(написана через 2 месяца после Октябрьской революции за несколько дней. Состоит из 12 самостоятельных глав- эпизодов, объединенных по принципу монтажа).
История создания 8 января 1918 года Блок пишет в записной книжке: «Весь день –«Двенадцать». Внутри дрожит». Три недели ушло у поэта на обдумывание. Написана поэма была за несколько дней. 29 января Блок отмечает: «Сегодня я – гений». Поэма родилась из «духа музыки». Автор слышал звуки революции. Основа музыки – ритм. Произведение Блока имеет четкую ритмическую организацию. | «Двенадцать» (январь 1918г.) Реализм Романтизм Охрана улиц Петрограда Легенда о Христе и 12-ти апостолах 12-ю красногвардейцами Основа поэмы – конфликт Старого Нового Сатирические образы Очистительная сила «мирового пожара» старого мира Образ Христа Вывод: Всем телом, всем сердцем, всем сознаньем – слушаем Революцию. А.А.Блок Современниками поэма воспринималась как плакат, прокламация, как лозунг и революционный призыв. В ее заглавие поэт вложил идейный и композиционный смысл. Реализм- отправная точка поэтического образа. Патрульный дозор красногвардейцев, охраняющих Петроград, действительно насчитывал 12 человек. Январь 1918 года был метельным, снежным. Блок ходил по ночным петербургским улицам в солдатской шинели, сурово и упорно вглядываясь вдаль. Вьюга, бушующая в переулках, и встреча с патрулем – все отразилось в творческом сознании поэта. | Романтизм- Блок использовал легенду о Христе и 12 апостолах, которые, согласно библейскому сказанию, приходили на землю, чтобы вершить великую справедливость. А образ – символ снежной бури, ветра, - этот звуковой вихрь, начинающий поэму, он создает ее главный тон. Основу поэмы составляет революционный конфликт, борьба старого и нового. | |
Сюжет | Связан с движением. Это движение красногвардейского патруля (коллективный герой), несущего дежурство на ночных улицах Петрограда из старого мира в новый, т.е. движение революции по истории, движение от хаоса к гармонии. Композиционное движение – поэма как бы смонтирована из реалий времени: обрывков лозунгов, мелодичных реплик. *Отряд из 12 человек идет по ночным улицам революционного Петрограда. Они готовы на все, чтобы защитить новый мир от старого. *На лихаче несутся Ванька с Катькой. Красногвардейцы стреляют в Ваньку, но тот сбегает. Катька с простреленной головой остается лежать. * Отряд отправляется дальше. Убийца девушки, Петька (он когда – то любил Катьку) не хотел ее смерти, начинает мучиться угрызениями совести, но товарищи его осуждают. * Идущие 12 человек под красным флагом замечают шелудивого пса, пытаются его отогнать. Впереди видят чей-то образ, стреляют в него. Потом продолжают путь. |
Тема Жанр | Образ освобожденной революцией Родины, картина неудержимого «мирового пожара», в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. Эпическая поэма |
Композиция | Кольцевая. Все главы связаны между собой, попарно симметрично. 1 глава- экспозиция. 12 глава- финал. Главы содержат сходные тематические мотивы: городской пейзаж ночь зима вьюга Пространство в первой главе необъятное, вселенских масштабов. Постепенно оно начинает сужаться до пределов одного города, общечеловеческое становится более конкретным. В последней главе наблюдается обратное движение, от города – ко вселенной. |
Символика | *Свет - тьма *Добро - зло *Старое - новое *Образ ветра третья строка бесовское начало *Образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра * Старый пес – символ старого мира, преследующего героев -революционеров. *Перекресток Место, где делается человеком Нехорошее место, где собирается выбор дальнейшего пути нечисть. (христианская символика) Перекресток – это четыре дороги, это и крест. Именно здесь застыл человек – вопрос, именно там, где должно находиться сердце распятого на кресте Христа. ? Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. |
Музыка на улицах Петрограда | Частушки, городской романс, марш, народная заплачка, цыганский романс, скороговорки…(многоголосье- полифонизм). |
Цветопись | Белый, черный, красный. |
«Белый снег» и «белый венчик из роз» Иисуса Христа | Мистическим символом является образ розы, пришедшей в поэтику символистов из католической религиозной символики, где именем розы обозначалась богоматерь (Saneta Rosa); розой называлось в готической архитектуре большое круглое окно с тонким переплетом, располагавшееся на главном фасаде собора. В поэтике раннего символизма роза была одним из элементов «тайного» (эзотерического) языка. Блок в символизме оказался невольно (повлияла поэзия Владимира Соловьева). |
Пространство в поэме | Вселенная город движение отряда внутри отряда внутренний мир Петра. Затем в обратном порядке. |
Образ Иисуса | Образ Христа в поэме не случаен. Красногвардейцы идут за Христом, а значит являются его новыми апостолами и несут человечеству нравственное очищение, несут новую справедливость. Они вышли, чтобы уничтожать старый мир, а значит и Христос не милостивый, а беспощадно карающий, призывающий к мести. Хотя Блок сознавал, что его Христос чужд настрою поэмы, что им не найден образ, который бы олицетворял цели революции, но важно учитывать общий революционно- романтический пафос, веру поэта в завтрашний день. *Впереди 12 красногвардейцев (12 апостолов) идет Иисус Христос- залог того, что не все человеческое в людях во время революции погублено. Подтверждение тому – проснувшаяся совесть в Петьке. Христос – символ обновления. Он – фигура, которая связывает космос с душевным микрокосмосом человека (т.е. Христос нужен, как воплощение идеи прощения грешных, убийц, что люди, переступившие через кровь придут к его заветам. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла). *Иисус освящает действия красногвардейцев. Он идет впереди с «кровавым флагом», указывая путь. Он становится символом бунтарской стихии, рождающегося нового мира. *Христос идет впереди убийц, как на Голгофу, берет на себя их грех. Блок цитирует Евангелие, выражая свое понимание Христа: «И был с разбойником…» *12 стреляют в того, кто стоит впереди – в Христа. Иисус остается «от пули невредим». Герои расстреливают будущее. *Пес, стоящий позади, - символ старого мира. Он, как и пудель – Мифестофель, ассоциируется с Сатаной. Следовательно, сзади остается бес (прошлое), в настоящем – отряд из 12 человек, впереди – Христос (будущее). |
Перекличка между главами | 1 | Звучит тема города | 12 | 2 | В центре- движение отряда | 11 | 3 | Настроение в отряде | 10 | 4 | Городская тема | 9 | 5 | Внутренний монолог Петрухи | 8 | 6 | Самосуд | 7 | |
Блок воспринял революцию как стихийное бедствие | Действие развертывается на фоне разгулявшейся стихии. Черный вечер Белый снег противопоставление двух миров старый мир новый мир (в образе пса «голодного», не отстает от красногвардейцев, «безродного», «нищего», он прочно поселился в их душах «шелудивого»,«голодного волка», который трусливо плетется за красногвардейцами. Сатирические зарисовки Образ 12 красногвардейцев, обломков мира: буржуа, представителей и защитников. писатель, поп, барыня, проститутки (они сметены бурей). Стихия революции изображена символически в виде: ветра метели бури Блок хочет понять, несет ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию к созиданию. Сущность революции Блок показал через один эпизод, который символичен. Бойцы из красногвардейского караула стали неуправляемы, внешне напоминают уголовников. Обсуждают Ваньку, но нечаянно убили Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, но с другой стороны: «это наши ребята, одетые в рваные пальтишки,…раздули «мировой пожар». Впереди Иисус Христос |
Число 12 | 12-количество представителей нового мира, 12- количество главок, композиционных частей поэмы. В заглавии заключена и особенность образной системы произведения – сочетание реализма и романтизма. |
Размер | Каждая из 12 глав поэмы написана своим, особым размером: здесь и свободный стих, и ямб, и хорей. |
Блок принадлежал к тем поэтам, которые сразу же приняли и приветствовали Октябрьскую революцию. Бывшие участники символистских салонов клялись, что они никогда не простят Блоку этой поэмы, прославлявшей Октябрь. |