СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Глобальная география"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по географии предназначен для углубленного изучения по теме "Глобальные проблемы человечества"

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Глобальная география"»



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Средняя школа № 3»

___________ Тюрина Г.Н.

Приказ № _____

________________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Средняя школа № 3»

___________ Феоктистова Е. К..

_______________ 2016 г.

«Рассмотрено»

на заседании

методического объединения

_______________________________

Протокол № 1

______________- 2016 г.





Рабочая программа

по элективному курсу географии

«Глобальная география»

Составитель программы:

Моисеенко Л.И































г. Гагарин

2016 год





Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования школы, учебным планом школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

Авторская программа учебного курса «Глобальная география» Хабарова Н.В.

Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность данного курса заключается в отличие от базового курса географии. Настоящая программа предполагает в качестве основного акцента аналитический, а не обзорно-страноведческий. Рассматриваются общие глобальные проблемы человечества, «историко-географические» особенности стран в свете глобальных проблем. Изучаются существующие общности государств, сложившиеся по региональному, конфессиональному, либо историко-лингвистическому принципам, их региональные особенности. Выявляются характерные для данного региона глобальные проблемы, рассматриваются причины их возникновения и возможные пути их решения.

Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать формированию нравственного становления личности каждого обучающегося воспитанию гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной жизненной позиции.

Задачи курса:

  • овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

  • формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам;

  • развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • вооружение обучающихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурс Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в глобальном масштабе.



Описание места учебного предмета в учебном плане.



Программа элективного курса по «Глобальная география» для 10 б класса (социально-экономический профиль) рассчитана на 34 часов в год (1 ч в неделю).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения элективного курса является:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире.

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • формирование экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметными результатами элективного курса являются:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

  • владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов.

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами элективного курса являются:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участия в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Содержание учебного предмета.

Раздел I Глобалистика и география (2 часа)

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.

Раздел II Современный лик Земли (7часов)

Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение человека и «сапиентация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация мирового хозяйства. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.

Практикумы:

1. Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории

2.Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из источников информации

3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия

4.Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).

Раздел III Глобальные проблемы человечества (16 часов).

Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняя задолженность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование энергии океана. Другие проблемы Мирового океана. Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.

Практикумы:

1.Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления»

2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран

3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте

4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира

Раздел IV. Геоэкология-фокус глобальных проблем (8 часов)

Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе. Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.

Итоговое обобщение



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


урока

Тема


Количество часов

Дата проведения

Характеристика основных видов деятельности учеников

(УУД)

10 Б


Раздел I Глобалистика и география

2



1

Введение. Глобалистика и глобальная география

1


Знать понятие «глобалистика» и учения о глобальных проблемах современности.

2

Систематизация глобальных проблем.

1


Составлять классификацию глобальных проблем.


Раздел II Современный лик Земли

7



3

Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении Земли.

1


Объяснять историю освоения Земли, новых территорий человеком; анализировать изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности, создания культурных и антропогенных ландшафтов.

4

Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий

1


5

Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты.

1


6

Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире. Многоцветный мир народов.

1


Описывать основные расы Земли; анализировать динамику численности этносов.

7

География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий.

1


Характеризовать религии мира; объяснять локализацию национальных религий.

8

Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте

1


Характеризовать формирование политической карты мира; сравнивать территории с разными формами организации государства; определять роль международного разделения труда в развитии международной специализации мирового хозяйства.

9

Роль международного разделения труда. Международная специализация мирового хозяйства

1



Раздел III Глобальные проблемы человечества

16



10

Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия.

1


Характеризовать демографической политике; объяснять причины и последствия демографического взрыва; анализировать теории демографического перехода; сравнивать демографическую политику развитых и слаборазвитых стран; характеризовать демографическую обстановку в России.

11

Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда.

1


Давать объяснение проблемам отсталости стран Юга; объяснять причины влияние географической среды на отсталость.

12

Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода.

1


Характеризовать продовольственную проблему в мире; анализировать географию голода развивающихся стран.

13

Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики.

1


Характеризовать причины энергетической проблемы; прогнозировать использование альтернативных источников энергии.

14

Сырьевая проблема. Истощение земных недр.

1


Характеризовать причины сырьевой проблемы; прогнозировать пути решения проблемы.

15

Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана.

1


Характеризовать причины и последствия проблемы Мирового океана, освоения биологических и минеральных ресурсов океан; использования энергии океана.

16

Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация

1


Объяснять причины глобального этнического кризиса, региональных проблем в мире и России, проблем преступности; предлагать пути решения проблемы суицида.

17

Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты.

1


18

Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида.

1


19

Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения.

1


Характеризовать стихийные природные бедствия, их последствия, анализировать техногенные катастрофы и меры их предупреждения.

20

Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы.

1


21

Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие.

1


Формировать представления о нозогеографии, решения проблем здоровья человека, профилактике СПИДа и инфекционных заболеваний.

22

Проблема урбанизации.

1


Характеризовать причины и последствия урбанизации; описывать региональные особенности урбанизации; объяснять специфику урбанизации в СССР и России.

23

Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае

1


24

Проблема исследования космоса.

1


Характеризовать появление проблемы исследования космоса; прогнозировать мирное освоение космоса.

25

Практическая работа. Составление классификационной таблицы: «Крупнейшие страны мира по формам правления»

1


Систематизировать информация; приводить примеры стран с разными формами правления.


Раздел IV. Геоэкология-фокус глобальных проблем

8



26

Биосфера как планетарная организация жизни.

1


Формировать понятия о геоэкологии, биосфере как планетарной организации жизни, техногенезе; оценивать экологическую обстановку в мире; объяснять причины глобального потепления климата, загрязнения вод Мирового океана, почв; прогнозировать пути решения глобальных проблем.


27

Понятие о техногенезе

1


28

Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки.

1


29

Геоэкология атмосферы.



30

Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение

1


31

Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение

1


32

Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация почв.

1


33

Социальная экология.

1



34

Итоговое обобщение

1





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Авторская программа учебного курса «Глобальная география» Хабарова Н.В.

  2. Асанова С.Л. 2011, Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география //География: Дрофа 2011 г.

  3. Акимов А.В. Мировое население: взгляд в будущее. М.: 2001

  4. Баландин Р.К. Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: 2006

  5. Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учебник для 10-11 классов, профильной школы - М.: Просвещение, 2000.

  6. Гладкий Ю.Н., Ягья В.С. Горизонты Ойкумены. СПб.: 2004

  7. Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. М.: 2007


Сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

    • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

    • карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

    • Google планета Земля http://earth.google.com/

    • ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

    • Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

    • журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    • журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

    • Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml


Материально-техническое обеспечение.

1. Аудиоколонки

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Экран.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.


В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:

  • искать, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию.

  • использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Обучающиеся должны знать:

сущность глобальных проблем и их возрастающую актуальность.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с политической картой мира.

  • работать с картосхемами и диаграммами

  • использовать и применять данные СМИ и Интернета