Пояснительная записка
Программа элективного курса «За страницами учебника информатики» предназначена для учащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и для подготовки к Интернет-олимпиаде по информатике. Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:
И.Г.Семакин, Информатика 10, 11 класс, М.: «Бином», 2012.
И.Г.Семакин, Практикум «Информатика и ИКТ», М.: «Бином», 2013.
И.Г.Семакин, Информатика. Углублённый уровень: практикум для 10-11 классов, М.: «Бином», 2013.
Перечень Internet-ресурсов
Сайт Министерства образования РФ http://www.ed.gov.ru
Сайт информационной поддержки по ЕГЭ http://www.ege.ru/.
Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ http://www.fipi.ru
Сайт РЦОКОиИТ http://ege.spb.ru/
Образовательный портал http://www.ege.edu.ru
Интернет-олимпиада по информатике СПбГУИТМО http://olymp.ifmo.ru
Свободный форум экспертов на сайте www.ege.spbinform.ru
Данный элективный курс направлен на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением. Курс полность предметно-ориентирован на область информатики и ИКТ.
Предполагается, что учащиеся изучили базовый курс по информатике и ИКТ за курс основного образования и закомы с материалом по основным разделам информатики на базовом уровне.
Цели курса:
Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Задачи курса:
познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);
научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;
проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет и Интернет-олимпиад;
научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по различным темам курса;
предоставить ученикам набор задач для подготовки к ЕГЭ.
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Продолжительность занятия 40 минут. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса, а так же выполнение тренировочных сессий Интернет-олимпиад по информатике, доступных через Интернет.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет (1 части), а так же в качестве итогового контроля засчитываются результаты Интернет-олимпиад, которые учащиеся выполняют дома.
Но окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Особенностью данного курса является использование тренировочных туров Интернет-олимпиад.
Учебно-тематический план
элективного курса «За страницами учебника информатики»
Цель: подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Категория слушателей учащиеся 10-11 класов
Срок обучения 34 часов
Режим занятий 1 раз в неделю
№ п/п | Перечень тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
Лекции | Практ. занятия |
1. | Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике: | 2 | 2 | | |
1.1. | Основные задачи, решаемые в ходе эксперимента по введению ЕГЭ в России, контрольно-измерительные материалы (КИМ) | 1 | 1 | | |
1.2 | Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса. | 1 | 1 | | |
2. | Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам: | 30 | 10 | 20 | Контрольные тесты |
2.1. | «Информация и ее кодирование» | 4 | 1 | 3 | + |
2.2. | «Алгоритмизация и программирование» | 4 | 1 | 3 | + |
2.3. | «Моделирование и компьютерный эксперимент» | 1 | 1 | | |
2.4. | «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий» и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» | 2 | 1 | 1 | + |
2.5. | «Основы логики» | 5 | 1 | 4 | + |
2.6 | «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации» | 3 | 1 | 2 | + |
2.7 | «Технология обработки информации в электронных таблицах» | 2 | 1 | 1 | + |
2.8 | «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» | 3 | 1 | 2 | + |
2.9 | «Телекоммуникационные технологии» | 2 | 1 | 1 | + |
2.10 | «Технология программирования» | 4 | 1 | 3 | Контрольная работа |
3. | Итоговый контроль | 2 | | 2 | Контрольный тест |
| Итого: | 34 | 12 | 22 | |
Содержание курса
1. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике
Основная цель ЕГЭ – объективная оценка общеобразовательной подготовки выпускников школ по «Информатике и ИКТ». В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ и с 2009 года все 13 экзаменов за курс среднего (полного) общего образования сдаются в формате ЕГЭ. ВУЗы принимают результаты ЕГЭ в качестве вступительного экзамена.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике. Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Работа состоит из 2-х частей: часть 1 –23 задания базового и повышенного уровня сложности с с кратким ответом и часть 2 – 4 задания повышенного и высокого уровня сложности на проверку умения записи и анализа алгоритмов по теме «Технология программирования». Будет рассказано о методике выставления первичных баллов и распределении заданий по разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов (КИМ), будут продемонстрированы и проанализированы результаты ЕГЭ по «Информатике и ИКТ» за предшествующие годы.
2. Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:
2.1 «Информация и ее кодирование»
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из 1 части демонстрационных версий и Интернет-олимпиад. Контрольный тест.
2.2 «Алгоритмизация и программирование»
Повторение основных алгоритмических конструкций, разбор заданий из 1 части демонстрационных версий и Интернет-олимпиад. Контрольный тест.
2.3 «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Представлены одним заданием на проверку умения считывать данные с графика или таблицы. В настоящее время формализация и моделирование является частью технологии и программирования.
2.4 «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий» и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
Обобщение изученного материала, разбор заданий из 1 части демонстрационных версий и Интернет-олимпиад. Контрольный тест в бумажном варианте.
2.5 «Основы логики»
Теоретический материал по данной теме. Основные формулы Булевой алгебры. Разбор заданий из 1 части демонстрационных версий и Интернет-олимпиад. Контрольный тест в бумажном варианте.
2.6 «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации»
Обощение материала по данной теме, разбор заданий из 1 части демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
2.7 «Технология обработки информации в электронных таблицах»
Повторение основного теоретического материала по адресации в электронных таблицах. Разбор заданий из демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
2.8 «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
Повторение основного теоретического материала по базам данных особенно по построению сложных запросов, поиску и отбору информации. Разбор заданий из демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
2.9 «Телекоммуникационные технологии»
Повторение основного материала по адресации в сети Интернет и построению запросов к поисковым системам. Разбор заданий из демонстрационных версий и Интернет-олимпиад. Общий контрольный тест по темам 2.6 – 2.9.
2.10 «Технология программирования»
Разбор заданий 2 части повышенного и высокого уровня сложности, оценивание и выставление баллов. Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий 2 части.
3. Итоговый контроль
Осуществляется через систему интернет-тестов, в которую заложены демонстрационные версии ЕГЭ по информатике 1 части.
Материально-техническое обеспечение курса:
Компьютерный класс, содержащий персональные компьютеры с операционной системой Windows ХР, или 7 и программным обеспечением Microsoft Office, QuickBasic, Visual Basic, Turbo Pascal;
Локальная компьютерная сеть;
Глобальная сеть Интернет;
Видео-проектор, экран.