Урок второй Задание. Выводы по домашнему заданию. Устное задание. Дома Вы понаблюдали, как предметы описываются в художественном и научном стиле. Какую разницу в текстах описания Вы заметили в зависимости от выбранного стиля речи? Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Задание. Наблюдение. Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях. Прочитайте текст, ответьте на вопросы устно. На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми литыми стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом было окошко для кукушки. Вопросы после чтения текста, ответьте устно: 1. Какие признаки часов описывает автор? (по форме, по величине, цвету, материалу...). 2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов. 3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером. Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет? (художественном). Задание. Наблюдение. Особенности текста описания в художественном стиле речи. Устное задание. Прочитать текст, ответить на вопросы устно. Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести "Белый пудель". Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествия в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать. (А.И. Куприн.) Прочитайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании? Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным. Задание. Устное. Выводы по материалу последних уроков, подготовка к написанию сочинений. Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома (по материалу двух последних уроков). Ответить устно. Вопросы: 1. Из каких частей состоит описание? 2. О чём говорится в первой части? 3. В основной? 4. В конечной? 5. Чем художественное описание отличается от научного? 5. Домашнее задание. Письменное. Составление собственных текстов описания. Написать сочинение-описание в художественном стиле «Моя любимая игрушка». (8-12 предложений) Вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет (игрушка), вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему "Моя любимая игрушка". |