СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическая сущность налогов и основы налогооьложения

Просмотр содержимого документа
«Экономическая сущность налогов и основы налогообложения»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»


Дисциплина «Организация расчетов с бюджетом»









РЕФЕРАТ




на тему: «Экономическая сущность налогов и основы налогообложения»






Выполнила студентка _______ «___» ___________ 2017 г. А.В. Першина

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» Группа Б - 151

Руководитель работы_______ «___» __________ 2017 г. Ю.В. Соловьёва

Работа защищена ________ «___» ________________2017 г. Оценка____










Барнаул 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

3

1 Виды и порядок налогообложения……………………………………………

4

2 Элементы налогообложения. Источники уплаты налогов, сборов, пошлин…………………………………………………………………………

7

3 Источники уплаты налогов, сборов, пошлин………………………………...

10

4 Характеристика системы налогообложения в РФ...........................................

12

Заключение……………………………………………………………………….

14

Список литературы………………………………………………………………

15






Введение



Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Налогообложением называется метод распределения доходов между хозяйствующими субъектами, государством и населением страны.

В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы контрольной работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Многие налоги в составе системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить и противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства.




1 Виды и порядок налогообложения



Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране. Налогообложение включает определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

В настоящее время существуют следующие виды налогообложения:

1. Традиционная (классическая) система налогообложения

2. Упрощенная (УСН или УСНО) система налогообложения

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Классическая схема налогообложения

В классической схеме налогообложения юридическое лицо платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату единого налога (ЕН) по результатам хозяйственной деятельности, а именно освобождение организации от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НП), налога на имущество организаций (НИ) и единого социального налога (ЕСН).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Также организация платит взносы в Пенсионный фонд и Фонд Социального страхования.

Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сохраняет признаки упрощенной системы налогообложения, и формируется в виде единого платежа от заранее задекларированного объема доходов налогоплательщика.

Данный вид налогообложения регламентируется местным региональным законодательством, и применим только для определенных видов деятельности

Порядок налогообложения предприятий регламентируется следующей нормативно-правовой базой:

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране представлена тремя уровнями:

  • федеральные налоги и сборы;

  • региональные налоги и сборы;

  • местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, а региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие соответственно законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.



К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы;

  • налог на прибыль организаций;

  • налог на доходы физических лиц;

  • единый социальный налог;

  • государственная пошлина;

  • налог на наследование и дарение;

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • налог на добычу полезных ископаемых;

  • водный налог.

К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;

  • транспортный налог;

  • налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;

  • налог на имущество физических лиц.

Порядок налогообложения и размеры налогов с прибыли (дохода), полученной в результате концессионной деятельности, определяются налоговым законодательством.







2 Элементы налогообложения.
Источники уплаты налогов, сборов, пошлин.


Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

Объект налогообложения (ст.38 НК РФ) – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объектом налогообложения может выступать:

Реализация товаров, работ, услуг. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

  • Имущество;

  • Прибыль;

  • Доход;

  • Расход и др.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК, а до ее принятия – в соответствии с действующими федеральными законами.

Наличие объекта обложения обычно связано с возникновением обязанности по исчислению налога и предоставлению налоговой отчетности.

Налоговая база (ст.53 НК РФ) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

С наличием налоговой базы непосредственно связана обязанность налогоплательщика по уплате налога. В отдельных случаях даже при наличии объекта налогообложения налоговая база может отсутствовать (или может быть равной нулю), например, если все объекты налогообложения у налогоплательщика освобождены от налогообложения (льготируются).

Налоговая ставка (ст.53 НК РФ) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Основными источниками уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством являются:

а) доход предприятия, обеспечивающий выплату налоговых платежей, входящих в цену продукции (налога на добавленную стоимость; акцизного сбора; таможенного сбора и таможенных пошлин);

б) текущие затраты предприятия (издержки производства и обращения), на которые относятся отдельные налоговые платежи (взносы в фонд социального страхования, в пенсионный фонд; отчисления на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог; ряд местных налогов и сборов);

в) прибыль предприятия (налог на прибыль, ряд других налоговых платежей).

К категориям, дополняющим или тесно связанным с объектом налогообложения, относится понятие источника налога.

В некоторых случаях источник налога может совпадать с объектом налогообложения (доход при расчете налога на прибыль). Источником уплаты основной массы налогов являются доходы плательщика.

Для физических лиц это доходы, куда входят заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и т.д., для юридических лиц в основном это чистый доход – прибыль. Из общей суммы выручки необходимо восстановить средства производства (материальные затраты) и затраты рабочей силы (фонд заработной платы), после этого остается прибыли.

Источник налога – средства плательщика (преимущественно – доход), которые используются для уплаты налога. Исключительными источниками уплаты налога являются:

  • любые денежные суммы, поступившие налогоплательщику;

  • доходы и другие средства, полученные платно или бесплатно налогоплательщиком, в том числе приобретенные за счет дохода;

  • заемные средства и средства целевого финансирования.

Источники самостоятельной оплаты налоговых обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика – любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества и неимущественных ценностей, выпуска ценных бумаг, в том числе корпоративных прав, полученные в заем (кредит), а также из других источников.



































3 Источники уплаты налогов, сборов, пошлин



Источники уплаты налогов — финансовые источники, за счет которых обеспечиваются выплаты начисленных налоговых платежей. Основными источниками уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством являются:

Источник налога – средства плательщика (преимущественно – доход), что ресниц использует для уплаты налога. Исключительными источниками уплаты налога являются:

  • любые денежные суммы, поступившие налогоплательщику;

  • доходы и другие средства, полученные платно или бесплатно налогоплательщиком, в том числе приобретенные за счет дохода;

  • заемные средства и средства целевого финансирования.

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

Налоговый период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

Налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

Порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах;

Порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.





















































4 Характеристика системы налогообложения в РФ



Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

Систему налогового законодательства РФ образует значительное число правовых актов. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов, принятых представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Налоговым кодексом РФ определена система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения налоговой обязанности; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налогового законодательства; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Принципы налогообложения в России, сформулированные в ст. 3 НК РФ, развивают основные положения Конституции РФ.

К принципам налогообложения относятся:

    • принцип всеобщности (п. 1 ст. 3 НК РФ). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это закреплено и в Конституции РФ, ст. 57 которой гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы";

    • принцип равного налогового бремени (п. 1 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

    • принцип юридического равенства налогоплательщиков (п. 2 ст. 3 НК РФ). Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

    • принцип экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 ПК РФ). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Только с наличием у налогоплательщика объектов налогообложения, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристики, законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по их уплате (ст. 38 НК РФ)





























Заключение



Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Можно сказать, что налоговая система России создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя.



























Список литературы



  1. Климова М.А. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М., 2014. – 170 с.

  2. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров, 2013. – 624 с.

  3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. – 509 с.

  4. Налоги: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 544 с.

  5. Самохвалов А.Ф. О налоговой политике // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль – XXI». – 2014. – № 6.

  6. Шаталов С.Д. К новой системе налогообложения // Финансы. – 2013. – № 12.

  7. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2014. – 896 с.

  8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. – 576 с.