СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на конкурс "Учитель года -2017"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Дорога в школу, дорога к себе"

Просмотр содержимого документа
«Эссе на конкурс "Учитель года -2017"»

Эссе   на конкурс "Учитель года -2017"

Человек, живущий за счёт и  во имя детских голосов,

человек, играющий множество ролей,

Словом, волею судьбы – Учитель!

Дорога в школу, дорога к себе

Я иду на урок посреди неразбуженных улиц.

Тихо падает дождь,  заливая  канавки дорог.

А ребята,  наверное, только проснулись –

Я иду на урок.

Я иду на урок, я пока ещё точно  не знаю,

Что за день предстоит, где начало его, где итог…

Но за счастьем иду, это я уже  давно понимаю.

Я иду на урок.  Никого, только листья немножко.

 Вот знакомая дверь, удивительный  школьный порог.

Ничего  нет дороже, конечно же, нету дороже.

Я иду на урок!

Всё, пора выходить! Сегодня прекрасная погода, до школы  идти   минут двадцать, и  есть время подумать.  Скоро праздник «День матери»,  и мы с моим 7  « б» классом  будем готовиться к концерту.  Очень помогает, конечно,  домашний компьютер. Тут тебе и музыкальная студия,  и  библиотека,  и театр,  и огромный банк музыки, да чего в нём только нет.  Надеюсь, что в этот раз  у нас получится  здорово,  как на  празднике «Мисс осень!» Тогда наше выступление длилось  более  часа, и  после каждого номера  не утихали  аплодисменты.  Есть  у нашего класса тайное местечко –берёзовая роща. Посетив однажды этот уголок, дети стремятся туда вновь и вновь. А потом фото на память. Это незабываемо!  Такие прогулки не только   развивают наблюдательность, дают стимул к творчеству, но и  вызывают  потребность бережного отношения ко всему живому на Земле. Я  должна стараться, чтобы таких  памятных моментов  в жизни моих ребятишек  было как можно больше, ведь  яркие впечатления  школьных дней  остаются надолго.  И пусть даже  через много  лет  в их памяти сохранятся наши школьные праздники,  походы,  прогулки в осенний и зимний лес,  концерты, фестивали.  А если и всплывут где-то горестные воспоминания,  то обязательно в мягких красках, да и то мимолётно.   Горько слышать,  когда  иной ученик  плохо отзывается о школе,  значит,    где-то мы,  педагоги не поняли детскую душу. Школа должна быть доброй. В 10 классе зачёт  по литературе.   Заканчивается  ещё одна тема.   Ребята показывают своё умение размышлять о жизни, делают  нравственный выбор. Я очень надеюсь,  что  эти знания пригодятся им в жизни.  Факультатив в 7 классе,  а значит, вернусь домой поздно.  У ребят глаза заблестели, включаются в разговор  после   просмотренного фильма «Уроки французского» по рассказу В.Г.Распутина.   Проанализировать сочинения учащихся на  тему «Золотая осень».  Одно из них - семиклассница Оксана. Хорошей ученицей  назвать её нельзя. На уроке слова не выбьешь,  задания не выполняет, одноклассников сторонится... Читаю сочинение, и по спине  бегут мурашки: "Багряные листья ложились  в промозглую  осеннюю слякоть..." Разве после этого мнение  о девочке не изменится? А позже я узнала,  что  девочка много читает. В семье -пробемы.  Вот и ушла  Оксана  в другой, выдуманный мир мечтаний, отгородилась от всех и молчит. А мы, взрослые,   за своими заботами, проблемами и спешкой  не  сумели  вовремя протянуть  руку помощи. Помогу ли я этой девочке? Не знаю, но то,  что приложу максимум усилий, - это точно. Вот только нужно не останавливаться на полпути, нужно, чтобы  хватило сил. Постараюсь!            Работы на сегодня много:  сделать отчёт по дежурству,   нужно   выпустить    очередной  номер   школьной газеты, а  учащимся 5 класса    подготовить проекты с  использованием компьютерных технологий. Так что в компьютерном классе будет многолюдно.  И обязательно нужно сделать так,  чтобы мои ученики проявляли  как можно больше самостоятельности, не шли  по проторенным путям, а пробовали, ошибались, искали… Ведь истину нельзя  дать, каждый  должен найти её сам! Вот я  и в школе.  Здравствуйте, ребята.  При виде весёлых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз  радуюсь наступлению очередного дня. Первый урок  литературы.  Настоящий, в моём понимании, урок – это 45 минут непрерывного поиска,  напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно  продуманной  со стороны учителя  технологией урока, в котором важно всё:   внешний облик  учителя (его глаза,  его взволнованность и увлечённость),  нечто  персональное для каждого ученика (область исследования,  письмо-приглашение к участию в обсуждении  темы урока,  творческое задание  побеседовать с писателем,  придумать диалог с героем).  Первое, что  я могу  утверждать: учитель должен строить свое отношение к детям, не как к ученикам, а как к людям. Если учитель не видит в учениках людей, то, каково его влияние.На мой взгляд, наиболее распространенное нарушение в этике поведения учителя следующие: обращение к ученику не по имени, отсутствие извинений в случае оплошности учителя, приказной характер распоряжения учителя: «Откройте тетради!», «Пишите!», «Встаньте!» Без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста»; невнимание к ответу ученика, прерывание его речи, беседа с другими во время ответа.А известный учитель словесник Е. Ильин говорил: «Горькая минута урока – пустые глаза ученика». Кто виноват в таких горьких минутах урока?  Часто на уроке два варианта ответа у нас, у школьников  на вопрос – «да» или «нет». Каждый урок  -  как премьера, во время которой  под влиянием слова, музыки, жеста рождаются чувства  сопереживания и  перевоплощения.   И здесь ученик - и зритель,  и участник,  и творец, получающий заряд  эмоций и энергии для восприятия темы.   Своеобразными  инструментами для развития  творческого потенциала  личности  являются творческие  исследования,  групповые, индивидуальные, опережающие задания.   Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» о чём?   О грозе? Но грозы не бывает   одновременно с дождём,  солнцем, ветром, летящей пылью и гомоном птиц!  Любое   мнение имеет место, если оно может быть  подтверждено текстом.  Ценность любой точки зрения не в истинности,  а в доказательности. Например, сочинение на тему «Кто подпишет некролог на смерть Некрасова, Тургенева, Куприна? »  требует   от ученика знание эпохи, отношения  между современниками, личности писателя.   Или другое: «Твоя  поэтическая композиция по лирике Марины Цветаевой с кратким комментарием»  в 11 классе. Вызывает  интерес тема  «Юбилейный сборник произведений писателя»,  «Цветовая гамма сборника А.Ахматовой»,   составленный  учеником.  От ученика, выступающего в роли составителя, автора вступительной статьи, требуется  многое: знание творчества писателя,  умение видеть   смысл искусства.   «Время суток в поэзии А.Блока» в 8 классе,  «Мотив бессонницы в лирике Цветаевой».   Автор сам не даёт  в тексте однозначного ответа, играя с читателем.   Читательской активности,  артистических  наклонностей  требуют  задания такого характера. Излагать свои мысли, размышлять, искать ответы на нерешённые вопросы помогают ребятам и различные типы уроков: заседание «круглого стола»,  заочная экспедиция,  творческая лаборатория,  путешествие с героем,  «визитная карточка» героя,  урок-портрет,  урок-собрание.   Да, стать мастером нелегко.  Выход пока один: нужно дать  ребятам  возможность  самим искать  ответ –искать, может быть,  всю жизнь, но всерьёз.  Значит, нужно научить их думать.  Задача учителя – воспитать читателя.    Самое главное – это  умение сформировать  вопрос, а не дать   ответ.  Умение увидеть проблему.  Ответы на уроке мы ищем вместе: думаем,  спорим,  ошибаемся…  Учитель  литературы не учит в строгом смысле  слова. Аксиом в литературе нет.  Есть текст и множество  его толкований.  Надо лишь подсказать ребятам путь поиска.  Ну а поиск  неожиданного решения  всегда  заразителен.    Литературное наследие так огромно,  что начинающий  путник в этом мире может растеряться.   Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом,  следует   заглядывать в себя, самокритично вести разговор  с самой собой: не выдохлась ли, способна ли перед  юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех   нуждающихся в  твоём тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть  любовь,  силы и желания  «сердце отдавать детям».  Я постоянно  задаю себе вопросы, отвечая  на которые я лучше понимаю себя, людей и мир.     Обязательно записываю неожиданные повороты, открытия и находки учеников, а на уроке благодарю  за  нестандартные мысли.  Самая  большая похвала и самая   высокая оценка для детей  - это  крепкое пожатие руки. Без слов.  Меня тянет к  ребятам, к моим  ученикам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам, вместе с ними переживаю неудачи,  радуюсь успехам.  Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие есть, быть терпимей к ошибкам  других, но требовательной  к самой себе, а самое главное   - научили   бережнее относиться к детям.   С годами я поняла, что надо  учиться воспринимать лучшее , что в них есть,  помогая  им самим это лучшее  в себе увидеть.  А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал К.Ушинский, «только личность  может воспитать  личность».  Счастье учительское, судьба учительская…  Вот уже 34 года я работаю в школе. Всё было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это  были годы поисков, раздумий,  открытий.  Иногда приходилось всё начинать сначала, но никогда я не пожалела  о том,  что стала учителем.  Судьба…Скажу ли ей я спасибо? Наверное, да.  Спасибо за те минуты,  когда удавалось пробудить  лучшие чувства в детях,  спасибо  за те мгновения, когда  после  долгих неудач ребёнок вдруг восклицал: «Получилось!»  Обретал веру  в себя. Победа ребёнка становится и моей победой, его радость - моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе:  «Не ропщи на судьбу, и если  избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем,  поверь в них, растворись в них, потому что  призвание моё –нести  любовь и радость»