СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 29167

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Уровни организации живой природы

 

 

Уровень Пример
Организменный Африканский слон
? Группа африканских слонов, проживающих компактной группой

2.  Тип 2 № 56197

Экспериментатор поместил колонию бактерий в колбу с питательной средой и поставил на сутки в термостат с температурой 37 °C. Как при этом изменились количество бактерий и объём среды в колбе?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Количество бактерий Объём среды

3.  Тип 3 № 22923

Фрагмент молекулы полипептида состоит из 48 аминокислот. Сколько нуклеотидов кодируют этот фрагмент? В ответе запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 21743

Сколько процентов потомства обладало доминантным по обоим признакам фенотипом при скрещивании дигетерозиготного по этим признакам растений гороха с рецессивным по обоим признакам растением? Ответ запишите в виде числа.

5.  Тип 5 № 55752

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен полуавтономный органоид клетки?

6.  Тип 6 № 55753

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 2,3,4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Образован микротрубочками

Б)  Образует липиды

В)  В состав входит РНК

Г)  Образует мембранные органоиды

Д)  Образует нити веретена деления

Е)  Образует белок

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

2)  3)  4)  

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 55850

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

 

1.  Клетка имеет гликокаликс.

2.  Клеточная стенка состоит из муреина.

3.  ДНК не связана со структурными белками.

4.  ДНК находится в ядре клетки.

5.  Может содержать плазмиды.

6.  Содержит митохондрии.

8.  Тип 8 № 21627

Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Присоединение аминокислоты к пептиду.

2.  Синтез иРНК на ДНК.

3.  Узнавание кодоном антикодона.

4.  Объединение иРНК с рибосомой.

5.  Выход иРНК в цитоплазму.

9.  Тип 9 № 63484

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке обозначен побег с чешуевидными и игловидными листьями?

10.  Тип 10 № 63485

У становите соответствие между признаками и шишками, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  распыляющие пыльцу шишки

Б)  шишки, на которых находятся семязачатки

В)  готовые к опылению шишки

Г)  шишки второго года с созревающими семенами

Д)  шишки, на которых находились семена

Е)  жёлтые от пыльцы мужские шишки

 

 

 

ШИШКИ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 59562

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки являются общими для амфибий и рептилий?

 

1.  Смешанная кровь в большом круге кровообращения.

2.  Наличие грудной клетки.

3.  Развитие с метаморфозом.

4.  Кожное дыхание.

5.  Холоднокровность.

6.  Костный скелет.

12.  Тип 12 № 21689

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Лютик.

2.  Растения.

3.  Лютиковые.

4.  Покрытосеменные.

5.  Лютик жгучий.

6.  Двудольные.

13.  Тип 13 № 66893

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке обозначен рецептор к сигнальному веществу?

14.  Тип 14 № 66894

Установите соответствие между характеристиками и структурами синапса, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  является отростком нейрона

Б)  непосредственно взаимодействует с постсинаптической мембраной

В)  представляет собой клетку-мишень

Г)  вырабатывается в окончании аксона

Д)  сокращается после передачи сигнала

Е)  является ацетилхолином

 

 

 

СТРУКТУРЫ СИНАПСА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 20529

Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Ослабление сердечных сокращений.

2.  Усиление желудочного сокоотделения.

3.  Усиление сердечных сокращений.

4.  Ослабление волнообразных движений кишечника.

5.  Уменьшение потоотделения.

6.  Учащение дыхательных движений.

16.  Тип 16 № 25238

Установите последовательность процессов, происходящих при вдохе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Передача нервного импульса к мышцам.

2.  Повышение концентрации в крови.

3.  Возбуждение дыхательного центра.

4.  Увеличение объёма грудной клетки.

5.  Сокращение диафрагмы.

17.  Тип 17 № 25295

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Лютик ползучий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Лютик ползучий  — растение семейства Лютиковые, вид рода Лютик, произрастающее в Европе, Азии и Северо-⁠Западной Африке. (2) Растёт на влажных, затенённых, наносных почвах: по берегам рек и озёр, на влажных лугах, по полям и огородам. (3) Лютик ползучий  — многолетнее травянистое растение высотой 15–40 см с коротким ветвистым корневищем. (4) Стебель восходящий или стелющийся, укореняющийся в узлах, толстый, сочный, голый или коротко опушённый. (5) Цветки обоеполые, правильные, с пятью оттопыренными чашелистиками, пятью золотисто-⁠жёлтыми лепестками, многочисленными тычинками и пестиками. (6) Опыляется Лютик ползучий насекомыми.

18.  Тип 18 № 20558

Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Температура воздуха.

2.  Загрязнение парниковыми газами.

3.  Наличие неперерабатываемого мусора.

4.  Наличие дороги.

5.  Освещённость.

6.  Концентрация кислорода.

19.  Тип 19 № 42157

Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

А)  устрица

Б)  кальмар

В)  актиния

Г)  медуза аурелия

Д)  речной рак

Е)  морской ёж

 

 

 

ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

СООБЩЕСТВ

 

1)  донная фауна

2)  пелагическая фауна (фауна толщи воды)

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

 

20.  Тип 20 № 52697

Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

Наследуемость Форма изменчивости Пример
________ (А) мутационная появление побега с белыми цветками

у розовоцветкового шиповника

наследственная ________ (Б) гетерозис (гибридная мощь)
ненаследственная модификационная ________ (В)

 

Список элементов

1.  Наследственная.

2.  Ненаследственная.

3.  Мутационная.

4.  Комбинативная.

5.  Модификационная.

6.  Развитие карликовой формы сосны (бонсай) в условиях ограниченного пространства для развития. корневой системы из семян сосны обыкновенной.

7.  Рождение ребёнка с серповидно-⁠клеточной анемией.

8.  Рождение ребёнка с синдромом Дауна.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

21.  Тип 21 № 22941

Проанализируйте график «Суточная активность сорок в различных условиях среды».

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1.  Каждый вид активности направлен на перемещения в пространстве и поиск корма.

2.  В городе в утренние часы наблюдается большая активность сорок.

3.  Наиболее продолжительные пики суточной активности птиц связаны с добычей корма.

4.  На обеих территориях наблюдаются два пика активности: около 10 и около 18 часов.

5.  Утренняя активность сорок с 6 до 11 утра связана с антропогенным влиянием.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.  Тип 22 № 57105

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы все куры в эксперименте были одной породы. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если измерения проводились в различное время суток?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 55867

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Ученица 10 класса изучала эффективность различных фитонцидов (антибактериальных веществ, выделяемых растениями). Она размещала одинаковое по массе количество частей растений в пластиковые контейнеры. В эти же контейнеры она добавляла очищенное от скорлупы варёное яйцо. Все контейнеры содержались в холодильнике. Замерялось количество дней до появления первых чёрных точек на поверхности яйца (дни до появления первых признаков) и количество дней до полного покрытия яйца чёрным (дни до полного гниения). Результаты приведены в таблице.

 

 

Источник фитонцидов Дней до появления первых признаков Дней до полного гниения
Контроль 3 6
Чеснок 7 10
Лук 6 9
Хвоя сосны 5 8
Хрен 5 8
Лимон 5 8

Как вы считаете, как изменилось бы время порчи яйца, если бы контейнеры лежали не в холодильнике, а при комнатной температуре? Объясните, почему была бы именно такая разница? Почему чеснок задержал порчу яйца сильнее всего?

24.  Тип 24 № 13891

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

25.  Тип 25 № 25455

Многие плоские черви  — внутренние паразиты других животных и человека. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести такой образ жизни? Укажите не менее четырёх особенностей. Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 51681

Вид птиц Нырок мадагаскарский из семейства утиных находится на грани исчезновения. Численность популяции менее 100 особей. Почему такая низкая численность может привести к вымиранию этого вида? Назовите три причины и их последствия.

27.  Тип 27 № 17092

В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

28.  Тип 28 № 22948

При скрещивании томата с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями с растением с зелёным стеблем и цельными листьями всё потомство получилось с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями. При анализирующем скрещивании растения, полученного в первом скрещивании, было получено потомство: 210 растений с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями, 70 растений с пурпурным стеблем и цельными листьями, 71 растение с зелёным стеблем и рассечёнными листьями и 209 растений с зелёным стеблем и цельными листьями. Составьте схему решения задачи, определите генотипы и фенотипы потомства. Объясните появление фенотипических групп в F2.