ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ «ДЛИННАЯ КОСА-ДЕВИЧЬЯ КРАСА»
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» - так говорили древние греки.
(Фото 1.)
С давних пор краса девицы - не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса - с лентой длинная коса.
Вот идет она по кругу, низко кланяется другу.
Коса ниже поясницы - есть чему тут подивиться.
Любой человек, с любовью относящийся к своей малой Родине, проявляет интерес к культуре, обычаям и традициям своего народа.
Мы предлагаем вместе с нами заглянуть в историю и посмотреть, какую
роль играла девичья коса в традиционной русской культуре.
(Фото 2.)
Красиво уложенные косы – это чистое волшебство. На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени и сил для ее создания. А на самом деле наши бабушки и прабабушки украшали свои головы косами не только для удобства, но и для того, чтобы показать свой семейный статус.
(Фото 3.)
На Руси, у женщины,
Испокон веков,
Славилась коса,
Девичья краса.
Было уж привычкою
И само собой,
Что гордились девицы
Русскою косой.
Длинный волос и богатый,
В косу заплетёт.
Полюбуются все люди,
Вслед, когда пройдёт.
Диво, чудная коса,
Так к себе манит,
Здесь, в России, мир хранит,
В сердце всей Земли!
Ах, краса, коса-девица,
Сколько ты стерпела,
Издавна любовь и силу
Женщине дарила.
Мудрость, силу, красоту
Волос бережёт,
"Девица, меня храни" -
Вдруг коса шепнёт.
Что-то есть в косе той Русской,
Может силы щит,
Может счастья оберег,
Что любовь хранит.
Сколько всё же даришь ты,
Русская коса!
Жизни ты энергия
Скромности краса!
На Руси у женщины
Издавна велось,
Измерялась доброта
Красотой волос!
(Фото 4.)
В древней Руси считалось, что волосы символизируют множество светлых сил, которые помогают человеку в жизни. Многие обращались за помощью к богам, чтобы отгонять злых духов. Кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока.
Девушка по берегу грустная прошла,
Девушка отчаянно косу расплела.
Косу свою темную, косоньку-косу.
Я все беды-бедные с косою расплету!
Расплету, забуду, буду дальше жить,
И с косою длинною буду не тужить.
Сяду у окошечка и зажгу свечу,
Но косу я косоньку вряд ли отстригу!
Девушка с косичкою - это же мечта.
Девушка с косичкою - настоящая!
Нет прически лучше девичьей косы!
Ведь века России в косы вплетены!
Многие писатели и поэты не обходили стороной описание красоты русской косы.
(Фото 5.)
Например, вот как описывает косы длинные, красивые у Алёны Дмитриевны, героини поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются…
А когда знакомитесь с поэзией Н.А. Некрасова, то встретите такие стихи, в которых так же воспевалась красота русской женщины. Сразу обратишь на то, что почти в каждом стихотворении поэт очень талантливо описывал косы.
(Фото 6.)
Стихотворение Тройка»
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь.
Стихотворение «Огородник»:
«…….В ясны очи глядел,
Расплетал, заплетал руссу косоньку ей»
(Фото 7.)
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская»
«Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда- растрепалися косоньки,
Надо ребенка качать».
(Фото 8.)
Отрывок из поэмы Некрасова «Русские женщины» (глава 1 «Княгиня Трубецкая»)
О, радость! Нынче детский бал,
Чу! Музыка гремит!
Ей ленты алые вплели
В две русые косы.
(Фото 9.)
Во 2 главе поэмы Некрасова «Княгиня М. Волконская» мы читаем:
Была я всегда в то время царицею бала:
Очей моих томных огонь голубой,
И черная с синим отливом
Большая коса , и румянец густой
На личике смуглом, красивом….
А знаете ли вы, что существует 7 тайн русской косы?
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу.
(Фото 10, 10 а.)
Девушки украшали косы лентами или косником,
(Фото 11.)
женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.
Тайна 1. Две лучше, чем одна
До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. В свадебном обряде и песнях коса - символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин. (Фото 12, 13)
Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник; пропивать косу означало угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника, чесать косу - расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; выкупать косу - дарить подарки родственникам невесты, косу продавать - брать выкуп за невесту.
Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели:
«Наша коса не рублева,
Наша коса сторублева,
Лентою перевязана,
Лентою голубою,
Девкою молодою».
Иногда сама невеста должна была выкупить косу.
Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос.
(Фото 14.) Выходила девушка замуж и ее косу делили уже на две. Почему?
Раньше считалось, что одна коса питает жизненной энергией ее, а другая ее будущее потомство. Наши старожилы рассуждали по-другому: «Да всё просто: их теперь двое – муж и жена!». Волосы потом укладывали на голове корзиночкой (как семейное гнездышко) и надевали женский головной убор – повойник. Опять же берегли свое гнездо от сглаза. И не просто гнездо – а главное звено, с которого начинается ДОМ.
Д

О М
МАТЬ
ОТЕЦ
ДЕТИ
Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.
Тайна 2. Жизненные силы
До прихода христианства на Русь славяне жили в единении с природой, используя её животворные силы для своей жизнедеятельности.
(Фото 14 а) Из головных уборов они использовали очелья, перевязки, венчики и лобные ленты, не закрывающие маковки. Зимой волосы сами защищали голову от переохлаждения. С пришествием цивилизации всё изменилось.
(Фото 15.) Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «девочкою», а как только ей заплели косу, она становилась «девкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста.
Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы парни вязались».
Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. А знаете ли вы, дорогие друзья, почему, когда плели косы, волосы делили на три части?
Потому что мать, заплетая, приговаривала: «Во имя Отца Христа – Сына – и Святого духа!».
(Фото 16.) Поначалу косы девочке заплетала мать, а потом она, подрастая, делала это самостоятельно.
А почему, заплетая косу, делили волосы раньше на прямой пробор, прикрывали уши и виски?
Делали так от сглаза, от «дурного глаза». Когда делали прямой пробор, получался как бы своеобразный крест. И все зло скатывалось по косе вниз, к земле. Земля принимала его и прятала в свои земные глубины, а силу свою давала волосам в настоях трав. Ведь коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Потому, не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы. (Фото 17.)
Тайна 3. Читаем по косе
(Фото 18)
Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице.
Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».
В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов.
Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.
Тайна 4. Священный ритуал.
(Фото 19.) Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру.
(Фото 20.) Расчесывание становилось своего рода ритуалом, которым каждая девушка занималась неторопливо и вдумчиво, «счёсывая» с себя по вечерам дневные неурядицы. Кудри после такой процедуры лежали волосок к волоску, послушные и шелковистые.
Так как ухаживали за волосами на Руси более чем серьёзно, деревянный гребень зачастую дополнительно обрабатывали воском или пропитывали душистыми маслами. А перед расчесыванием ещё и смачивали травяным настоем.
Неспроста в сказках гребню так часто приписывают магические свойства
Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.
(Фото 21.) Она позволяла ему расчёсывать свои длинные волосы гребнем с отверстиями для 4-х пальцев. Мужчина одевал его на пальцы так, что длинные волосы расчесывались и гребнем и пальцами. При этом ни один волосок не должен упасть с головы женщины. Старушки говорили, что важно, чтобы ни один волосок не падал, а то птицы на гнезда растащат и голова кружиться будет.
Расчесывали только деревянным гребнем. От него даже головная боль проходила.
Уж коса ли моя косынька,
Уж коса ли моя русая!
Я мочила русы волосы
Ключевой водой студеною,
Я сушила русы волосы
На крылечке да на солнышке,
Я чесала русы волосы
Середи полу дубового,
Заплетала русы волосы
В косу длинную да до полу.
Я вплетала в русы волосы
Семишелкову алу ленточку,
Жемчужными камушками
Украшивала,
Шелковыми плетушками
Уплетывала!
Тайна 5. Символ чести.
Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.
Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы. Исключение составляла разве что:
только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность;
ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника — распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.
В остальном «опростоволоситься» означало покрыть себя и своего мужа позором.
Тайна 6. Изменить жизнь.
О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы.
(Фото 22.) Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.
Тайна 7 Женские хитрости
Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!
(Фото 23.) Вспомните, в сказке «Морозко» мать готовит свою любимую дочь к смотринам. Приплетает ей искусственную косу.
- Мамань, а у Наськи коса-то лучше моей. Отрежь ей косу!
- Да что ты, ежели я ей под корень обрежу, за что я таскать её буду? И вообче, у Наськи коса-то настоящая, а у тебя за 3 целковых на ярманке купленная!
Забота о волосах всегда оставалась одной из главных женских проблем на протяжении многих веков.
Бегать в душ ежедневно, как нынешние красавицы, прародительницы не могли, поэтому голову мыли раз в неделю – в банный день. Зато подходили к делу основательно.
1. Сперва густую копну промывали ржаным настоем собственного приготовления. Для этого крупный ломоть чёрного хлеба ломали на небольшие кусочки и заливали кипятком. Спустя 1,5-2 часа оставалось только нанести полученную кашицу на волосы по всей длине, немного помассировать и через 10-20 минут смыть. В результате кудри очищались от пыли и остатков кожного сала, насыщались целебными веществами, становились сильными, густыми и послушными. Правда, чтобы вычесать остатки «эко-шампуня» из волос, приходилось постараться.
2. Те, кто мог позволить себе пожертвовать парой куриных яиц во имя красоты, не упускали случая смазать голову взбитым желтком. Сначала его старательно вспенивали под пальцами, смочив водой, а затем смывали, чтобы сделать косу мягкой и блестящей.
3. А ещё волосы на Руси мыли кислым молоком, сывороткой или простоквашей.
В старину для мытья головы часто использовали дождевую воду, что в условиях нашей с вами экологии не совсем разумно. Зато ничто не мешает вам приготовить талую воду, не менее полезную для локонов.
Вымыть косу – только половина дела. Полноценный уход за волосами в древней Руси не обходился без обязательного щедрого ополаскивания прядок травяными настоями. В ход шли:
ромашка для золотистых кудрей;
крапива и дуб для тёмных;
корни лопуха и мать-и-мачеха от перхоти;
аир и цветы липы от выпадения;
мята для приятной свежести;
берёзовые листья и веточки для мягкости и пышности;
зверобой и корень солодки от воспалений;
василёк для ускоренного роста.
Красоту и силу для волос наши прародительницы получали у самой природы.
(Фото 24.)
Существует множество народных примет и поверий, связанных с волосами. Так, например, волосы, выпавшие при чесании, нельзя бросать на пол или на землю, ибо можно лишиться жизненной силы. Их следует сжигать или привязывать к плодовому дереву, чтобы на голове волосы хорошо росли, были крепкими и здоровыми, как дерево.
Из старины далекой , интересной,
Пришли волшебные к нам сказки, чудеса.
Где силой женской и красой известна
Девичья крепкая и длинная коса.
Она и под кокошником опрятна,
И под простым иль шелковым платком,
Ее короной уложить приятно,
Украсив ленты пышным узелком.
И пусть в стихах поэта не воспета,
Но повторяю вновь и вновь:
О, русская коса! Восьмое чудо света!
Ты как надежда, вера и любовь!