Утверждаю
На педагогическом совете
МБОУ «Гимназия» № 4
Протокол №___ от ___________
Директор МБОУ «Гимназия» № 4
__________ М.М. Ахметов
Согласовано
На научно-методическом совете
Протокол №___ от ___________
Зам.директора по У.Р.
__________Г.А. Самикова
Рассмотрено
на заседании Р.М.О.
учителей физкультуры
Протокол №___ от ___________
Руководитель Р.М.О.
__________ И.А. Тараканов
Программа элективного курса по физической культуре
для обучающихся 2-ых классов
ЮНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ
Автор-составитель курса: Давлетшина Г.Н.
Учитель физической культуры МБОУ «Гимназия» №4
города Бавлы Бавлинского района Республики Татарстан
Первая квалификационная категория
Бавлы, 2012 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса по физической культуре «Юный волейболист» предназначена для обучающихся 2-ых классов. Курс обучения рассчитан на 17 часов при режиме работы 1 час в неделю на протяжении I полугодия. Содержание программы, принцип построения и система преподавания может обеспечить комплексное физическое развитие, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов.
Программа курса органично впитывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут плодотворно учиться и меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу курса «Юный волейболист», смогут продолжить занятия следующего курса «Мини – волейбол» и в дальнейшем участвовать в соревнованиях по волейболу различного уровня (школа, район, город, республика).
Цели и задачи курса
Обучение игры в волейбол направлено на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы элективного курса – углубленное изучение спортивной игры волейбол с раннего возраста.
Общие задачи курса:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание смелости, настойчивости, воли, дисциплины, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной и физической подготовки волейболистов.
Необходимость введения данного курса определяется следующим.
По ряду комплексных программ физического воспитания учащихся в 1-4 классах, Федеральным государственным стандартом общего образования предусматривается 2 часа уроков физкультуры в неделю на базовом уровне. Изучение 3 часа физической культуры возможно в рамках вариативной части учебного плана с учетом потребностей обучающихся и их родителей. Как вариант решения проблемы 3 часа предлагается углубленное изучение одного из популярных видов спорта – волейбол, через работу по программе элективного курса. В 5-11 классах волейбол входит в базовый уровень обучения данному виду спорта.
Основные задачи, стоящие перед учебными группами новичков курса «Юный волейболист»:
- привитие интереса к занятиям спортивными играми и воспитание спортивного трудолюбия;
- всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья;
- развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости;
- изучение основных приемов техники игры волейбол и простейших тактических действий в защите и нападении;
- ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями по игре в волейбол (история, правила игры);
- приобретение опыта участия в соревновании.
Программа элективного курса «Юный волейболист» составлена с учетом следующих нормативных документов:
– Закон Р.Ф. «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 №80-Ф3.
– Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ М.О. Р.Ф. от 19.05.1998 №1235.
– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Р.Ф. Письмо М.О. Р.Ф. от 26.03.2006 №30-51-197/20.
Рабочий план элективного курса «Юный волейболист»
№ п/п | Раздел курса | Тема | Часы | Тип занятия | Элементы содержания | Уровень подготовленности | Вид контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Теория | Правила | 1 | Изучение нового материала | Техника безопасности. Разме-ры площади. Основные пра-вила игры | Знать правила игры | Текущий |
2 | Техническая подготовка | Техника перемещений и передача мяча | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Передача двумя руками в стойке на месте. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры в волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
3 | Закрепление изученного материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Передача двумя руками в стойке на месте. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры в волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
4 | Техника приема и передачи мяча | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Передача двумя руками в стойке и после передачи вперед. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры в волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
5 | Закрепление изученного материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Передача двумя руками в стойке и после передачи вперед. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры в волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
| | | | | | Продолжение таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | Техническая подготовка | Техника приема мяча снизу | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
7 | Закрепление изученного материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
8 | Техника передачи мяча в парах | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Прием мяча над собой двумя руками сверху, вторым касанием партнеру. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
9 | Техническая подготовка | Техника передачи мяча в парах | 2 | Закрепление изученного материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Прием мяча над собой двумя руками сверху, вторым касанием партнеру. Эстафеты, подвижные игры с элементами игры волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
| | | | | | Продолжение таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 | Техническая подготовка, простейшие приемы тактической подготовки | Техника приема мяча в парах | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Прием мяча снизу двумя руками сверху над собой и на сетку. Элементы игры мини-волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
11 | Закрепление изученного материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Прием мяча снизу двумя руками сверху над собой и на сетку. Элементы игры мини-волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
12 | Техника выполнения подачи и нападающего удара | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Нижняя прямая подача с 3-6 метров. Нападающий удар с 2-3 метров. Элементы игры мини-волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
13 | Закрепление изученного материала | Стойка игрока. Перемещения в стойке. Нижняя прямая подача с 3-6 метров. Нападающий удар с 2-3 метров. Элементы игры мини-волейбол | Уметь выполнять технические элементы | Текущий |
14 | Теория | Правила игры волейбол | 1 | Изучение нового материала | Основные элементы. Правила игры в волейбол. Жесты судей. Игра мини-волейбол | Знать жесты, правила | Текущий |
| | | | | | Продолжение таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
15 | Общая физическая, техническая и тактическая подготовка | Развитие двигательных качеств | 3 | Изучение нового материала | Многоскоки, прыжки, челночный бег, бег 30 метров, эстафеты, подвижные игры. Игра мини-волейбол | Уметь выполнять прыжковые упражнения | Текущий |
16 | Закрепление изученного материала | Многоскоки, прыжки, челноч-ный бег, бег 30 метров, эстафеты, подвижные игры. Игра мини-волейбол | Уметь выполнять прыжковые упражнения | Текущий |
17 | Закрепление изученного материала | Многоскоки, прыжки, челноч-ный бег, бег 30 метров, эстафеты, подвижные игры. Игра мини-волейбол | Уметь выполнять прыжковые упражнения | Текущий |
Список используемой литературы
1. Беляева А.В., Савина М.В. Волейбол. М.: «Физкультура, образование, наука», 2000 г.
2. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. Волейбол: примерная программа. М.: Советский спорт, 2005 г.
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания, 1-11 классы. М.: Просвещение, 2005 г.
4. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2005 г.
5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Физкультура и спорт, 2007 г.
6. Кузьмин, Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся // Физическая культура в школе – 2008 г.
7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
8. Физкультура в школе. Просвещение: Москва, 2011 г.