Разработка урока по биологии, 11 класс
Автор: Литвинова Инна Владимировна - учитель биологии и географии
Организация: Государственное общеобразовательное учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучская школа № 3»
Населенный пункт: ЛНР, г. Красный Луч
Тема урока: Экологические факторы
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся об окружающей среде, как совокупности экологических факторов;
Развивающие: через создание системы заданий способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся, формировать понимания причинно-следственных связей в природе;
Воспитательные: создать ситуацию успеха для каждого ученика, создать условия для индивидуальной, парной и фронтальной работы учащихся, через подбор иллюстраций к уроку влиять на эмоциональное отношение к природе, на понимание взаимосвязей всего живого в природе.
Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о экологических факторах среды живых организмов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные - в результате урока обучающиеся смогут использовать предметную терминологию, сформулируют представления об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.
Метапредметные:
познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний;
-уметь отличать новое, от уже известного;
-добывать новые знания;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные:
-определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, развивать навыки самооценки;
коммуникативные:
-слушать учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
- формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение управлять своей познавательной деятельностью, продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.
Основные понятия, изучаемые на уроке: экологические факторы, биотические, антропогенные, абиотические факторы: температура, свет, влажность.
обучающиеся должны понимать: основные признаки живых организмов, определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности их проявления у растений и животных..
Учащиеся должны осознавать: наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы; объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в природе; прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие растений.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Здравствуйте те, кто весел сегодня ! Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те , кто молчит!
Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
2. Актуализация и мотивация.
2.1. Учитель читает высказывание И. Гете «Природа – единственная книга, каждая страницы, которой полна глубокого содержания» / И. Гете/.
2.2. Включается презентация «О чем эти слайды?»
Демонстрируются слайды с проблемными вопросами, они остаются без обсуждения и предназначены для создания настроения, нацеливания ребят на изучение серьёзного предмета. В конце презентации появляется слайд, который подводит ребят к тому, что будет происходить далее на уроке.
Беседа с учениками:
Что такое экология? (Экология – это наука, об окружающей среде)
Что изучает наука экология? (экология, изучает взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой.)
Что такое взаимоотношения? (Взаимодействие различных организмов друг с другом)
Приведите примеры того, что изучает экология. (Животных, растения, среду обитанию, приспособление к окружающей среды и т.д.)
3. Первичное усвоение учебного материала:
Вся работа учащихся будет оцениваться по определенным критериям. В конце урока руководители групп с участниками заполняют «протокол полученных оценок за урок».
3.1 Работа в группе:
Учащиеся разбиваются на творческие группы («Абиотическая», «Биотическая», «Антропогенная»). Ребятам было дано задание «опережающего» характера
Рассказ учителя.
Итак, что же такое экология? Учитель сразу сам и отвечает
3.2 тема нашего урока – Экологические факторы. Цель урока: изучить многообразие экологических факторов
Рассказ учителя
Экологические факторы — любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений. Различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.)
К абиотическим факторам относят климатические, почвенные и гидрологические. Различают факторы прямые и косвенные.
Климатические факторы — влажность и температура воздуха, количество осадков и света, продолжительность светового дня, ветровой режим, давление воздуха, газовый состав атмосферы. Климатические факторы оказывают прямое влияние на все организмы и являются определяющими в распределении на земной поверхности различных типов экосистем. Особенно важную роль играют такие факторы, как температура и количество осадков Местные (локальные) климатические особенности определяются микроклиматом, который обусловлен особенностями рельефа и характером растительности.
Почвенные (эдафические) факторы — механический состав, структура и сложение, влажность и аэрация, содержание минеральных солей и гумуса, другие физические и химические свойства почвы, определяющие ее плодородие. Почвенные факторы обуславливают видовой состав почвенных животных и наземных растительных сообществ.
Водные (гидрологические) факторы — все физические и химические свойства водной среды, которые определяют условия существования водных организмов: плотность воды, ее теплоемкость, прозрачность, соленость, содержание кислорода, волнения, течения и т. п.
Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).
Среди биотических факторов особое значение имеют собственно биологические, источником которых служит непосредственно живой организм или их группы. Это внутривидовые (популяционные) биотические факторы и межвидовые — разнообразные типы взаимоотношений между организмами. Это хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз и др. Различают также биогенные факторы — опосредованное воздействие живого на живое через химические выделения (например, фитонциды, биостимуляторы и др.), и биоценотические факторы — влияние совокупной деятельности организмов, составляющих биоценоз (в основном — через изменение микроклимата и фитосреды).
Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.)
Прямое воздействие — промысел животных, истребление растений, уничтожение мест их обитания. Косвенное воздействие — загрязнение среды, уничтожение кормовых угодий, промышленное и жилищное строительство и т.д. В настоящее время антропогенные факторы оказывают наиболее широкомасштабное воздействие на природу. Результаты его часто необратимы.
По существу, мы уже живем на планете, преобразованной человеком. Природные коренные экосистемы занимают на земном шаре весьма ограниченное место по сравнению с преобразованными деятельностью человека. Каждый экологический фактор оказывает определенное воздействие на организм.
3.3 Осознание и осмысление учебной информации.
Что такое экологические факторы? (Экологические факторы — любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений.)
На какие группы ученые разделили экологические факторы? (Различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.)
Что такое абиотические факторы? Приведите примеры. (Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений и почвы))
Что такое биотические факторы? Приведите примеры. (Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).
Что собой представляет антропогенный фактор. (Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.))
3.4 Сообщение новой информации.
Сообщение учащихся: группы «Абиотической»;
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Проблемный вопрос группам:
«Комнатные кактусы цветут редко. Однако на родине этих растений в Центральной или Южной Америке, цветение кактусов сопровождается каждую весну после прохладной (8 – 10), сухой и солнечной зимы, которая длится несколько месяцев. Как можно вызвать цветения кактусов в наших климатических условиях?»
(Перенести горшочки с кактусами в прохладную хорошо осветленную комнату реже поливать их. В случаи потребности добавить искусственный свет).
3.5 Сообщение новой информации.
Сообщение учащихся: группы «Биотической»;
одновременно показывается ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Проблемный вопрос группам:
«Личинки колорадского жука для превращения в куколку зарываются в почву. В песчаной почве они зарываются глубже, чем в глинистом; в слишком сухую или слишком влажную почву они не зарывается, и обычно погибают на поверхности. Объясните, приведенные факты».
(Для развития куколки необходимо определенное количество кислорода)
3.6 Сообщение новой информации.
Сообщение учащихся: группы «Антропогенной».
одновременно показывается ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проблемный вопрос группам:
Известна пословица:
«Где редко бывает солнце, там часто бывает врач», Объясните смысл пословицы?
(Ультрофиолетовые лучи солнца убивают микроорганихзмы. Свет – это необходимое условие для синтеза витамина D)
4. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Работаем с презентацией: «Определение экологических факторов».
5. Работа в группах.
(Каждая группа получает вопрос в конверте).
Какие факторы называют экологическими? Приведите примеры, различных групп экологических факторов. (Экологические факторы — любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений, различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.)
Объясните, как воздействуют различные факторы на состояние организмов. ( Абиотический фактор может не только приносить пользу, как растениям так и животным, но и вред. Например, высокая температура, сильный ветер, наводнение или отсутствие воды совсем).
Какие факторы можно назвать ресурсами для растений, и какие – для животных? (Ресурсами для растений и животных является абиотический и биотический факторы)
Ребята по цепочке читают предложение и дополняют его.
Итак, сегодня на уроке мы узнали...
Экологические факторы бывают...
Мне было интересно узнать, что...
Я и не думал, что...
Мне понравилось...
Было трудно...
Домашнее задание:
Выучить параграф
Подготовить сообщения об особенностях основных средах обитания, и влияния экологических факторов на живые организмы.
Спасибо за внимание.
Литература:
Биология: 10 – 11:Вопросы, упражнение, задачи и тесты \ Г.М.Михеева, И. Д. Лишенко, С.В. Воловник, Л.О. Юрик. – К.: Генеза, 2008. – 152с.:ил. – Библиогр.:
с. 147.
Биология: Комплексный справочник \ Р.В. Шаламов, Ю. В. Дмитриев, В.И. Подгорный. – Х.: Веста: Изд – во «Ранок», 2008.- 624с.
Общая биология :Учебн. для 11 кл. сред.общеобразоват. учебн. Завед. \ Н.Е. Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П.Г. Балан, В.Н. Войцицкий. – К.: Генеза, 2001. – 272 с.:ил.
Экология. Справочный учебник \А.Т. Зверев. – 3 – е изд. – М. :Издательство Оникс, 2007. – 256с.:ил.