СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы проектной деятельности в процессе трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы.

Просмотр содержимого документа
«Элементы проектной деятельности в процессе трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

















«Элементы проектной деятельности в процессе трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта.



















учитель технологии : С.В. Егерева















В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат,

основной задачей является социально-бытовая, социально-

нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта

с последующей интеграцией их в общество. Активные формы

обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы

актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении

является метод проектов, который открывает значительные возможности для

повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной

поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои

специфические особенности и подходы к организации , и прежде всего,

ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками

интеллекта и на коллективную деятельность.

Учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели

и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима.

Тематика проектов широка. Особенность проекта заключается в том, что

работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно

исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая

деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект,

направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм,

сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на

закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении

изделий.

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа,

выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта

зависит от того, насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы. Это, своего рода, контрольная работа по

технологии. Варианты проектов могут быть различными. Проект может

выполняться как индивидуально, так и группой учащихся. Любой проект

должен быть направлен на изготовление нового, конкретного изделия,

отвечающего потребностям человека.

После определения целей и задач, ведётся обоснование выбора

проектного изделия. Посмотрев обоснование модели, учащиеся переходят к

составлению чертежей выкроек, шаблону, рисунку, составлению описания

внешнего вида изделия и составлению технологической последовательности

изготовления изделия. После определения выбора проектного изделия

переходят к его изготовлению.

Современное преподавание предмета, с целью повышения качества и

результативности обучения учащихся по технологии, требует от учителя

применение новых педагогических технологий. Проектная работа включает в

себя не только традиционные формы преподавания, но и использует

компьютерные технологии, которые дают возможность сделать уроки более

интересными, содержательными и современными.

Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое

применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию

умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой

культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом

успешной социализации выпускников. Метод позволяет актуализировать

имеющиеся у обучающихся знания , применяя их на практике. Метод

учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной

педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на

специфику организации обучения в условиях коррекционной школы -

интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением

интеллекта и речи, реализуется возможность применять метод проектов на

уроках по трудовому обучению. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-

познавательной и практической деятельности.

На современном этапе развития образования становится острой проблема

увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно,

проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая

проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в

трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к

трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.

Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило,

не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить

человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в

условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о

формировании у школьников информационной компетенции:

  • поиск информации;

  • выделять главное;

  • находить связи;

  • усваивать информацию в виде новых знаний

В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены

познавательные интересы, но если эту работу начинать постепенно приучая,

то положительных результатов можно добиться.

Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно

относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой

занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д.

Однако, это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты

мотивы учебной деятельности. Приступая к использованию элементов

проектной технологии, необходимо обязательно учитывались

психофизические особенности и способности школьников.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех

этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность

учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется

личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную

деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать

с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится

личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может

быть использован при обучении детей с разными возможностями (при

индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому).

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками

необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного

процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное

сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие,

обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и

высоконравственной позиции самого учителя.

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной

недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам

трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от

изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к

занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты

мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудо-

вого обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются

примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие

учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у

них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных

эмоций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо

учитывать особенности выделенных типологических групп умственно

отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения. Для

комплексного решения задач технологического обучения активно ис-пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных

технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение

учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до

ее реализации.

Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет

учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует

их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки.

Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать

информацию под руководством учителя, получать и применять знания в

различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт

решения реальных задач.

Осуществление проектного обучения требует от педагога

соответствующего планирования и организации учебного процесса, его

дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В

процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной

программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов

учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения

работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов

строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают

осознания собственных возможностей в проектно-технологической

деятельности.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-

методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-

популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной,

конструкторской и технологической документации, планов и отчетов

учащихся, выставку лучших изделий. Создание условий для реализации

творческого развития на уроках, основано на активной деятельности уча-

щихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря: формированию и развитию познавательного интереса, активизации

познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно

только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха;

бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду,

если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них

нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

 сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой

детей, учителем и классом в целом;

 созданию благоприятных условий для обучения, что является

основой для развития профессионально-трудовой деятельности

учащихся;

 дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;

 использованию методов, активизирующих учебный процесс;

 использованию учителем различных вербальных средств (чтение,

монолог и диалог, жестовые и мимические средства,

проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью

развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки

навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;

неразрывному единству обучения и воспитания.

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно

ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-

воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный

участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и

координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным

звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся.

Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю

возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать

творчество и развить мотивационную сферу школьников. Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую

культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой

выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать

свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты

решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются

усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети

учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению

своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это

социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация

учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в

общество.

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в

коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности

для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников

самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает

мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за

границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных

дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои

специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он

ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком

интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую

(иногда индивидуальную ), которую учащиеся выполняют в течение

определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую

и направляющую роль.

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-

урочной предметной системы, должны иметь место и время их

использования в воспитательно -образовательном процессе. При составлении

календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня

интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно

выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы

были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение

индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий

(дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут

самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей

работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с

учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи

предстоящей работы, определяют направления работы.

В работе над проектом учащиеся осваивают основные операции по

изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод,

рассчитывают себестоимость изделия, затем в практической части проекта

воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии,

контролем качества работы.

Виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в

программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных

школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала

по теме, только расширенно.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок

(разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.

Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при

организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные

стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании

Необходимых знаний и умений в различных ситуациях;– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в

разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки

общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной

ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются

учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно

рекомендовать обучение по профессии в ПУ)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного

освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе

трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными

знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в

социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим,

неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей

будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление

социальной направленности образования ведет к ориентации специальных

(коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности

рынков труда.

Список используемой литературы

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.

М.: Просвещение, 1987.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

М.: Школа – Пресс, 1997.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

4. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к

профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.

5. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.

Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития

дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1998.

- №3.

6. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М.,

Педагогика, 1995.

7. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в

организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной

школе. Дефектология. – 1993. - №5.

8. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во

вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.

9. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения:

Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

11. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные

технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

12. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред. В.Д.

15