СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе к конкурсному испытанию "Учитель года - 2021" «Гражданская позиция современного учителя: Кто, если не я?»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эссе высказываются соображения по поводу предназначения учителя, о том, что такое гражданская позиция в целом и насколько важно иметь учителю активную гражданскую позицию.

Просмотр содержимого документа
«Эссе к конкурсному испытанию "Учитель года - 2021" «Гражданская позиция современного учителя: Кто, если не я?»»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Вязовская Основная Школа»





Эссе

«Гражданская позиция современного учителя:

Кто, если не я?»



Автор: учитель русского языка и литературы

Игумнова Мария Михайловна















с. Вязовка

2021

Гражданская позиция современного учителя

«Кто, если не я?»

Еще в школе всех учат «проявлять активную гражданскую позицию». В моей памяти это осталось как обязательное участие в выборах. Но что же понятие означает на самом деле? Попробуем разобраться.

В социологии можно найти такое определение: «гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов»1. Это только одно из определений, в литературе же их множество. Они объединяются по следующим позициям: обязательная ответственность за свои поступки, деятельность на благо государства, участие в общественной жизни, сочетание личностных и общественных интересов. То есть гражданская позиция человека – это глубокое понимание своей значимости в общественной жизни и ответственности за все сделанное и несделанное в жизни не только для себя, но и для государства.

В 2020 году В.В. Путин внес поправки в закон «Об образовании», в которых обратил особое внимание на воспитание. Проговаривается, что же именно должно входить в воспитательную работу в школе, а именно: патриотизм, гражданственность, уважение к памяти и подвигам защитников Отечества, уважение к человеку труда и старшему поколению, а также к культурному наследию и природе. То есть во время проведения уроков и во внеурочной деятельности учителя должны показывая ученикам примеры патриотизма, человеколюбия, ответственного поведения и уважения к старшим.



Учителю, как никому другому, важно иметь активную гражданскую позицию. Учитель – пример для детей, для будущего поколения. Это огромная ответственность. То, что он говорит, как ведет себя в школе и жизни – все откладывается в неокрепших умах учеников и влияет на их будущее и соответственно на будущее страны и мира. С капли начинается море, с малого – большое. Учитель, имеющий активную, сформированную гражданскую позицию, имеет шанс донести ее и до своих учеников. Сможет научить их ответственности за свои поступки, патриотизму, гражданскому самосознанию, правовой культуре.

Учителями становятся по разным причинам. Есть такие люди, которые с детства хотят работать в школе. Они целенаправленно идут к этому, учатся и становятся, что называется «педагогами от Бога». Это ласковые, внимательные к детям, талантливые учителя, «болеющие душой» за профессию. К сожалению, есть другая категория педагогов – пришедших в школу вынужденно. Для них работа в школе - тяжкая повинность. Это не может не сказываться на качестве их деятельности: работа «от звонка до звонка», без души, без внутренней ответственности, только поверхностные знания. Есть и другая категория учителей, тех, кто стал работать в школе сознательно.

Например, я пришла в педагогику не сразу. Не могу сказать, что это было мечтой моей жизни, скорее наоборот: после окончания университета я всем говорила, что никогда не буду учителем, что это «не мое». Сменив несколько работ и место жительства, я остановилась на школе. Понаблюдав за школьниками, тесно соприкоснувшись с их мирком мечущихся душ, я пришла к одной мысли: «Кто, если не я?»

Дети всегда были разными. Кто-то слушается, кто-то нет, кто-то сомневается и спорит, кто-то воспринимает как данное, кому-то нравится учится, кому-то нет… Особенности современной школы – наличие гаджетов, наличие доступного развлекательного контента, мешающего учится, отсутствие мотивации к учебе. За то, небольшое, время, что я работаю в школе, мне ученики уже не раз задавали вопросы: «А зачем это нам?», «А для чего нам учится?», «А для чего изучать все предметы, ведь можно учить только то, что нравится?». Самое страшное, что такие вопросы звучат от вполне благополучных, умненьких, успевающих детей. Здесь самое главное – разъяснить, поговорить, поддержать ребенка. Дать пищу для размышления, о том, что все предметы важны для всестороннего развития личности, что школьнику нужно изучать все предметы, так как он еще не может знать, что именно ему пригодится в будущем и т.д. Это важный шаг в формировании гражданской позиции уже ребенка.

Теперь на вопрос о своей деятельности я отвечаю: «Сею разумное, доброе, вечное». Если я смогу дать детям хоть каплю знаний, которые они запомнят и будут использовать, хоть толику правильного миропонимания, хотя бы крупицу доброты – я буду рада.

«Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать», - было сказано еще в Ветхом Завете. Придет наше время собирать камни – то есть жить в том мире, который мы создали, среди тех людей, которых мы воспитали. Каким он будет, этот мир, решать нам.



1 Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.