СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экономическое развитие Севастополя в последней четверти ХIХ века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые технологическая карта и конспект урока посвящены послевоенному развитию Севастополя. Предусматривается использование интегративных полей образовательного пространства, в частности,  проведение Великих реформ 60-70хгг ХIХ века в России и их влияние на пореформенное развитие города, работа с историческими источниками статистического характера.

Просмотр содержимого документа
«"Экономическое развитие Севастополя в последней четверти ХIХ века"»

Предмет – Севастополеведение

Класс – 9


Тема «Экономическое развитие Севастополя в последней четверти XIX века»


Цель деятельности учителя - проследить влияние реформ 60-70х годов 19 века в Российской империи на экономическое развитие города, проследить формирование капиталистических отношений в Севастополе во второй половине 19 в.

Тип урока - урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями.


Планируемые образовательные результаты


Предметные - умение раскрывать и применять исторические понятия, называть черты капиталистического строя, изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность, указывать даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории, проводить поиск необходимой информации в исторических источниках (текстовых, визуальных), излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий


Метапредметные - владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, таблица и др.)


Личностные - осознание своей идентичности как гражданина страны, способность к определению своей позиции.


Методы и формы обучения - защита проектов, поиск информации в предложенных источниках, групповая и парная работа, метод проектов, фронтальная, индивидуальная, групповая форма обучения.


Опорные понятия – реформа, буржуазные реформы, основные черты капиталистического строя.


Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формируемые умения обучающихся

Технологическая карта урока

«Экономическое развитие Севастополя в последней четверти ХIХ века»


познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


организация повторения изученного материала, выделение ключевых событий, установление причинно-следственных связей


мозговой штурм, определение темы урока

формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, целеполагание

формирование целостного мировоззрения, соответствую-щего современному уровню развития науки

Актуализация знаний


обучающиеся высказывают свои предположения

установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений


Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Изучение нового материала:

- формирование предметных навыков, овладение предметными умениями


рассказ учителя, организация познава-тельной деятельности обучающихся (работа

с историческими источниками, учеб-ным пособием "По-томству в пример"), учитель помогает обучающимся формулировать отве-ты, корректирует их ответы

Выполнение познавательных заданий, работа с историческими источниками, заполнение таблицы

выдвижение гипотез и их обоснование,
построение логии-ческой цепи рас-суждений, поиск и выделение инфор-мации, синтез как составление

целого из частей, восполняя недостающие компоненты

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Обучающиеся учатся: структурировать знания; самос-тоятельно плани-руют свою работу с учеб-ным материалом при поиске отве-тов для запол-нения таблицы




Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формируемые умения обучающихся

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение учителя требований к выполнению задания


Моделирование,
формулирование познавательной цели

Планирование (определение цели, способов взаимодействия)

Планирование

формирование целостного мировоззрения, соответствую-щего современному уровню развития науки

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока? Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой?




Обучающиеся научатся: оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение.








«Экономическое развитие Севастополя

в последней четверти XIX века»


Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, в ходе актуализации

опорных знаний учащихся используется

динамическая схема на интерактивной доске)



− Какую роль сыграло поражение России в Крымской войне?

( показало необходимость буржуазных реформ)

− Какие реформы 60-70х годов XIX века могли способствовать развитию Севастополя? Почему?

− Какие изменения в экономическом развитии России способствовали экономическому росту Севастополя?

  • развитие капиталистических отношений;

  • завершение промышленного переворота в России;

  • развитие внутренней и внешней торговли;

  • развитие транспорта.


Тема урока «Экономическое развитие Севастополя

в последней четверти XIX века»

План урока

1. Городское градоначальство

2. Хозяйственная жизнь Севастополя

3. Развитие транспорта. Строительство железной дороги

Изучение нового материала

Городское градоначальство

В 1870г. Россия в одностороннем порядке отказалась выполнять условия Парижского мира и стала восстанавливать Черноморский флот. В 1871г. Россия добилась отмены Парижского мира. Необходимо было восстановить Черноморский флот.

С 1870г. в городе начали избирать думу, в состав которой входили представители дворянства и торгово-промышленных кругов.

В 1873г. создается Севастопольское градоначальство.

Работа с документом

«Сообщение министерства внутренних дел и.д. Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства об образовании Севастопольского градоначальства» (Севастополю 200 лет. Сборник документов и материалов.- К.: Наукова думка, 1983. стр. 59-60)

Вопросы: 1. Какая территория входила в Севастопольское градоначальство?

2.Кто назначал градоначальника? Назвать сферу его деятельности.

3. Кому подчинялся Севастопольский градоначальник в делах гражданского управления?

4.Какими вопросами занималось Севастопольское градоначальство?

Первым градоначальником 15 ноября 1873г. назначен Перелешин Павел Александрович (сообщение обучающегося)

Работа с пособием «Потомству в пример» (стр. 213-214)

− Почему градоначальник одновременно исполнял обязанности командира

Севастопольского порта и военного коменданта?

− Кто входил в городскую думу?

− Назвать городского голову в 1873-1875гг.

Хозяйственная жизнь Севастополя

После Крымской войны город был значительно разрушен, население сократилось в 10 раз (по сравнению с довоенным). Промышленность (прежде всего судоремонт, судостроение) не развивалась.

Только в 70-е годы XIX века начинает активно возрождаться флот, развиваться производство.

Развитие хозяйственной деятельности в Севастополе характеризуют отчеты Севастопольского градоначальника министру внутренних дел.


Анализ фрагментов отчета за 1875, 1885 и 1890 годы

(заполнение таблицы обучающимися)


Вопросы для сравнения


1875 год

1885 год

1890 год

Население, проживающее в городе (тыс. чел.)




Количество заводов и фабрик в городе




Какое производство развивается в городе?




Назвать предприятия

г. Севастополя




Какими промыслами занимается население?





Сообщения

− Яличный и устричный промысел

− Финансово-страховые общества

Какие изменения произошли в Севастополе за 13 лет (1875-1888 годы)?

С чем это связано?

Развитие транспорта. Строительство железной дороги

Потребности экономического развития, необходимость скорейшего возрождения и развития Черноморского флота требовали улучшения транспортного снабжения и строительства железной дороги до Севастополя.

Лозово – Севастопольская железная дорога стала продолжением дороги Москва – Курск – Харьков. Протяженность дороги 643 км. Она строилась с 1873 по 1875 г. Концессию на строительство получил предприниматель Губонин. Непосредственно строительством железной дороги руководил генерал-майор Анненков.

Железнодорожную станцию разместили на берегу Южной бухты, на Пересыпи. Болото было засыпано, а площадка расширена. Железнодорожные пути вели к складам и таможне.

Между Бахчисараем и Севастополем тяжелые скальные работы велись ручным способом. Были пробиты 6 тоннелей длиной 2 км.

В мае 1873 года на строительстве дороги прошла стачка рабочих с экономическими требованиями. Требования рабочих были частично удовлетворены.

В марте 1875 года в Севастополе был устроен коммерческий порт.

15 сентября 1875 года в Севастополь пришел первый товарный поезд, а через несколько дней и пассажирский.

К концу XIX века Севастополь становится экономически развитым городом.

Применение полученных знаний.

  1. Когда в Севастополе создана городская дума?

  2. С чем связано быстрое возрождение города в 70-е годы XIX века? В чем это проявилось?

  3. Когда в городе появился железнодорожный транспорт?

  4. Когда создано Севастопольское градоначальство? Назвать первого градоначальника.

  5. Проверка заполнения таблицы

Домашнее задание

Подготовить индивидуальное творческое задание

(сообщение о музеях, достопримечательностях города