Цель: Определить основу современного эффективного урока.
Задачи:
1. Осмыслить понятия
«эффективность» и «эффективный урок».
2. Определить критерии эффективного урока.
3. Выявить эффективные формы организации современного урока путем дискуссии.
в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
конкретность поставленной цели и задачи;
заинтересованность учителя и ученика
результативность;
качество материала;
формирование умения и навыков;
разнообразие методов;
эмоциональная подача материала;
индивидуальная работа;
выбор типа урока;
прогнозирование результата урока;
учебные возможности ученика;
мастерство;
умение общаться;
доступность;;
результаты;
самостоятельность учащихся;
творчество;
индивидуальная работа;
эмоциональная атмосфера;
насыщенность урока, моторная плотность урока;
обратная связь;
наибольший результат;
наименьшие «затраты»;
педагогическая находка учителя;
личность учителя;
умение мыслить;
сотрудничество учителя и ученика;
стиль общения;
достижение целей;
толчок к поиску;
ТСО
активная работа учащихся
Секреты эффективного урока.
= Каждый выбирает лучшее из того, что ему доступно.=
- В чем конкретно лучше?
- Лучше, по сравнению с чем?
- Лучше для кого?
В образовательном процессе участвуют многие лица, имеющие различные позиции в этом процессе и, соответственно, свое понимание этого « лучше».
Память
Воображение
Мышление
Восприятие
Ощущение
Внимание
Прежде чем решить, каким путем пойти на уроке, учитель, подумай о том, какой результат ты хочешь получить, какие качества учащегося тебе необходимо развить?
9
Якорь -
действие , слово или образ , который включает ассоциативную цепочку связанных с ними в прошлом чувств и переживаний.
Начинай урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее.
9
=Желание- это тысяча возможностей,
А нежеланье- множество причин.=
- Всякая деятельность обусловлена мотивом, т.е. имеет ответ на вопрос, почему я делаю именно это.
- Мотивация- не врожденное, а приобретенное качество.
- Для создания мотивации необходимо учителю знание психологии своих учеников.
Влияние педагога на
факторы мотивации :
- Уровень озабоченности;
- Оттенки чувств;
- Ощущение успеха;
- Интерес;
- Знание результатов;
- Внутренняя и внешняя мотивация
- Семья;
- Непосредственное окружение;
- Прежние учителя;
- Накопленный опыт.
Данные факторы постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс в системе мотивации.
Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке.
« Эта тема будет в контрольной работе»
Итоговый экзамен.
Отходите от слишком озабоченного ученика.
« Тема трудна, но если внимательно слушать, то вы ее поймете»
Множество тестов, где одна низкая оценка не скажется на итоговый результат
9
Негативные
Позитивные
Мотивация
Непродуктивная,
Неприятная ситуация
Определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу.
Нейтральные
чувства
9
=Успех- это умение преодолевать планку в « интеллектуальных» прыжках.=
- Степень трудности учебного задания.
- Умение педагога дифференцировать задание по мере способности ученика.
9
= С интересом не рождаются- его приобретают.=
Использование интереса учащегося к самому себе, его имени и примеров из накопленного опыта ребенка.
Новизна, которая способна включить « рефлекс внимания»
Предостережение:
Обилие «яркой мишуры» лишь отвлечет ребенка от учебы.
9
- Снабжайте учащихся «оперативной обратной связью» на каждом уроке.
- Используйте самопроверку ( рефлексию)
- Комментируйте оценки (необходимы специфические сведения о результатах работы)
9
Цель
Внутренняя
мотивация
Внешняя
мотивация
Учеба
Заслужить хорошие отметки;
Завершить курс;
Выполнить поставленные требования.
Удовлетворение от самого процесса учебы.
9
Если прилагая усилия, вы были озабочены конечным результатом , испытывая при этом приятное чувство , что вы добиваетесь успеха , и если материал был для вас интересен , новый и связан с вашей жизненной ситуацией. Тогда, если учитель дал вам оперативную и специфическую информацию о результатах вашей работы , есть большая вероятность, что вам понравится весь процесс и мотивация внешняя перейдет на внутреннюю .
9
В начале урока должна быть задана мотивация на урок.. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой ( восприятие речи).
Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан.
9
Основная нагрузка
=Мы «видим» не глазами, а мозгом=
Образное восприятие информации:
- Интонация речи;
- Звук голоса;
- Эмоция;
- Обобщенный образ объекта.
Обработка информации:
- Синтез, анализ;
- Выстраивание структуры;
- Кодирование и декодирование информации.
9
На уроке загружай и левое и правое полушария. Используй на уроке лево- правополушарный подход.
- Визуализация изучаемого материала.
- Нарисовать, то или иное понятие
- Задание на сравнение.
- Правильное использование классной доски.
21
- Прежде чем написать, объясните:
- Мы говорим быстрее, чем пишем.
- Обучающему не надо «угадывать» значение сообщения в процессе его написания.
- Время написания на доске 3-8 сек, время внедрения информации в «короткую память»
- Пользуйтесь ключевыми словами и простыми схемами ( как можно меньше слов на доске)
- Позиция на доске должна отражать связь.
4. Прежде чем написать новое понятие, сотрите старое.
21
« Главную задачу своей работы я вижу в том, чтобы…»
Мир- краски и красоты .
« Я это нутром чую…»
Мир- это чувство полета или давления
« Огромный опыт мне подсказывает…»
Мир- звуковая симфония .
- Учителя в основном визуалы;
- Дети до 14-15 лет-кинестетики;
- Руководители-аудиалы.
23
Используй на уроке полимодальную речь
Учитель, в класс ты должен идти, будучи готовым произнести детям « посмотрите, послушайте, почувствуйте» и дать им такое задание, которые позволили бы одним посмотреть, другим -послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая заключается в нем.
= То, что вы получаете, отражает то, что вы делаете.=
Используйте ошибку на пользу себе и ученику. Ошибка- не неудача, ошибка- обратная связь.
- Благожелательно отнеситесь к неправильному ответу учащихся;
- Подвести его к правильному ответу;
- Дать понять, что впоследствии, возвращаясь к той же информации, он будет нести ответственность за правильные ответы.
Сравнивай успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами другого .
- Любой успех должен быть не только отмечен, но и подкреплен;
- Позитивное «якорение» успехов позволяет формировать у детей психологию победителя.
За качество общения всегда отвечает инициатор общения!
Это значит присоединится к
другому человеку (классу).
Чтобы присоединиться к другому,
надо хорошо его понимать
Что значит установить контакт?(рапорт)
- Физиологический(индивидуальные особенности)
- Общественное сознание. ( «Что такое хорошо, и что такое- плохо»)
- Индивидуальные фильтры.(Собственное представление о мире)
В течение всего урока поддерживай групповой рапорт (контакт) с классом и индивидуальный рапорт с каждым учеником.
- Речь;
- Контакт глаз;
- Улыбка;
- Внимание к каждому.
Совет психолога : Употребление частицы «не» приводит к противоположному результату
В конце урока необходимо провести так называемую подстройку на будущее.
Ученик должен знать, где, когда, при каких обстоятельствах он сможет применить полученные на уроке знания. Иначе- зачем этот урок?
Так может и не стоит ничего менять?
Способы повышения интереса
Приемы обучения с помощью органов чувств
Приемы конструирования вопросов
Приемы сочинительства
Прием «Найди ошибки»
Подготовка учеников к докладам
Иллюстрирование тетрадей
Образовательные технологии
Игры-тренинги
Способы повторения
Устный опрос
Письменный контроль
Взаимоопрос по цепочке
Виды домашних заданий
Урок- викторина
Урок- поиск
Проектный урок
Урок-экскурсия
Урок – экспедиция
Урок без учителя
Стихотворно-музыкальный урок
Урок пресс- конференция
Урок взаимообучения
Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
Интегрированные уроки
Урок – фантазия
Урок – сказка
Урок- спектакль
Урок- лекция
И другие
Формы
учебной работы учащихся
Парные
Коллективные
Бригадные
Групповые
Фронтальные
Индивидуальные
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.
- Исследование Музыкальная пауза Фронтальный опрос
- Взаимопроверка, самопроверка Аукцион идей
- Тестирование Практическая деятельность
- Сочинения сказки по предмету
- карточки для устной работы
- самостоятельное составление заданий
- составление тренажеров для устной и самостоятельной работы
- задания для самостоятельной работы товарищей
- наглядные пособия
- модели фигур, развертки, графики
- доклады
- презентации
- Составление памяток
- издание книг, брошюр
- составление тестов и др.
- Лекция дискуссия ролевая игра
- Телемост КВН Гостиная
- Беседа, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника
- Конспектирование эксперимент, опыты
- работа в парах программирование
- совместная деятельность по достижению цели урока
- Путешествие пресс-конференция
- «крестики-нолики» «морской бой»
- Пересказ текста Групповая работа
- Творческие задания Самостоятельная работа
- Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата
- Работа с картами, контурными картами
- Дидактический материал
- Работа с иллюстрациями
- Составление кроссвордов
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность , открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Используя технологию «Дискуссия» разрешите следующую проблему:
- Что должно ложиться в основу современного эффективного урока: набор активных приемов, формирующих УУД или
- образоватедльные технологии, нацеленные на развитие УУД?
Результаты сотворчества ученика и учителя на уроке
Рассмотрим эффективные составляющие обучения
1. Ученик – учитель
- Есть вопрос ученика + ответ учителя = повторение пройденного и изучение нового.
- Задачи, предложенные учениками с опорой на их интерес = развитие учеников.
- Само и взаимооценка учеников + позитив со стороны учителя = развитие критичности и желание работать.
- Мониторинг успешности ученика + личностный подход в преподавании = выход учеников на творческий уровень.
- Результаты деятельности ученика для работы всего класса + опора на действительность = мотивированность учения.
2. Учитель – ученик
Алгоритм построения уроков по предмету + эффект новизны +
+Позитив для каждого ученика + свобода выбора заданий +
+Поощрение креатива =
Интерес, мотивация, деятельность, знания!
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Все ли мы делаем, чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно?
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Все дети могут
успешно учиться,
если
школа УМЕЕТ учить.