СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ Задание 3 ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поготовка к заданию 3

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ Задание 3 ЕГЭ»

ЕГЭ Задание 3 2023 год

ЕГЭ

Задание 3

2023 год

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

  • Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. ….. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
  • Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
  • Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)

Задание 3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить тематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
  • 2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира), антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
  • 3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
  • 4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова.
  • 5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции.
Теория к заданию 3

Теория к заданию 3

Первичный анализ текста

  • Определяем стиль и жанр текста;
  • Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  • Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  • Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  • Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  • Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  • Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  • Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста

Функциональные стили речи

  • Научный стиль
  • Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний. Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения. Цели и функции : сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний. Основные функции : сообщение информации, доказательство ее истинности. Адресат : ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой. Автор : ученые и специалисты в своей области. Форма речи : научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления. Вид речи: преимущественно монологический характер Тип речи : может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием) Стилевые черты : отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность Жанры научного стиля : диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.
Пример текста научного стиля

Пример текста научного стиля

  • Официально-деловой стиль  – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой. Основные сферы использования:  право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность) Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации. Цели и функции:  информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая. Адресат:  государство, граждане государства, учреждения, служащие и др. Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Форма речи:  основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов. Вид речи:  преимущественно монолог Тип речи:  в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»). Стилевые черты:  объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность Жанры:  законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.
Пример текста О-Д стиля

Пример текста О-Д стиля

  • Разговорный стиль  – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.
  • Устная речь  – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. Сфера использования : бытовая и деловая сфера общения. Цели и функции:  общение, обмен впечатлениями, информацией. Форма речи:  разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной). Вид речи:  преимущественно диалог. Тип речи:  может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием). Стилевые черты:  непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств. Жанры:  диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.
Пример Разговорного стиля

Пример Разговорного стиля

  • Публицистический стиль  – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Сфера:  политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.) Стилевые черты:  (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность Автор:  конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель. Адресат:  информация предназначена для широких слоев общества Цели и функции:  воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий. Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя. Жанры:  публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др. Форма речи:  публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.
Пример Публицистического стиля

Пример Публицистического стиля

Стиль художественной литературы  - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.  Основная сфера использования/употребления:  литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.  Цели и функции:  эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.  Автор:  писатель, поэт,  Форма речи:  преимущественно письменная.  Стилевые черты:  образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.  Жанры:  эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
  • Стиль художественной литературы  - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи. Основная сфера использования/употребления:  литература, литературное художественное творчество, творческая сфера. Цели и функции:  эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная. Автор:  писатель, поэт, Форма речи:  преимущественно письменная. Стилевые черты:  образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств. Жанры:  эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
  • Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные  вещи , которые  служили  когда-то людям.   вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где « копать » лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?
  • Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные  языки ? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями — семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.),  семьей  романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?
  • Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.
ЗАДАНИЕ 2  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.  1)  ЯЗЫ́К.  Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.  2)  СЛУЖИТЬ . Нести, исполнять службу.  3)  СЕМЬЯ.  Группа родственных языков.  4)  ВЕЩЬ.  Нечто, обстоятельство, явление.  5)  КОПАТЬ.  Отваливая землю, доставать, извлекать. Ответ:13
  • ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1)  ЯЗЫ́К.  Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2)  СЛУЖИТЬ . Нести, исполнять службу. 3)  СЕМЬЯ.  Группа родственных языков. 4)  ВЕЩЬ.  Нечто, обстоятельство, явление. 5)  КОПАТЬ.  Отваливая землю, доставать, извлекать.

Ответ:13

Не только радость, но и обязанность... Наверное, очень многие хотят иметь собаку.    могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют  условия . Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем — ведь она живое  существо . А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с  потухшими  глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не  дрогнуло   сердце ...
  • Не только радость, но и обязанность...
  • Наверное, очень многие хотят иметь собаку.   могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют  условия . Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем — ведь она живое  существо . А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с  потухшими  глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не  дрогнуло   сердце ...
ЗАДАНИЕ 2  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.   1)  СУЩЕСТВО.   Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть.   2)  ПОТУХШИЙ.  Утративший блеск, живость, жизнерадостность.  3)  УСЛОВИЕ.  Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н.  4)  ДРОГНУТЬ.  Не выдержав натиска, начать отступать.  5)  СЕРДЦЕ.  Важнейшее место чего-н., средоточие. Ответ:23

ЗАДАНИЕ 2 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1)  СУЩЕСТВО.   Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть.  2)  ПОТУХШИЙ.  Утративший блеск, живость, жизнерадостность. 3)  УСЛОВИЕ.  Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. 4)  ДРОГНУТЬ.  Не выдержав натиска, начать отступать. 5)  СЕРДЦЕ.  Важнейшее место чего-н., средоточие.

Ответ:23

Тоска по Москве Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от    стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в  целом  мире были эти медленно идущие дожди. Он тосковал по Москве. Тосковал по  жизни , в которой все время что-то происходит. Хотелось  толкаться  и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего  тянуло  Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь— или нос мелькнет, или хвост. Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у  края  тротуара и ждать, пока все они пройдут.

Тоска по Москве

  • Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от   стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в  целом  мире были эти медленно идущие дожди.
  • Он тосковал по Москве. Тосковал по  жизни , в которой все время что-то происходит. Хотелось  толкаться  и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего  тянуло  Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь— или нос мелькнет, или хвост.
  • Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у  края  тротуара и ждать, пока все они пройдут.
ЗАДАНИЕ 2   Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.   1.  ТЯНУТЬ . Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н.  2.  КРАЙ . Предельная линия, предельная часть чего-н.  3.  ЖИЗНЬ.  Время существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период.  4.  ТОЛКАТЬСЯ.  Ударять, нажимать (на дверь, ворота), стараясь открыть.  5.  ЦЕЛЫЙ.  Неповрежденный, без изъянов. Ответ:23

ЗАДАНИЕ 2 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1.  ТЯНУТЬ . Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н. 2.  КРАЙ . Предельная линия, предельная часть чего-н. 3.  ЖИЗНЬ.  Время существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. 4.  ТОЛКАТЬСЯ.  Ударять, нажимать (на дверь, ворота), стараясь открыть. 5.  ЦЕЛЫЙ.  Неповрежденный, без изъянов.

Ответ:23

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ  отзыв  работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная    этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего  года  или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска  должен  быть произведён перерасчёт заработной  платы . За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем  вносятся  работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ  отзыв  работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная   этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего  года  или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска  должен  быть произведён перерасчёт заработной  платы . За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем  вносятся  работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

ЗАДАНИЕ 2   В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.   1.  ОТЗЫ́В.  Мнение о ком-чём-н., оценка кого-чего-н.  2.  ГОД . Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий.  3.  ПЛАТА.   Награда или кара, воздаяние.  4.  ДОЛЖЕН . Взял взаймы, обязан вернуть долг  5.  ВНОСИТЬ.  Платить, делать денежный взнос. Ответ:25

ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1.  ОТЗЫ́В.  Мнение о ком-чём-н., оценка кого-чего-н. 2.  ГОД . Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. 3.  ПЛАТА.   Награда или кара, воздаяние. 4.  ДОЛЖЕН . Взял взаймы, обязан вернуть долг 5.  ВНОСИТЬ.  Платить, делать денежный взнос.

Ответ:25

В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об  особом  стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в  речи , в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных  задач . Они могут твориться заново, строиться по известным  моделям  и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет  уровня , состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи — направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а   и не составляет особого уровня  языка . Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка.

ЗАДАНИЕ 2    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.   1)  ЗАДАЧА . Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.  Арифметическая задача  2)  РЕЧЬ.  Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования).  Речь и язык  3)  ЯЗЫК . Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.  Показать кому-то язык.  4)  УРОВЕНЬ . Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от которой измеряется высота.  Уровень воды  5)  ОСОБЫЙ.  Не такой, как все, не обыкновенный.  Особые обстоятельства Ответ:25

ЗАДАНИЕ 2   В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1)  ЗАДАЧА . Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.  Арифметическая задача 2)  РЕЧЬ.  Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования).  Речь и язык 3)  ЯЗЫК . Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.  Показать кому-то язык. 4)  УРОВЕНЬ . Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от которой измеряется высота.  Уровень воды 5)  ОСОБЫЙ.  Не такой, как все, не обыкновенный.  Особые обстоятельства

Ответ:25