ЭССЕ учителя начальных классов Зининой Л. В.
«Ребенок — это не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь»
(Дистерверг).
Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своими отношениями к миру...
В жизни, как отдельной личности, так и всего общества есть человек, влияние которого несоизмеримо ни с чем и ничем незаменимо. Каждый из нас хранит всю жизнь в памяти образ любимого учителя — того, под влиянием которого мы формировали свою душу, выбирали профессию и жизненный путь.
Человек растет, в нем пробуждается острый интерес к миру, к определенной области знаний. Великие математики, писатели, врачи, космонавты, режиссеры — все они начинали тогда, когда рядом был он, первый учитель. Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе еще маленького человека.
Школа - это моя стихия. Я выросла в школе. Моя мама - учитель начальных классов с сорока трех летним педагогическим стажем работы. Я помню, как совсем маленькой девочкой предпочитала сидеть на задней парте в школьном кабинете и смотреть, как мама ведёт урок в своем классе, чем ходить в детский сад и играть со своими сверстниками. С детства я имела представление об этой профессии и уже тогда решила для себя, что буду учителем.
А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняется вместе с ними и учитель. Мне хочется рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.
Приятно видеть, что первые робкие неумелые движения крючком, иглой или спицами постепенно становятся уверенными и из-под рук учениц выходят красивые и полезные изделия. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».
Всё имеет свои истоки. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Иногда опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Дети, как опытные психологи, чувствуют, «вычисляют» таких педагогов за считанные минуты, они не прощают высокомерия. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога.
В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия – это специалист, который должен быть готов к любому общению.
Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям этой специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель – выявляет одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Задача каждого учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.
Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Можно не сомневаться в том, что само понятие «учитель» уже в недалеком, во всяком случае, в обозримом будущем, выйдет далеко за рамки сугубо профессиональной деятельности. На рубеже веков и тысячелетий возрастает интерес к прогнозам, к тем тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности. Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она — эта любовь может стать нравственной основой сознательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. В руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.
И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.