Экспериментальная часть исследования по развитию профессиональной компетентности будущих учителей математики.
При построении модели развития профессиональной компетентности будущих учителей математики определяющими были следующие положения теоретического характера, обоснованные в первой главе:
- педагогическая компетентность понимается как гармоничное сочетание знания математики, методики и дидактики преподавания математики, культуры (умений и навыков) педагогического общения, приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации;
- в структуре профессионально-педагогической компетентности учителя математики выделяются три подструктуры: деятельностная (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самодеятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности обучения математике учащихся различных типов общеобразовательных учебных заведений, включая профильные математические классы); личностная (потребность в саморазвитии, знания, умения и навыки самосовершенствования); коммуникативная (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического обучения);
- развитие профессиональной компетентности будущих учителей в вузе проходит ряд этапов – от внутреннего своего «Я-реального» в профессии учителя математики до устранения несоответствия между «Я-реальным» и «Я - идеальным», включающим требования со стороны функциональных и содержательных характеристик профессиональной деятельности;
- развитие профессиональной компетентности будущих учителей осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях – гностическом и практическом, что необходимо учитывать при организации обучения;
- профессиональное саморазвитие будущих учителей имеет творческую сущность, поэтому требует особой организации обучения, предполагающей возможность свободного выбора студентом в мире своих возможностей как субъекта педагогического труда.
При построении модели обязателен учет особенностей педагогической профессии и требования к квалификационным характеристикам учителя математики.
Внешняя составляющая развития профессиональной компетентности студентов – это дилогическое общение в системе «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент - компьютер»; при этом во взаимодействии преподавателя и студента достигается эффект другодоминантности, свойственный глубинному педагогическому общению, характеризующемуся взаимным принятием, взаимным пониманием, взаимным доверием. Схема образовательной модели развития профессиональной компетентности будущего учителя математики, разработанная нами, изображена на рисунке №1.
В своем экспериментальном обучении, нацеленном на развитие профессиональной компетентности будущего учителя математики, мы использовали задачники, составленные д. ф.-м. н., членом РАО, профессором НГПУ А.Ж. Жафяровым. Им был также прочитан для студентов и преподавателей, участвующих в нашем эксперименте, спецкурс «Профессионально обусловленные творческие задачи для будущего учителя математики».
Один из основных принципов обучения, ориентированного на развитие профессиональной компетентности будущих учителей – принцип индивидуализации и дифференциации, реализованный при проектировании студентом индивидуального пути (траектории) развития профессиональной компетентности. При реализации модели обучения важное место отводилось организации эффективной самостоятельной работы студентов.
Рис. №1 Схема образовательной модели развития профессиональной компетентности будущего учителя математики.
Л ичность студента с начальным уровнем профессиональной компетентности. Ц ель: обеспечение эффективного развития профессиональной компетентности |
Отбор содержания |
деятельностно-творческий компонент | аксиологический компонент | рефлексивный компонент |
Развертывание содержания |
модульно-рейтинго-вая технология | критери-ально-ориенти-рованное обучение | профессиональ-но обусловленные творческие задачи |
Принципы обучения:
- единство личности;
- единство знания;
- единство личности и профессии;
- другодоминантность;
- дифференциация и индивидуализация
Педагогические условия:
- интеграция содержания;
- индивидуальная педагогическая поддержка;
- диалогическое общение;
- самостоятельная работа студентов
Процесс развития профессиональной компетентности |
осознание «Я - реального» | формирование «Я - идеального» | устранение несоответствий «Я - реального» и «Я - идеального» |
Результат: личность студента с оптимальным уровнем профессиональной компетентности |
деятельностная компетентность | личностная компетентность | к оммуникативная компетентность |
низкая | средняя | высокая | низкая | средняя | высокая | низкая | средняя | высокая |
Опытно-экспериментальная работа с целью исследования эффективности разработанной нами модели развития профессиональной компетентности будущего учителя математики проводилась на базе ИМИ (Института математики и информатики) и ПИ (Педагогического института) Бурятского государственного университета. В настоящее время эта работа продолжается.
В экспериментальную группу были включены студенты третьего курса (5-6 семестры) ИМИ (22 чел.), в контрольную группу – студенты третьего курса ПИ (21 чел.).
Констатирующий эксперимент осуществлялся в пятом семестре. Перед ним стояли следующие задачи:
1. Провести анализ реальной потребности в профессиональном саморазвитии студентов - будущих учителей математики.
2. Произвести диагностику исходного уровня личностной и коммуникативной компетентности в ЭГ и КГ.
3. Разработать перспективы формирующего эксперимента по образовательному обеспечению педагогических условий в соответствии с гипотезой исследования.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства студентов уровень сформированности потребности в профессиональном саморазвитии является низким. В контрольной группе низкий уровень сформированности потребности в профессиональном саморазвитии показали 99,9% респондентов, в экспериментальной, соответственно - 93%.
Рассмотрим динамику профессионального саморазвития студентов.
1-й констатирующий срез:
Потребность в профессиональном саморазвитии
Таблица №1
Уровни сформирован-ности | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 2 | 9 | 3 | 7 |
Низкий | 19 | 91 | 19 | 93 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
Приведем остальные результаты экспериментального обучения.
2-й промежуточный срез:
Потребность в профессиональном саморазвитии
Таблица №2
Уровни сформирован-ности | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 1 | 2 | 7 | 32 |
Средний | 3 | 18 | 8 | 40 |
Низкий | 17 | 80 | 7 | 28 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
3-й заключительный срез:
Потребность в профессиональном саморазвитии
Таблица №3
Уровни сформирован-ности | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 2 | 5,5 | 12 | 56,1 |
Средний | 7 | 30,9 | 10 | 43,9 |
Низкий | 12 | 63,6 | 0 | 0 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
Таким образом, результаты исследования показывают, что у студентов в экспериментальной группе уровень сформированности потребности в профессиональном саморазвитии значительно повысился.
Динамика профессионально - обусловленных творческих способностей студентов по внешней педагогической оценке выглядела следующим образом:
1 -й констатирующий срез
Профессионально - обусловленные творческие способности
(внешняя педагогическая оценка)
Таблица № 4
Уровни творческого развития | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 3 | 27,3 | 4 | 28,1 |
Низкий | 18 | 72,7 | 18 | 71,9 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
2-й промежуточный срез
Профессионально - обусловленные творческие способности
(внешняя педагогическая оценка)
Таблица №5.
Уровни творческого развития | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 2 | 3,6 | 15 | 26,3 |
Средний | 19 | 34,6 | 28 | 49,1 |
Низкий | 34 | 61,8 | 14 | 24,6 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
3-й заключительный срез
Профессионально - обусловленные творческие способности
(внешняя педагогическая оценка)
Таблица № 6.
Уровни творческого развития | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 2 | 10,9 | 10 | 38,6 |
Средний | 8 | 38,2 | 12 | 61,4 |
Низкий | 11 | 50,9 | 0 | 0 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
Результаты показали значительную динамику творческих способностей в экспериментальной группе и незначительную - в контрольной.
Чтобы проверить достоверность полученных результатов, нами было проведено параллельное исследование, основанное на самооценке студентами развитости творческих способностей своей личности. Результаты отражены в следующих таблицах:
1 -й констатирующий срез:
Самооценка студентами сформированности своих профессионально
обусловленных творческих способностей
Таблица №7.
Уровни творческого развития | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 1 | 5,4 | 1 | 5,3 |
Средний | 7 | 29,1 | 8 | 29,8 |
Низкий | 13 | 65,5 | 13 | 64,9 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
2-й промежуточный срез:
Самооценка студентами сформированности своих профессионально
обусловленных творческих способностей
Таблица №8 .
Уровни творческого развития | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 2 | 9 | 5 | 21,1 |
Средний | 8 | 34,5 | 10 | 45,6 |
Низкий | 11 | 56,4 | 7 | 33,3 |
Итого | 21 | 100 | 22 | 100 |
3-й заключительный срез:
Самооценка студентами сформированности своих профессионально
обусловленных творческих способностей
Таблица № 9.
Уровни творческого развития | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
| Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
Высокий | 2 | 12,7 | 10 | 42,1 |
Средний | 9 | 41,8 | 22 | 57,9 |
Низкий | 10 | 45,5 | 0 | 0 |
Итого: | 21 | 100 | 22 | 100 |
В ходе устных и письменных опросов, результатов промежуточных аттестаций и итогового зачета было констатировано, что в контрольной и экспериментальной группах успеваемость и посещаемость занятий несколько отличались. В частности, за две промежуточные аттестации в среднем в контрольной группе были не аттестовано 23,8 %, а в экспериментальной 4 % студентов. В плане посещаемости на контрольную группу приходилось в сумме 207 пропусков занятий, что в среднем на одного студента составило 3,8 пропуска без уважительной причины, в экспериментальной группе (54 чел.) всего было 34 пропуска занятий, что составило на одного студента в среднем 0,6 пропуска без уважительной причины.
В контрольной группе средняя успеваемость за полугодие составила 3,4 балла, в экспериментальной - 4,2 балла.
Таким образом, данные формирующего эксперимента полностью подтвердили первоначально сформулированную гипотезу.
Перед осуществлением формирующего эксперимента нами были разработаны качественные показатели, критерии сформированности всех субъективных составляющих педагогической компетентности будущих учителей математики, а также создан комплекс диагностических методов и методик для изучения динамики развития профессиональной компетентности студентов в ходе осуществления формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент осуществлялся в течение 5,6,7,8, 9 семестров. В них вошли следующие блоки учебной работы: аудиторная работа со студентами, руководство самостоятельной работой студентов и их исследовательская работа (подготовки и последующая защита творческих проектов). Экспериментальная работа была направлена на максимальное удовлетворение статусно-образовательных, образовательно-информационных потребностей студентов, а также потребности будущих специалистов в интересной, творчески насыщенной учебной деятельности.
Чтобы названные потребности были максимально в полной мере удовлетворены, учебный процесс был ориентирован и осуществлен в контексте диалогизации педагогического взаимодействия в системе «преподаватель-студент», принципов активизации учебной деятельности студентов. Формирующий эксперимент осуществлялся в рамках учебных пособий, подготовленных научным руководителем исследования член.-корр. РАО, профессором А.Ж. Жафяровым, в которых предполагалось использование инновационных педагогических технологий, связанных с активными формами проведения учебных занятий.
В течение формирующего эксперимента были осуществлены констатирующий, промежуточный и конечный диагностический срезы, которые показали устойчивую положительную динамику субъективных компонентов профессионального самоопределения у студентов из экспериментальных групп. В контрольных группах студентов данная динамика была выражена в незначительной степени. Результаты экспериментального этапа исследования полностью подтвердили первоначально сформулированную гипотезу.