Прочитайте текст и выполните задания 1-3
С ранних времён человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по-разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звёзд, а в Китае идеи гармонии переносились на всю Вселенную.
Развитие этих представлений в разных частях света шло по-разному. Но (…) в Старом Свете накопленные знания и представления в целом никуда не исчезли, лишь передаваясь от одной цивилизации к другой, то о Новом Свете такого сказать нельзя. Виной тому – колонизация Америки европейцами, уничтожавшая многие памятники древних культур. В период Средневековья представление о мире как о едином целом не претерпело существенных изменений. И тому две причины. Первая – сильное давление ортодоксальных богословов, характерное как для католической Европы, так и для исламского мира. Вторая – наследие прошлого, когда представления о мире строились из неких философских концепций. Необходимо было осознать, что астрономия являлась частью физики. Первый значительный толчок в сторону современных представлений о Вселенной совершил Коперник. Второй по величине вклад внесли Кеплер и Ньютон. Но поистине революционные изменения в наших представлениях о Вселенной произошли лишь в XX веке. Даже в начале его некоторые учёные считали, что Млечный Путь – вся Вселенная.
(По материалам Интернета)
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Приведённый текст относится к официально-деловому стилю, его основная цель – составление документов.
2) В приведённом тексте приведена история представлений древних людей о мире, приведены фамилии учёных, внесших существенный вклад в историю.
3) Синтаксис текста представлен разнообразными конструкциями, в нём много сложноподчинённых предложений.
4) Основной тип речи приведённого текста – повествование.
5) Цель приведённого отрывка текста – последовательное изложение теоретического материала.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в 5 предложении текста. Запишите этот союз
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.
1. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).
2. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.
3. Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.
4. Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отозвалА навЕрх взялА вернА аэропортЫ
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В прошлом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.
М. Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Ока текла прямиком по полям.
ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.
В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Узнав, что новый знакомый увлекается хиромантией, Лина тут же протянула ему ладони рук и попросила предсказать будущее.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
навстречу ЕЙ ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее ВЗГЛЯНИ на картину
более ШЕСТИСТА лет нет ТУФЕЛЬ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.
2) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
3) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.
4) МГУ отпраздновало свой юбилей.
5) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.
6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
7) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.
8) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.
9) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) приложение, загореться, зажигает
2) лелеять, акклиматизация, спектакль
3) деревянный, космонавт, умиление
4) чарующий, награждение, подметать
5) улетать, сломать, уединиться
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..града, пр..вилегия, пр..брежный
2) бе..помощный, ..горел, и..правиться
3) под..йти, р..зыгрыш, пр..российский
4) поз..вчера, нед..бор, п..вернули
5) об..грел, поз..бросил, з..дирается
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) присва..вать, перенос..ца
2) застенч..вый, догматич..ский
3) предвид..мый, дол..вое
4) несговорч..вый, приветл..вый
5) разбуш..валась, тюлен..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неслыш..мый, знач..мый
2) исправ..ться, вывал..шь
3) брош..нный, закле..нный
4) вытащ..шь, он подогре..т
5) вид..вший, он гон..т
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека. (НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.
Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.
(В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого года.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
На этой стари(1)ой улице путешестве(2)иков особе(3)о поразил дикови(4)ый дом, отдела(5)ый красным кирпичом.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В этой реке водятся как караси так и окуни.
2) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
3) Туристы выехали на шоссе и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
4) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
5) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
К вечеру похолодало, на землю (1) покрытую пожухлой травой (2) упали последние листья клёна (3) величественно растущего в самом центре парка (4) и из (5) внезапно набежавшей (6) тучи хлынул ливень (7) продолжавшийся всю ночь.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном впервые
руки твои,
исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь (1) можешь быть (2)
изругав.
В мутной передней
долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого (3)
дорогая (4)
хорошая (5)
дай простимся сейчас. (Владимир Маяковский)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В журнале (1) многие статьи (2) которого (3) отличаются резкой критикой (4) недавно опубликовал свой материал скандально известный автор (5) поэтому тираж был раскуплен полностью.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Заморозки всё чаще (1) и (2) пока снег не покрыл землю полностью (3) можно успеть насладиться последними днями осени (4) когда природа ещё богата красками.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В одну ночь после сильного, очень тёплого дождя воды прибавилось сразу на метр, и отчего-то невидимый ранее город Кострома с белыми зданиями показался так отчетливо, будто раньше он был под водой и только теперь изпод нее вышел на свет. (2)Тоже и горный берег Волги, раньше терявшийся в снежной белизне, теперь возвышался над водой. (3)Несколько деревень на холмиках были кругом обойдены водой и торчали, как муравейники. (4)На великом разливе Волги там и тут виднелись копеечки незалитой земли. (5)Почти ко всем этим копеечкам жались утки разных пород, и на одной косе длинным рядом, один к одному, гляделись в воду гуси-гуменники. (6)Там, где земля была совсем затоплена и от бывшего леса торчали только вершинки, как частая шерсть, всюду эти шерстинки покрывались разными зверьками. (7)Зверьки иногда сидели на ветках так густо, что обыкновенная какая-нибудь веточка ивы становилась похожа на гроздь чёрного крупного винограда. (М. Пришвин)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений...
(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!
(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки. (9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.
– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.
(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».
(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
– (22)Вставай же, мой ангел.
(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди.
(26)Она ещё нежнее целует меня.
(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку».
(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?
(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.
(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?
(По Л.Н. Толстому*)
*Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.
2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.
3) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.
4) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.
5) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-3 представлено описание.
2) Предложение 8 содержит элементы описания.
3) В предложениях 12-14 представлено повествование.
4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
5) В предложениях 32, 33 представлено повествование.
24. Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 1-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С детством у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)______ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька»в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)______ (предложения 32 и 33) позволяет автору обратиться напрямую к читателям».
Список терминов:
1) эпитет
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) вопросительные предложения
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) обращение
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 235
2 ЕСЛИ
3 4
4 АЭРОПОРТЫ
5 ГАРАНТИЙНОМ
6 РУК
7 ШЕСТИСОТ
8 64581
9 345 любая последовательность этих цифр
10 23 любая последовательность этих цифр
11 145 любая последовательность этих цифр
12 123 любая последовательность этих цифр
13 НЕВЫСОКОЕ
14 впрочемневзираяневзираявпрочем
15 12345 любая последовательность этих цифр
16 1551
17 12347любая последовательность этих цифр
18 12345 любая последовательность этих цифр
19 145любая последовательность этих цифр
20 1234 любая последовательность этих цифр
21 167 любая последовательность этих цифр ИЛИ 1551 ИЛИ 3663
22 135 любая последовательность этих цифр
23 235 любая последовательность этих цифр
24 ТИХОСПОКОЙНО
25 2
26 6194
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Ценность детских воспоминаний
1. Воспоминания о детстве лелеют душу, греют
2. Роль детства в жизни человека
2. Детство – значимая часть жизни. Если детство прошло в любви, его можно назвать счастливым, и воспоминания о нём приятны
3. Проявление материнской любви
3. Любовь матери неразрывно связана с самой счастливой порой жизни – детством