х – верное утверждение
О – неверное утверждение
1. В слове «шубка» только глухие согласные звуки.
2. В слове «цирк» только твёрдые согласные звуки.
3. Первый звук в слове «жираф» является мягким согласным.
4. Четыре согласных звука в слове «грамм».
5. В слове «чашечки» только мягкие согласные звуки.
6. Последний звук в слове «рассказ» является звонким.
7. В слове «линза» только звонкие согласные звуки.
8. В слове «йод» первый звук глухой согласный.
9. В слове «маяк» два согласных звука.
ПРИЁМ «РОМАШКА БЛУМА»
Осмысленное
чтение
РУССКИЙ ЯЗЫК : ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
- Простой вопрос: Какие сочетания называются фразеологизмами?
- Уточняющий вопрос: Ты действительно думаешь, что фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном смысле?
- Интерпретационный вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира?
- Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка?
- Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты?
- Практический вопрос : В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если «да», то в каких ситуациях?
Ищут все способы решения проблемы
ПРИЁМ «ФИШБОУН»
Найти причинно-следственные связи , ответить на вопросы «ПОЧЕМУ?»
ДОВОДЫ«ЗА»
ЕЩЁ БОЛЬШЕ…
- графика (линии, стрелки)
- визуальные конспекты
- словари
Спасибо за внимание!