Рецензия на программу элективного курса «Микробиология» в 11 классе.
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11класса. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.
Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам.
Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой - дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира - вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека.
Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии - генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.
Микроскопические растения и животные обзорно рассматриваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти группы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствующих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.
Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.
Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).
Заместитель директора по учебной работе: ______________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса составлена на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для средней школы;
2. Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;
3. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии.
4. Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897.
5. Учебного плана МБОУ «Нижнесуньская СОШ» на 2016 - 2017 учебный год.
6. В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993).
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11 класса. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.
В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.
Цели курса:
1. Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
2. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
3. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
4. Расширить представление учащихся о вирусах:
- вызывающих заболевания растений;
- бактериофагах;
- вызывающих заболевания у животных и человека;
5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.
6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
Задачи курса:
1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.
Ожидаемые результаты.
1. Владеть определениями основных понятий и терминологией;
2. Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
3. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
4. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепарат для микроскопических исследований;
5. Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока | Кол - во час | Дата проведения | Примечание |
По плану | Факт |
1 | Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований. | 1 | | | |
Вирусы (9 часов) | |
2 | Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни. | 1 | | | |
3 | Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов. | 1 | | | |
4 | Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). | 1 | | | |
5 | Вирусы растений и вызываемые ими болезни. | 1 | | | |
6 | Диагностика вирусных болезней растений. | 1 | | | |
7 | Защита растений от вирусов. | 1 | | | |
8 | Вирусы животных и вызываемые ими болезни. | 1 | | | |
9 | Вирусы человека и вызываемые ими болезни. | 1 | | | |
10 | Заключительное занятие по теме «Вирусы». | 1 | | | |
Бактерии (10 часов) | |
11 | Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов. | 1 | | | |
12 | Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах. | 1 | | | |
13 | Азотфиксируюшие симбиотические бактерии. | 1 | | | |
14 | Фотосинтезирующие бактерии. | 1 | | | |
15 | Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека. | 1 | | | |
16 | Бактериальные болезни растений. | 1 | | | |
17 | Бактериальные болезни животных и человека. | 1 | | | |
18 | Молочнокислое брожение. | 1 | | | |
19 | Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения. | 1 | | | |
20 | Использование бактерий в биотехнологии. | 1 | | | |
Грибы (12 часов) |
21 | Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. | 1 | | | |
22 | Грибница плесневых (мицелиальных) грибов. | 1 | | | |
23 | Бесполое размножение грибов. | 1 | | | |
24 | Половое размножение грибов. | 1 | | | |
25 | Классификация и важнейшие систематические группы грибов. | 1 | | | |
26 | Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах. | 1 | | | |
27 28 | Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами. | 2 | | | |
29 | Взаимоотношения грибов и растений. | 1 | | | |
30 | Симбиоз грибов и растений. | | | | |
31 | Грибы — паразиты животных и человека. | 1 | | | |
32 | Использование грибов в биотехнологии. | 1 | | | |
Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 часа) |
33 | Биологические основы и направления использования микроорганизмов в генетической инженерии | 1 | | | |
34 | Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине | 1 | | | |
35 | Заключительное занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии» | 1 | | | |
Итого: 35 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы.
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы - вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы - паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии.
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии - продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии - паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии - компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии - возбудители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии - компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии - возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии - продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
Бактерии - возбудители молочнокислого брожения.
Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
Азотфиксирующие бактерии - симбионты растений.
Бактерии - возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы.
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эукариотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы - симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбиотические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы - разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.
Грибы - паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы - продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
Морфология и размножение грибов.
Важнейшие классы грибов и их представители.
Дрожжевые грибы - возбудители спиртового брожения.
Грибы - возбудители болезней культурных растений (микозов).
Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
Обнаружение и количественный учет грибов.
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии.
Генетическая инженерия - направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные (дополнительный материал).
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
Список литературы
1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.
2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.
3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.
5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни растений. - М.: Изд-во МСХА, 1990.
6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Практикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.
7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.
9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.
10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов вузов. — М: Дрофа, 2006.
11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.
14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.