Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Углегорская средняя общеобразовательная школа
Муниципальный фестиваль ученических исследовательских проектов
«День науки»
Номинация: Антропогенное воздействие на окружающую природную среду. Охраняемые природные территории.
Исследовательская работа
«Экологические проблемы родного края»
Автор: Землина Наталья Юрьевна, 10 класс,
Ботян Ангелина Александровна, 10 класс,
МБОУ Углегорская СОШ
Руководитель: Атинян Елена Александровна
2017 г.
Содержание:
Введение. Актуальность темы проекта.
Цели и задачи.
Ожидаемые результаты.
Методика работы.
Полученные результаты.
Выводы и рекомендации.
Заключение.
Приложения.
Литература.
1.Введение. Актуальность темы проекта.
Экология — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.
Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова».
Взаимодействие человека с природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.
Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.
Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету.
2.Цели и задачи
Цели:
Задачи:
- проанализировать литературу по данному вопросу;
- познакомиться с видами мусора;
- выявить причины увеличения мусора;
- выяснить способы переработки мусора;
- выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в п.Углегорский.
.
Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: бытовые отходы.
Участники исследования: учащиеся 10 класса, семьи одноклассников, независимые участники.
3.Ожидаемые результаты
проведение эксперимента, доказывающего, что мусор наносит
огромный вред окружающей среде и здоровью людей;
воспитание бережного отношения к окружающей среде;
прививать навыки использования вторичного сырья.
4. Методика работы
– сбор информации из книг, газет;
– анализ;
– обобщение;
- практическая работа:
- выявление растений Тацинского района, Ростовской области, занесенных в Красную книгу;
- анкектирование жителей поселка Углегорский;
- определение количества мусора
-выявление продолжительности хранения мусора
-изготовление поделок из бросового материала.
5. Полученные результаты

Первым шагом работы было изучение экологического состояния нашего родного края, поселка Углегорский.
Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня посёлки, сёла также страдают от него. Мусором завалены обочины автомобильных и железнодорожных дорог. Его мы встречаем в лесу и на лугу. Рукотворные горы мусора растут по всей планете. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Нередко мусор поджигают, и тогда ядовитый дым и чёрные хлопья сажи отравляет воздух и почву на сотни метров вокруг. Такого рода свалки, опасны для здоровья людей, загрязняют окружающую среду и уродуют ландшафт. Самое печальное в том, что
большинство людей не видят в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернётся к каждому из них на участок в виде загрязнённой грунтовой воды, токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу.
Эта проблема актуальна и для нашего поселка Углегорский. Мы видим, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали не только ближайшие населенные пункты, но и поля. Очень горько наблюдать тот факт, как исчезают растения. Изучив теоретический материал, Красную книгу Ростовской области, нами было установлено, что исчезающими растениями нашей местности являются Тюльпан Биберштейна и тюльпан Шренка. Нас заинтересовало, что влияет на исчезновение некоторых видов растений и куда же девается бытовой мусор? Мы любим свой край, свой поселок и нам больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому решили провести исследование по этой проблеме.
Изучив теорию, выяснили следующее:
К

лассификация мусора
бытовой спецотходы промышленный
В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.
Бытовой мусор:
бумага, книги, тетради, журналы;
стеклянные банки и бутылки;
металлические банки из-под консервов;
овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
пластиковые упаковки;
полиэтиленовые мешки и пакеты;
картонные пакеты из-под молока или сока;
изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.);
металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.
Вот некоторые из них:
батарейки;
остатки красок, лаков, клеев;
остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
неиспользованные или просроченные медикаменты, ртутные термометры.
остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Отходы промышленных предприятий:
радиоактивные отходы;
ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца.
Причины увеличения мусора.
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.
Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.
Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
- рост производства товаров одноразового использования;
- повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми;
- увеличение количества ярких, синтетических упаковок.
Способы утилизации.
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
компостирование мусора;
утилизация на мусороперерабатывающих заводах.
Рассмотрим каждый из этих способов:
Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
значительное расстояние от населенных пунктов;
роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
вдалеке от охраняемых природных территорий.
Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего
мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки.
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное
происхождение (растительное или животное)
Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных.
3. Мусороперерабатывающие заводы перерабатывают твердые бытовые отходы.
Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается
попадание в воздух токсических веществ.
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Характеристика основных типов бытового мусора:
1. Пищевые отходы.
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы - рассадник микробов.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода. Время разложения: 1 – 2 недели. Способ вторичного использования: компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Категорически запрещается бросать в огонь, так как могут образоваться диоксиды.
2. Макулатура
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2 - 3 года. Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу. Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксиды.
3. Консервные банки.
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединение цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: ранят при хождении босиком. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: под действие кислорода железо медленно окисляется.
Конечный продукт разложения: мелкие куски ржавчины или растворимые соли железа.
Время разложения: на земле - несколько десятков лет, в пресной воде - около 10 лет, в солёной воде - 1-2 года.
Способ вторичного использования: переплавка вместе с металлом.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение после предварительного обжига. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа, цинка и олова.
4. Стеклотара
Материал: стекло.
Ущерб природе: битая стеклотара может вызывать ранения животных.
Вред человеку: битая стеклотара может вызывать ранения. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур; стекло постепенно кристаллизуется и рассыпается.
Конечный продукт разложения: мелкая стеклянная крошка, по виду неотличимая от песка. Время разложения: на земле - несколько сотен лет, в спокойной воде - около 100 лет.
Способ вторичного использования: использование по прямому назначению или переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: стеклянная крошка.
5. Изделия из пластмассы
Ущерб природе: препятствует газообмену в почвах и водоёмах.
Могут быть проглочены животными, что приведёт к гибели последних.
Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей.
Время разложения: около 100 лет, может быть и больше.
Способ вторичного использования: переплавка.
Практическая часть.

1. Чтобы узнать отношение жителей к чистоте поселка мы провели социологический опрос населения: (Приложение 1)
Считаете ли вы, что наш посёлок загрязнён?
Как вы считаете, кто больше всех мусорит:
Заключили ли вы договор на вывоз мусора?
Если да, считаете ли вы, что после этого поселок стал чище?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Результаты первого вопроса: (Приложение 2)
Из данной диаграммы видно, что большинство (96 % ) опрошенных считают, что наш посёлок загрязнён.
Результаты второго вопроса [Приложение 3]
По результатам опроса большинство людей считают, что больше всех мусорит молодёжь, на втором месте – взрослые, и на третьем – подростки.
Результаты третьего вопроса [Приложение 4]
Из данной диаграммы следует, что большинство опрошенных (83 %) заключили договор на вывоз мусора.
И сразу следует вопрос: а как же утилизируют мусор остальные опрошенные?
Результаты опроса показали, что все остальные просто сжигают мусор.
Результаты пятого вопроса [Приложение 5]
Из этой диаграммы видно, что большинство опрошенных всё же видят результат (42 % считают, что посёлок стал чище), а 33 % не видят особой разницы.
По результатам всего опроса можно сделать вывод, что наш посёлок загрязнён из-за нас, людей, а именно из-за взрослых и молодых людей. А виной всему неправильное экологическое воспитание или вернее незнание, что и приводит собственно к такому результату…
2. На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно 300- 400 кг бытового мусора в год.
Мы решили узнать, сколько мусора выбрасывает моя семья в течение месяца. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили. (Приложение 6)
виды | | | масса мусора | | |
мусора | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего |
бумага | 500 г | 600 г | 500 г | 600 г | 2.200 |
пластик | 300 г | 400 г | 300 г | 300 г | 1.300 |
стекло | 200 г | 100 г. | - | - | 400 |
органические | 3.000 г | 3.000 г | 4.000 г | 3.000 г | 13.000 кг |
остатки | | | | | |
всего | 4 кг | 4кг300 г | 4кг800 г | 3кг900 г | 18 кг |
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 18 кг мусора.
Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 4 кг 500 г мусора, а за год примерно 216 кг, без учета бытового мусора на огороде и на улице в летний сезон.
Мы попросили такое же исследование провести своим одноклассникам. В классе 9 человек.
За неделю в среднем в семье каждого ученика накапливается 15 кг мусора, за месяц - 450 кг, за год–5400 кг.
Мы обратили внимание на то, что в мусоре оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
3. Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры мы подтвердили своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве. Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, металл, стекло в емкость с водой и емкость с почвой. Наблюдаем, что происходит видим из таблицы. Приложение (7)
Емкость с водой:
Исследуемый объект | Сразу, после погружения | Через 1 неделю | Через 1 месяц |
Бумага | намокла | Намокла, опустилась на дно | Начала распадаться |
Пластик | без изменений | без изменений | Остался без изменений |
Стекло, металл | Опустились на дно, не изменились | без изменений | без изменений |
Емкость с почвой
Исследуемый объект | Сразу, после погружения | Через 1 неделю | Через 1 месяц |
Бумага | Без изменений | Практически без изменений | Незначительно изменилась, стала мягче |
Пластик | без изменений | без изменений | без изменений |
Стекло, металл | Без изменений | без изменений | без изменений |
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
6.Выводы и рекомендации
Свалки - вред окружающей среде.
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
на прогулке (бумажные обертки и др.)
Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды. Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным! Следовательно, необходимо проводить субботники.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом. Поэтому нам необходимо найти применение бытовым отходам, дать им вторую жизнь А именно как это сделали ребята. (Приложение 8)
А еще организовывать творческие конкурсы для воспитания бережного отношения к окружающей нас среде молодого поколения.
7.Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, мы пришли к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя и своих одноклассников мы составили памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА

систематически проводи уборку территории около школы, дома;

не бросай, куда попало мусор;

не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;

собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);

сдавай стеклотару, металлолом;

экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

аккуратно обращайся с учебниками, книгами;

бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;

отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся людям;

при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;

дай вещи «вторую жизнь».
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, мы думаем, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашем родном крае, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки, леса и поля.
Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
«Чисто не там, где метут, а там, где не сорят»
- гласит народная мудрость.
9. Приложения
Приложение 1.
1. Опрос жителей поселка
Считаете ли вы, что наш посёлок загрязнён?
2. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:
3. Заключили ли вы договор на вывоз мусора?
4. Если да, считаете ли вы, что после этого поселок стал чище?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Приложение 2.

Приложение 3

Приложение 4

10. Литература
1. В.Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы. 1994.
2. http://votedeath.ru/2011/05/25/globalnye-problemy-ekologii-3/
3. http://votedeath.ru/2011/05/25/globalnye-problemy-ekologii-3/
4. Интернет-ресурсы.
.