СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзистенциальная философия и эстетика экзистенциализма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экзистенциальная философия и эстетика экзистенциализма»

Экзистенциальная философия и эстетика экзистенциализма возникает в результате кризисного отношения в буржуазном сознании человека. Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой. Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя. 

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга.

Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Экзистенциализм строит свою художественную концепцию на основании принципов «историчности», которая требует впрямую соотносить творческие намерения с актуальными социально-историческими целями, и аутентичности, противопоставленной концепциям «незаинтересованного», «дезангажированного», «чистого» искусства.

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

  • Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.

  • Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.

  • У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.

  • Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением). Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.

  • Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.

  1. уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)

  2. общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).

  3. внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).

  4. проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)

  5. проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).

  6. одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).

  7. проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).


  • Жан-Поль Сартр, «Тошнота». Культовое произведение, показывающее нам экзистенциальную «тошноту» через дневник молодого Антуана Рокантена. Все абсурдистко-экзистенциальные темы там подняты — свобода, поиск смысла, судьба, хаос и все прочие экзистенциальные приемчики. А термин «тошнота» даже стал одним из основных понятий философии экзистенциализма наряду с экзистенцией и абсурдом.

  • Альбер Камю, «Посторонний». Это манифест о свободе героя Мерсо. Там и смертная казнь, и призывы священника прийти к Богу и иллюзии загробной жизни. Экзистенциализм во всей красе.

  • Федор Михайлович Достоевский. «Если Бога нет, то все дозволено» — фраза из «Братьев Карамазовых», которая нравится всем экзистенциалистам. Творчеству Достоевского свойственен мотив «переступания», трансцендентальности. Сонечка Мармеладова переступает через себя, Раскольников через гуманность, Свидригайлов через всех.

Связь философии экзистенциализма с эстетикой специфична. Она проявляется уже в самом сближении экзистенциалистской философии с литературой (и жанровое подобие, и принципиальная установка на асистемность философии и изначальную неспособность последней объяснить, выразить феномен человеческого бытия полностью - так К. Ясперс говорил о философствовании как о принципиально незавершенном процессе). Отсюда нередкие беллетризованные формы (традиция, берущая начало в творчестве С. Кьеркегора), частое обращение к анализу произведений искусства, особенно литературы. Кьеркегор ввел категорию единичного – человека простого (противоположного романтической формуле героя-сверхчеловека, героя-гения). Но ввел не на социальном уровне жизни (как у реалистов), а в бытийном плане в духе христианской антропологии. («Один господь у всех, богатый для всех, призывающих его»).

Методологическая эстетика экзистенциализма происходит из феноменологических предпосылок о глубоких различиях и специфических связей сознания, где сознание выступает в качестве активного начала. Также к активному началу можно отнести и окружающую материальную культуру, природу, которая может быть наделена пассивностью или по-другому выразиться «вязкостью». Исходя из этого, значит, эстетическое отношение к миру, которое противопоставляется инструментально-практическому, может выступать в качестве сферы «свободы сознания». В данном случае реальность может подвергаться «отрицанию», где реальность может «преодолеваться», она же подтверждает активность сознания. И поэтому нет ничего случайного, что эстетика экзистенциализма повернулась лицом к проблеме воображения, где оно может трактоваться в том же субъективно-идеалистическом ключе. Данной эстетике можно установить созвучие между теми авангардистскими школами, которые претендуют на активность художественного восприятия со стороны интеллектуальности.