СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы и методы обучения школьников по специальным (коррекционным) программам VII вида в условиях общеобразовательного класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная исследовательская работа направлена на умение учителя  действовать при проявлении у ученика признаков школьной дезадаптации. В презентации представлены методы и приёмы обучения школьников по специальным (коррекционным) программам VII вида в условиях общеобразовательного класса

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы обучения школьников по специальным (коррекционным) программам VII вида в условиях общеобразовательного класса»

 Эффективные формы и методы обучения школьников по специальным (коррекционным) программам VII вида в условиях общеобразовательного класса   Учитель русского языка  моу Курбской СОШ  Ярославского МР  Кузнецова Г.Л.  2010 год

Эффективные формы и методы обучения школьников по специальным (коррекционным) программам VII вида в условиях общеобразовательного класса

Учитель русского языка

моу Курбской СОШ

Ярославского МР

Кузнецова Г.Л.

2010 год

Цель исследования  Научиться действовать при проявлении у ученика признаков школьной дезадаптации

Цель исследования

Научиться действовать при проявлении у ученика признаков школьной дезадаптации

Методика обучения учащихся VII вида  1. Содержание предлагаемого учебного материала должно быть изменено в сторону уменьшения степени сложности за счёт: отказа от рассмотрения теоретических фактов с доказательствами; ограничения степени сложности упражнений; снятия вопросов, которые не усваиваются большинством учащихся или рассмотрение их в обзорном виде.  2. Методика подачи учебного материала должна основываться на принципах доступности, наглядности, занимательности: упор на письменные формы работы позволяет установить постоянную обратную связь, закрепить навыки за счёт постоянной практики;

Методика обучения учащихся VII вида

1. Содержание предлагаемого учебного материала должно быть изменено в сторону уменьшения степени сложности за счёт:

  • отказа от рассмотрения теоретических фактов с доказательствами;
  • ограничения степени сложности упражнений;
  • снятия вопросов, которые не усваиваются большинством учащихся или рассмотрение их в обзорном виде.

2. Методика подачи учебного материала должна основываться на принципах доступности, наглядности, занимательности:

  • упор на письменные формы работы позволяет установить постоянную обратную связь, закрепить навыки за счёт постоянной практики;
Использование большого количества иллюстративного материала помогает более глубокому формированию образов, усвоению теории; Подбор занимательных заданий даёт возможность поддерживать благоприятный психологический климат и внимание учащихся в течении всего урока; Использование опорных схем, таблиц, алгоритмов, позволяет стимулировать мыслительные процессы учащихся.  3. В учебной ситуации должна измениться позиция ученика и функция учителя: позиция ученика с объекта обучения на субъект обучения; функция учителя оказывать педагогическую помощь и поддержку ребёнку в решении различных жизненных и образовательных проблем, передавая не готовые знания, а средства для преодоления затруднений, препятствий.
  • Использование большого количества иллюстративного материала помогает более глубокому формированию образов, усвоению теории;
  • Подбор занимательных заданий даёт возможность поддерживать благоприятный психологический климат и внимание учащихся в течении всего урока;
  • Использование опорных схем, таблиц, алгоритмов, позволяет стимулировать мыслительные процессы учащихся.

3. В учебной ситуации должна измениться позиция ученика и функция учителя:

  • позиция ученика с объекта обучения на субъект обучения;
  • функция учителя оказывать педагогическую помощь и поддержку ребёнку в решении различных жизненных и образовательных проблем, передавая не готовые знания, а средства для преодоления затруднений, препятствий.
Принципы работы с учащимися VII вида  Признание потенциальных возможностей каждого ученика. Исключение всякого давления на детей, создание доброжелательной, доверительной обстановки. Поощрение вовлечённости ученика в совместную деятельность, констатация даже самых маленьких учебных успехов. Поиск возможных точек соприкосновения учебных ЗУН и практической деятельности. Личностно-ориентированный подход в обучении в зависимости от способностей и возможностей учеников. Совместная практическая деятельность учителя и ученика в учебной и воспитательной работе.

Принципы работы с учащимися VII вида

  • Признание потенциальных возможностей каждого ученика.
  • Исключение всякого давления на детей, создание доброжелательной, доверительной обстановки.
  • Поощрение вовлечённости ученика в совместную деятельность, констатация даже самых маленьких учебных успехов.
  • Поиск возможных точек соприкосновения учебных ЗУН и практической деятельности.
  • Личностно-ориентированный подход в обучении в зависимости от способностей и возможностей учеников.
  • Совместная практическая деятельность учителя и ученика в учебной и воспитательной работе.
Урок русского языка в системе коррекционно-развивающего обучения

Урок русского языка в системе коррекционно-развивающего обучения

ТРЕБОВАНИЯ  К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ четкая постановка цели и задач урока определение структуры и преемственности этапов урока тщательный отбор методов и приемов с опорой на несколько анализаторов  определение рациональной комбинации урока создание атмосферы психологического комфорта

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ

  • четкая постановка цели и задач урока
  • определение структуры и преемственности этапов урока
  • тщательный отбор методов и приемов с опорой на несколько анализаторов
  • определение рациональной комбинации урока
  • создание атмосферы психологического комфорта
ЗАДАЧИ УРОКА образовательная коррекционно-развивающая воспитательная

ЗАДАЧИ УРОКА

  • образовательная
  • коррекционно-развивающая
  • воспитательная
Цель образования в современной школе Развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и самоопределению

Цель образования в современной школе

Развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и самоопределению

Сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН) мыслительные ОУУН информационные ОУУН коммуникативные ОУУН организационные ОУУН

Сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН)

  • мыслительные ОУУН
  • информационные ОУУН
  • коммуникативные ОУУН
  • организационные ОУУН
Мыслительные навыки: умение производить простейший анализ и сопоставлять ( анализ ) умение обобщать ( синтез ) умение сравнивать ( сравнение ) умение устанавливать причинно-следственные связи; умение классифицировать и систематизировать  ( логика ) умение делать выводы ( вывод )

Мыслительные навыки:

  • умение производить простейший анализ и сопоставлять ( анализ )
  • умение обобщать ( синтез )
  • умение сравнивать ( сравнение )
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; умение классифицировать и систематизировать ( логика )
  • умение делать выводы ( вывод )

Информационные навыки

Восприятие информации

Навык смыслового чтения

Наблюдение

Информация через ощущения

  • Навык смыслового чтения Наблюдение Информация через ощущения
  • Навык смыслового чтения Наблюдение Информация через ощущения

Сворачивание информации

Построение графиков

Построение схем

Построение систем понятий

Создание опорного конспекта

  • Построение графиков Построение схем Построение систем понятий Создание опорного конспекта
  • Построение графиков Построение схем Построение систем понятий Создание опорного конспекта

Разворачивание информации

Рассказ по схеме

Нахождение закономерностей по таблице

Рассказ по опорному конспекту

  • Рассказ по схеме Нахождение закономерностей по таблице Рассказ по опорному конспекту
  • Рассказ по схеме Нахождение закономерностей по таблице Рассказ по опорному конспекту

Поиск информации

Умение пользоваться справочной литературой

Реферирование по заданной теме

Навык поиска информации с помощью ТС

Библиографическая грамотность

  • Умение пользоваться справочной литературой Реферирование по заданной теме Навык поиска информации с помощью ТС Библиографическая грамотность
  • Умение пользоваться справочной литературой Реферирование по заданной теме Навык поиска информации с помощью ТС Библиографическая грамотность

Коммуникативные навыки Владение монологической речью Навык активного слушания Навык ведения диалога Навык работы в полилоге ( дискуссии, обмен мнениями в группе)

Коммуникативные навыки

  • Владение монологической речью
  • Навык активного слушания
  • Навык ведения диалога
  • Навык работы в полилоге

( дискуссии, обмен мнениями в группе)

Организационные навыки Умение ставить учебную задачу Умение планировать свою деятельность Навык организации рабочего места Навык выбора оптимального способа работы Умение прогнозировать результаты работы Навык самоконтроля и самооценки Умение руководить работой группы или быть её участником Умение действовать по алгоритму

Организационные навыки

  • Умение ставить учебную задачу
  • Умение планировать свою деятельность
  • Навык организации рабочего места
  • Навык выбора оптимального способа работы
  • Умение прогнозировать результаты работы
  • Навык самоконтроля и самооценки
  • Умение руководить работой группы или быть её участником
  • Умение действовать по алгоритму
   Приемы и методы организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса Здоровьесберегающие технологии: Игра (деловая, познавательная, дидактическая) Проектная технология Уровни сложности усвоения материала

Приемы и методы организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

Здоровьесберегающие технологии:

  • Игра (деловая, познавательная, дидактическая)
  • Проектная технология
  • Уровни сложности усвоения материала
Функции игры   Обучающая. Развитие знаний, умений, навыков. Развлекательная Создание психологического климата на уроке. Коммуникативная. Объединение учителей и учащихся. Релаксационная (снятие психологического напряжения). Психотехническая (формирование навыков настроя на работу). Функция самовыражения: реализация собственных возможностей. Компенсаторная ( в игре получается то, что не получается в жизни). Коррекционная ( изменение личности в лучшую сторону) Диагностическая ( самопознание).

Функции игры

  • Обучающая.
  • Развитие знаний, умений, навыков.
  • Развлекательная
  • Создание психологического климата на уроке.
  • Коммуникативная.
  • Объединение учителей и учащихся.
  • Релаксационная (снятие психологического напряжения).
  • Психотехническая (формирование навыков настроя на работу).
  • Функция самовыражения: реализация собственных возможностей.
  • Компенсаторная ( в игре получается то, что не получается в жизни).
  • Коррекционная ( изменение личности в лучшую сторону)
  • Диагностическая ( самопознание).
«Дидактические кубики» На гранях куба пишутся названия из разделов русского языка. Учащийся выбирает одну из граней куба и выполняет задание.

«Дидактические кубики»

На гранях куба пишутся названия из разделов русского языка. Учащийся выбирает одну из граней куба и выполняет задание.

Дидактическая игра  «крестики - нолики» Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата, чтобы ребенок не растерялся и не ошибся, ставя крестики и нолики. Например, тема «Правописание  ь  после шипящих», тогда если пишется ь , то ставим в клетку квадрата нолик, если не пишется – крестик. Материал к теме: шалаш, камыш, прочь, мышь кирпич, хорош, завлечь, стричь стриж, речь, нарежь, задач ночь, луж, училищ, мелочь.  1  x 2  x 5  x 6  x 9  x 3  o 7  o 4  o 10  o 13  o 14  x 8  o 11  o 12  x 15  x 16  o

Дидактическая игра «крестики - нолики»

Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата, чтобы ребенок не растерялся и не ошибся, ставя крестики и нолики.

Например, тема «Правописание ь после шипящих», тогда если пишется ь , то ставим в клетку квадрата нолик, если не пишется – крестик.

Материал к теме:

  • шалаш, камыш, прочь, мышь
  • кирпич, хорош, завлечь, стричь
  • стриж, речь, нарежь, задач
  • ночь, луж, училищ, мелочь.

1

x

2

x

5

x

6

x

9

x

3

o

7

o

4

o

10

o

13

o

14

x

8

o

11

o

12

x

15

x

16

o

Орфографическое лото Приставка Простой,производный предлог Наречие Союз сочинительный Простой,непроизводный предлог Союз подчинительный Простой,непроизводный предлог Составной,производный предлог Простой,производный предлог вопреки прогнозам из–за при в течение  когда впоследствии ввиду но от

Орфографическое лото

Приставка

Простой,производный предлог

Наречие

Союз сочинительный

Простой,непроизводный предлог

Союз подчинительный

Простой,непроизводный предлог

Составной,производный предлог

Простой,производный предлог

вопреки прогнозам

из–за

при

в течение

когда

впоследствии

ввиду

но

от

«Третий лишний» Растение,росток,прилагательное Приложить,вырос, предлагать Загар, пригорел, соберу Сгореть, собирал, замер

«Третий лишний»

  • Растение,росток,прилагательное
  • Приложить,вырос, предлагать
  • Загар, пригорел, соберу
  • Сгореть, собирал, замер
Уровни сложности  усвоения материала Репродуктивный (работа по образцу) Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .  Репродуктивно – продуктивный Продуктивный Полусамостоятельный (частичный) поиск решения. Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их . Способы решения Творческий (самостоятельный) поиск решения Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .  В задании уже содержится четкая инструкция по его выполнению:  Строят устное высказывание - ответ   Самостоятельно : производят операцию сравнения; определяют их синтаксическую роль делают вывод; строят устное высказывание – ответ.   Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание. Строят устное  высказывание – ответ.

Уровни сложности усвоения материала

Репродуктивный

(работа по образцу)

Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .

Репродуктивно –

продуктивный

Продуктивный

Полусамостоятельный (частичный) поиск решения.

Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .

Способы решения

Творческий (самостоятельный) поиск решения

Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .

В задании уже содержится четкая инструкция по его выполнению:

Строят устное высказывание - ответ

Самостоятельно :

производят операцию сравнения;

определяют их синтаксическую роль

делают вывод;

строят устное высказывание – ответ.

Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание. Строят устное высказывание – ответ.

Уровни самостоятельности Уровни сложности  усвоения материала Репродуктивный (работа по образцу) Вставить и – ы после шипящих и ц. Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .  Выделить морфемы на месте вставленных букв; составить с ними словосочетания.  Репродуктивно – продуктивный Продуктивный Полусамостоятельный (частичный) поиск решения.  Вставить и – ы после шипящих и ц. Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .  Собрать букет, объяснить вставленные орфограммы; Составить предложения из выбранных слов. Творческий (самостоятельный) поиск решения Вставить и – ы после шипящих и ц. Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .  Собрать букет, объяснить вставленные орфограммы; Написать сочинение – миниатюру о цветах.

Уровни самостоятельности

Уровни сложности усвоения материала

Репродуктивный

(работа по образцу)

Вставить и – ы после шипящих и ц.

Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .

Выделить морфемы на месте вставленных букв; составить с ними словосочетания.

Репродуктивно –

продуктивный

Продуктивный

Полусамостоятельный (частичный) поиск решения.

Вставить и – ы после шипящих и ц.

Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .

Собрать букет, объяснить вставленные орфограммы;

Составить предложения из выбранных слов.

Творческий (самостоятельный) поиск решения

Вставить и – ы после шипящих и ц.

Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .

Собрать букет, объяснить вставленные орфограммы;

Написать сочинение – миниатюру о цветах.

Выводы   Таким образом, вышеназванные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, привычки к самопроверке. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, эту особенность детской психики следует учитывать при обучении учащихся с ОВЗ. Разные уровни сложности в обучении создают  условия, способствующие не только эффективному усвоению учебного материала, но и развитию личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей

Выводы

Таким образом, вышеназванные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, привычки к самопроверке. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, эту особенность детской психики следует учитывать при обучении учащихся с ОВЗ.

Разные уровни сложности в обучении создают условия, способствующие не только эффективному усвоению учебного материала, но и развитию личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей

Литература   1.Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2007. № 3 2.Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2009. № 5 3. Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2007. № 2 4. Развивающие игры на уроках. Ростов – на Дону «Феникс» 2008.

Литература

1.Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2007. № 3

2.Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2009. № 5

3. Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2007. № 2

4. Развивающие игры на уроках. Ростов – на Дону «Феникс» 2008.

Урок литературы в системе коррекционно-развивающего обучения

Урок литературы в системе коррекционно-развивающего обучения

Цели изучения литературы

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
Виды учебной деятельности: рецептивная деятельность : чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); репродуктивная деятельность : осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); продуктивная творческая деятельность : сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; поисковая деятельность : самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы , комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; исследовательская деятельность : анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт .

Виды учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность : чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность : осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
  • продуктивная творческая деятельность : сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность : самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы , комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность : анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт .
 Программа рассчитана на учащихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития (задержку психического развития) и обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида.  Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Характерная для этих учащихся повышенная истощаемость ЦНС и, в связи с этим, сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся VII вида отрицательно влияют на успешность их обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

Программа рассчитана на учащихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития (задержку психического развития) и обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида.

Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Характерная для этих учащихся повышенная истощаемость ЦНС и, в связи с этим, сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся VII вида отрицательно влияют на успешность их обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

В связи с данной характеристикой, процесс обучения школьников имеет следующие особенности: носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков; опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

В связи с данной характеристикой, процесс обучения школьников имеет следующие особенности:

  • носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков;
  • опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной коррекционно-развивающей.

Задачи изучения литературы

представлены тремя категориями:

  • воспитательной,
  • образовательной
  • коррекционно-развивающей.
 Помимо образовательной и воспитательной задач, обязательной задачей каждого урока должна быть коррекционно-развивающая. Реализация данной задачи предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока корректировались, упражнялись и, как следствие, развивались различные психические процессы, преодолевались индивидуальные недостатки развития. Одним из основных средств достижения коррекционно-развивающих задач является включение в содержание каждого урока специальных коррекционно-развивающих упражнений.

Помимо образовательной и воспитательной задач, обязательной задачей каждого урока должна быть коррекционно-развивающая. Реализация данной задачи предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока корректировались, упражнялись и, как следствие, развивались различные психические процессы, преодолевались индивидуальные недостатки развития. Одним из основных средств достижения коррекционно-развивающих задач является включение в содержание каждого урока специальных коррекционно-развивающих упражнений.

К коррекционно-развивающим задачам относятся: формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка; развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем; развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
  • развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
  • уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
  • развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
Методические рекомендации по реализации адаптированной программы по литературе   Первостепенной задачей учителя, работающего с детьми VII вида, является формирование интереса учащихся к чтению. Для этого уроки литературы должны быть увлекающими, разнообразными по форме и содержанию. Очень эффективны уроки в игровой форме (особенно уроки обобщающего повторения), а использование игровых приемов целесообразно на каждом уроке

Методические рекомендации по реализации адаптированной программы по литературе

Первостепенной задачей учителя, работающего с детьми VII вида, является формирование интереса учащихся к чтению. Для этого уроки литературы должны быть увлекающими, разнообразными по форме и содержанию. Очень эффективны уроки в игровой форме (особенно уроки обобщающего повторения), а использование игровых приемов целесообразно на каждом уроке

 В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Дети обучаются анализу художественных произведений, практическому умению различать произведения разных жанров: сказку, рассказ, повесть, роман, статью, стихотворение, басню, оду, сонет.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Дети обучаются анализу художественных произведений, практическому умению различать произведения разных жанров: сказку, рассказ, повесть, роман, статью, стихотворение, басню, оду, сонет.

Приемы проверки знания текста Ответы на вопросы по тексту. Составить свои вопросы на проверку знания текста. Продолжить предложение. Тестовые задания. Поисковое чтение. Учитель начинает читать отрывок из произведения, учащихся должны найти место цитирования и включиться в процесс чтения(вслух). Когда все учащихся найдут то место в тексте, где читает учитель, можно прекратить. Определить, какие слова отсутствуют в отрывке текста. Отзыв на текст. Выражение собственного мнения и подтверждение его фактами текста. Изложение краткого содержания текста. Логическое выстраивание предложений из текста. Соединение частей произведения по смыслу. Пронумеруйте предложения из текста (можно пользоваться первоисточником). Аннотация, реклама книги. Составить или разгадать кроссворд по тексту. Нарисовать иллюстрацию к сцене.

Приемы проверки знания текста

  • Ответы на вопросы по тексту.
  • Составить свои вопросы на проверку знания текста.
  • Продолжить предложение.
  • Тестовые задания.
  • Поисковое чтение. Учитель начинает читать отрывок из произведения, учащихся должны найти место цитирования и включиться в процесс чтения(вслух). Когда все учащихся найдут то место в тексте, где читает учитель, можно прекратить.
  • Определить, какие слова отсутствуют в отрывке текста.
  • Отзыв на текст.
  • Выражение собственного мнения и подтверждение его фактами текста.
  • Изложение краткого содержания текста.
  • Логическое выстраивание предложений из текста.
  • Соединение частей произведения по смыслу.
  • Пронумеруйте предложения из текста (можно пользоваться первоисточником).
  • Аннотация, реклама книги.
  • Составить или разгадать кроссворд по тексту.
  • Нарисовать иллюстрацию к сцене.
 Давая задание выучить стихотворение наизусть, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях каждого ученика. В зависимости от них, ребенок может выучить все стихотворение, его часть, а в крайних случаях задание может быть заменено выразительным чтением.

Давая задание выучить стихотворение наизусть, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях каждого ученика. В зависимости от них, ребенок может выучить все стихотворение, его часть, а в крайних случаях задание может быть заменено выразительным чтением.

 На уроках литературы уместны приемы, пришедшие из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты, игры. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень  - выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок.

На уроках литературы уместны приемы, пришедшие из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты, игры. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень  - выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок.

Инсценирование

Инсценирование

Театрализация

Театрализация

Урок - концерт

Урок - концерт

Игры

Игры

Игры

Игры

Выводы Таким образом, вышеназванные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, привычки к самопроверке. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, эту особенность детской психики следует учитывать при обучении учащихся с ОВЗ. Разные уровни сложности в обучении создают  условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Выводы

Таким образом, вышеназванные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, привычки к самопроверке. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, эту особенность детской психики следует учитывать при обучении учащихся с ОВЗ.

Разные уровни сложности в обучении создают условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Литература 1.Научно – методический журнал «Литература в школе». 2009. № 1 2.Научно – методический журнал «Литература в школе». 2008. № 5 3. Развивающие игры на уроках. Ростов – на Дону «Феникс» 2008.

Литература

  • 1.Научно – методический журнал «Литература в школе». 2009. № 1
  • 2.Научно – методический журнал «Литература в школе». 2008. № 5
  • 3. Развивающие игры на уроках. Ростов – на Дону «Феникс» 2008.
Пути выявления причин школьной дезадаптации И завтра ровно к девяти Придется в школу мне идти И до обеда там сидеть – Читать, писать и даже петь! И у доски стоять молчать, Не зная, что же отвечать… © ГОУ Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) школа-интернат № 4, 2004

Пути выявления причин школьной дезадаптации

И завтра ровно к девяти

Придется в школу мне идти

И до обеда там сидеть –

Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять молчать,

Не зная, что же отвечать…

© ГОУ Ярославской области Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) школа-интернат № 4, 2004

Почему дети не хотят учиться?

Почему дети не хотят учиться?

Ребенок не усваивает учебную программу  Причину помогут определить: Врач: Сниженная энергетика (астенизация)? Дефектолог: Несформированность учебных навыков? Интеллектуальное снижение? Психофизический инфантилизм? Логопед: Речевые проблемы? Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Негативное отношение к учителю? Другие психологические причины? Вернуться назад

Ребенок не усваивает учебную программу Причину помогут определить:

  • Врач: Сниженная энергетика (астенизация)?
  • Дефектолог: Несформированность учебных навыков? Интеллектуальное снижение? Психофизический инфантилизм?
  • Логопед: Речевые проблемы?
  • Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Негативное отношение к учителю? Другие психологические причины?

Вернуться назад

Ребенок ленится   Причину помогут определить: Врач: Сниженная энергетика (астенизация)? Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Нарушение отношений с учителем? Другие психологические причины? Дефектолог: Общая замедленность темпа деятельности? Вернуться назад

Ребенок ленится Причину помогут определить:

  • Врач: Сниженная энергетика (астенизация)?
  • Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Нарушение отношений с учителем? Другие психологические причины?
  • Дефектолог: Общая замедленность темпа деятельности?

Вернуться назад

Ребенок неуправляем   Причину помогут определить: Врач: Повышенная энергетика? Психоневрологические причины? Психолог: Двигательная расторможенность, «гипердинамический синдром»? Ошибочное мнение взрослых? Негативистическая демонстративность? Социальный педагог: Ошибки воспитания?  Вернуться назад

Ребенок неуправляем Причину помогут определить:

  • Врач: Повышенная энергетика? Психоневрологические причины?
  • Психолог: Двигательная расторможенность, «гипердинамический синдром»? Ошибочное мнение взрослых? Негативистическая демонстративность?
  • Социальный педагог: Ошибки воспитания?

Вернуться назад

Ребенок агрессивен   Причину помогут определить: Врач: Повышенная энергетика? Психоневрологические причины? Психолог: Несформированность средств общения? Защитная реакция? Социальный педагог: Ошибки воспитания?  Вернуться назад

Ребенок агрессивен Причину помогут определить:

  • Врач: Повышенная энергетика? Психоневрологические причины?
  • Психолог: Несформированность средств общения? Защитная реакция?
  • Социальный педагог: Ошибки воспитания?

Вернуться назад

Ребенок рассеян   Причину помогут определить: Врач: Психоневрологические причины? Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Двигательная расторможенность, «гипердинамический синдром»? Другие психологические причины? Дефектолог: Снижение функции внимания? Несформированность организации деятельности? Общая замедленность темпа деятельности? Вернуться назад

Ребенок рассеян Причину помогут определить:

  • Врач: Психоневрологические причины?
  • Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Двигательная расторможенность, «гипердинамический синдром»? Другие психологические причины?
  • Дефектолог: Снижение функции внимания? Несформированность организации деятельности? Общая замедленность темпа деятельности?

Вернуться назад

Ребенок необщителен   Причину помогут определить: Врач: Психоневрологические причины? Психолог: Аутизация? Несформированность средств общения? Защитная реакция? Социальный педагог: Ошибки воспитания?  Вернуться назад

Ребенок необщителен Причину помогут определить:

  • Врач: Психоневрологические причины?
  • Психолог: Аутизация? Несформированность средств общения? Защитная реакция?
  • Социальный педагог: Ошибки воспитания?

Вернуться назад

Помощь учителю при составлении коррекционных программ Учитель Врач Психолог Дефектолог Логопед Соц. педагог

Помощь учителю при составлении коррекционных программ

Учитель

  • Врач
  • Психолог
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Соц. педагог
Выводы Учителю необходимо грамотно сформулировать проблемы ученика Составить коррекционно-развивающую программу должны помочь специалисты

Выводы

  • Учителю необходимо грамотно сформулировать проблемы ученика
  • Составить коррекционно-развивающую программу должны помочь специалисты
Информационные источники Безруких М., Ефимова С. Школьные трудности, связанные со здоровьем. http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238  Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей. – М., 2003. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2003. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – М., 2003. Р.Овчарова. Школьная дезадаптация http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238  Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – М., 2003. Школьные трудности, связанные со здоровьем. Почему детям трудно в школе? http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238 (19 янв. 2005)

Информационные источники

  • Безруких М., Ефимова С. Школьные трудности, связанные со здоровьем. http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238
  • Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей. – М., 2003.
  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2003.
  • Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – М., 2003.
  • Р.Овчарова. Школьная дезадаптация http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238
  • Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – М., 2003.
  • Школьные трудности, связанные со здоровьем. Почему детям трудно в школе? http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238 (19 янв. 2005)