СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс История в лицах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс История в лицах»

Пояснительная записка

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса.

Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.

Межпредметные связи:

Содержание курса востребовано при изучении тем « «Политический лидер» в 11 классе на уроках обществознания.

Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.

Задачи:

        1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

        2. развитие критического мышления;

        3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;

        4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

        5. формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;

        6. создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.

Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

Содержание.

  1. Древняя Русь. Правители. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава.Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси. Появление первого посменного свода законов и формирование феодальных отношений, Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей

  2. Формирование Московского государства. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. .Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства. Создание новой системы управления государством и свержение ига.

  3. Великие правители 16-17 в.в. Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники. История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II,; причины появления самозванцев. Борис Годунов как личность и правитель. история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей.

  4. Романовы. Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Старообрядцы. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра. Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ. Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся). Вклад Ломоносова в русскую культуру XVIII века. Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории. Анализ личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.

  5. 19 век. Расцвет Российской империи. Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь. Слава и горечь Севастополя. Заслуги Нахимова. Корнилова и Истомина в Крымской войне. Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н., Аракчеев А.А., Канкрин Е.Ф. (на выбор учащихся). Основные достижения русской культуры 1 пол.19 века, эпоха классицизма и романтизма. Наиболее яркие представители. Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Три течения народников и их программы. Роль главных идеологов. Влияние краха народничества на революционное движение. Рабочий класс и рабочее движение. Плеханов и Ленин. Эпоха освобождения и русская культура 2 пол.19 века. Наиболее яркие представители и их идейная основа.

  6. Подведение итогов. Защита проектов.


Учебно-тематический план

Темы уроков

Количество часов

Контроль

1

Древняя Русь. Правители.

3


2

Формирование Московского государства

2


3

Великие правители 16-17 в.в.

3

Практическая работа

4

Романовы.

3


5

19 век. Расцвет Российской империи.

5

Презентация

Эссе

6

Защита проектов

1

Защита проектов


Требования к знаниям и умениям уч-ся:

  • учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;

  • овладеть различными видами публичных выступлений.

  • оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.


В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

*анализ и сопоставление фактов

*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой

*анализ документов

*оформление сообщений и рефератов

*умение работать в системе Internet

Содержание программы предоставляет возможность , помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки

*определять достоверность исторических фактов

*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий

*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия

*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

*лекция с последующим опросом

*лекция с обсуждением документов

*беседы

*семинары

*практические работы

*презентация


Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

  2. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.

  3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

  4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

  5. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

  6. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  8. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.

  9. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

  10. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

  11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  12. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

  13. Энциклопедия Аванта +

Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.













Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

План Факт

Вид контроля

1

Введение. Роль личности в истории

1




2

Первые князья и их роль в становлении русского государства

1




3.

Русь во времена Владимира Святославовича

1



Конспект

4.

Правление Ярослава Мудрого

1




5.

Владимир Мономах - великий киевский князь

1




6.

Александр Невский

1




7.

От Калиты до Дмитрия Донского

1



Презентации

8.

Сергий Радонежский – русский святой

1




9.

Иван III и образование единого государства

1




10.

Иван Грозный и его современники

1




11.

Феномен самозванства на Руси

1




12.

Борис Годунов и Смутное время

1




13.

Минин и Пожарский в истории Смуты

1



Конспект

14.

Первые Романовы

1




15.

Никон и Аввакум в церковном расколе

1




16.

Петр I и его современники

1




17..

Женщины на российском престоле XVIII века


1



Эссе

18.

Золотой век Екатерины II

1




19.

Великие полководцы и флотоводцы XVIII века

1



Презентации

20.

Ломоносов и русская культура XVIII века





21

От Болотникова до Пугачёва

1



Конспект

22.

Александр 1- несостоявшийся реформатор

1




23.

Кутузов и Отечественная война 1812 года

1




24.

Трагедия семей декабристов

1




25.

Россия при Николае I

1




26.

Славянофилы и западники – спор о будущем России

1




27.

Крымская война и судьба России

1



Конспект

28.

Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века

1




29.

Золотой век русской культуры и её представители

1




30.

Александр II и эпоха великих реформ

1



Эссе

31.

Народники в судьбе России

1




32.

Первые марксисты

1




33.

Роль «передвижников» в культуре России 2 пол.19 века

1




34.

Итоговое занятие. « Я узнал, могу, хочу…» Круглый стол




Защита проектов