Экологическое ориентирование учебной и практической деятельности учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературы
Экологическое ориентирование – это система устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражена в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера.
Бурная хозяйственная деятельность человека, возросшая вследствие значительного роста численности населения Земли, стала причиной глобальных экологических проблем, среди которых: загрязнение атмосферы, морей и океанов, начавшееся изменение климата Земли, опустынивание обширных территорий, сокращение генетического фонда Земли. Катастрофически быстро нарастающие изменения биосферы, вызванные влиянием человека на окружающую среду, привлекли внимание не только ученых, но и всех прогрессивно мыслящих людей планеты. Значительная роль в решении проблем экологического воспитания и образования принадлежит начальной школе.
Особенности организации учебного процесса младших школьников дают возможность педагогу так спланировать учебно-воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность.
Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния, как любовь, сопереживание, совесть, эмоциональный и духовный подъём от общения с природой. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром. Психологической особенностью младшего школьного возраста являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания. Именно поэтому особую важность приобретает организация условий для установления его эмоциональных связей с природой.
Задачи уроков на экологическую тему:
Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.
Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.
Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
Подвергать осуждению поступки варварского отношения к природе.
Уроки литературного чтения дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств.
На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности. Так на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» происходит не только знакомство ребят с замечательными русскими поэтами, но и понимание, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Дети учатся способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.
Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.
Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др.
Также эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п.
В работе учителя начальных классов следует использовать нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально позитивный отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования.
Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми народных песен;
2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится после знакомства с несколькими произведениями о природе, причем вопросы викторины дети готовят самостоятельно.
Таким образом, уроки литературы дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам.
В учебниках русского языка разных авторов материал с экологической направленностью представлен в небольшом количестве, поэтому учителю следует использовать на уроках русского языка дидактические материалы с экологической направленностью, а так же разные формы работы:
1) Работа со словарными словами экологического содержания. Дети либо зачитывают о календарных месяцах приготовленный ими дома материал, либо находят материал в книгах, находящихся на классной книжной полке или в библиотеке.
Например:
Декабрь.
Слово декабрь пришло из Византии, месяц назывался «де-кемерий».
В народе говорят:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Сухой декабрь - сухие весна и лето.
Декабрь холодный, снежный, с частыми инеем и ветрами – к богатому урожаю.
2) Для развития орфографической зоркости используются СКОРОГОВОРКИ с экологической направленностью.
Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и т. д.
3) Для осуществления экологического образования на уроках русского языка так же большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе работы с текстовым материалом с детьми проводятся беседы о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения. Работая с текстом учебника, ребята задумываются, о чем этот текст, отвечают на вопросы, рассказывают о каждой прилетевшей к кормушке птице. После беседы делается обобщение.
Например, вот так организуется работа с текстом в 1 классе:
- Посмотрите на данную запись. Попытайтесь определить название текста.
лиственница
- Текст называется «Лиственница».
- В тексте вам встретится новое слово. Прочитайте его. (На доске пунктиром написано слово сваи.)
- Что такое сваи? Прочитаем толкование этого слова в словаре.
- Прочитайте текст. Подумайте, почему люди мастерили сваи из лиственницы?
У лиственницы тяжелая древесина. Дерево может утонуть в реке. Древесина очень долговечна. Она не гниет в почве и даже в воде. Из нее люди мастерили сваи для мостов.
- Что мастерили люди из лиственницы и почему? Составьте ответ из одного предложения.
Учитель сообщает о том, что лиственница занесена в Красную книгу и проводит беседу о Красной книге.
4) Викторина по русскому языку «Что? Где? Когда?»
«Знаешь ли ты птиц?»
1. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
2. Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является объектом спортивной охоты. (Дергач)
3. Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
4. Название, какой птицы составлено из звуков, которые издают эти птицы? (Грач)
5. Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (Сыч)
5) На уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей, сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Именно на интегрированных уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немаловажно для экологического образования. Предлагаю вам разработки интегрированных уроков с экологической направленностью.
Краткое описание интегрированных уроков.
Русский язык и литературное чтение.
Тема «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин«Береза»».
На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке можно пытаться у детей воспитывать любовь к родной природе.
2. Литературное чтение – русский язык – музыка.
Тема «Обобщающий урок по литературному чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении»
Тема на уроке вводится через загадку. Разбирая произведения о весне, пытаюсь помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся знакомлю с новыми словами и понятиями, систематизирую знания о предложении, развивают творческое мышление, «видеть» в ней картины природы.
Знакомство с новым словарным словом.
Например, можно провести следующую работу со словарным словом – береза.
- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)
- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?
- А знаете ли вы чем полезно это дерево?
Это интересно: (дополнение к сказанному)
На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа, пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
- Овес сей, когда береза распускается.
Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в
различных отраслях.
Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый
при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.
Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные
поделки. Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы внее не попали споры грибка.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,
Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.
Наверное, это и есть цель уроков литературного чтения и русского языка, которые дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам.
Если у младшего школьника сформированы экологическое ориентирование, то по мере его взросления у него будет формироваться экологически ориентированное сознание –субъективная реальность человека, способная извлекать информацию о значениях окружающего мира, трансформировать её в личностные смыслы и реализовывать в практической деятельности. Экологически ориентированное сознание – это сознание, направленное на жизнь.