СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Микробиология" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии "Микробиология" 11 класс»

Рецензия на программу элективного курса «Микробиология» в 11 классе.


Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11класса. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.

Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам.

Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой - дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира - вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответству­ющей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека.

Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии - генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.

Микроскопические растения и животные обзорно рассматриваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти группы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствующих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.

Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике ис­следовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает исполь­зование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных про­грамм, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).




Заместитель директора по учебной работе: ______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса составлена на основе нормативных документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)

3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для средней школы;

2. Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;

3. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии.

4. Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897.

5. Учебного плана МБОУ «Нижнесуньская СОШ» на 2016 - 2017 учебный год.

6. В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993).

Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11 класса. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова­ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых облас­тях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная био­технология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое зани­мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб­ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству­ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча­щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуаль­ность включения элективного курса «Микробиология» в прог­рамму биологического образования.

Цели курса:

1. Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.

2. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.

3. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.

4. Расширить представление учащихся о вирусах:

- вызывающих заболевания растений;

- бактериофагах;

- вызывающих заболевания у животных и человека;

5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.

6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.

Задачи курса:

1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.

2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.

Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.

Ожидаемые результаты.

1. Владеть определениями основных понятий и терминологией;

2. Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.

3. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.

4. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепарат для микроскопических исследований;

5. Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п


Тема урока

Кол - во

час

Дата проведения

Примечание

По плану

Факт

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований.

1




Вирусы (9 часов)


2

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни.

1




3

Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

1




4

Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги).

1




5

Вирусы растений и вызываемые ими болезни.

1




6

Диагностика вирусных болезней растений.

1




7

Защита растений от вирусов.

1




8

Вирусы животных и вызываемые ими болезни.

1




9

Вирусы человека и вызываемые ими болезни.

1




10

Заключительное занятие по теме «Вирусы».

1




Бактерии (10 часов)


11

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов.

1




12

Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах.

1




13

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии.

1




14

Фотосинтезирующие бактерии.

1




15

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека.

1




16

Бактериальные болезни растений.

1




17

Бактериальные болезни животных и человека.

1




18

Молочнокислое брожение.

1




19

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения.

1




20

Использование бактерий в биотехнологии.

1




Грибы (12 часов)

21

Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов.

1




22

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов.

1




23

Бесполое размножение грибов.

1




24

Половое размножение грибов.

1




25

Классификация и важнейшие систематические группы грибов.

1




26

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах.

1




27

28

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами.

2




29

Взаимоотношения грибов и растений.

1




30

Симбиоз грибов и растений.





31

Грибы — паразиты животных и человека.

1




32

Использование грибов в биотехнологии.

1




Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 часа)

33

Биологические основы и направления использования

микроорганизмов в генетической инженерии

1




34

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине

1




35

Заключительное занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии»

1




Итого: 35 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.

1. Вирусы.

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы - вириона. Классификация вирусов,

ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы - паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические ос­новы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насеко­мых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром при­обретенного иммунодефицита (СПИД) - опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.

Примерная тема практического занятия:

Диагностика вирусных болезней растений.

2. Бактерии.

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круго­вороте биогенных химических элементов. Бактерии - продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бак­териальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии - паразиты растений, их экономическое значение. Биологи­ческие основы защиты растений от болезней.

Бактерии - компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болез­ни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. При­родные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии - возбудители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии - компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии - возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии - продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

Примерные темы практических занятий:

  1. Бактерии - возбудители молочнокислого брожения.

  2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).

  3. Азотфиксирующие бактерии - симбионты растений.

  4. Бактерии - возбудители болезней культурных растений (бактериозов).

  5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).

3. Грибы.

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эукариотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы - симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбиотические организмы; роль лишайников в экосистемах и их ис­пользование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы - разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.

Грибы - паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравле­ния. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы - продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных био­органических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

Примерные темы практических занятий:

  1. Морфология и размножение грибов.

  2. Важнейшие классы грибов и их представители.

  3. Дрожжевые грибы - возбудители спиртового брожения.

  4. Грибы - возбудители болезней культурных растений (микозов).

  5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).

  6. Обнаружение и количественный учет грибов.

4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии.

Генетическая инженерия - направление новейшей био­технологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

5. Микроскопические растения и животные (дополнительный материал).

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простей­шие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.

Список литературы

1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.

2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.

3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.

5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни расте­ний. - М.: Изд-во МСХА, 1990.

6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Прак­тикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.

7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.

9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.

10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов ву­зов. — М: Дрофа, 2006.

11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.

14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!